Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 23 (137)'10 - Эволюция библиотечного пространства
Воображение пространства — пространство воображения.

Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело», кандидат педагогических наук, Москва

Заголовок этой статьи почти дословно заимствован у составителей интересного и поучительного сборника.1 Он как нельзя лучше отражает суть дискуссии, в основе которой лежало обсуждение проекта реконструкции пространства ГРДБ и создания Привлекательного образа детской библиотеки. Все участники в течение двух часов выстраивали этот образ, опираясь на представления и творческие фантазии самих детей.

Организаторы — в первую очередь директор ГРДБ Г. А. Кисловская и её заместитель А. В. Лисицкий — нашли удачный формат дискуссии, собрав на встречу представителей двух заинтересованных сторон. Библиотекари, а также журналисты профильных изданий, углублённо занимающиеся данной проблематикой, смогли обсудить ряд важнейших вопросов с профессиональными архитекторами и дизайнерами из Британской высшей школы дизайна в Москве, а также Московского архитектурного института.

Библиотека
в воображении взрослых
Дискуссию открыл Н. Е. Прянишников, известный методолог, эксперт, специалист по архитектуре, градостроительству, стратегическому планированию городского развития и формированию городской среды. Архитектуру детской библиотеки он охарактеризовал как среду двойного развития. Её помещения выполняют двойственную функцию: выступают в роли общественных зданий и как детские развивающиеся среды. Опираясь на классические работы специалистов в области творческих индустрий Р. Флориды и Ч. Лэндри2, можно констатировать, что важнейшая задача детской библиотеки — стимулировать творчество ребёнка, позволяющее ему создавать будущее. Архитектуру и дизайн при этом обустраивают в виде пространства для интеллектуальной работы.
Как общественное здание любая публичная библиотека должна воплощать концепцию «третьего места» (Рэй Ольденбург)3 — нечто среднее между местом работы и местом жительства. Фактически речь идёт о создании просторного и комфортного пространства общения. Оно лишено какого бы то ни было налёта казённости, по возможности демонстрирует связь с природой (за счёт площадок с аквариумами и птицами, зимних садов и др.), предполагает помещения для групповых встреч, а также уютные уголки, рассчитанные на одного-двух человек. Эта роль библиотечного пространства возрастает в условиях увеличения числа фрилансеров — людей, которые трудятся в удалённом режиме, не привязаны к жёстко закреплённому рабочему месту и конкретному работодателю. Для них библиотека-«третье место» — оптимальный вариант организации пространства. При этом оно должно быть по-своему нейтральным, способным к быстрому переформатированию, наконец, готово создавать условия не только для работы, но и для удовольствия. Мотиваци получения удовольствия, радости, позитивных эмоций, в результате которых человек заряжается новой энергией, становится преобладающей.
Социальная роль библиотеки-«третьего места» повышается за счёт того, что она начинает определять атмосферу города, становится своего рода штабом местного сообщества, служит школой демократии, сочетает разные культуры, помогает самоидентифицироваться конкретным людям и группам, компенсирует одиночество. При этом библиотека (традиционный облик которой поднадоел жителям), обретает новое качество: она воспринимается как своего рода «магазин идей», «центр жизни», где человек может испытать себя в разных ситуациях, как «место открытий». Поэтому здесь может присутствовать ландшафтный сад, аттракцион, тренажерный зал, etc. Такие библиотеки, например, функционируют в городе Иваки (Япония), в Геркулесе (штат Калифорния, США) и др. местах.
Порой библиотеке становится тесно в своих стенах — она «выходит в город». Например, ею становится телефонная будка, где можно не только позвонить, но и присесть на откидную скамеечку и почитать книгу. Приводя подобные примеры, архитектор Прянишников делает вывод, что в современных условиях форма библиотечного пространства не следует функции, функция не считывается по внешнему виду.
Наряду с этим выводом, опровергающим привычные представления о библиотечной архитектуре, Николай Евгеньевич приходит и к другим принципиальным заключениям. Он убеждён, что сегодня, в условиях появления библиотек-полифункциональных учреждений, можно говорить о размытой, нечёткой типологии библиотек. Другой вывод — библиотека как общественное место становится важной составляющей привлекательности города, основой его конкурентного преимущества. Применительно к детской библиотеке эти выводы дополнены следующим императивом: формирование её новой среды перестаёт быть прерогативой архитекторов, среду вместе с ними творят сами дети.

Библиотека в воображении детей
Тему творческого самовыражения детей в ходе создания привлекательного образа библиотеки так или иначе затронули все выступающие. В большей степени это удалось сделать главному редактору  газеты «Библиотека в школе» О. К. Громовой. По её мнению, библиотека может стать по-настоящему дружелюбной лишь в том случае, если внимательно прислушивается к пожеланиям тех, для кого она работает. Презентация Ольги Константиновны состояла из множества фотографий, сделанных в разных библиотеках Европы, США и Канады, а также в российских библиотеках, и устных комментариев докладчика. Минимизация текстов, акцент на «картинки», будь то рисунки или пиктограммы, отвечающие на привычные вопросы «Как пройти в библиотеку», «Как найти в ней необходимые источники», — это то, что сразу отличает зарубежные детские библиотеки от отечественных аналогов.
Мебель-трансформеры или мебель на колёсиках, изготовленная из современных гигиеничных, легко моющихся и приятных на ощупь материалов, широкие пространства, освобождённые от дверей, перегородок и множества проводов, — это образ современной библиотеки в представлениях детей. Ольга Константиновна привела пример: в одной из библиотек именно ребята предложили оптимальное решение — запрятать провода в декоративно оформленную стойку. Дизайнерские решения, инициированные ребятами,  приводят к неожиданным результатам. В городе Светлом Калининградской области библиотекари объединили «взрослый» и «детский» абонементы; в результате книги для подростков из отраслевых отделов оказались интересны многим взрослым. И наоборот, многие дети с удовольствием берут издания «на вырост».
В последние годы, опираясь на представления юных читателей, продвинутые библиотеки вслед за западными коллегами идут  на радикальные меры — они отказываются от привычных читальных залов. Чинно и монотонно расставленные рядами  столы в таких залах вызывают у детей ассоциации с образом школы, с её регламентацией и «обязаловкой». Такого рода ассоциации — с этим согласились все участники дискуссии — не способствуют позитивным представлениям о библиотеке. Но в данном случае имеется и ещё одно обстоятельство — физиологические показания. Мне уже приходилось, ссылаясь на мнения врачей, доказывать, что образ ребёнка, вынужденного несколько часов сидеть в одной и той же позе за письменным столом, противопоказан детской библиотеке.
Зарубежные коллеги решают эту проблему просто: юный читатель/посетитель сам выбирает удобное место для работы или отдыха: пристраиваясь с книгой или ноутбуком на диванчике; упругом мате; в углублении причудливой уютной конструкции; на пуфе, который можно легко перетаскивать, куда угодно; на покрытом ковром полу или ступеньке лестницы. По такому пути сегодня пошла и Государственная Российская библиотека для молодёжи, реконструирующая своё пространство.4 В данной ситуации мы действительно имеем дело со свободным доступом к библиотечным ресурсам — концепции, построенной на свободе самостоятельного выбора и  связанной с ним свободе творчества.5
Свобода выбора и творчества подразумевает для читателя существование альтернатив: заниматься/отдыхать совместно со сверстниками или побыть наедине с самим собой, поболтать с приятелем / посекретничать с подружкой в специально отведённом помещении. Право на приватное пространство — возможность «спрятаться» от тревог и забот — ещё одно предпочтение, высказываемое юными читателями. Наш журнал уже напоминал, что идеальная библиотека в глазах человека включает такой важный компонент как создание пространства защищённости, укрытия, или следуя метафоре английских коллег, своего рода «кокона» с уютной домашней атмосферой.6 Об «одомашнивании» социальных пространств, включая библиотеку, говорил в ходе дискуссии А. В. Коротич — дизайнер, художник и «по совместительству» детский писатель, преподаватель МАРХИ.
Образ привлекательной библиотеки в воображении детей порой содержит неожиданные решения. Это может оказаться… мягкая кровать, на которой хорошо полежать уставшему от занятий ребёнку. В другом случае дети называли секретную комнату: открыть её можно, только отгадав особый код. Безусловно, за этим пожеланием стоит вечная тяга ребёнка к игре, но не только. Невольно вспоминаются высказывания Х. Борхеса и У. Эко, убеждённых в том, что любая библиотека должна содержать некоторую тайну. Её-то пытливому читателю и предстоит каждый раз раскрывать, получая в качестве награды искомую информацию. Не случайно в недавно построенных библиотеках Великобритании и США уделяется особое внимание созданию «таинственного» пространства, связанного с интерактивными формами досуга детей. Это может быть пещера, отыскав которую, ребёнок получает нужную справку или консультацию, или средневековый замок со сторожащим его драконом, или коллекция сокровищ, которые предстоит найти.7
Смысловым центром встречи можно назвать презентацию проекта студенток Британской Высшей школы дизайна
Е. Фадеевой и С. Лукиновой. Существующая в Москве с 2003 г. Школа готовит специалистов-дизайнеров, работающих в разных художественных сферах. Дипломной работой двух студенток стала реновация интерьеров ГРДБ. В основу диплома была положена идея «Энергии ростка», в качестве которого выступает книга, помогающая ребёнку идти вперёд по жизненному пути. Молодые дизайнеры выбрали открытую планировку помещений. Здесь нет жёсткого деления на отделы обслуживания, между ними сняты перегородки и тем более двери, символизирующие закрытость помещений. Принцип зонирования пространства отвечает требованиям дифференцированного подхода к обслуживанию детей разных возрастов, способствует удовлетворению разных потребностей читателей, будь то оперативное получение информации, развитие познавательных интересов ребёнка или времяпровождение в игровой зоне для малышей.
Особое место в проекте принадлежит современному пониманию комфортности. Это и соответствующее расположение туалетов, без которых, например, трудно себе представить вестибюль библиотеки, и наличие кафе-автоматов с продуктами, и удобное расположение стойки информации и регистрации читателей. Предусмотрен книжный магазин, на необходимость которого в детской библиотеке указывают многие читатели. Важную роль молодые дизайнеры отводят цветовой гамме. Акцент делается на благоприятном для восприятия сочетании зелёного и белого — символах развивающегося ростка.
Комментируя выступление авторов проекта, А. В. Коротич посетовал на преобладание в отечественных детских библиотеках белых безликих поверхностей: стен, потолков, полов. Они формируют у ребёнка восприятие библиотеки-«казённого» дома, вызывают ощущение скуки. В то время как эти поверхности могут и должны выполнять функции информационных экранов. Конечно, и в нашей стране имеется немало позитивных примеров, когда отдельные библиотеки украшают стены красочными панно-иллюстрациями из книг или детскими рисунками. Полы расчерчивают  цветными стрелками и даже декоративными ступнями-следами «снежного человека», которые помогают читателю найти дорогу в нужное подразделение библиотеки. В уже упоминавшейся выше реконструируемой Государственной Российской библиотеке для молодёжи у каждого отраслевого отдела имеется своя цветовая гамма. Цвет при этом выступает одним из индикаторов навигации в библиотечном пространстве.

Дом, который построил Джек
Одно из предложений А. В. Коротича, скорей всего, привело бы многих библиотекарей в замешательство. Профессиональный архитектор и детский писатель искренне убеждён в том, что юные читатели, и прежде всего подростки не только могут фантазировать на тему «Какой быть детской библиотеке», но и принимать непосредственное участие в её проектировании. Кураторами при этом должны выступать профессиональные дизайнеры. Это предложение поддержала социолог РГДБ В.  П. Чудинова. Она привела примеры участия детей совместно с педагогами и родителями в создании англоязычных сайтов, а также  в других сферах организации библиотечного пространства. Такая деятельность — один из замечательных способов творческой самоидентификации ребёнка, которое к тому же формирует отношение к библиотеке, как к «своему» Дому.
Но может ли маленький Джек из известного английского стихотворения в классическом переводе С. Я. Маршака построить «свой» Дом-библиотеку? Озвученный на секции ИФЛА опыт «Библиотеки 100 талантов» из города Хеерхуговаарде (Нидерланды), свидетельствует, что это вполне реально.8 Подросткам было предложено принять участие в формировании дизайна, а также размещении книжного фонда в недавно выстроенном здании городской ратуши, два этажа которой отведены под библиотеку для детей младшего и среднего возраста.
Чтобы изначально получить представление об ожиданиях будущих читателей, архитекторы опросили 250 детей из 10 школ. Выяснилось, что  наряду с такими пожеланиями, как комфортная мебель без острых углов, вмонтированный в пол свет, «секретная дверь» (поиграть и отдохнуть), комната ужасов (родителям вход запрещён), целый компьютерный этаж с последними версиями современных поисковых систем и пр. детей интересуют в библиотеке и другие формы «получения удовольствия». Это футбольное поле с искусственной травой, бассейн с сауной, бар и магазины сладостей. Для архитекторов также стали неожиданностью желания детей организовать отдельные помещения для мальчиков и девочек, поскольку последние хотят иметь обособленный уголок. Были упомянуты такие предпочтения как использовать библиотеку в качестве места для свиданий мальчиков и девочек (у юношества эта мотивация посещения библиотеки давно известна), необходимость создания безопасной среды для малышей, в частности не оставлять их без присмотра у лифтов.
Следующим этапом  вовлечения детей в конструирование пространства библиотеки стало обсуждение проекта библиотеки. Ребятам объясняли, как создавался проект, показывали чертежи. Затем предложили им построить рабочую модель библиотечного пространства в масштабе 1:50, чтобы получить о нём реальное представление. В ходе работы были учтены различные предложения детей, в частности создание купола над смотровой площадкой, с которой открывается прекрасный вид на библиотеку и прилегающую местность.
Для работы над дизайном библиотеки профессиональные художники организовали для юных участников мастер-классы. Например, работая над мебелью, дети с помощью принесённых дизайнером материалов конструировали оригинальные стеллажи и шкафы. Другие ребята трудились над созданием книгохранилища, уголков отдыха, зон для тихих и шумных игр. Причём вся эта работа происходила не «понарошку», а воспринималась детьми всерьёз, поскольку на их глазах и вместе с ними профессиональные дизайнеры принимали конкретные решения по оформлению помещений библиотеки. Надо ли доказывать, что такого рода работа вызывала законную гордость ребят, помогала открыть в них даже им самим неизвестные таланты. И что не менее важно, созданная фантазией и художественным творчеством детей, библиотека стала восприниматься ими как «собственная» — Дом, построенный своими руками. По большому счету приведённый пример являет собой уникальный социально-педагогический эксперимент, суть которого — развитие художественно-творческих способностей детей.

Библиотечное пространство —
сфера постоянного обновления
Дискуссия о формировании предметно-пространственной среды детской библиотеки позволила наметить основные «точки роста» в изучении проблемы. На одной из них в завершение разговора остановился А. В. Коротич. Дизайн библиотеки, особенно детской, убеждён архитектор, должен постоянно обновляться. Участники круглого стола не могли не согласиться с этим доводом. Обязательное обновление библиотечного пространства — производное от понимания изменчивости мира, к которому юные пользователи особенно восприимчивы. Библиотека не всегда поспевает за содержательно-смысловыми и технологическими изменениями окружающей среды, а часто даже и не ставит такую задачу. С. Лему принадлежит афоризм: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас». Обидно, когда библиотека с устоявшейся репутацией в какой-то момент перестаёт осознавать, как запущено её убранство, насколько устарели внешний облик и дизайн, и сколь негативно это сказывается на уровне обслуживания.
Руководители ГРДБ заверили собравшихся, что, невзирая на трудности, библиотека будет менять своё пространство, по возможности насыщать его элементами, соответствующими ожиданиям читателей. Благо ориентиры обновления намечены. Было предложено регулярно собираться на подобные дискуссии: ГРДБ — главная детская библиотека страны, и так или иначе несёт ответственность за организацию пространства в других библиотеках, обслуживающих детей. Наш журнал готов стать постоянно действующей информационной площадкой, освещающей и осмысляющей эту интереснейшую проблему.


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы