Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Парафиновые ванночки нагреватели парафина www.planet-nails.ru.
Архив журналов - № 21 (135)'10 - Библиотека и музей
Миссия национальной библиотеки:

Людмила Васильевна Куликова, заведующая отделом стратегического развития Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург 


Что отличает музейную деятельность крупнейших, в том числе национальных библиотек, какова её специфика и особенности?

Нарастающая динамика образования новых музеев в последние годы, по нашему мнению, может быть объяснена, прежде всего, объективной научной и нравственной потребностью общества в сохранении культурного наследия, исчезающих памятников, приметов жизни, незаслуженно забытых деятелей и соотечественников, в изучении и осмыслении истории. Создание и становление любого музея — процесс длительный и практически начинается с «нуля». Требуется правильно расставить приоритеты, выявить главные ресурсы, которые будут отражать основную идею музея, точно определить статус новой структурной единицы.
Административная классификация музеев (в зависимости от различного масштаба, уровня или направления деятельности) в настоящее время представлена следующими организационными и, соответственно, статусными формами: музей — учреждение в статусе юридического лица; образование музейного типа без статуса юридического лица. Последнее, как правило, формируется в структуре организации в качестве подразделения (музейные комнаты, «уголки» также могут быть отнесены к таким  структурным элементам организации).
В Российской академии наук, например, около 100 музеев и музейных образований. Музеев-самостоятельных учреждений, в которых музейная деятельность является основной, всего три: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минералогический музей им. Ферсмана, Геологический музей им. Вернадского. Остальные музеи, даже имеющие мировое имя и собрания, исчисляемые сотнями тысяч предметов, действуют на правах подразделений учреждений Академии. Среди них есть музеи без экспозиций или без фондов, музеи без персонала либо без посетителей — «квазимузеи», с точки зрения институционального подхода в музееведении.
Таким образом, на современном этапе создание музея обусловливается не столько формальными статусными признаками, сколько способностью воссоздавать уникальную среду, в которой сохраняются и пропагандируются разноплановые грани истории и культуры. Такой культурологический подход позволяет рассматривать музей любого масштаба и статуса в качестве явления культуры, с присущими ему сущностными характеристиками и культурными функциями.
В разных странах, включая Россию, успешно работают музеи, организованные в библиотеках. Их возникновение можно объяснить самыми различными ситуациями. В публичных библиотеках, этот процесс, как правило, связан с краеведческим аспектом.
В наиболее крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов, включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции, посвящённые истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в Российской национальной библиотеке, Музей книги и книгопечатания при Королевской библиотеке Альберта I в Брюсселе. Библиотеки, имеющие дли
тельную историю развития, стремятся с наибольшей полнотой отразить свою историю и своё место в культурном пространстве.
Сохранение и широкое распространение культурного наследия и одновременно формирование современной ментальности в процессе развития библиотек как информационных центров становится одной из центральных задач их позиционирования в обществе. Такие функции библиотеки, как кумулятивная, мемориальная и коммуникативная в этих условиях обретают дополнительную актуальность и ценность. Благодаря этим функциям любая библиотека обогащает информационные ресурсы, направленные на удовлетворение не только утилитарных, но и более широких социокультурных потребностей образования и просвещения граждан.
Основные инициативы связаны с доступностью информации и расширением доступа к культурному наследию. Генеральный директор Королевской библиотеки в Копенгагене Эрланд Колдинг Нильсен, представляя концепцию нового здания библиотеки («Чёрный бриллиант»), в частности определил её современную деятельность в качестве культурного центра. Это обусловлено изменениями в обслуживании пользователей, возможностями получать библиотечные услуги, не выходя из дома. Подобная тенденция становится характерной для многих национальных библиотек, развивающихся в условиях глобальной информатизации общества.
Наиболее благоприятные условия для реализации требований, предъявляемых библиотекам в современной информационной среде, создаёт строительство новых или реконструкция существующих библиотечных зданий, что позволяет не просто комфортно разместить фонды и подразделения, но и совершить «рывок» на основе современных технологий во всех сферах деятельности библиотеки.
Строительство нового здания национальной библиотеки Беларуси открыло много новых возможностей для её развития как современного информационно-библиотечного центра, сочетающего в себе привычные и новейшие технологии. Сама архитектура здания (стеклянный многогранник на круглой основе, на вершине которого располагается смотровая площадка, открывающая уникальный вид на Минск) превращает библиотеку в культурную доминанту столичного центра, делает её привлекательной для жителей города и его гостей. Представляется, что возможности нового здания библиотеки предопределили также и создание в ней полноценного музейного комплекса. Музей книги предназначен для ознакомления посетителей с развитием белорусского книгопечатания в контексте мировой истории книги, современных тенденций мировой и отечественной издательской деятельности. Музей библиотеки знакомит с историей развития как самой национальной библиотеки, так и библиотечного дела Беларуси. Музей развития науки и культуры — с последними достижениями в области науки и культуры. Организация постоянных и временных экспозиций сопровождается экскурсионной и научно-исследовательской деятельностью, техническое оснащение комплекса предоставляет широкие возможности для виртуального посещения музеев мира, знакомства с коллекциями, с оцифрованными копиями экспонатов, их описанием.

Российская национальная библиотека как историко-культурный объект
Российская национальная библиотека (ИПБ, ГПБ, РНБ) принадлежит к величайшим сокровищницам истории и культуры, является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
Основанная в 1795 г. по воле императрицы Екатерины Великой, она стала первой государственной общедоступной библиотекой в России и национальным книгохранилищем. В 2014 году библиотека отметит 200-летие с момента открытия для читателей.
Получая с 1810 г. два экземплярах каждого печатного издания, выходящего на территории России, РНБ быстро наращивала свои фонды, и стало одним из величайших книгохранилищ мира. Особую ценность представляют уникальные собрания рукописей, старопечатной и редкой книги, коллекция «Россика», коллекции и собрания изоискусства, картографических, нотно-музыкальных изданий, богатейшие фонды газет и журналов. В последние годы формируется электронная коллекция РНБ, включающая электронные версии наиболее ценных и редких документов.
Первая национальная библиотека России строилась в центре столицы и являла собой одну из её ярчайших достопримечательностей. Здания, занимаемые библиотекой, являются памятниками архитектуры. Их историческая планировка и художественно-декоративная отделка соответствуют представительской роли и функции старейшей национальной  библиотеки как важного элемента культурного пространства Санкт-Петербурга. В проектировании и строительстве комплекса Главного здания на протяжении XVIII–XX вв. участвовали ведущие и выдающиеся архитекторы и строители (Е. Т. Соколов, К. И. Росси, Дж. Кваренги, А. Ф. Щедрин, В. И. Собольщиков, Е. С. Воротилов, В. А. Щуко, А. И. Удаленков, А. С. Николь­ский).
Ценность первого в России библиотечного здания (Невский пр., 37) определяется тем, что именно здесь впервые был сформирован образ библиотеки как хранилища книг, музея книжных коллекций, храма культуры и просвещения. Этот образ отражён в старых литографиях с изображениями колоннады с хорами в Овальном зале, парадной лестницы и др. Последовательные пристройки и многократные переделки наглядно показывают, как более столетия разрешались архитектурно-строительные задачи большого книгохранилища, как эволюционировала творческая мысль в области оборудования библиотеки. Комплекс Главного здания Библиотеки можно назвать своеобразным музеем библиотечно-строительной техники.
Фасад корпуса Росси, обращённый на пл. Островского, украшен мраморными статуями учёных, философов и поэтов древности, выполненных известными скульпторами С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским, С. И. Гальбергом, В. А. Токаревым, М. Г. Крыловым. Такое оформление книгохранилища, столь точно отражающее его назначение, позволяет отнести архитектурное творение К. И. Росси к числу уникальных памятников архитектуры русского классицизма, назвать его наиболее выразительным акцентом в градостроительной композиции Невского проспекта и площади перед Александринским театром.
При возведении комплекса Нового здания РНБ (Московский пр., 165) архитекторы В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская следовали преемственности градостроительного, общекультурного и композиционного развития библиотеки как объекта функционального назначения и общегородской значимости.
В стенах РНБ в разные годы работали выдающиеся деятели русской культуры, науки, искусства, отечественного просвещения. Их объединяло стремление сохранить и передать будущим поколениям уникальные сокровища библиотеки, продемонстрировать её культурно-историческое значение. На фасадах зданий библиотеки установлены мемориальные доски, отмечающие долголетнюю деятельность в Императорской Публичной библиотеке И. А. Крылова, В. В. Стасова. Среди её читателей были Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др. Иван Андреевич Крылов, сотрудник ИПБ в течение двадцати пяти лет жил в здании по Садовой ул., 20, принадлежавшем библиотеке (ныне — «Дом Крылова»). Там же была квартира сотрудника ИПБ Н. И. Гнедича — писателя и известного переводчика Гомера.
Историческим объектом является и Дом Плеханова — специальное подразделение для хранения и исследования наследия (материалов архива и библиотеки) Г. В. Плеханова, выдающегося русского мыслителя, деятеля российского и международного рабочего движения. Дом Плеханова имеет замечательную возможность развернуть постоянную экспозицию по истории развития общественных политических движений в России и в мире.
Исторические интерьеры РНБ, решённые в стиле музея книги, отражают её образ, характерный для разных этапов развития библиотечной культуры. Например, Готический зал Отдела редких книг, называемый «Кабинетом Фауста» (архитектор И. И. Горностаев, 1857 г.), предназначен для хранения инкунабул (книг, напечатанных до 1500 г.) и воспроизводит обстановку библиотеки XV века.
В своих стенах РНБ аккумулирует бесценные свидетельства духовной и материальной культуры. Отдел рукописей, Отдел редких книг — это хранители культурного наследия, в том числе первопечатных книг. Символизируя непреходящую ценность рукотворного и печатного документа для культурного и духовного развития общества, библиотека в то же время стремится отражать современную культурную ментальность.
Свободный доступ к информации на всех площадках РНБ обеспечивают такие структуры и формы обслуживания, как электронный читальный зал в Новом здании, Информационно-сервисный центр в Доме Крылова, Центры правовой и экономико-правовой информации в Новом и в Главном зданиях, лингафонный кабинет в здании на Фонтанке, 36. Удалённые (внешние) пользователи обращаются к Виртуальной Справочной Службе (ВСС) «Спроси библиографа», к интернет-магазину, пользуются услугами по ЭДД. Виртуальный Научный Кабинет (ВНК), позволяет читателям и посетителям сайта РНБ сконструировать для себя комфортную персонально-ориентрованную электронную среду, сформировать индивидуальный пользовательский профиль, создавать, использовать и сохранять результаты работы с инструментами ВНК и ресурсами, размещёнными на сайте РНБ.
Современная стратегия развития РНБ строится с учётом исторической миссии национальной библиотеки России, призванной «… стать хранилищем всего...», собирать все российских книги (из «Положения о управлении Императорскою публичною библиотекою» от 14 октября 1810 г.), но оставаться общедоступной, ориентироваться на потребности развития общества. Её «архивная роль» становится всё более важной не только в плане сохранения исторических документов, зданий и интерьеров, но и в плане демонстрации их в более широком контексте, поэтому наряду с задачей сохранения уникальных собраний и коллекций решается задача реконструкции (с элементами реставрации) помещений, где размещаются эти коллекции.
Исторические здания требует такой реконструкции, при которой наряду с сохранением «старых» помещений возможно внедрение и использование современных технологий с целью создания электронных каталогов и предоставления доступа к ним пользователей, перевода в электронную форму наиболее ценных изданий и документов. В 2003 г. в результате совместного проекта с Министерством иностранных дел Франции после реконструкции помещений в корпусе Росси был создан Центр изучения эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера». В нём созданы все условия как для хранения столь уникального собрания, так и для осмотра коллекции экскурсантами.
После реконструкции в исторических помещениях Главного здания открыты общедоступный универсальный читальный зал с подсобным фондом, зал справочно-библиографических и информационных ресурсов, доступных в локальном и удалённом режимах. Готовится к открытию после реконструкции историческое помещение («Ларинская зала»), где разместится Отдел эстампов, а хорошо известный «Зал барона Корфа» вновь готов к организации наиболее значимых выставок из уникальных фондов библиотеки.
Сохранение информационных ресурсов для будущих поколений, обеспечение их доступности остаётся почётной и неизменной миссией РНБ. Просветительская деятельность РНБ направлена на формирование у населения представления о многообразии культурного пространства города, страны и мира, поддерживает межнациональное взаимодействие. Так, Клуб любителей музицирования при Отделе нотных изданий и музыкальных звукозаписей реализует совместные проекты с Российским фольклорным союзом, проводит фестивали традиционного фольклора.
Отдел эстампов регулярно организует общедоступные выставки. На сайте РНБ представлена виртуальная выставка открыток из фонда отдела. В Новом здании РНБ Отдел картографии представляет электронную версию выставки «Зеркало мира. Пять веков географического атласа. Из собрания РНБ». Выставочные площадки РНБ широко используются для проведения книжных выставок, а также для экспонирования художественных произведений отечественных и зарубежных мастеров искусства, презентаций произведений искусства, встреч с выдающимися деятелями в этой области. Выставочная жизнь в РНБ заметно активизировалась после 2003 г., после того, как в Новом здании начал функционировать Выставочный зал, оснащённый на самом современном уровне.
Одним из важнейших направлений РНБ является экскурсионная работа, в процессе которой с библиотекой знакомятся многие потенциальные пользователи. Ежегодно в ходе экскурсий её посещают от 3 до 4 тыс. посетителей. Ежедневно в стенах библиотеки происходит множество событий, значимых для интеллектуальной и духовной среды города, для развития библиотечного дела страны.
Роль координатора и организатора просветительской работы выполняет Центр культурных программ, деятельность которого, помимо проведения экскурсий, организации выставок, лекций, вечеров и концертов, включает глубокое освещение историко-культурного и мемориального назначения первой национальной библиотеки.

Музей Российской национальной библиотеки
Своеобразная предыстория создания музея в библиотеке хорошо известна:
1 сентября 1845 г. к Публичной библиотеке, одному «из самых популярных мест русской публики», был присоединён Румянцевский музеум — «частное, не специальное собрание» книг, рукописей, эстампов, монет, минералов, картин и пр. Музей этот был основан 28 мая 1831 г., через пять лет после смерти его владельца — государственного канцлера графа Н. П. Румянцева.
В соответствии с уставом музея (от 26 мая 1846 г.) непосредственное заведование им с назначением особого вознаграждения возлагалось на помощника директора ИПБ: Д. И. Бутурлин предложил князю В. Ф. Одоевскому заведовать музеем, который и начал эту деятельность с 12 июля 1846 г.
Однако во время директорства
М. А. Корфа (1849–1861 гг.) для музея наступили плохие времена и, по мере того как Публичная библиотека расцветала, Румянцевский музей хирел и увядал.
Спасти его мог только случай, каким явился переезд музея в Москву, начавшийся в 1861 г. Там его коллекции легли в основу публичной библиотеки, ныне известной как Российская государственная библиотека. Вопреки утверждению
М. А. Корфа, что «перевод Румянцевского музея … не только не произведёт никаких неблагоприятных пересудов в публике, но, напротив, встретит всеобщее сочувствие», видные петербургские учёные написали коллективное заявление-протест, который заканчивался следующими словами: «Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невознаградимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности».
На рубеже XX–XXI вв. идея создания музея в РНБ получила новый импульс и активно обсуждалась в коллективе библиотеки. Желание создать музей-подразделение библиотеки связано, прежде всего, с желанием подчеркнуть историко-культурную роль РНБ как особо ценного объекта России и Санкт-Петербурга, важнейшего центра мировой и национальной культуры.
При этом предлагались различные подходы к определению приоритетов развития музея и различные варианты его наименования. Например, в 1999 г. предлагалось: «нам нужен музей Истории Российской национальной библиотеки и Истории библиотечного дела в России» (1999). В 2001–2002 гг. планировалось «создание в заново отремонтированном корпусе библиотеки («Дом Крылова») общедоступного музея библиотечного дела», а также «мемориального кабинета И. А. Крылова».
Решением Учёного Совета РНБ (от 28 марта 2003 г.) было рекомендовано определить концепцию создания музея как «Музея истории Российской национальной библиотеки», что позволяло определить профиль музея и основное содержание музейной экспозиции, однако окончательного решения об организации музея пока не принято. На наш взгляд, это связано с тем, что РНБ в процессе своего развития превратилась не только в целостный историко-культурный объект с ярко выраженной мемориальной функцией, но и в современное научное и информационное учреждение национального и мирового значения. Глубокое раскрытие истории её создания, становления и развития, истории её бесценных коллекций и собраний, отражение исторических и современных событий культурной жизни является непростой задачей.
По своему статусу Музей как подразделение РНБ может быть отнесен к образованию музейного типа. Обязательным условием для создания и деятельности образования музейного типа является наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музейных предметов (музейных коллекций), количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ в форме научно разработанной и документированной экспозиции; специалистов в этой области; соответствующих помещений, пригодных для развертывания экспозиции и хранения фондов; специального оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов (коллекций) и условия для их показа; финансовые средства, обеспечивающие процесс создания и совершенствования последующей деятельности образования.
Музей РНБ рассматривается как целостное образование, охватывающее  несколько площадок библиотеки, логически и содержательно объединенных основным замыслом и взаимодополняющих общую тему (условно: «Российская национальная библиотека — музей без границ»).
В этом случае должны  раскрываться и продвигаться все её уникальные ресурсы, включая:
• собрания и коллекции рукописей, редких и ценных книг и иных видов документов;
• здания и интерьеры как историко-архитектурные памятники;
• памятные места, связанные с историческими именами (отдельные сооружения и помещения, мемориальные доски на фасадах зданий);
• средства и результаты деятельности национальной библиотеки России, свидетельствующие об истории развития библиотечного дела. Не исключено, что со временем, к памятникам библиотечной культуры можно будет относить такие её элементы, как, например, Генеральный Алфавитный Каталог в карточной форме.
Основными формами деятельности остаются коммуникативная (внутриотдельские и общебиблиотечные экскурсии, профессиональные консультации) и экспозиционная (внутриотдельские и общебиблиотечные выставки), реализующие уставные функции библиотеки как информационного, образовательного, научно-исследовательского, культурно-просветительского учреждения. Конечно же, обязательным элементом должны становится интерактивные средства, мультимедийные продукты, демонстрация электронных ресурсов РНБ (ЭК, БД, электронная коллекция, отдельные образцы уникальных документов), а также Виртуальная экскурсия по РНБ.
Сочетание традиционных и новых, в том числе виртуальных форм в коммуникационной и экспозиционной деятельности, позволит более полно раскрывать ресурсы библиотеки и преодолевать противоречие между задачами популяризации и сохранения этих ресурсов. Виртуальная экскурсия может быть организована и по коллекциям рукописей, особо редких и ценных изданий, доступ к оригиналам которых ограничен (как элемент Музея РНБ — Виртуальный музей книги).
Комплекс работ должен включать также подготовку и обучение сотрудников-экскурсоводов; учёт наличия и движения инвентаря и оборудования, являющихся принадлежностью РНБ как историко-культурного объекта; размещение фонда музейных предметов; проверка их состояния и передача на реставрацию и консервацию; рекламно-издательская деятельность; контроль за содержанием записей в книге отзывов посетителей и в книге почётных посетителей (при их наличии); сотрудничество с органами исполнительной власти, учреждениями культуры, творческими союзами, средствами массовой информации, туристическими компаниями и т. д.
Работа должна осуществляться с участием всех профильных отделов. Функцию координатора может и в дальнейшем выполнять Центр культурных программ (с соответствующими штатными возможностями) или музейный Совет, участвующий в реализации организационных, методических, исследовательских задач музейного комплекса с участием таких отделов, как Отдел редких книг, Отдел рукописей, Отдел эстампов, Отдел истории библиотечного дела, Отдел фондов и обслуживания, Центр культурных программ. В то же время специфика музейной деятельности потребует особого внимания к фондовой (коллекционной) работе, включая научное комплектование, научно-собирательскую работу, выявление и сбор предметов музейного значения, всестороннее исследование ценности поступивших документов и предметов, фиксацию их историко-культурной и информативной значимости, отбор предметов музейного значения для постановки на государственный учёт.
Пока что статус образования музейного типа не определён до конца. И, несмотря на то, что собрания и коллекции РНБ могут декларироваться как части Архивного или Музейного фонда (так же как и исторические здания и помещения исторических зданий, их интерьеры, художественные предметы и оборудование, относящиеся к особо ценным объектам), регистрация их в установленном порядке пока не проводится, а значит, такое образование представляется незащищённым и уязвимым во многих отношениях.



Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы