Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (133)'10 - Библиотеки и образование
Звенья одной цепи

Надежда Павловна Гурьянова, директор Кировской областной универсальной научной библиотеки им. А. И. Герцена


Библиотекам важно объединить усилия с образовательными учреждениями, ведь цель у них одна — воспитание грамотного, образованного и успешного гражданина с высокими духовными потребностями.

В Законе «О библиотечном деле» названы главные функции библиотеки —  информационная, культурная и образовательная. На основе ресурсов библиотек формируется уникальное собственное культурно-образовательное пространство, в которое вовлечены все образовательные и досуговые учреждения региона и которому подчинена внутренняя жизнь самой библиотеки — важной составной части сформированного ею пространства.
С точки зрения Федерального закона «Об образовании» библиотека не попадает под определение образовательного учреждения и не входит в перечень таких учреждений, обязанных иметь лицензию. Следовательно, говорить о библиотеке как образовательном учреждении не приходится, поэтому мы говорим о её просветительской функции, объектом которой является личность читателя.
Суть информационной функции библиотеки состоит в наиболее точном и полном отражении и передаче сведений о документе. Она направлена на удовлетворение читательских потребностей. Просветительская функция направлена на пробуждение и формирование потребностей. Поскольку просвещение по своей сути предполагает распространение знаний и образования, то просветительская функция включает в себя образовательную функцию, но лишь в той степени, в какой библиотека способствует обучению и воспитанию граждан, в особенности молодого поколения.

Библиотека, школа, вуз —
организации-партнёры
Являясь по статусу научной библиотекой, КОУНБ им. А. И. Герцена всемерно содействует развитию науки и образования в регионе. Важнейшей задачей библиотеки является наиболее полное раскрытие её богатейших ресурсов для развития научного потенциала Кировской области.
Новые технологии позволяют удалённым пользователям получать свободный доступ к информационным ресурсам библиотеки, в первую очередь к документам региональной коллекции «Память Вятки». Библиотека поставила для себя целью модернизацию своего сайта:  на нём пользователь должен получать на нём самую полную информацию о наших ресурсах и возможностях. Это и правовые базы, и БД удалённого доступа, и услуги по ЭДД. Посетив сайт, читатель должен испытать желание познакомиться с библиотекой поближе. (Кстати сказать, по цитируемости сайт нашей библиотеки занимает второе место после сайта Правительства Кировской области.)
Областная целевая программа «Развитие культуры Кировской области» на 2009–2013 годы позволяет нам активно заниматься модернизацией библиотечных процессов, перейти на новый программный продукт OPAC Global и начать создание единого сводного каталога с участием библиотек Кировской области. Но мы пока ещё в начале пути.
На протяжении многих десятилетий главной читательской категорией КОУНБ является студенчество: по итогам 2009 г. студенты вузов составляют 38,3% наших читателей, учащиеся средних специальных учебных заведений — 5,3%, учащиеся школ — 1,9%. Научные работники и работники народного образования составляют 8,5%. Увы, количество молодых читателей ежегодно уменьшается.
К сожалению, в погоне за статистическими показателями в последние годы  в областной научной библиотеке нередко забывали о приоритетном обслуживании научных работников. Сейчас у нас есть возможность сосредоточиться на создании благоприятных условий для научных работников. На это направлен проект по созданию Кабинета А. И. Герцена в нашей библиотеке. В этом кабинете учёный сможет спокойно и комфортно работать с ценными и редкими документами.

Система мероприятий в помощь
образовательному процессу
Ежегодно перед началом учебного года в августе в зале новых поступлений организуется большая выставка-просмотр вновь поступившей литературы — новой учебной и методической литературы для вузов, техникумов и школ по всему комплексу предметов.
В течение ряда лет информационно-библиографический отдел готовит для библиотек области актуальные библиографические списки (например, «В помощь изучению русского языка», «В России – Год молодёжи»). В 2010 г. отделы библиотеки готовили циклы выставок по разным отраслям знаний. Особенно яркой и запоминающейся стала выставка «Дореволюционная детская книга в фондах Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена», подготовленная в марте-апреле 2010 г. отделом книжных памятников.
Особенно тесные отношения связывают библиотеку с историческим, филологическим и социально-гуманитарным факультетами (специальность «Издательское дело») Вятского государственного гуманитарного университета. Давно уже стали традиционными экскурсии студентов первых курсов в библиотеку для знакомства с её ресурсами. Вот уже третий год в краеведческом отделе библиотеки проходят практику десять студентов III курса исторического факультета, при этом библиотека получает практическую помощь в разборе документного фонда, а студенты могут обстоятельно работать с историческими документами.
С 2009 г. два раза в год (во Всемирный день книги и авторского права и Всемирный день информации) библиотека проводит акцию для студентов и школьников «Стань читателем библиотеки». Призом служит бесплатный билет читателя и книга (обычно это один из томов «Энциклопедии земли Вятской»). В этом году впервые был проведён Праздник знаний для привлечения молодых читателей: для них будут проведены экскурсии по библиотеке, лекции, обзоры, выставки самых увлекательных изданий.
Отдел литературы на иностранных языках тесно сотрудничает с кафедрами иностранных языков кировских вузов, ежегодно проводит презентацию своего отдела для студентов 1 курса факультета иностранных языков ВятГГУ. Большую работу ведёт Немецкий учебный центр, готовится к открытию Американский уголок.
Отдел абонемента научной книги сохраняет давнюю традицию индивидуального информирования учителей-предметников о поступлениях новинок по интересующему их учебному предмету. Литературный дискуссионный клуб «Зелёная лампа» постоянно собирает преподавателей словесности и любителей книги на обсуждение новинок художественной литературы.

Важность прошлого
Важным начинанием библиотеки совместно с Вятской епархией стали в 2009 г. публичные лекции по истории Вятки для студентов и краеведов. В большом читальном зале библиотеки были проведены лекции известных исследователей из Ижевска (Л. Д. Макаров) и Нижнего Новгорода (А. Л. Мусихин). Переполненный зал, множество острых вопросов, горячий интерес к судьбе Вятки — всё это показало, как жителям города не хватает знаний о прошлом и как они нуждаются в разговоре на такие важные темы.
Недостаток серьёзной краеведческой литературы, необходимой широкому читателю, побудил нас инициировать выпуск серии книг «Культурное наследие Вятки». Книги издаются на средства Правительства Кировской области тиражом 1000 экз. и поступают в библиотеки региона.
Первой книгой серии стал труд известного историка А. В. Эммаусского «Исследования по истории Вятской земли» (Киров, 2009). Готовится переиздание словаря вятского говора, составленного братом знаменитых художников, учителем Николаем Васнецовым. Оба этих труда подготовлены библиотекой совместно с историческим факультетом Вятского государственного гуманитарного университета, с которым складываются отношения сотрудничества в течение многих десятилетий. Библиотека завершает работу над книгой, посвящённой известному вятскому историку и археологу XIX в. Александру Спицыну, куда будут включены его основные труды о Вятке, архивные материалы и библиография. Составителем этого большого научного труда является нижегородский историк А. Л. Мусихин, большой друг библиотеки им. А. И. Герцена.
Библиотека ведёт широкую научно-исследовательскую и издательскую деятельность, в которой активно участвуют преподаватели вузов — историки и филологи, выпускает труды Герценовских, Петряевских, Салтыковских чтений, с 2000 г. издаёт научно-популярный альманах «Герценка: Вятские записки» (вышло 17 выпусков), с 2008 г. — «Вятский библиофил» (готовится 3-й выпуск). Издания библиотеки нашли широкое признание среди научной общественности не только Кировской области, но и России.

Популяризация вятской книги
Важное место в работе библиотеки занимает популяризация книги, в том числе произведений вятских авторов. И здесь у нас есть много единомышленников из числа самых авторитетных преподавателей высшей школы: доктор педагогических наук Е. О. Галицких, кандидата философских наук Н. И. Злыгостевая, зав. кафедрой отечественной истории ВятГГУ М. С. Судовиков. С их участием в кировских вузах ежегодно проводятся презентации лучших книг вятских авторов.
Нельзя не отметить работу областного краеведческого объединения «Вятка», заседания которого регулярно проходят в библиотеке. На них обычно рассматриваются вопросы, связанные с историческими исследованиями о Вятке, обсуждаются новые труды по истории, результаты разысканий вятских краеведов.
С 1999 г. в библиотеке ежегодно проводится выставка «Вятская книга года», целью которой является представление широкой общественности изданий, поступивших в областную библиотеку в течение предыдущего года в соответствии с законом «Об обязательном экземпляре документов Кировской области». В дни работы выставки проходит конкурс на лучшие книги по ряду номинаций, в том числе «Лучшее учебное пособие», «Лучшая научная книга». В качестве экспертов выступают ведущие преподаватели вузов, в состав жюри входят известные учёные.
Уже несколько лет подряд в марте-апреле проходит Областной праздник вятской книги в г. Кирове и ряде районов области — встречи с писателями и издателями, презентации и обсуждения новых книг, конкурсы и литературные викторины.
Библиотека выпускает «Ежегодник вятской книги» — каталог новых краеведческих и местных документов, поступивших в библиотеку в течение года. Все краеведческие библиографические материалы выставляются на сайте библиотеки в виде полных текстов.
В день российской науки 8 февраля в библиотеке им. А. И. Герцена открывается конкурс «Гуманитарная научная книга», книги-участники которого экспонируются на выставке в зале новых поступлений. В конкурсе участвуют учебные пособия и монографии преподавателей и учёных Приволжского федерального округа. В этой выставке активно участвует и Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, с которым у библиотеки сложились давние дружеские связи.
Стало традицией проведение конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского в рамках регионального конкурса педагогов-организаторов и руководителей исследовательских работ учащихся и студентов им. В. И. Вернадского. В апреле 2010 г. в библиотеке им. А. И. Герцена состоялось подведение итогов областного литературного детского конкурса к Международному дню детской книги, подготовленного Дворцом творчества детей и молодёжи.

Зародить интерес к истории
В 1992 г. при Кировском областном центре детско-юношеского туризма и экскурсий была создана очно-заочная историко-краеведческая школа.
Школа даёт навыки исследовательского труда и научного поиска учащимся 9–11 классов, живущим в районных центрах и сёлах Кировской области, учит их самостоятельному труду с источниками. Задача библиотеки в данном случае — раскрыть основные информационные ресурсы о крае и предоставить труды по вятской историографии, зародить интерес к историческому документу у молодых исследователей.
Ребята пишут дипломные работы по разным темам вятской истории, ведут разыскания в библиотеках, музеях, архивах, защищают публично результаты своих исследований. Выпускники краеведческой школы поступают в престижные вузы, но главное здесь то, что они на всю жизнь сохраняют интерес к изучению вятской истории.

Школьные библиотекари —
соратники и союзники
Ежегодно в Международный день школьных библиотек в библиотеке проходит День информации для школьных библиотек.
В 2009 г. главный библиотекарь научно-методического отдела Н. А. Скрябина провела анкетирование с целью изучения профессиональных информационных потребностей школьных библиотекарей. Состоялась презентация сайта библиотеки и библиотечных ресурсов, адресованных общеобразовательной школе и её педагогам, освещался опыт работы муниципальных библиотек по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде, а также опыт издательской деятельности библиотек области. Сотрудники отдела литературы по искусству постарались раскрыть всё многообразие ресурсов отдела: книги, журналы, грамзаписи, ноты, аудиокниги, электронные документы – в помощь школе.
В 2009–2010 гг. КОУНБ им. А. И. Герцена и Кировский областной совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов провели среди библиотек области конкурс на лучшую организацию работы с ветеранами. В нём приняли участие не только муниципальные, но и школьные библиотеки.
По инициативе председателя Российского детского фонда А. А. Лиханова с 2002 г. в Кировской области проходят Общественно-педагогические Лихановские чтения, на которых представители власти, педагогическая общественность и работники культуры совместно решают вопросы воспитания молодого поколения. Главным организатором выступают Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова и Кировская областная детская библиотека имени А. С. Грина. Ежегодно вручаются лихановские премии лучшим школьным и детским библиотекарям Кировской области.
КОУНБ им. А. И. Герцена является методическим центром и организует работу муниципальных библиотек с учреждениями образования, анализирует и распространяет лучший опыт. Педагоги и руководители детского чтения являются для муниципальных библиотек приоритетной читательской категорией. Особенно крепкой становится связь библиотеки и школы в поселениях Кировской области в условиях катастрофически убывающего сельского населения. Здесь работают библиотекари-подвижники, которые пытаются с помощью книги скрасить жизнь своих селян.

Плач по книге
Библиотека им. А. И. Герцена предоставляет свой обменный фонд муниципальным и школьным библиотекам Кировской области. Как оказалось, самая востребованная сегодня литература — русская и зарубежная классика.
К сожалению, в услугах библиотек нуждается всё меньшее и меньшее количество граждан. Вот парадокс нашего времени: чем больше современная библиотека может дать гражданину (читателю), тем меньше он в ней нуждается.
В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечается тот факт, что чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Образовательный процесс развивается таким образом, что книга не является главным элементом его содержания, порою исключается, если не сознательно, то, по крайней мере, с молчаливого одобрения преподавателя, довольствующегося минимумом знаний своего ученика (студента). Компьютер за последнее десятилетие успешно вытеснил книгу из жизни молодого поколения. Лишь в детских библиотеках мы ещё можем видеть отдельных юных читателей с пытливым взором. Необходимо менять учебные программы, вводить новые методики обучения в школах и вузах, так чтобы чтение заняло подобающее место.
Библиотечных работников чрезвычайно беспокоит то, что интерес к книге катастрофически падает. Нечитающий человек не может быть грамотным человеком, не может чётко и правильно формулировать и излагать свои  информационные запросы и мысли. В формате нашей конференции мы намеренно не говорим о полном пренебрежении к правилам русской лексики и орфографии в молодёжной среде — это отдельная больная тема для российской интеллигенции.
На наших глазах меняется статус книги. Ещё в 1980-х годах она была необходимым спутником едва ли не для каждого гражданина, в 1990-х стала атрибутом его успешности и домашнего интерьера, а ныне книга в привычном интерьере становится лишней и бесполезной. Мы видим, как связки книг оказываются у мусоросборников, в лучшем случае их передают в библиотеку, где они находят приют в обменном фонде.
Лишь некоторые преподаватели вузов пытаются анализировать ситуацию с чтением. В феврале 2010 г. на Десятых Петряевских чтениях был представлен доклад по изучению чтения современных студентов на примере двух крупнейших вузов региона — Вятского государственного университета (ВятГУ) и Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ).1 Были опрошены 50 студентов специальностей «Физика», «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях». Из опроса были таким образом исключены студенты-историки и филологи, чьи специальности предполагаются работу с историческими документами и печатными текстами-оригиналами.
Ответы на каждый из вопросов неутешительны. Так, на вопрос: «В какие библиотеки Вы записаны?», дали ответ: «Не записан ни в одну библиотеку», 38,5% опрошенных студентов ВятГУ и 21,7% ВятГГУ. На вопрос: «Как часто Вы пользуетесь абонементом и читальным залом библиотеки (очевидно, имеется в виду вузовской)», студенты ВятГУ ответили: «Практически никогда» (38,5% и 53,9% соответственно). Ответы ВятГГУ примерно такие же.
В последние годы в библиотеку поступают иллюстрированные энциклопедии, справочники, альбомы по искусству, научно-популярные издания, от которых невозможно оторвать взгляд, они стоят на полке и притягивают к себе. Самое обидное, что многие из них останутся невостребованными. Потому-то библиотека и ставит задачу максимального раскрытия фондов — в первую очередь на своём сайте, через систему информационных и рекламных изданий.
Нам важно объединить усилия с образовательными учреждениями, поскольку цель у нас одна — воспитание грамотного, образованного и успешного гражданина-патриота, имеющего высокие духовные потребности. Достичь этой цели можно только при активной популяризации чтения. В настоящее время в КОУНБ им. А. И. Герцена идёт разработка региональной программы поддержки чтения, в которой будет обобщён совместный опыт работы библиотек области и общеобразовательных учреждений по продвижению чтения. Мы надеемся, что интерес к книге вернётся, и книга займёт особое место в жизни российского гражданина.


1 Соловьёв С. В., Соловьёва И. А. Культура чтения современных студентов // Десятые Петряевские чтения : материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 25–26 февр. 2010 г.). — Киров, 2010. — С. 77–81.

Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы