Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 20 (134)'10 - Обсуждаем Кодекс этики российского библиотекаря
В поисках истины

Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург



«Библиотеке удастся стать центром человеческого общения, если она будет ориентироваться на многообразие потребностей людей, если в ней будет работать Библиотекарь Общающийся, то есть обладающий высоким уровнем культуры общения»


На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Международном библиографическом Конгрессе профессор
О. Янонис поблагодарил российскую научную профессиональную школу, на традиции которой опираются библиографы и библиографоведы Литвы. Он назвал фамилии тех представителей русского библиографоведения, которые пользуются сегодня наибольшим профессиональным авторитетом в его стране, — фамилии
О. П. Коршунова, В. А. Минкиной,
И. В. Гудовщиковой и других. Я задумалась о том, о каких российских библиотековедах зарубежные коллеги могли бы отозваться с таким же пиететом. И мысленно поставила на первое место Езову Светлану Андреевну — исследователя проблемы библиотечного общения.
Конечно, многие зарубежные специалисты занимаются этой проблемой, но, насколько мне известно, так многогранно, цельно и глубоко её не исследовал никто. Светлане Андреевне Езовой принадлежит более 150 публикаций по вопросам методологии, теории и практики библиотечного общения. Она исследовала этот вопрос, что называется, вдоль и поперек. По сути, этой теме посвящена вся её научная деятельность, начавшаяся в 1960-х годах прошлого века. В каждой своей книге или статье она обращается к исследованию новой болевой точки библиотечного дела. Сейчас в центре её внимания находится библиотечная этика, которую она рассматривает в качестве регулятора библиотечного общения и поведения библиотекаря в процессе библиотечного обслуживания.
За публикациями С. А. Езовой я слежу с аспирантских лет. В профессиональную науку мы обе вошли вдохновлённые трудами представителей ленинградской психологической школы. Особый интерес у С. А. Езовой вызвали работы В. Н. Мясищева, посвящённые теории отношений. Эта теория была заложена в основу её кандидатской диссертации, предметом которой был метод анкетирования. В разработке этой актуальной в 60-е годы ХХ столетия социологической проблемы уже проглядывал интерес автора к общению, ведь сама анкета предполагает обратную связь с реципиентом, определённое взаимоотношение с ним. В основу своего подхода к теме библиотечного общение С. А. Езова положила разработанную В. А. Мясищевым концепцию. Согласно этой концепции, структура общения  представляет собой триаду: психологическое отражение участниками друг друга — отношение их друг к другу — обращение друг с другом.
Тема библиотечного общения в работах С. Е. Езовой постепенно углублялась, развёртывалась в разных направлениях. По мере демократизации общества усиливалась и актуальность этой темы. Можно сказать, исследователь своевременно откликалась на социальный заказ. В её трудах нашли отражение такие вопросы, как теоретические основы и трансакционный анализ библиотечного общения, библиотечное общение и массовая работа, типы взаимодействия библиотекаря и читателя, культура библиотечного общения, развитие и формирование коммуникативной компетенции библиотекарей, библиотечное общение в учебном процессе высшей библиотечной школы.
В работах С. А. Езовой, построенных на изучении реального взаимодействия библиотекаря и читателя, глубокая теоретическая база сочетается с практической направленностью. Актуальность её работ особенно возросла в связи с повышением роли коммуникативных функций библиотек, появлением такого явления, как виртуальное общение, с созданием на базе библиотек Центров общения и межкультурной коммуникации, осознанием важности коммуникативной социализации библиотекарей, читателей, социальных партнёров. Спросите любого библиотекаря, какой проблемой он сейчас более всего озабочен, и он без колебаний ответит: проблемой общения, построения диалога с читателем. В своих работах С. А. Езова исходит из насущных задач библиотечного обслуживания, а потому не удивительно, что конференции и семинары по различным аспектам общения по её работам проходят не только в России, но и в других странах. Согласно прогнозу футурологов на смену информационному обществу придёт интеллектуальное общество, следовательно, можно предположить, что коммуникативная функция библиотеки будет возрастать, и одновременно будет возрастать необходимость в дальнейшей научной разработке этой темы.
Сегодня мне хочется представить читателям новое научно-практическое пособие С. А. Езовой, которое называется «Мир библиотечного общения». Эта книга была выпущена издательством «Литера» в 2010 году и объединила в несколько сокращённом виде три ранее вышедших работы Светланы Андреевны — «Культура общения библиотекарей» (2004), «Грани библиотечного общения» (2002) и «Библиотечное общение как феномен исследования» (2007). Все названные работы объединяет психолого-этическая проблематика.
Отличительная особенность и сила данного труда — опора на давние традиции библиотечного дела. Вводная часть книги так и называется — «Из истории изучения библиотечного общения». Именно отсюда проистекает гуманистический подход автора к взаимодействию библиотекаря с читателем и ко всему отечественному библиотечному делу, поставившему во главу угла живое общение, которое органично смыкается с вопросами руководства чтением и библиотечной педагогикой. Коснулась автор и зарубежных подходов к проблеме библиотечного общения, преимущественно нацеленных на удовлетворение информационных потребностей пользователей с применением новых информационных технологий.
Говоря об информационных потребностях посетителей российских библиотек, С. А. Езова ввела в теорию межличностной коммуникации более ёмкий термин «потребности жизнедеятельности». Ведь, с одной стороны, сами библиотечные ресурсы выходят за рамки информации, с другой — потребности людей, пользующихся этими ресурсами, могут включать в себя также интерес к определённому жанру литературы, к общению, к интеллектуальным занятиям, к самореализации в читательском творчестве, жизнеобеспечении себя в культуре и многое другое. Термин «потребности жизнедеятельности» исследователь ввела и в определение понятия «Библиотечное общение». В её формулировке оно выглядит так: «Библиотечное общение — взаимодействие людей, обусловленное их потребностями в решении проблем жизнедеятельности как в библиотечно-информационной деятельности, так и в межличностных контактах, посредством библиотечно-информационных ресурсов».
Большое место в книге занимает глава, посвящённая методологическим основам библиотечного общения. В ней автор совершает экскурс в мир функций общения, рассматривая их с позиции таких наук, как психология, культурология, теория коммуникация, делает акцент на социализации и инкультурации личности. Автор рассматривает психологический, гуманистический, технологический, культурологический, информационный, деятельностный, гендерный, исторический, синергетический подходы к проблеме. Характеризуя каждый из них, она выявляет их сильные и слабые стороны.
Особо следует остановиться на педагогическом и этическом подходах, так как они являются наиболее актуальными для современной библиотеки, находящейся сегодня в поисках этических норм взаимодействия с читателем. (См. статью Г. М. Пальгуевой «Служить бы рад, прислуживаться тошно»).
Рассматривая библиотечную профессию как профессию педагогическую, основанную на сотрудничестве библиотекаря с читателем, С. А. Езова склонна применять термин «педагогическое общение», используемый чаще всего в отношении взаимосвязи учителя и ученика, и при описании взаимоотношений библиотекаря и читателя. Она считает, что дефиниция «педагогическое общение» должна получить логический анализ и занять своё место в терминологическом словаре библиотековедческих терминов. Основанием для этого служит разрабатываемая в библиотековедении педагогика сотрудничества и личностно-ориентированное библиотечное обслуживание.
Стремление автора утвердить термин «педагогическое общение» заслуживает поддержки, особенно когда речь идёт о взаимодействии библиотекаря с ребёнком. И здесь хотелось бы обратить внимание С. А. Езовой на теорию руководства чтением детей, разработкой которой с середины прошлого столетия занимались кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми. Так, кафедра Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской, которую возглавляла Наталья Николаевна Житомирова, ещё в конце 190-х годов создала первый в истории отечественного библиотечного дела учебник «Руководство чтением детей в библиотеке», достойный того, чтобы он был включён в историю развития теории библиотечного общения. Большое место в этом учебнике было уделено разбору такого метода библиотечной работы, как беседы библиотекаря с читателем.
Этический подход к библиотечному общению, как понимает его С. А. Езова, обусловлен развитием и в России, и за рубежом нормативной базы библиотечной этики. На страницах рассматриваемого пособия создатели нового Кодекса этики российского библиотекаря смогут найти немало готовых формулировок и концепций. Вот одна из них: библиотеке удастся стать центром человеческого общения, если она будет ориентироваться в своей деятельности на многообразие потребностей людей с учётом гендерных, возрастных, психологических особенностей, состояния здоровья, вероисповедания, национальности, профессиональных особенностей и др., если в библиотеке будет работать Библиотекарь Общающийся, то есть обладающий высоким уровнем культуры общения.
В своём пособии С. А. Езова посвятила культуре общения целую главу, привела факты и цифры, раскрывающие состояние этого вопроса в библиотеке. Ей удалось выявить и обосновать типы общения библиотекарей и читателей, нарисовать портрет современного библиотекаря как субъекта общения, выявить барьеры, которые возникают при попытке понять читателя, соотнести между собой слово и дело библиотекаря, показать характер взаимоотношений в библиотечном коллективе. Центром этой главы является диалогический подход к библиотечному обслуживанию читателей.
Любой диалог, по мнению С. А. Езовой, — это диалог культур, это межличностная коммуникация субъектов; в ней происходит обмен теми видами культур, проявление которых вызвано доминантой диалога, его содержательной стороной и характером взаимоотношений субъектов. Проблема диалога, как считают сами библиотекари, — самая трудноразрешимая на сегодняшний день проблема, особенно если предметом диалога становится книга.
Автор выделяет вербальные и невербальные формы общения и подробно останавливается на самой сложной для библиотекаря разновидности — на читательской дискуссии, которая предполагает удовлетворение потребности читателей в поиске путей решения обсуждаемой проблемы, в коллективном поиске истины. Предметом этой коммуникативной практики являются вопросы, аргументы, факты. К формам диалога, помимо дискуссии, я бы отнесла и обсуждение литературных произведений, так как знаю, сколь трудно даётся оно нынешним библиотекарям. В пособии выделены и отдельно рассмотрены и такие формы речевого общения, как монолог, диалог, полилог. Вовлекая читателей в интеллектуальный разговор, пробуждая в читателях интерес к таким беседам и вместе с тем интерес к другим читателям, библиотекарь содействует улучшению имиджа библиотеки, реализации её социальной роли.
Тема библиотечного общения тесно увязывается С. А. Езовой с вопросами профессионального образования библиотекарей, в котором библиотечному общению (и с автором нельзя не согласиться) не уделяется достаточно внимания. Как следствие — многие библиотекари страшатся живого разговора с читателями.
Не обошла вниманием С. А. Езова и такие редко освещаемые в профессиональной литературе темы, как совесть, расхождение между словами и делами, стремление манипулировать людьми. Разрешение этих вопросов требует от библиотекаря направленности на собственное сознание, рефлексии. Проблему нравственности библиотекаря автор тесно увязывает с проблемой общей культуры специалиста: чтобы общаться с читателем, надо, чтобы было чем общаться, и здесь на первое место выходит культура чтения и читательский багаж самого библиотекаря.
Мир библиотечного общения безграничен. Это целая вселенная, включающая в себя книжные и электронные богатства, личность библиотекаря, личность читателя. Начатый С. А. Езовой разговор о проблемах библиотечного общения выходит на философский уровень, ибо затрагивает все области жизнедеятельности людей. Хочется надеяться, что материал данной книги, как и всех предыдущих трудов Светланы Андреевны, побудит читателя к осознанию смысла библиотечного общения библиотечной деятельности в целом.
Жанр книги «Мир библиотечного общения» определён как научно-практическое пособие. В соединении науки с практикой — сила книги. Изучив практику библиотечной деятельности, проанализировав и обобщив полученные результаты, автор приходит к определённым научным выводам, а научные постулаты высвечивают реальное положение дел, приводят всё многообразие фактов в стройную систему, заставляют задуматься не только о настоящем, но и о будущем библиотечного дела.


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы