Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (133)'10 - Библиотеки и образование
Смена образовательной парадигмы

Ольга Ивановна Шкира, директор библиотеки ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», Украина

Человек будущего создаётся сегодня. Каждая историческая эпоха формирует человека определённого психического склада. Так каков же человек эпохи постмодерна и глобализации и что может сделать библиотека для того, чтобы его гармонизировать?

В молодом возрасте человек наиболее восприимчив ко всему новому, к воздействию окружающей среды, к тем идеям и ценностям, что пропагандируются в обществе, и наименее критичен при их оценке. Между тем реалии современного общества, те идеи, что в нём циркулируют, те свободы и возможности, что предоставляются нам сегодня, наряду с позитивными моментами несут в себе и деструктивный заряд. Так, возможность свободно перемещаться в поисках более комфортных условий жизни часто приводит человека к отрыву от своих корней, а следовательно, и к отвержению или принижению ценностей, традиционно присущих тому сообществу, от которого человек дистанцируется. Реклама порождает стремление к удовлетворению любых потребностей и прихотей; стоит ли удивляться всплеску наркомании и возросшему употреблению алкогольных напитков?
Можно констатировать, что отличительными чертами сознания современной молодёжи стали индивидуализм, ориентация на личный успех, гедонизм, погоня за жизненными благами. Общество предлагает молодёжи множество вариантов получения наслаждения без приложения усилий: телевизор заменил книги, компьютерные игры — реальную деятельность. Примитивная массовая культура потакает этим желаниям и в этом отношении полностью отвечает требованиям рынка.
На становление личности с давних пор оказывали влияние не только среда, условия жизни, но и целенаправленное воспитание, осуществляемое обществом. Сегодня на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно ориентированная модель. Перед государством и обществом стоит сложная задача по совершенствованию системы, методологии, содержания и методов обучения, подготовке педагогов, которым предстоит содействовать формированию новых личностей. Главной задачей профессиональной подготовки будущих педагогов становится формирование и развитие личности учителя, раскрытие его творческой индивидуальности. Общество нуждается не просто в специалистах, но в творческих личностях, способных создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения.
На смену «просветительскому» образованию пришло образование, главной целью которого является личностное развитие учащегося, произошёл переход от репродуктивной модели образования к гуманистической. В условиях смены образовательной парадигмы образования изменились и функции библиотеки. В постиндустриальном обществе они заметно расширились, так как значительно возросла потребность членов этого общества в постоянном повышении уровня знаний, их обновлении, в освоения новых видов деятельности. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования, повышения информационной культуры отдельного человека и общества в целом, развитие интеллектуальных и творческих способностей человека.
Деятельность библиотеки, направленная на развитие студента, формирование будущего высококвалифицированного специалиста, высоко эрудированного и высоконравственного человека, является организованным и целенаправленным процессом. Так, оснащение библиотеки нашего университета современной компьютерной техникой началось ещё в 2001 году, однако большой массив наших информационных ресурсов остаётся невостребованным по причине низкого уровня информационной культуры пользователей, их неумения сформулировать свои информационные потребности. Усилия коллектива нашей библиотеки направлены на повышение информационной культуры пользователей.
В библиотеке университета подготовлено учебно-методическое издание «Справка по программной системе “УФД/Библиотека”. Поиск и отбор документов в электронном каталоге», с необходимой информацией о её структуре и деятельности. Ежегодно проводятся Декады первокурсника, экскурсии по библиотеке, тематические обзоры книг по специальностям, обучение информационному поиску в традиционном и электронном каталогах, периодически создаются библиографические издания: списки рекомендованной литературы, библиографические указатели, а также книжные выставки, к организации которых активно привлекаются преподаватели и студенты. Создана система сигнальной документации (Доска объявлений, стенды «Правила пользования библиотекой», «Экспресс-информация», «Новинки библиотеки», специальные таблички-указатели и т. д.), в читальных залах работают библиотекари-консультанты. Библиотека имеет свой сайт (www.library-phdpu.org.ua), на котором пользователи могут воспользоваться электронным каталогом и полнотекстовой базой учебно-методических материалов, которая постоянно расширяется.
В связи с увеличением потока информации, открытием новых специальностей в университете возрастает роль библиотеки как информационного центра. В 2008 г. в библиотеке был открыт зал информационных ресурсов «Млечный путь», укомплектованный 30 компьютерами с доступом в Интернет. Это читальный зал с несколькими функциональными зонами: залом периодических изданий, залом научных изданий, музеем-архивом академика Ю. Бойко-Блохина, компьютерной зоной. Многолетние усилия библиотекарей, направленные на создание комфортных условий пребывания пользователя в библиотеке, увенчались успехом: теперь она представляет собой действительно безбарьерное пространство, и наши посетители могут готовиться к занятиям, заниматься самообразованием, отдыхать.
Библиотека университета представляет собой информационно образовательный и культурный центр, много внимания уделяется реализации её культурно-просветительской и воспитательной функций. Осуществляется информационное сопровождение всех общеуниверситетских мероприятий. Традиционными стали книжно-иллюстративные выставки, к подготовке которых активно привлекаются студенты, выставки работ известных художников Переяславщины, а также работ, авторами которых являются преподаватели, сотрудники и студенты. Презентация каждой выставки становится незабываемым культурным мероприятием. В библиотеке проводятся разнообразные культурные и научные мероприятия: встречи с известными людьми, конференции, круглые столы, семинары, тренинги и т. д.
Библиотека университета ведёт большую краеведческую работу. Создан сводный краеведческий каталог, содержащий информацию о литературных достопримечательностях, хранящихся в фондах музеев города и частных коллекциях. В рамках творческой библиотечной лаборатории реализуются творческие проекты, направленные на патриотическое воспитание молодёжи, интеллектуальное и духовное развитие личности. Так, проекты «Киевщиноведение», «Сковородиана», «Казачество», «Научная элита Переяславщины» предусматривают контакты с местными СМИ, проведение встреч с интересными людьми и культурно-просветительских мероприятий, формирование архива персональных коллекций, организацию мультимедийных тематических полнотекстовых баз данных, информационные марафоны, выпуск биобиблиографических указателей и очерков, формирование тематических картотек и т. д.
Сотрудники библиотеки готовы к выполнению сложных задач. Неотъемлемыми качествами современного библиотекаря являются компетентность, высокий уровень знаний и корпоративной культуры, стратегическое мышление, исследовательские способности, инновационность, лидерство, активность и самостоятельность. Это привело к существенным изменениям в работе библиотекарей, расширению их профессиональных задач, осознанному выбору траектории профессионального развития, созданию ими возможностей для всестороннего роста каждого участника образовательного процесса. Придерживаясь современной концепции культурологического образования, предусматривающего широкое использование библиотечного ресурса для осуществления гуманизации образования, библиотекари приобщают студенческую молодёжь к лучшим достояниям украинской и мировой культуры, развивают эстетические чувства и вкус, высокие моральные качества, формируют черты социально зрелой, творческой личности.

Дригайло В. Технология работы библиотеки вуза / В. Дригайло // Библиотечный форум Украины. — 2008. — С. 8–14.
Кремень В. Г. Образование и наука в Украине — инновационные аспекты. Стратегия. Реализация. Результаты / В. Г. Кремень. – К.: Грамота, 2005. — 448 с.
Шкира О. Библиотека высшего учебного заведения: современная модель деятельности / О. Шкира // Высшая школа. — 2009. — С. 80–87
Шкира О. И., Деркач Т. Л. Университетская библиотека — центр информационной поддержки инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: теория и практика использования в высшей школе. — Переяслав-Хмельницкий, 2008. — С. 93–113.

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы