Татьяна Александровна Ившина, директор Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области
Национальный проект «Наша новая школа» и Национальная программа поддержки и развития чтения — два концептуальных документа, в реализации которых педагогическое и библиотечное сообщество являются серьёзными партнёрами, от объединения усилий которых зависит, как скоро мы сможем приблизить желаемое будущее России.
Проект «Наша новая школа» признаёт необходимость развития компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
Национальная программа поддержки и развития чтения признаёт чтение важным инструментом повышения интеллектуального и духовного потенциала нации, способом освоения жизненно важной информации и реальным условием повышения уровня общекультурной компетентности всего населения.
Правительство Ульяновской области понимает, что выполнить столь серьёзные задачи без развития творческого, профессионального потенциала библиотекаря образовательного учреждения и учителя, а также без повышения престижа этих профессий невозможно, потому поддерживает соответствующие инициативы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова.
Разрушая
межведомственные барьеры
Осознание того, что объединение усилий учреждений культуры и образования может быть колоссальным ресурсом развития учреждений, их взаимного обогащения в конечном счёте будет способствовать более качественному образованию, воспитанию, более высокому уровню информативности школьников, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям, пришло к нам не сразу.
В многолетней истории взаимодействия детских и школьных библиотек были разные времена. Конструктивное взаимодействие двух ведомств и двух типов библиотек нашлось в 2007 г., объявленном в регионе Годом чтения и русского языка.
Библиотека взяла на себя роль организатора семинаров, круглых столов, ассамблей, ежегодных августовских совещаний, научно-практических конференций с привлечением доцентов и профессоров вузов, столичных специалистов в области детского чтения. На них обсуждались проблемные вопросы формирования информационной культуры школьников, подходы в организации совместной социокультурной деятельности. Мы вооружали специалистов школьных библиотек инновационными формами и методами продвижения книги и чтения. На этих форумах мы нацеливали своих коллег на помощь школьным библиотекам, кооперацию усилий, а специалистов органов образования — на более активное использование интеллектуальных, фондовых ресурсов общедоступных библиотек.
Многолетний опыт сотрудничества с Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования — предмет особой нашей гордости. В Ульяновской области (при сохранении традиции повышения квалификации школьных библиотекарей ещё с доперестроечных времён) реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа «Библиотечно-информационная деятельность в образовательном учреждении». Более чем по десяти темам лекции читают специалисты нашей библиотеки. Программа ежегодно претерпевает изменения с учётом современных требований к школьному библиотекарю. Особое внимание уделяется обучению современным информационным технологиям.
В Ульяновской области сложилась нетрадиционная система повышения квалификации школьных библиотекарей в муниципальных образованиях. На зональные семинары приглашаются школьные библиотекари из самых отдалённых уголков области. В районах, где ставки специалистов по школьным библиотекам сокращены (а таковых оказалось большинство) и библиотекари остались наедине с проблемами, это на сегодняшний день единственная возможность профессионального общения, обмена опытом, новыми идеями.
Прекрасной возможностью для оказания методической помощи школьным и муниципальным библиотекарям стали еженедельные выезды специалистов областных библиотек в составе «Губернского книжного экспресса» в 2009 г. и «Патриотического десанта» в 2010 г.
Преобладающими формами обучения являются мастер-классы, тренинги, деловые игры, мозговые штурмы, показательные мероприятия, рассчитанные на активное включение каждого обучающегося в процесс освоения нового. И надо признать, что психологические барьеры, с которыми сталкивались ранее практически все участники таких форм обучения, стали постепенно исчезать.
Участие специалиста Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова в Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» в Москве в марте 2009 г. позволило внедрить в библиотечную практику региона новые технологии работы с литературным текстом и предложить такие формы продвижения чтения, как конференция нового формата, музей проживания. Каждая из этих форм замечательна тем, что даёт широкий простор для творчества: их можно как угодно трансформировать, переориентировать на различные группы пользователей, привносить своё оригинальное решение и т. д.
Такое активное содействие повышению квалификации библиотечных кадров в сфере образования не приносит нам финансовых дивидендов, как в других регионах России, где два ведомства работают на договорной возмездной основе. Но неоспоримым фактом является то, что в лице сотрудников департамента образования, специалистов института повышения квалификации работников образования, школьных библиотекарей и педагогов мы обрели единомышленников, надёжных помощников в продвижении своих ресурсов.
Именно сотрудничество обеспечивает успех реализации таких крупных проектов, как «Супер-читатель», областных конкурсов «Творчество, развитие, успех», «Аленький цветочек», «Моя Россия», «Война в судьбе моей семьи», межрегиональных фестивалей библиотечных театров. Количество школьников, вовлечённых в творческую и социально-ориентированную деятельность, растёт от конкурса к конкурсу. Если до 2007 г. оно исчислялось сотнями, то в последние годы — тысячами. Надо отдать должное библиотекарям образовательных учреждений, более чем 45% которых самым активным образом продвигают наши инициативы в среду обучающихся.
Для того чтобы совместная деятельность библиотек двух ведомств приобрела системный характер, распоряжением губернатора — Председателя Правительства Ульяновской области были утверждены Планы мероприятий межведомственного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и общедоступных библиотек Ульяновской области на 2008–2009 гг., затем на 2009–2010 гг., которые успешно реализуются, обрастая новыми идеями и проектами.
Информационная культура
школьников глазами
библиотекарей и педагогов
Одной из главных задач, которую мы взялись решать сообща, является формирование информационной культуры школьников. Специалистами Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова разработана учебная программа «Информационная культура личности», которая в сентябре 2008 г. получила положительное заключение областного экспертного совета по дошкольному, общему профессиональному и дополнительному образованию и рекомендацию к использованию в образовательном процессе. Приказами руководителей двух департаментов Программа рекомендована к внедрению на территории всей области усилиями двух ведомств.
Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова на XIII Всероссийской конференции РБА отметила высокий уровень межведомственного взаимодействия и с готовностью поддержала идею проведения на Ульяновской земле Съезда школьных библиотекарей Приволжского федерального округа. В работе съезда приняли участие 356 делегатов из 14 регионов ПФО, в том числе и Ульяновской области.
Организатором содержательной работы двух секций: «Инновации и социальное партнёрство в работе современной школьной библиотеки» и «Кадры школьных библиотек: научно-методическое и информационное обеспечение непрерывного образования» — стала областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова.
Событием для региона явилась встреча в стенах библиотеки специалистов образования и культуры в формате спор-сейшн «Миссия библиотек в процессе модернизации образования» в августе 2009 г. В спорах, обсуждениях, размышлениях приняли участие И. И. Калина, заместитель министра образования и науки РФ; депутат Государственной думы, председатель комитета по образованию Г. А. Балыхин; заместитель председателя правительства Ульяновской области Т. В. Девяткина; министр образования Ульяновской области И. В. Балашова; руководители региональных и муниципальных ведомств по управлению образованием и культурой; заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам; члены правления Ульяновского фонда поддержки детского чтения, Совета по книгоизданию и продвижению чтения; директора школ и МБС, библиотечные работники и читатели.
Многие выступающие подчёркивали важность оперативного диалога, обмена опытом, совместного планирования и координации действий в комплектовании фондов, кооперации усилий и ресурсов публичных и школьных библиотек.
Значимым итогом целенаправленной деятельности учреждений двух ведомств стал круглый стол, проведённый в рамках I Библиотечной сессии в мае этого года и посвящённый Общероссийскому Дню библиотек «Культура — образованию! Образование — культуре!» Достаточны ли сегодня условия для развития подрастающего поколения? Соответствуют ли кадровый, информационный и материально-технический ресурс библиотек современным требованиям жизни и новым образовательным стандартам? Насколько единодушно мнение педагогов и библиотекарей в отношении чтения и информационной культуры личности? Вот вопросы, которые живо обсуждались. Предлагались порой нестандартные, но действенные пути организации библиотечного обслуживания и эффективные формы формирования культурных и читательских компетенций.
Самым ценным результатом проведения круглого стола стало подготовленное специалистами двух ведомств «Соглашение о межведомственном взаимодействии министерства образования Ульяновской области, департамента культуры и архивного дела Ульяновской области».
Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие сторон при решении вопросов создания необходимых организационных, правовых, информационных, социально-экономических условий реализации планов и программ межведомственного взаимодействия на территории Ульяновской области.
Соглашение определяет основные направления, формы и методы сотрудничества между сторонами по вопросам, требующим согласованных действий и решений, включая реализацию совместных программ, планов.
Основными направлениями сотрудничества являются:
• совместная деятельность по организации рационального использования интеллектуального и профессионального потенциала учреждений образования области и библиотек с целью эффективного содействия формированию всесторонне развитой личности;
• обеспечение координации и интеграции деятельности учреждений двух ведомств в решении проблем формирования информационной культуры личности, продвижения чтения, осуществления программ повышения квалификации специалистов библиотек;
• выработка общей позиции или решений по актуальным проблемам взаимодействия;
• подготовка совместных предложений по созданию инвестиционно привлекательных, социально значимых проектов для реализации на территории Ульяновской области.
Надеемся, что подписание этого документа состоится в ближайшее время.
Ульяновский фонд поддержки
детского чтения
Существенную роль в укреплении профессиональных связей сыграл созданный в 2008 г. Ульяновский фонд поддержки детского чтения. Фонд как организация, призванная осуществлять помощь библиотекам любой ведомственной принадлежности, позволил решать задачи, стоящие перед школьными библиотеками: качественно улучшить их фонды, материально-техническое состояние, повысить профессиональный уровень кадров работающих в образовательных учреждениях и мотивировать их к активной творческой деятельности в реализации совместных проектов по продвижению чтения.
Появились первые результаты. Фондом организованы два межведомственных конкурса на лучшую библиотеку, обслуживающую детей; участниками первого конкурса стали 14 школьных из 7 районов области (всего участвовало 42 библиотеки). Во втором конкурсе участвовало уже 37 школьных библиотек (всего 60). Качественно улучшился и призовой фонд. Библиотеки-победители получили в качестве приза копировальное устройство (принтер-сканер-копир) и комплекты литературы, а лучшие специалисты награждены библиотечной техникой и книгами для чтения.
Фондом был поддержан и первый областной межведомственный смотр инновационных проектов по привлечению к чтению «Мастерская детского чтения». В нём приняло участие более 70 школьных и муниципальных библиотек Ульяновской области. По результатам смотра создан электронный продукт «Чтение: успешные технологии», в котором самые творческие и инициативные библиотекари области поделились опытом со своими коллегами, продемонстрировали, как продуманно и необычно вплетают они новое в систему привычных знаний. Победители получили сертификаты на 3 тыс. руб. для приобретения самой востребованной литературы. И уже на третий день долгожданные книги были у читателей.
Особенно значима роль Ульяновского фонда поддержки детского чтения в обновлении книжных фондов школьных библиотек. Это практически единственный источник, из которого в школьные библиотеки за полтора года существования Фонда поступило более 9 тыс. книг.
Роль педагогов
За последние годы тесного взаимодействия специалисты библиотеки заслужили уважение у коллег образовательных учреждений. Вместе с тем к нам теперь пришло чувство ответственности за состояние школьных библиотек и судьбу их сотрудников.
Сегодня мы постоянно слышим, что библиотека в школе должна быть и образовательным, и информационным, и воспитательным центром, центром чтения. Реальность же такова:
• фонды не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам школьников и учителей;
• доступ к интернет-ресурсам в большинстве библиотек отсутствует;
• материально-техническая база слаба;
• говорить о комфортных и эстетически-привлекательных помещениях для детей пока ещё рано;
• кадровая ситуация в школьных библиотеках из-за низкого статуса, низкого уровня заработной платы, отсутствия мер социальной поддержки тоже вызывают беспокойство.
Деятельность, о которой я рассказала выше, лишь минимизирует, сглаживает эти проблемы, но не решает их. Решение возможно, если в законе об образовании будет определены роль и место учебной библиотеки в образовательном процессе, гарантии информационного и документного обеспечения права на образование через библиотеки учебных заведений и, соответственно, обеспечение их необходимыми ресурсами.
Решить проблемы связанные с отсутствием в школьных библиотеках молодых, всесторонне образованных, творческих кадров можно только при значительном повышении уровня заработной платы и обеспечении их теми социальными гарантиями, которые есть сегодня у педагогов.
Существующую проблему низкого уровня управляемости, организации деятельности школьной библиотеки, координации и кооперации её с общедоступными библиотеками можно решить путём возвращения в штат органов образования методистов по школьным библиотекам либо делегирования их функций методическим отделам центральных районных и областных библиотек на договорных началах. Надеюсь, такой опыт есть в регионах, и он станет предметом обсуждений на секционных заседаниях форума. Уверена, когда поддержка образованию возведена в национальный проект, кабинет №1 в школе не должен находиться на задворках реформы.
В заключении хочется сказать, что если в течение последних трёх лет шло целенаправленное воздействие на библиотечные кадры образовательных учреждений, то сегодня перед собой мы ставим аналогичную задачу в отношении педагогического сообщества, потому что именно в плодотворном и тесном сотрудничестве с ним видим успех.
В последнее время именно на педагогов нацелены все виды библиографического информирования: индивидуальное и групповое учителей-предметников, классных руководителей, преподавателей СУЗов, педагогов-воспитателей, педагогов ДШИ.
Дни специалиста для учителей-предметников «За страницами школьных учебников», дни информации «Как научить детей учиться?» включают не только обзоры и библиографические списки традиционных печатных документов, но и демонстрации веб-сайтов, на которых размещены материалы по методике преподавания различных учебных дисциплин, оценке качества знаний учащихся, внеклассной работе. Это самые разные виды ресурсов: федеральные образовательные порталы, серверы методических объединений, электронные коллекции книг и справочников, персональные интернет-страницы педагогов и т. д.
Совместная работа библиотекарей и педагогов позволяет объединить информационные и технологические умения учащихся, давать и получать дополнительную информацию по предмету, использовать новые формы и методы преподавания на основе использования новых информационных технологий.
Именно учителя, социальные педагоги, психологи и уполномоченные по правам ребёнка школ становятся приоритетными группами для информирования по правовому просвещению, которым активно занялись библиотеки в последние годы. Семинары, круглые столы, тренинги по поиску информации в многопользовательской универсальной справочно-поисковой системе «Гарант» и информационных ресурсах Интернет по правовому просвещению для них особенно востребованы.
Созданный на базе областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова Центр духовно-нравственного развития детей и молодёжи Ульяновской области позволил заметно активизировать сотрудничество с управлением образования мэрии. Православные педагоги, завучи по воспитательной работе стали пользователями наших информационных ресурсов.
Дать школьникам полноценную подготовку в области информационной культуры возможно только при интеграции процесса формирования библиотечно-библиографических знаний практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Роль педагога в этом трудно переоценить. Но и этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Библиотека, на наш взгляд, – самый оптимальный вариант. Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий педагога и библиотекаря, которым реально согласовать учебные задания и ресурсные возможности их выполнения, занятия по развитию навыков работы с информацией для школьников разного возраста, критерии определения уровня формирования информационной культуры и требований к школьникам.
Надеемся, что наши усилия по обращению учителей в свою веру через несколько лет приведут к результатам не меньшим, чем те, каких мы достигли во взаимодействии с библиотекарями образовательных учреждений.