Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (133)'10 - Библиотеки и образование
Стать информационным лидером

Светлана Валентиновна Олефир, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, заместитель директора по автоматизации МУК «Централизованная система детских и школьных библиотек», г. Озёрск

В последние годы продвижению чтения в России уделяется значительное внимание. Не остаются в стороне и школьные библиотеки, которые благодаря интернет-технологиям обрели новые возможности.

В январе 2010 года мэр Челябинска М. Юревич объявил, что все школьные библиотеки города превратятся в бесплатные интернет-кафе, то есть станут точками доступа во Всемирную сеть. По его мнению, 90% школьников имеет доступ к Интернету дома; у остальных учащихся также должно быть право бесплатно заходить в Сеть и готовиться к занятиям. Это решение носит судьбоносный характер: оснащение школьных библиотек новой техникой и скоростным Интернетом позволит вопросы привлечения детей к чтению решать более результативно: библиотека станет кабинетом №1 в школе, а библиотекарь — информационным лидером, работа которого нужна и учителям, и ученикам.
Подключение к Интернету открывает перед школьными библиотеками новые возможности: позволяет расширять свои фонды за счёт электронных документов глобальной Сети, создавать свои сайты, форумы, вести блоги. Интернет может быть использован в ходе школьных уроков для обучения и тестирования, в просветительских и досуговых массовых мероприятиях, в индивидуальной работе с читателем. Школьники могут обращаться к интернет-ресурсам в целях самообразования.
Немало интересных форм и методов использования ресурсов Интернета в школьной библиотеке можно найти на информационном портале для школьных библиотек Русской школьной библиотечной ассоциации и газеты «Библиотека в школе». Назовём только некоторые примеры.
Интернет богат ресурсами краеведческого характера, посвящёнными природе и экологии, отдельным городам и населённым пунктам, поэтам и писателям Урала. Существуют такие прекрасные ресурсы, как «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», «Ильменский заповедник», электронная версия Красной книги Челябинской области с замечательными иллюстрациями. Свои представительства в Интернете имеют не только крупные города области (Челябинск, Миасс, Златоуст, Магнитогорск), но и небольшие города и сельские районы: Коркино, Озёрск, Нагайбакский, Чесменский районы и многие другие. На их сайтах размещены материалы об истории этих населённых пунктов, рассказы об известных людях, улицах и площадях, учреждениях и др.
Ресурсы, представляющие интерес для педагогов и учащихся, создаются и силами библиотек. Так, на сайте ЧОУНБ в последние годы выставляются прекрасные «Календари знаменательных и памятных дат». Благодаря нашему известному краеведу Н. А. Капитоновой на сайте Челябинской областной детской библиотеки размещено более 50 статей о детских писателях области, в том числе о современных молодых авторах.
Хочется отметить и литературные ресурсы Челябинской областной юношеской библиотеки, одного из лидеров информатизации Южного Урала. Здесь и виртуальные выставки электронных ресурсов библиотеки, и рекомендательная библиография, и материалы о писателях, и литературная мастерская.
На сайтах издательств и СМИ Челябинской области можно найти архивы статей прошлых лет. Концептуально чётко выстроен портал «Краеведение Челябинской области» (www.kraeved74.ru), созданный с применением современных wiki-технологий и содержащий в том числе полнотекстовые редкие издания.
Интернет-технологии помогают школьному библиотекарю искать новые формы привлечения детей к чтению, пробуждения интереса к книге. Естественно, при этом библиотекарь должен тщательно изучать и отбирать интернет-ресурсы, способные стать подспорьем в его деятельности, эффективно использовать дидактические возможности компьютера, электронные сетевые (в том числе образовательных) ресурсы, оказывать помощь школьникам в использовании электронных информационных источников, учить детей самостоятельно оценивать их качество.
Как же представлены библиотеки Челябинской области в интернет-пространстве?
В конце 2007 года Министерство образования Челябинской области провело конкурс сайтов школьных библиотек. На конкурс было принято около 40 заявок из городов и посёлков области. География конкурса была такова: города Челябинск, Аша, Златоуст, Еманжелинск, Касли, Копейск, Магнитогорск, Миасс, Озёрск, Трёхгорный; районы: Агаповский, Аргаяшский, Брединский, Каслинский, Кизильский, Уйский, Чесменский. Была определена десятка лучших сайтов школьных библиотек городов и сельских районов. Практически на всех страницах школьных библиотек присутствовала полная информация о школьной библиотеке и её фонде, были размещены интересные рекомендательных материалов по чтению для детей и родителей, представлена документация и методическая информация для профессионального сообщества библиотекарей, даны ссылки на интернет-ресурсы по чтению, выставлено много замечательных творческих работ читателей.
Прошло несколько лет. К сожалению, многие сайты школ (а вместе с ними и школьных библиотек) на едином информационном пространстве edusite.ru в данный момент закрыты. Отрадно, что 10 победителей конкурса продолжают обновлять свои интернет-страницы. Появляются и новые страницы школьных библиотек. Особенно приятно, что обновляются библиотечные страницы сельских школ: Нижнеусцелёмовской СОШ Уйского района и Новомирской СОШ Троицкого района.
За эти годы в интернет-пространстве произошли большие изменения. Развитие получили вики-технологии, сетевые сообщества и блоги. Школьные библиотекари всё чаще объединяют школьников в виртуальные клубы любителей чтения, представляют литературное творчество школьников на библиотечных сайтах. В конце 2009 г. порталом «Кирилла и Мефодия» был предложен дистанционный курс по созданию библиотечных блогов. Цель курса — научить библиотекарей использовать блоги для решения образовательных и библиотечных задач, для формирования открытой среды электронного обучения.
Для того чтобы школьная библиотека стала успешной, востребованной, необходимо учитывать запросы «поколения Сети», соответствовать их реальным потребностям. Необходимо создавать новые и улучшать существующие сайты, осваивать новые технологии, развивать новые интернет-сервисы и корпоративные библиотечные проекты, осуществлять общение с читателями на сайте.
Интернет-ресурсы, представляющие интерес для школьных библиотекарей:
www.kraeved74.ru — краеведческий портал Челябинской области»;
http://www.rusla.ru/rsba/reading — Русская школьная библиотечная ассоциация: информационный портал для школьных библиотек/ Школьная библиотека как центр приобщения к чтению;
http://lib.1september.ru — газета «Библиотека в школе»;
http://centerreading.blogspot.com/ — региональные центры чтения;
http://www.ch-lib.ru/general/biblio/divisions/ school40/index.shtml — библиотека МОУ СОШ №40, г. Озерск;
http://s4.miass.edu.ru — библиотека МОУ «СОШ № 4», г. Миасс;
http://74212s47.edusite.ru/p1aa1.html — библиотека МОУ СОШ №47, г. Челябинск;
http://www.ch-lib.ru/general/biblio/divisions/ school34/index.htm — библиотека коррекционной школы №34, Озерск;
http://www.74333s006.edusite.ru — библиотека МОУ СОШ №6, г.Уфалей;
http://www.74323s025.edusite.ru — библиотека МОУ «Нижнеусцелёмовская СОШ Уйский район;
http://novmir.u-education.ru — библиотека МОУ «Новомирская СОШ» Троицкий р-н, п. Новый Мир;
www.skachkovschool.my1.ru — библиотека МОУ Агаповская СОШ №1;
74204s044.edusite.ru/p25aa1.html — библиотека МОУ «СОШ №44» г. Миасс;
www.74205s8.edusite.ru — веб-страница библиотек МОУ СОШ №8; Златоуст
http://bibliotochka.blogspot.com/ — блог библиотекаря МОУ СОШ №8; Златоуст
http://librarian-bibnout.blogspot.com/ сайт проекта «Моя профессия — библиотекарь»



Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы