Тамара Ивановна Гаянова, заведующая отделом автоматизации Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова
Современные дети активно используют Всемирную паутину как в образовательных целях, так и для проведения досуга. К сожалению, это не только источник информации, но и источник опасности.
По сведениям Госкомстата количество детей, использующих Интернет, растёт в геометрической прогрессии. Вызывает беспокойство тот факт, что 75% детей выходят в Интернет без надзора родителей и проводимое ими в Сети время чаще всего составляет 70 часов в неделю.1 Они совершенно не задумываются о том, с какими опасностями могут столкнуться в виртуальном пространстве.
Содержание многих сайтов не соответствует требованиям информационной безопасности по многим критериям, прежде всего личностному, а также ценностно-смысловому и поведенческому. Дети оказываются незащищёнными от агрессивной, негативной, противоправной информации, часто становятся мишенью грабителей, мошенников, сталкиваются с порнографическим контентом и сексуальными предложениями.
Изучив итоги Межрегионального исследования «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009» Фонда развития Интернет2, данные портала Rumetrica, мы решили подтвердить или опровергнуть тенденции и многие другие показатели использования Всемирной паутины нашими, ульяновскими пользователями, проведя мини-исследование «Ты и Интернет: использование Сети».
В этом году Ульяновская областная библиотека для детей и юношества впервые под патронажем Российской государственной детской библиотеки стала участником Недели безопасного Рунета, проводимой по инициативе Центра безопасного Интернета в России со 2 по 9 февраля 2010 года. Читатели библиотеки активно привлекались к участию в детско-семейном конкурсе «Моя безопасная Сеть», объявленном по инициативе РГДБ и Центра безопасного Рунета в России.
В ходе индивидуальных бесед в компьютерном зале, при проведении обзоров информационных ресурсов Всемирной паутины мы пытались выяснить у детей, что даёт им Интернет, в каких целях они его используют, с какими рисками сталкиваются, общаясь в социальных сетях, опасно ли находиться в Интернете вообще, говорили об условиях и значимости данного конкурса «Моя безопасная сеть», просили ребят поучаствовать в конкурсе и ответить на вопросы анкеты.
Наш региональный Центр правовой культуры для детей, подростков и юношества на базе библиотеки получает в дар от Уполномоченного при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка К. А. Долинина книги об организации системы социальной защиты детей и их информационной безопасности. Эти издания стали серьёзным подспорьем в работе по повышению уровня осведомленности пользователей об интернет-угрозах. В течение 1,5 месяцев работала выставка «Дети и Интернет: Безопасная Сеть», проводились индивидуальные беседы. Это многих заставило задуматься над правилами сетевого этикета, мерах предосторожности при использовании ресурсов Интернета.
Чем заняться в Сети?
В анкетировании приняли участие 140 детей, подростков и юношества с 9 до 18 лет. Мы пытались выяснить у пользователей разных возрастных категорий, какому виду деятельности они отдают предпочтение при проведении своего свободного времени, с какими трудностями и опасностями сталкиваются при использовании информационных ресурсов Интернета; могут ли они оценить надёжность, полноту и достоверность найденной в Сети информации; знают ли, что надо делать при обнаружении информации, оскорбляющей их человеческое достоинство, сталкивались ли с интернет-мошенниками. Также мы пытались выяснить уровень их информационной культуры.
Анкетирование позволило выяснить, какое место занимают традиционное чтение и Интернет в жизни наших пользователей.
Выяснилось, что у детей 9–15 лет чтение стоит только на четвёртом месте; оно следует за Интернетом (68,7%), прогулками (68,7%) и общением с друзьями (56,2%); 16–18 летние также предпочитают Интернет и общение с друзьями (соответственно 50% и 65%).
Большая часть респондентов находится в Интернете от 3 до 5 и более часов в день (из них подростки — 37,5 % , юношество — 36,8%), чтению отдают предпочтение только 43% подростков и 23,6% юношества. Это настораживает, так как 81,2% подростков и 66% юношества предпочитают находиться в социальных сетях (большинство опрошенных отметили портал «В контакте»), процент использования электронной почты небольшой (12,5% и 14,1%).
Общаются в чатах 43,7% детей и подростков и 30,1 % юношества; ищут там друзей 31,2% подростков и только 18,8% юношества. Обменяться в чате мнениями о тех или иных событиях и явлениях, другой информацией чаще стремятся подростки более старшего возраста (29%), а не дети 9–15 лет (только 12,5% респондентов).
В образовательных и познавательных целях информационные ресурсы Интернета используют только 37,5% подростков и 27,3% юношеской аудитории Сети; их гораздо больше привлекают блоги, телеконференции и форумы. На развлекательных порталах бывают 62,5% детей 9–15 лет, юношеская аудитория этих ресурсов — 68,8%.
Познавательные сайты и порталы привлекают 50% подростков 9-15 лет, 32% юношеской аудитории отметили интерес к спортивным и новостным сайтам.
Не ходите, дети, в Интернет гулять?
Ответы на вопросы анкеты показали: 80% юношества и 75% детей и подростков ответили, что они знают об опасностях, которые подстерегают их в Интернете, и большая часть из них уже сталкивалась с такими явлениями, как вымогательство (31,2% и 20,7%), проявление открытой агрессии (12,5% и 20,7%), вирусы (18%). С сексуальными домогательствами столкнулись 6,2% подростков 9–15 лет и 14,1% юношества.
При просмотре интернет-страниц опрошенных более всего раздражают ссылки на сайты порнографического и экстремистского содержания – это отметили 81,2% респондентов 9–15 лет и 60% респондентов 16–18 лет. Всплывающие окна рекламного, коммерческого характера раздражают 31,2% подростков 9–15 лет и 54,7% пользователей старшего возраста; 25% подростков и 42,4% юношества не нравится, когда им предлагается оплатить доступ к какой-либо информации.
Примерно половина респондентов знают, какие действия необходимо предпринять при обнаружении информации, оскорбляющей их человеческое достоинство.
Некоторые продвинутые пользователи, а таких оказалось всего 37,5% от общего количества опрошенных, предлагают сообщить разработчику сайта; обратиться в отдел «К» регионального УВД предлагают 9% респондентов; 6,2% пользователей советуют написать письмо-протест на Горячую линию Фонда развития сети Интернет «Дружественный Рунет»; 8,5% ответили: «ничего бы не сделал». Не имеют представления как как бороться с мошенниками и реагировать на информацию противоправного и агрессивного характера 50% детей 9–15 лет и 56,6% 16–18-летних.
Анкетные данные показали, что очень большой процент из опрошенных (43,7% и 52,8%) любят играть в компьютерные игры, и в то же время 56,2% и 55,6% «игроков» осознают, что компьютерные игры могут принести вред.
Ответив на все 15 самых актуальных вопросов анкеты, 81% детей и 53% 16-18-летнего возраста, современных пользователей Всемирной паутины, отметили, что они нуждаются в получении дополнительных знаний и приобретении навыков по безопасной работе в Интернете.
Законодательные и
технологические методы защиты
Результаты анкетирования стали отправной точкой в дальнейшей деятельности по формированию информационной культуры личности. Введение нового блока занятий по программе ББЗ «Ступени», разработка и издание различных «Памяток» как для детей, так и родителей по безопасному пребыванию детей в Интернете стало насущной необходимостью.
Выводы и предложения, полученные в результате мини-исследования, мы решили озвучить на круглом столе «Дети и Интернет: правовые и технологические аспекты информационной безопасности детей в Интернете», состоявшемся 12 февраля 2010 года и приуроченном к Международному Дню безопасного Интернета. Знаменательно, что он стал частью областной межведомственной акции «Я — ребёнок! Я — человек! Я — гражданин!», которая проходит с февраля 2010 года в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества ежеквартально. В этот день проводятся обзоры литературы правовой тематики, интерактивные познавательные игры, каждый из участников акции может получить бесплатную консультацию психолога, социального работника, юриста по вопросам личного характера, касающимся как своей адаптации в обществе, так и регулирования отношений со сверстниками, учителями, родителями.
Целью круглого стола стало привлечение внимания широкого круга общественности, прежде всего педагогов, родителей, региональных государственных структур и экспертов в области интернет-технологий к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании Интернета как информационного источника.
На обсуждение были вынесены следующие актуальные темы: проблемы использования детьми информационных ресурсов Интернета; роль общества, государства в обеспечении безопасного использования Интернета детьми; влияние компьютерных игр и вредоносных контентов на психику ребёнка; борьба с интернет-угрозами: программно-технические решения.
На круглый стол были приглашены почти все участники процесса информационного обмена: провайдеры интернет-услуг, программисты, специалисты Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны России в Ульяновской области, педагоги, родители и библиотекари, психологи-сотрудники службы практической психологии при МОУ «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей «Росток»», представитель компании ООО «Регионкомсервис» по распространению программного обеспечения и компьютерной техники, сотрудники правоохранительных органов, в том числе сотрудник отдела «К» УВД по Ульяновской области и юрист — сотрудник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи Ульяновской области при областной прокуратуре.
Именно от усилий многих государственных структур, правоохранительных органов, а также коммерческих интернет-провайдеров зависит построение безопасной интернет-среды, формирование позитивного контента и пропаганда «здорового» Интернета.
Разговор получился оживлённым и профессиональным. Многие говорили, что Интернет не место для детей, другие доказывали, что, даже контролируя и ограничивая время присутствия ребёнка в Сети, достичь желаемого невозможно, необходимо привлекать к суду держателей сайтов, которые размещают негативную и опасную в нравственном отношении информацию. Почему до сих пор в нашем государстве не принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и всё ещё находится в проекте модельный закон «Об Интернете»?
Уполномоченный при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка К. А. Долинин, представитель отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи Ульяновской области при областной прокуратуре Т. З. Шерша пытались ответить, когда нам стоит ожидать оперативного развития законодательных инициатив; какими должны быть механизмы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в Сети, что должны сегодня знать дети и родители, предоставляя своим детям свободный доступ в Интернет. Уполномоченный по правам ребёнка поднял вопрос об ответственности, которую должны нести лица, осуществляющие вымогательство в Сети или угрозы, рассылаемые детям в социальных сетях и по электронной почте. Непосредственно обращаясь к представителю отдела «К» УВД Ульяновской области, он привёл конкретный пример: его ребёнок уже получал угрозы по электронной почте, но, обратившись в данный отдел как отец, он не заметил, чтобы сотрудники отдела после обращения поспешили принять радикальные меры.
Специалисты по охране и соблюдению прав несовершеннолетних, юристы отметили, что шаги на уровне государственных структур уже принимаются. В 2008 году в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых была представлена «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». Действует закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст.14 данного ФЗ, в которой прописаны меры защиты детей от вредной информации, недавно вступила в действие новая статья Уголовного кодекса РФ (ст. 242.1), предусматривающая ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Конечно, этого недостаточно; необходимо чётко и как можно быстрее на законодательном уровне прописать обязательства провайдеров по установке контент-фильтров и мониторинга поддерживаемых ими информационных ресурсов, прописать вопросы распространения информации посредством телекоммуникационных сетей.
Сотрудник отдела «К» УВД Ульяновской области заверила всех присутствующих педагогов и родителей в том, что всем, кто сталкивается с детской порнографией в российском сегменте Интернета или с проблемами преследований, запугивания кого-то из детей со стороны интернет-преступников, будет оказана соответствующая консультационная и юридическая помощь.
Участники круглого стола впервые услышали от представителей профильной индустрии, что, согласно акту о защите конфиденциальности детей при работе в Интернете, веб-узлы, которые намеренно собирают сведения, полученные от детей младше 13 лет, должны раскрывать, какие сведения они собирают и каким образом эти сведения используются, веб-узел должен получить согласие родителей перед сбором, использованием или раскрытием личных данных о ребёнке.
Сотрудники коммерческих структур, в частности нашего регионального отделения компании «РегионКомСервис» отметили, что разработан механизм контент-фильтрации. Данное программное обеспечение можно установить при покупке компьютерного оборудования. Для образовательных учреждений уже есть разработки «Лаборатории Касперского» и компании «Доктор Web», имеются такие функции как «parental control», которые позволяют заблокировать доступ к определённым сайтам, ограничить пребывание ребёнка в Сети. Контент-фильтры установлены и на известных поисковых машинах.
Илья Александрович Лысов (ООО «РегиоКомСервис»): «Программ сейчас очень много, их можно найти на сайтах Центра безопасного Интернета в России, на портале НПО “Стеллит”. Что касается порнографических сайтов, то с ними бороться трудно, и они большей частью располагаются на серверах зарубежных провайдеров. О них необходимо сообщать на портал “Дружественный Рунет”, затем обязательно последуют действия по их блокировке».
Все согласились с тем, что родители должны контролировать, что именно просматривает ребёнок в Интернете, в каких социальных сетях он зарегистрирован, с кем переписывается. Большинство родителей находятся в полном неведении о проектах известных фирм по разработке контент-фильтрующего программного обеспечения. Им не хватает знаний, как вести беседу с детьми по безопасному и полезному использованию глобальной Сети.
Дельными были предложения представителя компании «Волга-Телеком» Е. Ф. Сенчевой. Полностью соглашаясь с высказыванием представителей коммерческих структур, что только контент-фильтры и родительский контроль могут спасти ситуацию, она заметила, что такие телекоммуникационные сети, как Ульяновская областная сеть «Волга-Телеком», только предоставляют услуги связи, но не в их компетенции осуществлять контроль над тем, что размещают у себя на серверах хостинг-провайдеры. Сегодня назрела необходимо дополнить федеральный закон «О связи» нормой, обязывающей операторов связи устанавливать по просьбе пользователя программные фильтры и иные средства, которые бы пресекали доступ к информации, запрещённой к распространению законодательством страны. «… Предлагаем делать учётную запись на компьютере, которым пользуется ваш ребёнок дома, тем самым оградив его от доступа к закладкам взрослых и истории посещённых ими страниц; ужесточить контроль на действиями хостинг-провайдеров, на которых находятся или размещаются соответствующие ресурсы, необходимо это сделать в государственном масштабе, прежде всего законодательно!»
В ходе обсуждения проблем пребывания детей в онлайн-пространстве и их защиты, много было высказано полезной информации по поводу того, куда может обратиться ребёнок, родитель, педагог, если ребёнок стал жертвой мошенника, если взломан его личный электронный ящик, если ребёнка оскорбляют или если ему угрожают в социальных сетях. Презентация, сопровождавшая выступление модератора круглого стола, представила обширную информацию по имеющимся на рынке контент-фильтрам и деятельности Центра Безопасного Интернета в России, на сайте которого работает «Горячая линия» и даются разнообразные советы родителям.
Присутствующим на круглом столе школьным библиотекарям, педагогам и родителям было рассказано о сайтах «Дружественный Рунет» и «Не допусти!» (www.detivrunete.ru), на страницах которых можно найти разнообразную аналитическую и справочную информацию, советы, которые помогут в деле защиты детей от преступлений экстремистского, сектантского толка, получить персональную помощь и консультацию, а также лично поучаствовать в защите детей от интернет-похитителей и педофилов, сообщив о найденном интернет-контенте с сексуальной эксплуатацией детей или похищенными детьми.
Обстоятельный разговор вёлся также и на тему интернет-зависимости наших детей, о вредном влиянии компьютерных игр. Педагоги-психологи регионального Центра «Росток» бьют тревогу и предостерегают, что длительное времяпрепровождение в Интернете, увлечение компьютерными играми приводит к серьёзным нарушениям в психике ребёнка. Психологи Центра «Росток» озвучили главные причины ухода детей в виртуальную реальность: это нехватка любви, недостаток внимания со стороны родителей. Нужно принимать общесемейные правила пребывания в Интернете, а на государственном уровне, отметила психолог, необходимо создание и развитие профилактических программ, препятствующих модели распространения патологических форм поведения детей, координация дальнейших исследований в данной области.
Безопасная территория:
Интернет в библиотеке
Педагоги и библиотекари в один голос говорили о необходимости формировать информационную культуру и критическое мышление у современных пользователей.
Сами они также испытывают потребность в занятиях по проведения бесед по сетевой этике, быть в курсе новых разработок систем защиты от негативного контента, а также изменений в правовой законодательной сфере, на которые можно опереться при нарушении прав ребёнка в процессе использования Интернета.
Одна из программ повышения квалификации педагогов «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет», разработанная Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников при поддержке компании Microsoft, была прокомментирована на круглом столе. Каждый педагог может пройти обучающий курс по данной программе при областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Ульяновской области.
Наша библиотека располагает большим опытом в формировании информационной культуры личности, и об этом услышали как педагоги, так и родители. Компьютерный зал библиотеки — это единственное место, где их дети могут спокойно и под присмотром взрослых пользоваться Интернетом, не подвергаясь опасности стать жертвой интернет-преступников или подхватить компьютерные вирусы. Специалисты-библиотекари помогут им справится с любой ситуацией. На протяжении многих лет мы работаем по программе «Информационная культура личности» «Ступени». Программа является межведомственной, в тесном сотрудничестве с педагогами, школьными библиотекарями мы учим детей разного возраста процессам работы с разными носителями информации, со справочно-поисковым аппаратом, а последние 10 лет и с информационными ресурсами Интернета.
Сотрудники библиотеки разработали для детей разного возраста блок занятий по информационной безопасности детей в Интернете, правилам поведения в Сети, защиты от агрессивного, противоправного контента. С ноября 2009 года мы проводим специальные занятия по таким темам, как методика сетевого информационного поиска, правила безопасной работы с различными приложениями Интернета, в том числе социальными сетями; этапы работы с найденной в Сети информацией, правила её отбора, анализа и оформления. Приводим примеры, что может произойти, если открыть неизвестный файл или воспользоваться приглашением встретиться с незнакомцем через Интернет.
В Интернете множество непроверенных сайтов, подчас содержащих ненужную, непроверенную информацию, с большим количеством рекламных роликов и баннеров, электронные ящики заполняет спам. И в индивидуальных беседах, и на общих занятиях по информационной культуре мы ненавязчиво доводим до сведения слушателей, что при соблюдении определённых правил безопасности Всемирная сеть способствует формированию социально активной личности, развитию способностей, образованию и познанию окружающего мира, предлагаем самое интересное, познавательное и увлекательное. Например, рекомендуем сайты победителей конкурса «Позитивный контент», такие как «Жужа», «Егэтика», «Ребзики», «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», Шахматный портал «Боевые шахматы» и др.
В Неделю безопасного Рунета мы не только проводили занятия по правилам безопасного пребывания в Интернете, но и раздавали детям разработанную сотрудниками компьютерного зала памятку «Правила безопасного путешествия по Интернет-Вселенной». На занятиях по теме «Ты и Интернет: правила безопасного путешествия по просторам Всемирной паутины» побывало 145 пользователей нашей библиотеки, в ходе Недели безопасного Рунета было распространено около 300 памяток. Готовится памятка и для родителей «Ваш ребёнок в Интернете. Советы по безопасному пребыванию в Сети».
В целях продвижения лучших информационных ресурсов Интернета для детей, подростков и юношества проводятся обзоры и виртуальные путешествия по сайтам. Тематика обзоров самая разнообразная: «Читаем детскую литературу в Интернет», «Бескрайные информационные просторы образовательных ресурсов Интернета», «Полезное и нужное во Всемирной паутине» (для подростков и юношества), «Путешествие по онлайновым электронным журналам для детей и подростков», портал «Прочтение» (для подростков и юношества), газеты «Пионерская правда», «Литература». Лучшие новинки художественной литературы представлены в «Журнальном зале» (www.magaziness.russ.ru) для старшеклассников и студентов.
Дети и родители, которые приходят к нам на ежемесячную акцию «Семья+», знакомятся с детскими энциклопедическими порталами, правилами общения в Интернете. Особый восторг вызывают у детей подразделы детских сайтов «Умелые ручки», «Сделайте сами», онлайновые раскраски, познавательные игры, в том числе онлайновая игра по правам ребёнка.
Обзоры электронных библиотек для детей и подростков, например, таких, как фундаментальная филологическая электронная библиотека (www.web-feb), библиотека художественной литературы Максима Мошкова, Вадима Ершова, Электронная библиотека (www.webww. net.ru/knigi.html), Детская электронная библиотека, библиотека русской фантастики (www.rusf.ru/), библиотека сайта «Умный ребёнок» (www.rebenok.com /info/library/), рекомендательная библиография для детей на портале РГДБ «Bibliogid.ru» — все эти ресурсы отвечают интересам и читательским предпочтениям детей, стимулируют интерес к чтению.
Для младшего школьного возраста проводится обзор познавательных сайтов и развивающих порталов «Самое лучшее для вас в Интернете». Для подростков мы проводим виртуальное путешествие по сайтам, популяризирующим здоровый образ жизни «Принципы здорового образа жизни». Готов к выпуску дайджест информационных ресурсов для детей и подростков сети Интернет по теме «Здоровый образ жизни выбери сам». Проанализировав массу сайтов, мы выбираем самое лучшее, знакомим детей с сайтами, которые отвечают их интересам, уровню читательского развития и психологическим особенностям; доброжелательно, ненавязчиво учим детей делать правильный, осознанный выбор!
Интернет получит
жёлтую карточку?
Выслушав всех представителей информационного пространства по вопросам создания безопасной среды для детей в Интернете, ознакомившись с мнениям библиотекарей, в конце заседания круглого стола мы предложили каждому участнику ответить на самый главный вопрос: «Есть ли способы безопасного развития интернет-пространства в интересах подрастающего поколения? Может, необходимо создать отдельный детский Интернет, или Интернет вообще не место для детей?»
Для голосования использовались карточки трёх цветов. Красная карточка означала: «Все ПК должны иметь предустановленный пакет сетевых фильтров», зелёная карточка — «В Интернете необходимо создать безопасное пространство», жёлтая карточка — «Интернет не место для прогулок детей».
Мнения разделились, большинство участников выбрали зелёную карточку, добавив, что дети имеют право пользоваться ультрасовременными плодами ума человеческого при условии соблюдения установленных правил сетевого этикета.
Вот некоторые подходы, которые были озвучены представителями педагогического и библиотечного сообществ по организации системы информационной безопасности наших детей в Интернете:
1. Законодательное регламентирование деятельности всех видов средств массовой информации и Интернета.
2. Последовательное формирование у подрастающего поколения самостоятельного критического мышления. Повсеместное внедрение программы «Информационная культура личности».
3. Необходимо создавать как можно больше хороших сайтов, соответствующих базовым нормам социальной, медицинской и психофизиологической безопасности детей. Государство и общество должны поддержать создание качественных интернет-ресурсов для детей, желательно при участии в этом процессе самих детей, педагогов, психологов, библиотекарей, веб-дизайнеров, юристов, представителей детских и социальных учреждений.
Все согласились и с технологическими подходами, предложенными интернет-провайдерами и хостинг-провайдерами: применение контентных фильтров; система специальных детских тарифных планов, предоставляющих доступ только к проверенным ресурсам; организация конкурсов на лучший сайт с позитивным контентом; создание специального Детского безопасного пространства, например, ВГТРК (Мир Бибигона, Бибигоша), Тырнет, сайты детско-юношеских библиотек.
Рекомендации круглого стола были следующими:
1. Педагогам, библиотекарям, общественности, Уполномоченному по правам ребенка принять все меры по усилению бдительности взрослых пользователей интернет-услуг в отношении контроля за интернет-активностью несовершеннолетних.
2. Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С. Т. Аксакова подготовить к изданию памятки для родителей по информационной безопасности детей в Интернете: «Риски и угрозы интернет-среды. Особенности противодействия: Советы родителям».
3. Внести блок занятий по вопросам информационной безопасности детей в Интернете в программу по информационной культуре личности: а) «Особенности сетевого информационного поиска. Приложения Интернет»: ББЗ для учащихся 9–11 классов; б) «Советы интернет-гида»: Правила общения в социальных сетях и правила электронной переписки: для подростков и юношества; в) «Поиск легко и быстро»: Справочные поисковые машины и энциклопедические порталы в Интернете; г) «Ты и Интернет»: Правила безопасного путешествия по виртуальному пространству: для всех категорий пользователей (с 12 лет) в межведомственную областную Программу «Информационная культура личности», рекомендованную для внедрения во всех образовательных учреждениях области Министерством образования Ульяновской области.
4. Библиотекам, имеющим свои веб-страницы в Интернете, создавать разделы с ссылками на интернет-ресурсы, посвящённые теме информационной безопасности детей в Интернете и описывающие современные программно-технические способы защиты несовершеннолетних от нелегального и вредного интернет-контента.
На семинарах и курсах повышения квалификации библиотечных работников города и области целенаправленно информировать библиотекарей, педагогов о созданном и выходящем соответствующем программном обеспечении.
5. Рекомендовать публичным библиотекам и образовательным учреждениям приобретать персональные компьютеры с уже предустановленным пакетом сетевых фильтров. Регулярно проводить рекомендательные обзоры лучших сайтов для детей, подростков и юношества.
Таким образом, круглый стол «Дети и Интернет: правовые и технологические аспекты информационной безопасности детей в Интернете» стал первым опытом консолидации усилий самых разных учреждений и ведомств для решения актуальной информационной проблемы и, собственно, анализа этой проблемы с разных позиций. На сегодняшний день многие формы работы с детьми в рамках правового просвещения и обеспечения безопасного Интернета, предложенные областной библиотекой для детей и юношества им. С. Т. Аксакова, закрепились в публичных и школьных библиотеках области.
Надеемся, что предложения и инициативы, высказанные в ходе этих обсуждений, будут услышаны, а мы, библиотекари, будем целенаправленно продолжать вести работу по формированию у детей, подростков и юношества критического мышления и знаний в области поиска, отбора и передачи любого типа информации.