Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Горизонтальные жалюзи изготовление фирмы по производству и монтажу жалюзи.
Архив журналов - № 22 (136)'10 - Даешь молодежь!
Пространство между границами

Лариса Алексеевна Кузьмичева, директор «ЦБС города Гатчины», Ленинградская область



Согласно Татьяне Ефремой, зона — это «пространство между границами». Молодёжная зона в библиотеке — это пространство творчества, самораскрытия, интеллектуального развития и общения.

За последние десятилетие изменились репертуар читательских предпочтений, мотивация чтения, способы и скорость получения информации, отношение к литературе, взаимодействие между писателями и читателями, и — рискну посягнуть на святое — традиции библиотечного обслуживания. Меняется читатель. Все мы знаем о негативных процессах в молодёжной среде — рост иждивенческих настроений, утрата мотивации к труду и саморазвитию, установка на развлечение, пассивный досуг, — знакомы с пугающей статистикой алкогольной, наркотической зависимости. Телевизионные программы, способствующие возвышению человека, становятся редкостью, чаще с телеэкрана на нас обрушиваются негативные новости, шоу сомнительного свойства, передачи, рассказывающие об убийствах или пропагандирующие «красивую жизнь». Один известный «медийный» человек, который работает для молодёжи и с молодёжью, недавно заявил: «Ты не поверишь, но я прочёл все книги, которые мне нужны. Других я читать не буду. Мне уже хватит». «Что посеешь — то и пожнёшь. У нас, посеяв репу, ожидают ананасов», — отвечает таким сеятелям Олег Янковский в своей последней книге «Улыбайтесь, господа».
Идёт падение образовательного уровня, уменьшается думающая аудитория. Как очень метко заметил Даниил Дондурей, «Нет аудитории для качественной культуры». Формируется новый тип личности, стоящий на несколько ступенек ниже среднестатистического человека прошлого века, понижается интеллектуальный уровень населения. Зритель не любит ходить на «умное» кино или на умные спектакли. Книгоиздание ориентировано на вкусы людей малообразованных и нелюбопытных. Вузы перестают выпускать образованного человека — теперь они выпускают специалиста.
«Падает культура пристального чтения» — ещё в 1990-годы предупреждал писатель Ю. Коваль. «Россия подошла к практическому пределу пренебрежения чтением» — заявляет Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Нечитающие дети — третья беда России», — сокрушаются специалисты и не только. Имеем ли мы право оставаться безучастными?
Мы внимательно следим за ситуацией с чтением, изучаем тенденции молодёжного чтения в Гатчине, и если положение в стране мы не всегда можем изменить, то можем изменить пространство нашей библиотеки. Мы постоянно ищем новые формы для сохранения и развития молодёжного культурного пространства.

Зона коммуникации и созидания
Барьерами на пути приобщения читателей к книге становятся дестабилизирующее влияние СМИ, засорённость медиапространства. Исчезают устойчивых литературных традиций, падает статус писателя, ширится разрыв между разными коммуникативными сообществами. Мы стремимся противостоять поверхностному подходу к культуре, создать в городе библиоцентричное коммуникативное пространство и сохранить значение библиотеки и книги как влиятельной модели коммуникации.
Через СМИ, выступления, конкурсы, издательскую деятельность мы постоянно отстаиваем социальную ценность чтения, проводим Читательские Бенефисы, конкурсы на звание «Супер-читатель», Фестивали книги и чтения. Мы предлагаем формы досуга, ориентированные на саморазвитие молодого человека, культурное совершенствование, разрушаем установку только на развлечение. Библиотеки формируют думающую аудиторию, а значит, меняют «клиповое» сознание молодых людей.
Мы тесно сотрудничаем с образовательными, молодёжными учреждениями, институтами, организациями города. По нашей инициативе состоялись мероприятия по популяризации книги и чтения в Педагогическом колледже, Гимназии им. К. Д. Ушинского, Колледже технологии, дизайна и сервиса, школах, была развёрнута дискуссии о чтении на страницах интернет-форума.

Зона интерактивных процессов
и роста
При общении с молодыми читателями пользуются успехом такие многофункциональные формы библиотечной
работы, как литературные праздники и фестивали — они привлекают внимание, остаются в памяти, активизируют знания, содействуют личностному росту молодых людей. Мероприятия, на которые мы приглашаем молодёжь, пронизаны творческим началом, построены на постоянном пересечении различных видов деятельности. Это и диалоговые площадки, и краеведческие игры, и мастер-классы, и турниры знатоков литературы. Не прекращается арт-марафон творческих экспериментов. Ранее проводили дискотеки с литературной частью, приглашались интересные люди в молодёжный клуб «Планета».
Мы работаем в тесном сотрудничестве со СМИ Гатчины. Лучшие писатели страны по программам Кинофестиваля «Литература и кино» приезжают к нам для участия в дискуссиях и творческих встречах.
Сейчас изменился способ чтения. Уместно вспомнить М. Павича, который в книге «Биография Белграда» пишет о гипертекстуальности, нелинейном повествовании. Писатель должен уступить часть своей работы читателю, сделать его равноправным участником процесса создания литературного произведения. Теория литературы называет такие произведения интерактивной, нелинейной прозой. Читатель получает возможность сам прокладывать путь в романе, рассказе, изменять ход своих литературных приключений.
Зона интерактивных процессов, возможность побыть равноправным участником литературных, культурных процессов привлекает 21% наших читателей. Такая работа повышает культурный уровень, меняет стиль мышления, побуждает молодого человека взять в руки книгу. В зоне интерактивных процессов происходит интеллектуальное развитие молодого человека.

Зона креативности
Аксиомой сегодняшней культуры является тезис о том, что каждому человеку необходимо дать возможность для самореализации. Писатель М. Веллер как-то сказал, что есть 400 определений культуры в нашем обществе, но, я думаю, все они так или иначе связаны с литературой. Культура — это наука человеческого взаимопонимания, познание мира и человека. Библиотека — специфическая форма свободного бытия индивидуальности молодого человека. Книга не даёт пробиваться одиночеству в душе, развивает индивидуальность, раскрывает внутренний мир читателя, побуждает к размышлению.
Наша библиотека предлагает молодому человеку возможности для развития разнообразных навыков и умений. Это и конкурсы литераторов, и курсы дизайнеров, экскурсоводов, курсы иностранных языков. Встречи с учёными из ПИЯФ им. Б. П. Константинова помогали определиться с выбором профессии.
Библиотека — канал взаимодействия, включения в самые разнообразные социальные проекты. Так, читатели библиотеки-филиала №2 участвуют в программе «Школьной экологической инициативе». Экологическую культуру библиотекари представляют ещё и как умение сориентироваться в жизненных проблемах, ситуациях. В рамках программы читателям предлагаются встречи с наркологами, психологами, мероприятия по сохранению фольклорных традиций, праздники, участие в Днях славянской письменности и культуры.
Мы приветствуем и стараемся пробудить в читателях положительные переживания, помочь им в раскрытие своего творческого потенциала: у нас работает клуб по интересам «Золотой Грифон», читатели могут проводить в библиотеках презентации изданий своих книг, изделий, демонстрировать свои достижения в искусстве, реализовывать творческие проекты, принимать участие в акции «Библиотека — место общения с любимым человеком».
В этой зоне, зоне неформатной пропаганды ценности чтения идёт повышение уровня образования и профессиональной компетентности, создаются условия для принятие индивида сверстниками.
Мы идём в ногу с современными технологиями: молодые читатели обращаются к документам на новых носителях информации, активно работают с электронными каталогами. С 2000 г. в Центральной городской библиотеке имени А. И. Куприна открыты Медиатека, в Детской библиотеке — сектор информационных технологий, Интернет имеется во всех библиотеках города.

Зона книгопочитания
Мы помним о значении слова Книгопочитание, подаренного нам Д. С. Лихачёвым, и не устаём говорить о любви к  книге, уважении к слову. Каждый из нас ответственен за нравственное, духовное здоровье нации. А. Солженицын настаивал: «Мы должны строить Россию нравственную или никакую…»
Наступает время чтения качественной литературы, и роль библиотеки, библиотекаря в этом огромна. Даниил Гранин предлагает проводить Уроки гуманности, воспитывать кадры интеллигенции; Р. Погодин говорил об открытии Школ нравственных идей. Пригласить на знакомство с хорошей, нужной и качественной книгой — должностная обязанность и нравственный долг библиотекаря.
Зона комфортности
В этом направлении нам ещё много предстоит сделать, хотя есть и чему порадоваться: городская администрация поддерживает наши программы по модернизации библиотек, выделяет средства на ремонт, ежегодно увеличивает финансирование на комплектование.
Комфорт заключается не только в создании неких внешних условий, но и в создании атмосферы, располагающей к диалогу, в возможности быть услышанным. Мы даём возможность молодым людям выслушать друг друга в библиотечном пространстве, учитываем их желания и мотивации и предлагаем свои.
В последнее время часто слышим «информационно богатые» и «информационно бедные» регионы. Гатчину можно считать информационно богатым городом, в этом заслуга и библиотек. Мы мечтаем о будущем. Запомнились слова из статьи Бендерсона, директора Городской библиотеки Хельсинки: «Библиотеки будущего — это место, где сконцентрируются все знаковые системы. Библиотекарь будет играть роль консультанта, преподавателя, наставника, исследователя, информационного менеджера и сетевого волшебника. Это будет кибер-библиотекарь, хранитель пространства и времени, магистр».


Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы