Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 21 (135)'10 - Библиотека и музей
Реконструкция английской моды

Наталия Марковна Штукатурова, главный библиотекарь отдела культурных программ РГБИ, 
Москва


Как одевалась английская знать? В каком платье венчалась Екатерина II? Российская государственная библиотека искусств щедро предоставляет читателям изобразительные материалы, которые помогут разгадать тайну моды прошлых веков.


Англия XVI–XVII веков… Длинные расшитые женские рубахи, воротники — пышные гофрированные «рафы», ажурные «ребато», мужские панталоны, вставки в сапоги, образцы кружев и вышивки — все эти воссозданные предметы одежды, которые носили английские аристократы, демонстрировались в Российской государственной библиотеке искусств. Здесь с 19 сентября по 12 октября прошла выставка «Школа Мастеров. Реконструкция сценического костюма», организованная совместно со Школой-студией им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова. Студенты второго курса кафедры сценического костюма, которой руководит профессор, народный художник России Э. П. Маклакова, представили свои курсовые работы.
С первых дней существования кафедры сценического костюма под руководством профессора Э. П. Маклаковой студенты кафедры занимаются в стенах библиотеки. Фонды РГБИ являются базой для обучения студентов по специальности «Художник по костюмам» и «Художник-технолог по костюмам». По всем изучаемым темам — начиная с костюма Древнего Египта и заканчивая костюмами наших дней — библиотека щедро предоставляет изобразительные материалы, книги, гравюры, литографии, журналы и периодику, фотографии и кинофильмы.
В процессе обучения студенты знакомятся с чертежами подлинного исторического кроя одежд различных эпох, орнаментами тканей, кружев, ювелирными изделиями и аксессуарами костюма. Консультанты комплексного отдела иконографических материалов помогают им находить необходимые и подчас редкие иллюстративные материалы. На протяжении этих лет родилась добрая традиция проведения совместных выставок, на которых демонстрируются работы студентов разных курсов и выпускников Школы-студии.
Читатели библиотеки помнят замечательные выставки прошлых лет: «Выставка одного платья», на которой был представлен венчальный наряд Екатерины II; мужские и женские костюмы, выполненные из бумаги, для выставки к «Ревизору» Н. В. Гоголя; для выставки «Театральные обманки» — удивительная по мастерству исполнения блистательная имитация вышивки, кружев, пуговиц и многих других видов отделки исторического костюма.
Особенностью нынешней экспозиции стало то, что на ней впервые показаны результаты работы студентов сразу по четырём предметам: технология исторического костюма, история украшения тканей, художественная обработка тканей, швейное дело.
Воссоздание рубах, воротников и других предметов английской одежды XVI–XVII веков стало возможным благодаря переводу с английского языка книги J. Arnold «Patterns of Fashion». V. 4. (London, 2008), которая представлена в экспозиции. В ней приведены подробные чертежи исторического кроя, цветные репродукции картин мастеров мировой живописи, изложена технология изготовления предметов одежды. Весь этот подготовительный материал размещён в витринах рядом с экспонатами, которые выполнены в строгом соответствии с модой той эпохи. Тогда женские нижние рубахи щедро украшались вышивкой по воротнику, на груди, на рукавах и манжетах, по подолу, обрамлялись кружевом. Даже швы украшались декоративным швом. Рубахи шились из тонкого льняного полотна, одевались под корсет и платье.
Воротники «рафы» появились в Англии после свадьбы английской королевы Марии Тюдор и испанского короля Филиппа II. Одежда испанских придворных, приехавших в свите Филиппа II, сначала вызывала неприятие английской знати, но позднее вошла в моду. Как пишут историки моды, одна предприимчивая женщина из Голландии, жившая в Лондоне, зная способ делать «рафы» жёсткими, стала за хорошую плату обучать англичанок искусству крахмалить воротники. Позднее она изобрела цветные крахмалы и в Англии начали носить голубые, жёлтые, шафранные «рафы».
Парадные портреты королевы Елизаветы, придворных и аристократов той эпохи, на которых изображены в подробностях костюмы английской знати, представлены в книгах из фондов РГБИ. Это те источники, из которых художники черпают сведения о моде того времени, характере кроя, видах тканей, орнаментах, аксессуарах и т. д. Именно этими книгами пользуются на занятиях педагоги и студенты Школы. Издания расположены таким образом, чтобы репродукции иллюстрировали вещи, изготовленные студентами.
Возможность увидеть, как та или иная вещь выглядела в прошедшие века, особенно важна для наших читателей— художников, чья работа связана с театром, кино, оформлением книг.
На открытии выставки присутствовали художники театра и кино, педагоги и студенты художественных училищ и институтов. Посетители с большим интересом рассматривали экспонаты, говорили о высоком уровне имитации кружев, вышивки, мастерстве исполнения, тщательности отделки.
Директор РГБИ А. А. Колганова поздравила присутствующих с открытием столь необычной выставки, а руководитель кафедры сценического костюма
Э. П. Маклакова поблагодарила библиотеку, этот «…щедрый, добрый, интеллигентный дом» за многолетнее творческое сотрудничество со Школой-студией.
В завершении выступил руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия А. В. Ки­бовский. Он поздравил авторов работ и библиотеку с интересной и содержательной выставкой и пожелал студентам дальнейших творческих успехов.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы