Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 23 (137)'10 - Эволюция библиотечного пространства
Дом, который можно читать

Кирилл Комаров

Роль специализированных библиотек в жизни слепых трудно переоценить, при этом эффективность их работы определяются не только наличием необходимого оборудования и литературы на специальных носителях, но и архитектурным решением здания.

Роль специализированных библиотек в жизни слепых трудно переоценить, при этом эффективность их работы определяются не только наличием необходимого оборудования и литературы на специальных носителях, но и архитектурным решением здания.

В начале ХХ в. Е. Чарнолуская, автор многовекторного исследования, посвящённого общественным библиотекам в Америке, так характеризовала возникновения библиотек, предназначенных для пользователей с недостатками зрения: «... в специальной библиотечной прессе начинают появляться некоторые сведения об особых отделениях для слепых в общественных библиотеках и даже о самостоятельных библиотеках, но этих последних так мало, что их можно пересчитать по пальцам».1 За век количество таких библиотек возросло во много раз, сегодня их основывают во всех городах с относительно большой концентрацией жителей, имеющих зрительные недостатки.
При отсутствии в городе других специализированных досуговых и образовательных организаций такая библиотека может сыграть едва ли не основную роль в общегородской инфраструктуре учреждений для жителей с проблемами зрения, ведь функции её намного шире по сравнению с практикуемыми в библиотеках общего назначения.
Особенности архитектурного проектирования зданий специализированных библиотек предопределены невозможностью целевого субъекта ориентироваться в системе помещений с помощью зрения. Таким образом, при проектировании специализированных сооружений нецелесообразно использовать традиционные методы организации их внутреннего пространства.

Реализованные проекты
специализированных библиотек
Целостных фундаментальных трудов, посвящённых принципам архитектурного проектирования зданий библиотек для слабовидящих, сегодня не существует. Эта тема рассматривалась как один из аспектов в некоторых публикациях, посвящённых общественным библиотекам различного профиля. Так, в исследовании Е. Чарнолуской «Общественные библиотеки в Америке»2 даётся краткая характеристика читальных залов для незрячих в Вашингтонской, Чикагской, Нью-Йоркской и Бостонский библиотеках. Но названная работа была опубликована в 1911 году, и её материалы на сегодня являются устаревшими.
Немало информации можно найти в англоязычной литературе. В трудах Пола Геера (Paul Heyer) «Американская архитектура. Идеи и идеологии конца ХХ века»(American Architecture: Ideas and Ideologies in the Late Twentieth Century) и Дениса Шарпа (Dennis Sharp) «Архитектура ХХ века: наглядная история» (Twentieth century architecture: a visual history)3 приводятся краткие описания сооружения Региональной библиотеки для слепых и людей с физическими недостатками штата Иллинойс (США). Несколько более подробную информацию по отдельным аспектам рассматриваемой темы можно найти на сайтах электронных изданий «Чикаго Ридер» (Chiсago Reader)4 и «Недельная порция архитектуры» (A weekly doze of architecture).5
Достаточно развёрнутая критическая статья Пола Голдбергера (Paul Goldberger), посвящённая сооружению Региональной библиотеки штата Иллинойс, опубликована в газете «Окала Стар-Баннер» (Ocala Star-Banner) от 23 августа 1978.6 В статье представлен анализ как градостроительного, так и объёмно-пространственного решения здания, характеризуется местоположение объекта в структуре всего города, приводится характеристика участка проектирования и его ближайшего окружения, рассматриваются факторы, которые влияли на выбор методов организации внутреннего пространства и создания внешнего образа сооружения. Отсутствует в публикации информация об устройстве подходов к зданию от остановок общественного транспорта и стоянок автомобилей. Особенности цветового решения фасадов и интерьеров сооружения освещены в монографии Тома Портера (Tom Porter) «Цвет в архитектуре» (Architectural Colour).7
Краткая информация об участке проектирования и основные архитектурные решения сооружения библиотеки для слепых и инвалидов зрения Еврейского Института Брайля в Нью Йорке (США) содержится в статье Аарона Севард (Aaron Seward) «Преувеличение. Проект библиотеки для слепых от архитектурной мастерской “Финк & Платт Архитектз”» (Sounding Off. Fink & Platt Architects design a library for the blind).8
На официальном сайте архитектурной мастерской “Аерз Сент Гросс” (Ayers Saint Gross)9 публикуется аннотация к проекту сооружения Государственной библиотеки для слепых и инвалидов зрения штата Мэриленд (США).

Проект Региональной библиотеки штата Иллинойс (США)
Общеизвестно, что библиотека является учреждением, которое собирает и хранит печатные произведения для общественного пользования. Однако уже первые специализированные библиотеки для слабовидящих, которые начали появляться в XIX веке, выполняли гораздо более широкий диапазон задач, чем традиционные библиотеки. Так, открытый в 1897 году, читальный зал для незрячих в Вашингтонской библиотеке Конгресса, кроме зоны для самостоятельного чтения, имел зону, предназначенную для «зрячих посетителей, которые приходят ознакомиться с системами печати книг для слепых, с печатными машинами, с приборами для рукописных сношений слепых со слепыми и зрячими».10
Упомянутая зона выполняла важную социальную функцию: совместное пребывание слепых и зрячих людей. Это способствовало решению проблемы пространственной изоляции незрячих и смягчению настороженного отношения зрячих к слабовидящим.
Подобная идея была заложена в и проекте Региональной библиотеки штата Иллинойс (США) для слепых и людей с физическими недостатками, возведённой в 1978 году. Архитектор этого сооружения, Стэнли Тайгерман (Stenly Tigerman), стремился решить следующие задачи: с одной стороны, создать дизайн интерьера, доступный для восприятия и ориентирования в нём незрячими людьми, а с другой — оформить интерьер так, чтобы зрячие люди понимали: это «не такое сооружение, к которому следует относиться, как в тюрьме, а такое, которое вмещает активную часть сообщества (традиционная окружная библиотека размещалась на втором этаже этого сооружения)».11

Региональная библиотека штата Мэриленд (США)
Другой важной функцией, которую выполняют библиотеки для инвалидов зрения, является распространение и озвучивание печатных произведений. Учитывая трудности в передвижении слепых, специализированные библиотеки пересылают заказанную литературу своим пользователям домой по почте. Уже в 1897 г. читальный зал для слепых в Вашингтонской библиотеке Конгресса осуществлял такую рассылку в черте города. С перерывом на три месяца «тут же происходят чтения для слепых ... Читаются обычно произведения, которые ещё не были напечатаны специальными шрифтами, и с которыми слушатели не могут ознакомиться иначе».12
Озвучивание литературных произведений является важным ещё и потому, что люди, которые теряют зрение в зрелом возрасте, обычно имеют проблемы с чтением текстов, напечатанных шрифтом Брайля или другими рельефными шрифтами, — из-за ослабления тактильной чувствительности.
Большинство современных библиотек также осуществляют функцию озвучивания печатных произведений, записывая голос диктора на плёнку или другой носитель. Сегодня, в эпоху информации и цифровых технологий, две последние функции нередко становятся доминирующими для специализированных библиотек, а залы для самостоятельного чтения занимают всё меньшие площади в планировочной структуре всего сооружения. При этом теряется едва ли не самая главная функция здания такого назначения — функция общения людей с недостатками зрения. К библиотекам такого типа могут быть отнесены Государственная библиотека для слепых и инвалидов зрения штата Мэриленд и библиотека для слепых и инвалидов зрения Еврейского Института Брайля в Нью Йорке (США).
Сооружение специализированной библиотеки штата Мериленд было возведено в 1992 году в городе Балтимор по проекту архитектурной мастерской “Аерз Сент Гросс” Ayers Saint Gross). «Главной функцией библиотеки является  рассылка и приём возвращённых книг, потому задание на проектирование требовало устройства вместительных книгохранилищ».13 Проектом было предусмотрено размещение общественной организации в объёме, который выступает за пределы общей композиции сооружения. При этом общественные интерьеры, в том числе небольшие читальные залы, находятся в атриуме за стеной, облицованной известняком и завершённой стеклянной плоскостью. Большие площади закрытых книгохранилищ, складов и механического оборудования размещаются ниже отметки земли.

Нью-Йоркская специализированная библиотека
Семиэтажное сооружение Нью-Йоркской библиотеки для слепых, строительство которой было завершено в 2008 году, является ревалоризацией двух городских особняков, которые с 1960 года занимал Еврейский Институт Брайля. Проект ревалоризации был разработан архитектурной мастерской “Финк и Платт Архитектз” (Fink & Platt Architects) и включал «модернизацию здания в соответствии с современными стандартами и увеличение площади за счёт двух с половиной этажей арендных площадей, важного источника дохода для некоммерческой организации».14
Самым главным пунктом задания на проектирование было создание студии звукозаписи площадью 400 кв. м, где волонтёры могли бы записывать аудио книги. Размещённая на верхнем этаже студия оснащена оборудованием для индивидуального и группового чтения. Поскольку было необходимо создать акустически приглушённую среду, архитекторы предусмотрели усиленную звукоизоляцию в перекрытии последнего этажа и разместили энергосберегающие вентиляционные системы на противоположном по отношению к студии конце кровли, запроектировав их на отдельном фундаменте с амортизатором.
Новый стеклянный фасад заменил кирпичную стену, возведённую в 1960 году. Он имеет вынос 30 см в сторону тротуара от первоначальной границы землевладения, «являя всем современное лицо библиотеки; трудно было предположить, что за ним находятся стены, возведённые в 1890-х».15 Архитекторы сотрудничали с компанией “Уайтхауз и Компании” (Whitehouse & Company), занимающейся дизайном интерьеров. Стиль, в котором решён вход в библиотеку, некоторые отделочные материалы, призваны вызвать ассоциации с точками азбуки Брайля. Поскольку в число главных функций библиотеки не входит обеспечение условий для самостоятельного чтения посетителей, принципы формирования внутреннего пространства не отличаются от традиционных.
Более удобной для самостоятельного ориентирования читателей с проблемами зрения является Региональная библиотека штата Иллинойс для слепых и посетителей с физическими недостатками. В ней «движение людей организовано линейно, что упрощает запоминание структуры внутренней среды слепыми, а все публичные пространства имеют закруглённые углы и спроектированы по принципу предсказуемости».16 План здания довольно прост. Входной вестибюль перетекает в зал с абонементом и брайлевским каталогом, за которым располагаются галереи доставки книг.
Архитектор сооружения Стэнли Тайгерман (Stenly Tigerman) подбирал такие материалы и формы, которые одновременно «удовлетворили бы его визуальный вкус и ... вызывали бы ощущение красоты у пользователей, которые могут почувствовать её только через форму и текстуру».17
Для упрощения ориентирования незрячих вдоль стен в интерьерах всех помещений расположены волнистые перила из огнеупорного пластика, которые «позволяют пользователям двигаться в пространстве, руководствуясь осязанием».18 Пол устилает рельефная резиновая плитка «Пирелли» (Pirelli) — замечательный материал как для слепых, так и для других категорий маломобильных пользователей, поскольку он имеет ярко выраженную тактильную поверхность и препятствует скольжению.
Учитывая то, что по официальному определению слепота не обязательно означает полную потерю зрения, и частично зрячий человек может различать контрастные цвета, архитектор ярко окрашивает внутренние и некоторые внешние поверхности библиотеки для слепых. «Тайгермановы цвета порывают с ожидаемым уровнем ведомственного аскетизма».19 Красный цвет здесь используется для наружных стен, блестяще-жёлтый — для элементов каркаса, синий — для инженерных коммуникаций. «Это не случайный выбор, — подчёркивает архитектор. — Эти цвета позволяют ... читать дом».20
Такое цветовое решение частично выводится и наружу. Лаконичная бетонная стена оживляется 55-метровым волнистым окном, которое «начинается как узкая горизонтальная лента, затем устремляется вверх, вливаясь в большую стеклянную арку, и, наконец, мягко движется вверх и вниз».21 Это окно с его экстравагантным орнаментом стало дизайнерским символом сооружения. Его геометрия не случайна. Высота полосы окна была подобрана таким образом, чтобы инвалиды-колясочники смогли наслаждаться пейзажем за окном.
Максимально упрощённую структуру дизайна интерьера можем наблюдать и в сооружении Киевской библиотеки для слепых им. Островского. Центральным элементом интерьера является пандус, который соединяет входной вестибюль на первом этаже с Г-образным в плане коридором на втором. Коридор представляет собой линейную направляющую, на которую нанизываются читальный и компьютерный залы, кабинеты администрации. Студия звукозаписи находится на первом этаже.
Для упрощения ориентирования посетителей библиотеки вдоль стен коридора тянутся деревянные перила, имеющие разрывы в местах входов в помещения. Перед местами разрыва на перилах шрифтом Брайля нанесена информация о назначении данного помещения. Предусмотренные государственными строительными нормами резиновые рельефные дорожки на полу отсутствуют, их заменяют узкие ковры, выстланные вдоль всех возможных направлений движения незрячих посетителей. Такие ковры имеют существенный недостаток: им свойственно сбиваться на концах, что составляет определённую опасность для посетителей.
К другим недостаткам проекта можно отнести расположение пандуса, ориентированного на первом этаже не в сторону вестибюля, откуда направляется основной поток пользователей, а в сторону небольшого торцевого холла. Такое расположение нарушает прямолинейное движение посетителей, создаёт дополнительные препятствия. Колонны в вестибюле первого этажа не огорожены, а любые тактильные информаторы об этой опасности отсутствуют, что противоречит соответствующим нормативным документам. Читальный зал библиотеки не отличается от традиционных читальных залов. Широкие ковры, выстланные в проходах между столами, играют роль тактильных направляющих.
Внешне сооружение представляет собой горизонтальную композицию из трёх разных по размерам прямоугольных параллелепипедов. Здание довольно удачно вписано в окружающую среду и рельеф. На тротуарах, ведущих к библиотечному входу, установлены металлические ограждения с контрастными перилами.
Из изложенного выше можно сделать соответствующие выводы:
1. Специализированные библиотеки для читателей с проблемами зрения, кроме традиционной функции накопления и хранения литературы для общественного пользования, могут решать задачи, связанные со смягчением настороженного отношения зрячих в отношении людей с нарушениями зрения; с распространением и озвучиванием печатных произведений.
2. Наиболее распространённым принципом функциональной организации сооружений специализированных библиотек является дифференциация сооружения на две основные зоны: помещения, предназначенные для пребывания слепых (каталог, абонемент, компьютерные и читальные залы) и обслуживающие комнаты (кабинеты администрации, студии звукозаписи, книгохранилища и др.).
3. Структуру внутреннего пространства зоны для пребывания слепых целесообразно проектировать максимально упрощённой и предсказуемой: в целях гарантирования запоминания путей людьми с нарушениями зрения их движение обычно организуется линейно; все объекты общедоступных пространств должны иметь закругленные углы.
4. Для акцентирования предусмотренных направлений движения вдоль проходов устраивают перила, а на полу создают дорожки с яркой тактильной окраской.
5. Поскольку большинство людей с недостатками зрения не теряют способности различать контрастные цвета, целесообразно их использовать в решении как интерьеров, так и внешней композиции сооружений специализированных библиотек.
6. Материалы статьи фокусируются на вопросе архитектурного решения специализированных библиотек, который является одним из аспектов широкого исследования особенностей архитектурного проектирования для нужд слабовидящих, в рамках которого предполагается рассмотреть здания многопрофильных центров, учебно-производственных предприятий, школ, жилых домов, а также градостроительную инфраструктуру сооружений, используемых инвалидами зрения.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы