Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (136)'10 - Даешь молодежь!
Между книгой и читателем

Ирина Анатольевна Шаповалова, учитель русского языка МОУ «Гимназия № 3», г. Белгород


Библиотечное призванье... Это означает, что частью твоей жизни становятся люди и книги, что каждому, приходящему в библиотеку, ты стараешься стать добрым другом и проводником в мир чтения и информации.

Подобрать для учителя литературу к уроку, обсудить с ребёнком только что прочитанную им сказку, убедить подростка прочитать ту или иную книгу, непринуждённо поговорить с читателем, просто выслушать человека… И это ещё не всё. Нужно постоянно идти в ногу со временем! Библиотекарь должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами: верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление об инновационных обучающих системах, уметь координировать работу с учителем и совместно находить подход к каждому ребёнка.
Можно ли назвать Белгородскую государственную библиотеку для молодёжи библиотекой современной, способствующей формированию информационной культуры школьника? Безусловно, да!
В ней работают высокообразованные специалисты, сознающие, насколько важна роль библиотеки в общеобразовательном учреждении, стремящиеся предоставить учащимся доступ к всем необходимым им ресурсам. «Школьники должны получать доступ не только к ресурсам конкретной библиотеки, но и к ресурсам других библиотек, Интернета, медиатеки...», — считает заведующая абонементом Ирина Васильевна Демченко.
На библиотеки возлагается ведущая роль в целенаправленном формировании поликультурной личности и информационной культуры читателя. Подросток должен получить целостное представление о мире, о себе, своей роли и месте в этом обществе, выработать активную жизненную позицию, умение самостоятельно принимать решения. У него должна выработаться устойчивая мотивация к продолжению образования и стремление к самообразованию. Именно библиотеки для молодёжи помогают подростку осознать необходимость постоянного образования, важность различных источников информации, от книги до Интернета, овладеть эффективными методами поиска информации и основам информационной безопасности.
Известно, что книга учит вглядываться в человека, понимать его, воспитывает человечность. В Белгородской государственной библиотеке для молодёжи создана располагающая дружеская атмосфера; залогом непринуждённого общения библиотекаря с читателем-подростком служит их общий интерес к книге. Библиотекарь — это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем, но влиять на чтение ученика он может лишь в том случае, если старшеклассник видит в нём доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью. Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя. Именно такими библиотекарями являются Ольга Иосифовна Гахова и Ирина Васильевна Демченко.
Не секрет, что ученики средней школы читают меньше, чем малыши, поэтому задача библиотекаря — вложить в духовный мир читателя этой возрастной группы самую ценную информацию, соответствующую уровню его умственного, эмоционального, эстетического развития и способствующую дальнейшему развитию его личности.
Основными формами массового руководства чтением школьников 8-10-х классов являются книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры, которые призваны возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали внимание подростков. Помогают и библиотечные уроки: «Учись быть читателем», «Как выбрать книгу в библиотеке», «История книги», «Структура книги», «Указатели и их разнообразие». «Словари — наши друзья», «Каталоги, картотеки», «Периодика для детей и подростков», которые добросовестно готовят библиографы Оксана Алексеевна Рыженкова, Людмила Дмитриевна Лобова и заведующая информационно-ресурсным центром по проблемам молодёжи Светлана Алексеевна Бодякова.
Инновационной деятельности библиотекари уделяют особое внимание: инновации в Белгородской государственной библиотеке для молодёжи присутствуют практически во всех направлениях её работы. Большую помощь библиотека оказывает в подготовке и создании ученических проектов, исследовательских работ, написании сценариев, организации выставок.
С особой любовью учащиеся относятся к книжным праздникам. К этим мероприятиям библиотекари тщательно готовятся в течение всего года. «Праздник, особенно связанный с книгой, даёт ребятам возможность проявить свои творческие способности, фантазию, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы! — утверждает Ольга Иосифовна Гахова. — Книга — это фундамент, на котором строится культура нации».
«Мы считаем, что научить школьников искать, оценивать, использовать информацию, создавать её самим — значит воспитать творческую личность. Когда видишь результат своей работы: а это и выдача давно забытых книг, которые открыли для себя дети, и творческий поиск старшеклассников, и неизгладимые впечатления от встреч с удивительными людьми, и, понимаешь, что работа библиотекаря — самая замечательная и благодатная!» — говорят сотрудники абонемента.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы