Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 23 (137)'10 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Читатель 2.0
Одним из самых тривиальных вопросов, обсуждаемых сегодня, является вопрос: «убъёт ли электронная книга книгу печатную?» И логическое его продолжение: «зачем нужны библиотеки, если есть интернет?». Вот и министр культуры предлагает перейти на комплектование библиотек не книгами, а ридерами…
Давайте посмотрим на эволюцию отношений библиотеки и электронной среды. Было время, когда для библиотек, стремительно терявших читателей, подключение к Сети казалось единственной панацеей. Компьютер, подключённый к интернету, стал для читателей (их уже стали называть пользователями), собственно говоря, всего лишь «точкой доступа». Но время меняется. И сегодня, когда «выделенка» пришла почти в каждый дом, а Wi-Fi есть даже в городском транспорте, «точка доступа» перестала быть приманкой. 
Однако способность библиотек к мимикрии и конвергенции с другими социальными институтами позволила им выйти за пределы собственных зданий, расширить «пространство» за счёт виртуальных миров – социальных сетей, блогосферы, веб-сайтов, т.е. осуществить переход от оказания услуг только в пределах здания библиотеки. Отчасти это и послужило причиной возникновения концепции «Библиотека 2.0».
Термин этот вызывает дискуссии в библиотечном сообществе. Одни его ругают из-за боязни перемен и отсутствия готовности перестраивать свою работу. Другие, напротив, полагают, что он не содержит ничего нового – многие формы и методы уже давно и успешно применяются.
По мнению западных специалистов, описывающих это понятие, «сердцевина (ядро) Библиотеки 2.0 – это изменения, ориентированные на пользователя. Это модель библиотечного обслуживания, которая поощряет постоянное и целенаправленное развитие, приглашая пользователя участвовать в создании как физических, так и виртуальных услуг, которые им нужны и поддерживаемая постоянным оцениванием услуг…». Таким образом, новая концепция предусматривает увеличение спроса на собственно библиотечные услуги, привлечение в библиотеку реальных читателей. 
Новые технологии позволяют читателям быть не только потребителями контента, но и его создателями, расширяют поле профессионального общения (интернет-мосты, интернет-конференции, вебинары, посты и пр.).
И всё это не сужает, а увеличивает возможности библиотечного обслуживания, продвижения книги.
Новая идеология библиотеки, безусловно, скажется и на проектах библиотечных зданий и тенденциях в планировке пространства, которое должно представлять собой гибкие варианты интерьера с использованием модульных конструкций с минимальным числом несущих стен, обеспечивать наилучшие условия для моделирования пространства, введения новых услуг, выполнения новых функций библиотеки. Стираются границы между музеем и арт-галереей, между библиотекой и театром. Они реструктурируются в новую форму – библиотечно-информационный центр, напоминающий удобный в быту медиа-супермаркет, где все носители собраны вместе и «все по полочкам».
Задача состоит в том, чтобы сохранить информационное поле межличностного общения в пространстве библиотечного здания и превратить его из книгохранилища в центр культурной жизни местного сообщества.

С любовью, Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»



Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы