Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (118)'10 - Пространство культуры
В соавторстве с библиотекой

Мария Викторовна Соловьёва, главный библиотекарь отдела культурных программ Российской государственной библиотеки по искусству, Москва



Как рождались в стенах библиотеки творческие идеи? Какие шедевры родом отсюда? Музей читателя приоткрывает завесу над этой тайной и рассказывает о процессе творческого взаимодействия Художника с библиотекой.


Жизнь современной библиотеки насыщена и многообразна. Поиск новых форм работы приводит подчас к весьма интересным и неожиданным находкам, решениям. Поистине знаковым событием, имеющим огромное значение для библиотечного мира, для реализации и поддержки программы чтения (в первую очередь чтения профессионального), стало открытие Музея читателя в Российской государственной библиотеке искусств.
Уникальный проект объединяет в себе принципы и опыт библиотечной работы и музейного дела. Идея Музея читателя возникла в результате многолетнего изучения и понимания особенностей читательской аудитории РГБИ. Библиотека была создана в 1922 году по инициативе профессуры актёров и режиссёров Драматических курсов при Малом театре, и многие годы носила название «Театральная». «Театралка» — так с любовью называли её многие поколения актёров, режиссёров, художников, писателей, драматургов, для которых библиотека стала той творческой лабораторией, где в сотрудничестве с профессиональными библиотекарями рождались, вынашивались, вызревали образы, идеи и замыслы спектаклей, фильмов, передач, картин, книг.
На открытии Музея А. А. Колганова, директор РГБИ, заметила: «Наша библиотека и библиотекари являются соавторами тех, кто создаёт произведение искусства. И нам захотелось это показать тем, кто перестал понимать, что библиотека — живое, нужное и вечное дело. Мы решили показать, что такое книга в руках Художника, зачем Художник приходит в библиотеку. У нас далеко идущие замыслы. Мы хотим приучить к книге тех, кто не успел к ней прирасти, вернуть к ней студентов-художников, студентов-актёров, студентов-режиссёров. Хотим показать книгу тем, кто забыл, что кроме высоких технологий существует и, высокая книга. Благодаря Е. И. Кузьмину мы вооружились даже таким понятием, как духовная элита; Евгений Иванович считает, что мы воссоздаём такую элиту здесь, в стенах нашей библиотеки. Мы очень хотим, чтобы так оно и было».
Музей читателя рассказывает о процессе творческого взаимодействия Художника с библиотекой. Первая экспозиция раскрывает тесную взаимосвязь библиотеки с Малым театром, в стенах которого она родилась в 1922 году. Здесь представлены читательские заявки
А. А. Остужева, В. Н. Пашенной,
И. В. Ильинского; издания из фонда редкой книги по истории искусства, костюма, географии, живописи, архитектуре, «работающие» при создании спектаклей и фильмов. Демонстрируются фотографии, эскизы, книги, газетные и журнальные статьи, в которых показано воплощение тех творческих идей, что рождались в стенах библиотеки, при её помощи. Дополняют экспозицию подаренные библиотеке книги с автографами выдающихся театральных деятелей — А. Н. Ос­тров­ского, М. С. Щепкина, А. П. Чехова, К. С. Станиславского, И. М. Смоктуновского.
Музейное пространство расширено за счёт виртуальной экспозиции, в которой отражён поиск библиотекарями источников при подготовке спектаклей Малого театра «Отелло» (1935), «…и Аз воздам» (1991), «Корсиканка» (2001).
Другая часть экспозиции рассказывает об истории и периоде становления самой библиотеки искусств. Она содержит архивные материалы: протоколы, письма, распоряжения, подлинные фотографии, связанные с первым десятилетием жизни библиотеки, а также «Книгу почётных посетителей» («Парчовая книга»), в которой сохранены записи и пожелания А. В. Луначарского, А. А. Сумбатова-Южина, П. М. Садовского, М. Н. Ер­моловой и многих других деятелей искусства и культуры.
Особое место в музее занимают переданные в дар библиотеке личные коллекции книг: известного актёра В. В. Гвоз­дицкого и художника В. Н. Куликова, крупнейшего специалиста в области военного костюма.
Сегодня, когда Россия перестала быть самой читающей страной в мире, когда проблема возвращения культуры чтения стоит очень остро и поиск решений ведётся на государственном уровне, открытие Музея читателя можно считать уникальным событием, своевременным и важным шагом, особым вкладом библиотеки в дело развития и поддержки чтения.
На открытии Музея читателя выступил заместитель министра культуры Российской Федерации А. Е. Бусыгин. Он поздравил сотрудников библиотеки с новым начинанием и отметил своевременность и логичность появления Музея читателя именно в Российской библиотеке искусств: «Только в этой библиотеке и возможно было открыть такой музей, потому что контингент читателей — это деятели театра. Выставка очень своевременная, она наилучшим образом показывает связь библиотеки с Малым театром, из которого она выросла. Хотелось бы, чтобы как можно больше студентов увидели её, чтобы экспозиция стала постоянной. От имени Министерства культуры выражаю огромную благодарность всем, кто создал эту великолепную выставку».
В церемонии открытия музея 10 декабря приняли участие: Ю. М. Соломин художественный руководитель Малого театра, Народный артист СССР; Б. Н. Лю­бимов, ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина; заместители художественного руководителя Малого театра В. А. Максимова, В. В. Подгородинский; выдающиеся деятели театрального, музейного, библиотечного и научного мира.
В своём выступлении Ю. М. Соломин отметил: «Хочу от всего сердца поблагодарить работников Российской государственной библиотеки искусств за то, что ими сделано. Среди тех людей, что приходили в эту библиотеку, — актёры, режиссёры, художники, наши учителя».
Заместитель художественного руководителя Малого театра В. А. Максимова также поделилась своими впечатлениями: «Сегодня, когда я вошла в библиотеку, у меня возникла ностальгия. Библиотека искусств всегда была особенной, у неё всегда было своё лицо, своя атмосфера. И я испытала острое желание поскорей сюда вернуться. Это, наверное, свойство любого святого места…
Библиотека родилась в 1922 году, в очень тяжёлое, голодное, бедное время. Сегодня время пусть и не такое бедное, но такое же катастрофическое. Открытие Музея читателя — это вызов и попытка противостоять тенденциям этого странного, неблагополучного времени».

С автором можно связаться:
exbt@liart.ru


Об открытии Музея читателя в Российской государственной библиотеке по искусству.
Maria Solovyova. An article about the opening of the Museum of the reader in Russia State Library for the arts.
Музейная деятельность библиотек, читатели, искусство
Museum activities of libraries, readers, art





Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы