Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева, Москва
Музейная работа получает всё большее распространение в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках страны и заставляет задуматься о соответствующей правовой базе. Но что же представляет собой музейное законодательство Российской Федерации?
Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает, во-первых, Федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (принят Государственной Думой в 1996 г., последние поправки внесены в 2008 г.) и соответствующие законы, принятые в субъектах Российской Федерации; во-вторых, нормативные акты, утверждённые Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти.
На сегодняшний день помимо федерального закона насчитывается двадцать два закона субъектов Российской Федерации о музейном фонде, музеях, музейном деле, музейных ценностях и т. п. Они приняты в Республике Тыва (1996 г.; поправки в 2008 г.), в Приморском крае (1997 г., попр. в 2009 г.), в Костромской области (1997 г., попр. в 2008 г.), в Республике Башкортостан (1998 г., попр. в 2009 г.), в Республике Ингушетия (1999 г., попр. в 2007 г.), в Тульской области (1999 г., попр. в 2009 г.), в Кабардино-Балкарской Республике (2002 г., попр. в 2007 г.), в Ивановской области (2002 г., попр. в 2009 г.), в Свердловской области (2004 г., попр. в 2009 г.), в Ульяновской области (2005 г., попр. в 2007 г.), в Республике Бурятия (2006), в Республике Дагестан (2006), в Республике Саха (Якутия) (2006 г., попр. в 2008гг.), в Московской области (2007г., попр. в 2008 гг.), в Чеченской Республике (2007 г., попр. в 2009 г.), в Курской области (2007 г., попр. в 2009 г.), в Рязанской области (2007), в Республике Северная Осетия-Алания (2008), в Воронежской области (2008), в Орловской области (2008 г., попр. в 2009 г.), в Самарской области (2008), в Томской области (2009). В стадии принятия находится Закон города Москвы о музеях и музейной деятельности.
К нормативным актам федерального уровня относятся Положение о музейном фонде Российской Федерации и Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. №179, а также действующая Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (утверждена приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. №290).
Музейное законодательство:
основные положения и понятия
Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации определяет основной понятийный ряд музейной деятельности. Главные среди них — это «музейный фонд Российской Федерации» и «музей».
Согласно вышеназванному Закону, музейный фонд — это «совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом».
Музейный фонд РФ состоит из музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Он имеет государственную и негосударственную части. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ осуществляет Министерство культуры РФ на основе Положения о Музейном фонде РФ. Музейные предметы и музейные коллекции считаются включёнными в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.
Музейные предметы и музейные коллекции, включённые в состав государственной части Музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления. В этом положении содержится важное признание того факта, что музейные ценности могут собираться и храниться не только в музеях.
Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности, принимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, то есть Министерством культуры РФ.
Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры (министерства или управления культуры субъектов РФ). В законах субъектов РФ определяется порядок включения в негосударственную часть музейного фонда музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в ведении других собственников помимо государства, в том числе в ведении муниципальных учреждений, к которым, в подавляющем большинстве, относятся общедоступные (публичные) библиотеки.
В Положении о Музейном фонде говорится, что «музейные предметы и музейные коллекции, включённые в состав фонда, подлежат учёту и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры РФ, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся». Основными учётными документами выступают: главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приёма музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда). Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.
Согласно Положению о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Государственный каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ.
Ведение Государственного каталога осуществляется Министерством культуры РФ на основе учётной документации собственников музейных предметов и музейных коллекций (в том числе в лице органов исполнительной власти субъектов РФ) или музеев и других организаций, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции. После принятия в установленном порядке решения о включении музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда Министерство культуры РФ в 10-дневный срок регистрирует эти музейные предметы и музейные коллекции в Государственном каталоге.
В целом необходимо отметить, что работа по регистрации музейных предметов и музейных коллекций в Музейном фонде РФ и Государственном каталоге РФ только начинается, и в полной мере порядок её ведения ещё не установился в стране.
Второе основное понятие, которое также нашло широкое отражение в Федеральном законе в Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, это понятие «музея».
Согласно Закону, музей — это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Музеи в Российской Федерации создаются «в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера». Музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счёт средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.
Недвижимое имущество, закреплённое за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея. В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
Две основные задачи музея, закреплённые музейным законом, — это хранение, предполагающее «создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции», и публикация, «предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей».
Музейная деятельность библиотек через призму законодательства
Что вытекает для деятельности музеев, создаваемых в библиотеках, из действующего музейного законодательства и нормативно-правовой базы?
Прежде всего, необходимо признать, что с точки зрения современного законодательства музеи в библиотеках, являющиеся в лучшем случае библиотечными подразделениями, не вправе называться «музеями», поскольку они не являются самостоятельными «учреждениями». Если слово «музей» и употребляется библиотеками, то не в качестве юридического термина.
Однако библиотечные музеи вправе иметь музейные предметы и музейные коллекции, осуществлять их собирание, учёт и хранение в соответствии с принятыми в музейном деле правилами, публиковать, а также регистрировать в установленном порядке в Музейном фонде РФ.
В отличие от книжных и других основных фондов, имеющихся в библиотеке, музейные предметы и музейные коллекции не должны состоять на балансе учреждения. Их учёт должен вестись отдельно, в соответствии с музейными правилами. Для введения такого учёта нужно разработать и принять соответствующий локальный организационный документ, например, положение или инструкцию, согласованные с вышестоящей организацией (учредителем).
Форма собственности музейных предметов и музейных коллекций (государственная или муниципальная) зависит от правового статуса собственника библиотеки. В зависимости от собственника музейные предметы и музейные коллекции будут включены при регистрации в государственную или негосударственную части Музейного фонда РФ.
Библиотеки, имеющие зарегистрированные музейные предметы и музейные коллекции, должны строго соблюдать правила их сохранения, учёта и публикации, быть готовы к контролю со стороны проверяющих органов. Поскольку музеи в библиотеках лишены музейного статуса, на них не распространяются льготы, которые имеют музейные учреждения (наличие нескольких учредителей, льготы по аренде, невозможность отчуждения зданий и помещений).
Спорным остаётся вопрос о том, могут ли выдаваться для чтения печатные издания (книжные памятники), включённые в музейный фонд библиотеки, или они могут только экспонироваться на выставках.
Конечно, музейные правила сохранности фондов гораздо строже библиотечных, что создаёт дополнительные трудности в работе библиотеки. С другой стороны, если библиотека готова в точности выполнять музейные правила, в том числе зарегистрировать в установленном порядке музейные предметы и музейные ценности, она вправе рассчитывать на государственную или муниципальную поддержку своей деятельности (участие в программах развития музеев, получение грантов, текущее финансирование и т. п.). В том числе, она имеет основание настаивать на включении музейной работы в государственное или муниципальное задание.
Как же действовать библиотечным музеям в сложившихся непростых обстоятельствах? Самое простое — вообще отказаться от ведения музейной работы, но библиотеки, которые занимаются этой деятельностью много лет, вряд ли на это пойдут. Можно продолжать вести музейную работу в форме экспонирования музейных предметов и редких книжных изданий, как поступает большинство библиотек сегодня. Но при этом, если используются такие понятия как «музей», «музейная экспозиция», «музейная работа» и т. п., необходимо наладить, по крайней мере, отдельный учёт и хранение музейных предметов по музейным правилам, без их постановки на баланс.
Хорошо, если бы «музейная деятельность» нашла отражение в уставе библиотеки, однако, скорее всего, употребление этого термина вызовет возражения со стороны юристов, согласовывающих библиотечный устав, поэтому стоит поискать и внести в устав формулировку общего характера. Например, «работа по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия, связанного с такими-то именами или такими-то историческими фактами» или «краеведческая работа в форме собирания, хранения, изучения и публикации книжных, архивных и музейных фондов, связанных с …»
Вопрос о регистрации в Музейном фонде РФ библиотечных музейных предметов и музейных коллекций, думается, разрешится сам собой, когда будет налажена — сверху донизу — практическая работа по формированию Государственного каталога РФ и каталогов субъектов РФ; сегодня такая работа только начинается в России. Регистрация защитит библиотечный музейный фонд от расформирования по прихоти руководства библиотеки или вышестоящего органа управления, как уже случалось.
Так или иначе, нужно понимать, что музейная деятельность — серьёзная работа, которая гораздо в нашей стране регламентирована гораздо жёстче, чем работа библиотечная. Она требует знания законодательной и нормативной правовой базы, поскольку речь идёт о сохранении культурного достояния всей России. И, конечно, специальных знаний, подготовки музейных специалистов из числа библиотечных работников.
Если библиотечное сообщество всё-таки поставит целью добиться правового статуса для библиотечных музеев, то шаги в этом направлении видятся в следующем:
1. Регистрировать имеющиеся в библиотеке музейные предметы и музейные коллекции в установленном порядке;
2. Использовать факт регистрации музейных предметов и музейных коллекций для получения дополнительного текущего финансирования (в т.ч. в рамках государственного или муниципального задания) и финансирования через целевые музейные программы и проекты;
3. Поэтапно добиваться признания правового статуса библиотечных музеев через внесение поправок в федеральное и региональное законодательство, обращаясь в Госдуму и в законодательные собрания субъектов РФ. Активно участвовать в разработке музейных законов там, где оно начинается.
В качестве примера приведём проект Закона города Москвы о музеях и музейной деятельности, который проходит процедуру обсуждения и принятия в Московской городской Думе. Стоит отметить, прежде всего, включение в название и текст московского закона понятия «музейная деятельность», которого нет в федеральном законе. Это понятие необходимо расширить, признав право не только музеев, но и граждан Российской Федерации через участие в музейной деятельности «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ст.44 п.3 Конституции Российской Федерации). В этом случае можно будет настаивать на том, что не только государственные музеи имеют право на музейную деятельность — она может осуществляться в разных правовых формах, в том числе и без образования отдельного юридического лица.
В проекте московского закона имеется Глава 16. «Особенности музейной деятельности в образовательных учреждениях». В ней говорится следующее:
1. Музейные предметы и музейные коллекции могут демонстрироваться в образовательных учреждениях.
2. Музейной деятельностью в образовательных учреждениях является хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
3. Органы государственной власти города Москвы, музеи города Москвы в пределах своих полномочий вправе оказывать поддержку музейной деятельности образовательных учреждений.
Наличие этой статьи создаёт важный прецедент: в ней признаётся право на ведение музейной деятельности без образования музейного учреждения. Это позволило при подготовке ко второму слушанию законопроекта внести в Статью 9. «Особенности правового положения государственных музеев города Москвы» предложения, касающиеся особенностей правового положения общедоступных негосударственных музеев (они не нашли отражения в первой редакции законопроекта) и музеев, создаваемых в форме структурных подразделений как государственных учреждений и организаций, так и учреждений и организаций других форм собственности. В статью предлагается включить положение о том, что «музеи в форме структурных подразделений создаются в образовательных, научных, культурно-досуговых, медицинских и иных учреждениях, на предприятиях и в других организациях в целях сохранения и популяризации культурного наследия».
Многие публичные библиотеки имеют в своих фондах редкие издания, в том числе отнесенные к книжным памятникам, в виде отдельных экземпляров и целых книжных коллекций. Книжные памятники не являются сами по себе музейными предметами, если они не учитываются особо, в музейном фонде библиотеки. Однако принятие Правительством РФ, по аналогии с музейными нормативными актами, Положения о «национальном библиотечном фонде» (это понятие недавно появилось в ФЗ о библиотечном деле), а также положения о государственном каталоге книжных памятников позволило бы более чётко определить роль библиотек в деле сохранения культурного достоянии страны. Сегодня эта роль недостаточно определена в нормативной правовой базе библиотек с юридической точки зрения. Нужно добиваться признания библиотек как культурного достояния страны (понятия «культурного наследия» в современном российском законодательстве связывается в основном с объектами недвижимости).
В сентябре 2009 г. Мосгордумой был принят Закон города Москвы о библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы. В настоящее время идет разработка нормативной базы этого Закона. Среди прочего, планируется принятие подзаконного акта к Статье 17. Библиотеки и библиотечные фонды как культурное достояние города Москвы. В число критериев отнесения публичной библиотеки к культурному достоянию города предлагается включить не только наличие у библиотеки книжных памятников, зарегистрированных в установленном порядке, но и музейных предметов и музейных коллекций, также зарегистрированных в установленном порядке. Правда, разработать и внедрить в Москве порядок регистрации книжных памятников, музейных предметов и музейных коллекций только предстоит.
Возвращаясь к рекомендациям, принятым на Всероссийском семинаре «Правовые основы деятельности музеев в библиотеках» в марте 2009 г., нужно отметить следующее. Прошло больше года с момента принятия этих рекомендаций, среди которых было обращение к Министерству культуры Российской Федерации. Министерство просили, во-первых, «рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, а именно: распространить понятие «музей» на структурные подразделения музейного профиля учреждений и организаций, ввести понятие «музейная деятельность», что позволило бы осуществлять музейную деятельность учреждениям и организациям не музейного профиля». Во-вторых, «ускорить принятие поправок в Федеральный закон о библиотечном деле РФ, а также Положения о книжных памятниках в качестве нормативного правового акта РФ и тем самым придание государственного статуса Общероссийскому своду книжных памятников, формируемому Российской государственной библиотекой». Никакого ответа на это обращение от Минкультуры получено не было, но сами предложения не утратили своей актуальности.
Кроме того, участники семинара обращались к Комиссии по сохранению культурного и духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации с предложением организовать слушания по проблеме правового статуса музеев и музейной деятельности в РФ и выражали готовность участвовать в их подготовке и проведении. Такое обращение трижды направлялось в Общественную палату, к трём, один за другим сменявших друг друга, ответственным секретарям Комиссии, однако обсуждение этого вопроса так и не было включено в повестку заседаний в 2009 году.
Наиболее оперативной явилась реакция секции по библиотечной политике и законодательству Российской библиотечной ассоциации на просьбу участников Всероссийского семинара включить рассмотрение вопросов правового статуса музеев в библиотеках в тематику своих заседаний. Оно было подкреплено выступлением с докладом на Ежегодной конференции РБА в мае 2009 г. в Вологде Е. В. Николаевой, члена постоянного комитета секции по истории библиотек, в рамках которой действует Круглый стол «Библиотеки-музеи и музеи в библиотеках».
Можно надеяться, что дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с музейной деятельностью, получающей всё большее распространение в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках страны, рано или поздно приведёт к правовому признанию права библиотек вести музейную работу, имеющую важное значение для сохранения культурно-исторического наследия России.