Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (118)'10 - Пространство культуры
Исцеление искусством

Нина Евгеньевна Колоскова, заведующая сектором методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара, Москва

Светлана Васильевна Поняева, библиотекарь компьютерного зала детской библиотеки № 81 ЦБС «Люблино» ЮВАО, Москва



Терапевтическая живопись — один из методов арт-терапии, лечение посредством художественного творчества. Арт-терапия позволяет сделать жизнь человека более яркой и интересной, помогает выразить свои эмоции и чувства, решить личные проблемы, способствует развитию креативности.



Интерес к арт-терапии со стороны работников детских библиотек легко объясним: всё, что способствует раскрытию творческих способностей наших читателей, гармонизации их личности, должно находиться в центре внимания библиотекарей, поэтому вопрос: «Зачем в библиотеке арт-терапия?», носит, скорее, риторический характер.

Чудо арт-терапии
Как утверждают специалисты, арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она используется в психотерапии, педагогике, социальной работе и даже в бизнесе. В арт-терапии применяются индивидуальные и групповые формы работы, и это тоже вполне соотносится с библиотечной практикой. Наибольший эффект даёт работа именно в группе, особенно если дети создают работу общими усилиями и каждый участник вкладывает в эту работу что-то своё.
Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья, а именно к ним в 2009 году было приковано внимание работников библиотек нашего города: 2009 год был объявлен в Москве Годом равных возможностей.
Детям с отклонениями в развитии зачастую сложно адекватно воспринимать окружающий мир. У них, как правило, отсутствует целостная картина мира, нарушено его восприятие. Некоторые психические и физические отклонения делают ребёнка пассивным, сужают круг его интересов, он перестаёт активно взаимодействовать с окружающим миром. В результате снижается и способность к адаптации. Арт-терапия позволяет ребёнку не только заняться творчеством, но и по-новому выразить свои эмоции. Для людей с ограниченными возможностями здоровья это зачастую единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Секреты спонтанной живописи
«Терапевтическая живопись: эстетический, коррекционный, развивающий аспекты»: творческий семинар под таким названием прошёл в методическом отделе ЦГДБ им. А. П. Гайдара (Москва).
Достойным обрамлением семинару послужила очередная экспозиция «Вернисажа в Ружейном». На этот раз небольшой выставочный зал вместил выставку картин сразу трёх художников, принадлежащих к одной семье: Натальи Баженовой, Константина Ремыги, Анны Баженовой. В центре внимания было творчество Натальи Баженовой, профессионального художника, педагога, члена союза художников России и Международного Художественного фонда: ею разработана авторская техника живописи, обладающая терапевтическим эффектом.
Вниманию участников семинара Наталья Баженова предложила мастер-класс спонтанной живописи с демонстрацией авторских приёмов и объяснением основных законов творчества. Участники семинара имели возможность проследить весь процесс создания живописного произведения: от подготовки листа бумаги (работа пишется «по-мокрому») и разведения красок до расстановки последних акцентов. Методика направлена на то, чтобы ознакомить учеников с законами творчества через теоретическое и практическое освоение элементов изобразительного искусства (композиции, цветоведения и технологии работы с различными материалами), предоставить возможность полнее выявить свои индивидуальные способности, научиться ловить волну вдохновения, которая пригодится в любой области жизни, получить удовольствие от самого творческого процесса, развить образное мышление и чувственную спонтанность.
Ничего удивительного в том, что семинар оказался привлекательным не только для библиотекарей, но и для психологов–сотрудников детских библиотек, многие из которых уже используют в своей работе с читателями-детьми различные методы арт-терапии.
Для объективной оценки того, что было представлено в ходе семинара и для освещения их собственного опыта работы хочется предоставить слово психологам.
Светлана Васильевна Поняева, педагог-психолог, уже два года ведёт занятия в арт-терапевтическая изостудии «Юный талант» при детской библиотеке интеллект-центре №81 ЦБС «Люблино» ЮВАО.
«Спонтанная живопись может применяться в работе не только с детьми, с “особым” ребёнком, но и с родителями, и даже, возможно, с работниками библиотеки, так как представляет собой замечательный метод психологической разгрузки.
Диапазон воздействия терапевтической живописи очень широк. Здесь есть и коррекционный, и эстетический, и развивающий аспекты. Творчество изменяет жизнь человека, помогает ему найти себя. В терапевтической живописи фигурируют такие понятия, как “саморегуляция”, “гармонизация” человека, “стимулирование личностного роста”, помощь в преодолении “духовного кризиса”».

Сердце на кончиках пальцев
Один из основных методов, которые использует Н. А. Баженова при создании своих шедевров, — это пальцевая живопись. При этом задействуется вся рука, начиная от кончиков пальцев и заканчивая плечом. «Пальцевая живопись» — это «способ передачи эмоций, чувств и состояний, исходящих из глубины сердца человека посредством прямого контакта кончиков пальцев с красками и бумагой».
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Точные движения, осуществляемые с помощью мелких мышц рук, умение координировать движения — это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Непосредственное задействование большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга. И что самое ценное — для занятий спонтанной живописью не требуется умение рисовать, существует только безоценочное восприятие нарисованного («сердце — на кончиках пальцев»).
Арт-терапия очень актуальна в работе с ребёнком, ведь дети ещё не знают, как правильно справляться со своими проблемами. В нашей библиотеке работает арт-терапевтическая изостудия «Юный талант», где «особые» дети занимаются совместно с другими детьми. Интеграция в здоровую среду очень важна для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Занятия нацелены прежде всего на реабилитацию детей, хотя и носят обучающий характер. Но кто сказал, что у обычного ребёнка, у родителей не существует потребности в эмоциональной корректировке своих чувств, настроений, состояния?
После посещения семинара у сотрудников библиотеки появилась возможность подойти к этим занятия по-новому. Почему проходят они именно в библиотеке, а не в психологическом центре или в школе, интернате? Библиотека может стать центром творческого, эмоционального развития ребёнка, поскольку это иной социум. Дети оказываются в ином окружении, нежели дома, в школе, интернате; ребёнку предоставляется возможность найти новый друзей, разделить свои увлечения с таким же, как он. Здесь ребёнок оказывается в окружении книг, ему никто не будет навязывать определённые стереотипы, здесь его примут таким, каков он есть, а такое безоценочное принятие, уважение и понимание очень важны.
Терапевтическая живопись может дать замечательный терапевтический эффект. Занятия настолько увлекательны, что дети сами не замечают, как вовлекаются в процесс терапии. Происходит процесс трансформации негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства находят отражение в картине.
Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в момент создания картины, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Это подтверждают слова Н. Баженовой: «Творчество оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем мы полагаем. Живопись, вообще искусство, имеет непосредственное отношение к душевному состоянию человека, а, следовательно, к его психическому, духовному, в конечном счёте, и к физическому здоровью». И важны не столько занятия по терапевтической живописи, сколько своевременная помощь человеку.
Ребёнок приходит на эти занятия в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только поделиться ими, но и найти ответы на свои вопросы. Как помочь, как понять, что с ребёнком, если он не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах? Или, напротив, хочет, но эмоции настолько сильны, что их трудно адекватно выразить? Выход есть — предложить порисовать. Отрешиться от всего, посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и «творить свою жизнь на листе». И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
Таким образом, терапевтическая живопись способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Терапевтическая живопись способствует осознанию системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Все выше сказанное доказывает бесспорное значение терапевтической живописи в работе с детьми и взрослыми на базе наших библиотек».

Нарисуй на бумаге круг…
Психологи, которые работают в детских библиотеках нашего города, имеют разную специализацию. И, естественно, это сказывается на выборе форм и методов их работы. А вот методы арт-терапии являются универсальными и их используют практически все психологи, работающие с детьми.
Например, психолог ЦДБ №85 ЦБС «Лефортово» Миляуша Рифовна Каюмова — медицинский психолог. И основным направлением своей деятельности Миляуша Рифовна считает профилактику зависимости от психоактивных веществ: «В процессе работы с детьми и подростками очень часто приходиться прибегать к методам арт-терапии, так как именно данный метод часто способствует быстрому установлению контакта, самовыражению детей, разрешению многих внутри личностных конфликтов, выражению своих переживаний и эмоций.
Я предлагаю детям изготовить совместно коллаж, рисунок на определённую тему. Индивидуальная же работа, как правило, начинается с рисования мандалы. “Мандала” в переводе с санскрита означает священный круг.
В культурах американских индейцев, индусов и буддистов рисование мандалы используется для духовного развития и исцеления тела. Мандала, нарисованная на бумаге или ткани, представляет собой круговой символ Вселенной. В ней использованы симметричные формы, часто в количестве, кратном четырём. Они символизируют стихии, четыре стороны света, звёзды и планеты. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке, снежинке. Рисуя мандалу, человек символически изображает самого себя: своё тело, психологическое состояние и место в мире. Данная методика используется каждый раз, когда нужно помочь ребёнку разобраться в себе, понять причины своих подавленных эмоций, исцелить душевные раны. Также данный метод способствует развитию творческих способностей.
Ещё один метод, который Миляуша Рифовна Каюмова использует в работе с подростками, — портрето-терапия. Этот метод арт-терапии, не только способствует гармонизации внутреннего мира, но и влияет на изменение самооценки в лучшую сторону, позволяет обрести уверенность в своих силах, а также проявить черты, которые человек хотел бы в себе видеть.
Семинар по терапевтической живописи оказался очень полезным для меня. Грамотно была преподнесена информация о самом методе. Увлекательно и завораживающе создавала свои картины художница. И это оказалось самым важным: наблюдение за процессом работы самой Натальей Баженовой. Своими рассказами и действиями она вызывала желание к ней присоединиться, начать рисовать, и в голове даже не возникало мысли, умеешь ли ты рисовать или нет. Естественность, открытость Натальи Алексеевны способствовали возникновению непринуждённой атмосферы, которая побуждает к самораскрытию, самовыражению. Этому стоит поучиться».
Подобного мнения придерживается и психолог ЦДБ №124 ЦБС «Черемушки» ЮЗАО Оксана Владимировна Маслова: «Семинар оставил неизгладимое впечатление: мы смогли пообщаться с талантливым, свободным от условностей, креативным художником. Это вдохновляет: хочется тут же подготовить холст и краски и начать творить, самовыражаться, проявляться, расслабляться, получать эстетическое удовольствие и чувствовать мир в полной палитре красок.
Я предпочитаю использовать в своей работе проективные и арт-терапевтические методики. Мы с детьми и родителями рисуем, лепим. Также я активно использую песочную терапию, киндер-терапию, сказкотерапию. Считаю и эти методы очень диагностичными, безопасными и приемлемыми для работы с детско-родительскими отношениями, проблемами воспитания, нарушениями в развитии детей, возрастными особенностями. Для работы психолога в библиотеке это очень актуально ещё и потому, что родители находят отклик на свои проблемы, получают активную помощь».
Конечно, внедряя в практику работы библиотек методы арт-терапии, необходимо понимать, что работа ребёнка (или взрослого) с изобразительными материалами должна: «…протекать в определённых условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира. …в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в “диалоге” клиента со своей изобразительной продукцией». Эти слова принадлежат Александру Ивановичу Копытину, кандидату медицинских наук, доценту кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии
им. И. И. Мечникова. Он также является председателем РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президентом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации, автором многих трудов по арт-терапии.
Библиотекарь, за редким исключением, не может подменить собою психолога, да никто от него этого и не ждёт.
А вот создать в библиотеке условия для проведения подобных занятий, привлечь к этой деятельности профессионалов — это нам вполне по силам.

С авторами можно связаться:
nkoloskova@gaidarovka.ru,
svetlana ponyaev@mail.ru


Обзор применения методов арт-терапии в библиотечной работе с детьми.
Nina Koloskova, Svetlana Ponyaeva. Review of the application of art therapy in library work with children.
Библиотечная работа с детьми, арт-терапия, живопись, дети с ограниченными возможностями
Library work with children, art therapy, painting, children with disabilities




Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы