Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (119)'10 - Обновлённая библиотека
«Глядя назад, шагаем вперёд…»

Александр Георгиевич Бакусов, главный архитектор РНБ, лауреат Государственной премии РФ


Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное,
глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего;
глядя назад, шагаем вперёд.
А. И. Герцен

Можно ошибаться, но нельзя строить ошибки.
И. В. Гёте

Каждое из зданий Российской национальной библиотеки имеет огромное значение для изучения эволюции как самого библиотечного здания, так и взаимодействия двух основных функций библиотеки: фондохранилища и обслуживания читателей. Приоритетными задачами при проведении в этих зданиях ремонтных работ и реконструкции является модернизация библиотечных процессов и воссоздание утраченных интерьеров.

Архитектурный комплекс зданий Российской национальной библиотеки (РНБ), расположенный в центре Петербурга, на площади Островского, д. 3, Невском проспекте, д. 37, и Садовой улице, д. 18 и 20, представляет собой сложный конгломерат зданий, принадлежащих различным периодам истории Библиотеки. Основу комплекса составляют четыре корпуса, построенные как специальные библиотечные здания по проектам архитекторов
Е. Т. Соколова в 1801 г., К. И. Росси в 1835 г., В. И. Собольщикова в 1864 г. и
Е. С. Воротилова в 1901 г. В строительстве и отделке зданий принимали участие архитекторы: Л. Руска, А. Ф. Щедрин, М. А. Овсянников, А. Н. Воронихин, И. П. Скотти, И. И. Горностаев, К. Я. Маевский, А. А. Даугель; скульпторы —
А. Трискорни, С. С. Пименов, С. И. Гальберг, В. И. Демут-Малиновский,
М. Г. Крылов, Н. А. Токарев.
В состав комплекса, кроме исторических библиотечных корпусов, входят административное здание (Садовая, д. 18) и реконструированное здание (Садовая, д. 20), в котором располагается информационный центр с книжным магазином, культурный центр, музей истории Библиотеки, гостиница.
На всём протяжении существования Библиотека воспринималась обществом не просто как хранилище книжных собраний и рукописей, а как Храм культуры, центр культурной жизни не только Петербурга, но и всей России.
Комплекс библиотечных зданий, каждое из которых строилось исходя из конкретных потребностей Библиотеки в тот или иной исторический отрезок времени, имеет огромное значение для изучения эволюции как самого библиотечного здания, так и взаимодействия двух основных функций библиотеки: фондохранилища и обслуживания читателей.
Являясь одной из составных частей выдающегося архитектурного ансамбля площади Островского, комплекс зданий РНБ имеет важнейшее градостроительное значение. Архитектура каждого из корпусов РНБ, соединённых в единое целое (прежде всего, корпуса Соколова и Росси), представляет из себя уникальный памятник зодчества XIX в.
В 1963 г. было принято решение о строительстве нового здания для Публичной библиотеки по проекту, разработанному с учётом всех современных достижений как в части технологических процессов, так и в части оснащения новой техникой, а также с учётом возможности развития Библиотеки на перспективу. В письме Комитета по градостроительству и архитектуре 1 марта 1963 г. отмечалось: «Исторические здания Государственной Публичной библиотеки могут быть заняты отделами, не связанными с массовым посещением читателей и отделами научно-исследовательской работы».
Новый этап в истории Библиотеки наступил в 2003 г., когда началось освоение Нового здания, построенного по проекту архитекторов В. Н Щербина и Л. К. Варшавской. В исторических библиотечных корпусах Главного здания впервые за долгие годы появились возможности для улучшения условий хранения фондов и обслуживания читателей, а также экскурсионной и музейно-выставочной работы.
В связи с перемещениями фондов и некоторых подразделений, перепрофилированием ряда помещений начались крупномасштабные ремонтные работы. В результате этого будет сформирована материально-культурная среда, которая определит облик Библиотеки на значительный исторический период. Наряду с мерами по модернизации библиотечных процессов, приоритетной задачей становится воссоздание утраченных интерьеров, которые должны стать важнейшей составной частью обновлённой Библиотеки.

«Комплекс наслоений»
Однако воссоздание интерьеров, а вместе с ними и определённой историко-культурной среды является сложной, а применительно к РНБ — крайне сложной и ответственной задачей. «В больших исторических сооружениях и особенно в сложных архитектурных ансамблях даже школенный и опытный глаз специалиста не всегда может разобраться во всём комплексе наслоений, и нужна длительная предварительная научно-исследовательская работа, чтобы выяснить все новые и старые части и установить уничтоженные», — писал академик И. Э. Грабарь.1 Такими наслоениями являются переделки, которые начались в середине XIX в.
В первую очередь глобальные переделки коснулись Соколовского корпуса, где была уничтожена парадная лестница, колоннада с хорами в Овальном зале: полностью изменилась структура и декоративная отделка боковых залов (сняты перекрытия между вторым и третьим этажами, деревянные колонны ионического ордера были заменены на массивные кирпичные столбы, покрытые смальтой). Все пространство второго этажа заполнили многоярусные стеллажи.
При строительстве Собольщиковым первого специального читального зала были уничтожены парадная лестница корпуса Росси, являющаяся важнейшей композиционной составляющей здания, а также крыльцо с пандусами на Александринской площади.
Изменения произошли также и в корпусе Собольщикова. В частности, «парадная зала для занятий художников», которая имела высоту десять метров и была раскрыта на Невский проспект через огромное окно-витраж, в настоящее время разделена по высоте на два помещения.
Эти, а также другие многочисленные переделки привели к тому, что уже к концу XIX в. первоначальные интерьеры Библиотеки были во многом утрачены.
Вторая волна значительных переделок пришлась на советское время. Происходило это по двум причинам.
Первая причина заключалась в постоянной нехватке площадей для размещения фондов. Для решения этой проблемы строились многоярусные стеллажи и антресоли в Русском фонде, Русском журнальном фонде и в других помещениях. Эти переделки могут быть устранены благодаря перемещению фондов в здание на Московский пр., д. 165.
Вторая причина заключалась в том, что все основные здания Библиотеки строились как автономные, функционирующие отдельно друг от друга. У каждого был свой вход, свой парадный вестибюль; рабочие места сотрудников находились непосредственно в хранилищах и читальных залах. Запроектированная Воротиловым для связи его корпуса с корпусами Росси и Собольщикова так называемая Косая галерея впоследствии была занята генеральным алфавитным каталогом, который находится там до сих пор, и потеряла своё первоначальное функциональное назначение.
Постепенно Библиотека превратилась в многофункциональный организм, а вследствие этого появилась необходимость связать все четыре корпуса и административные здания между собой. В результате образовалась система длинных коридоров и проходных помещений — своеобразный лабиринт, в котором достаточно сложно ориентироваться, особенно читателям. Эти коридоры — отгороженные части читальных залов и хранилищ. Так коридор, связывающий по первому этажу читательский вестибюль и корпус Собольщикова, — часть одного из залов корпуса Росси, а коридор, соединяющий административное здание и корпус Росси, — часть читального зала Собольщикова. Поскольку коридоры, антресоли, перегородки между отделами создавались в поисках хотя бы временного выхода из положения, как правило, в расчёте на три-четыре года, они строились с нарушением требований пожарной безопасности и Государственной инспекции охраны памятников. К примеру, от существующего и поныне коридора вдоль Отдела редкой книги, планировалось избавиться ещё в 1952 г.
Чтобы создать условия для полноценного воссоздания исторических интерьеров, а также обеспечить функционирование Библиотеки в соответствии с современными требованиями, в середине 1990-х гг. было выполнено проектное предложение по кардинальной реконструкции Библиотеки.
Было предложено создать центр всего библиотечного комплекса на месте хозяйственного двора и примыкающих к нему второстепенных пристроек, утративших своё первоначальное функциональное назначение. Этот центр, представляющий собой атриумное пространство с выходящими в него галереями, позволит решить многие задачи: обеспечит нормальные графики движения для читателей и сотрудников между основными корпусами библиотечного комплекса; удобные вертикальные коммуникации в виде лифтов и эскалаторов дадут возможность пользоваться читальными залами маломобильным группам читателей, что присуще современным библиотекам; из этого центра, удобно связанного с вестибюлями корпусов Росси и Воротилова, читатель легко сможет попасть в любой из отделов Библиотеки. На галереях на разных уровнях могут располагаться временные и постоянные выставки, а также зоны отдыха, которые в настоящее время в Главном здании Библиотеки отсутствуют. Таким образом, центральное пространство станет главным коммуникационным узлом и позволит провести в старых корпусах необходимые восстановительные работы.

Работы последних лет
В последние годы в Библиотеке производились ремонтно-реставрационные работы, которые можно разделить на три категории: 1) капитальный ремонт с элементами реставрации; 2) ремонтные работы по перепрофилированию залов с воссозданием утраченных интерьеров; 3) ремонтные работы с созданием новых интерьеров.
К первой категории ремонтных работ можно отнести работы, проведённые в корпусе Воротилова (читательский подъезд, парадная лестница, Универсальный читальный зал). В данных помещениях интерьеры сохранились практически полностью. Функциональные изменения в небольшой степени коснулись только читательского подъезда, где разместился пункт записи. Основным акцентом оформления читательского подъезда стал размещённый на стене напротив входа в библиотеку барельеф Екатерины II — основательницы Императорской Публичной библиотеки.
В Универсальном читальном зале были проведены реставрационные отделочные работы, реставрация оконных заполнений, читательских столов. Деревянные стеллажи подсобного фонда по требованию Государственной пожарной инспекции заменены на металлические. Были изготовлены новые настольные лампы, а также кафедры выдачи литературы. Несмотря на то, что вновь изготовленные элементы мебели и оборудования в большинстве случаев разрабатывались на основе исторических аналогов, выявилась необходимость добиваться большей аутентичности вновь привнесённых деталей сохранившимся историческим интерьерам.
Ко второй категории ремонтных работ можно отнести разработку проекта размещения Зала эстампов на месте читального зала литературы и искусства («Ларинская зала» корпуса Росси). При разработке проекта стояла задача перепрофилирования данного помещения с учётом необходимости воссоздания интерьера, максимально приближенного по объёмно-пространственному решению и стилистике к первоначальному интерьеру.
Для первоначальной отделки залов второго этажа корпусов Росси в полной степени характерны принципы, которых придерживался архитектор в своей градостроительной практике — «цель не в обилии украшений, а величии форм, благородстве пропорций, нерушимости».2
Согласно проведённым исследованиям, в залах второго этажа корпуса Росси шкафы размещались в два ряда: по периметру стен всех трёх залов (XII, XIII и XIV), где они доходили по высоте до основания сводов, и параллельно стенам на некотором расстоянии от них. Пристенные шкафы имели две галереи с балюстрадами. Верхняя галерея, поддерживаемая кронштейнами, располагалась на высоте 4,5 м. Нижняя галерея, выполненная в виде балконов, была увязана по высоте с галереей второго ряда шкафов. Таким образом, создавалась гармоничная система шкафов, конструкция которых обеспечивала удобный доступ к книгам, расположенным на всех полках книжных шкафов.
Между шкафами второго ряда размещались пирамидальные витрины, увенчанные гипсовыми слепками с античных скульптур. По оси центрального прохода находились выставочные витрины и столы для читателей.
«При всей простоте архитектуры, совершенно лишённой декоративной отделки, хорошо выполненные книжные шкафы, закрывающие почти все стены, скульптура, а также картины придавали интерьерам торжественный характер».3 Данная система книжных шкафов существовала до середины XX в. Второй ряд книжных шкафов, а также нижняя галерея пристенных шкафов были демонтированы в связи с размещением в этих помещениях общих читальных залов с 1939 г.
Пристенные шкафы — единственно сохранившиеся элементы оборудования первоначального интерьера — требовали проведения реставрационных работ.
Особенности Отдела эстампов требуют обеспечения функционального зонирования. Необходимое зонирование основного пространства зала на служебную и читательскую предлагается осуществить путем установки продольных рядов шкафов, объединённых общей галереей с лестницами и витринами, аналогично первоначальному объёмно-пространственному решению.
Центральный проход решён в виде выставочного пространства. Конструкция двухъярусных шкафов предусматривает размещение системы вертикальных и горизонтальных экспозиционных витрин с подсветкой. Предусмотрены также островные горизонтальные витрины по оси центрального прохода. В центральной части зала запроектированы зоны отдыха с диванами и журнальными столиками. Около входной двери расположены два отреставрированных шкафа (поставца), на которых восстанавливаются утраченные завершения с парящим императорским орлом.
Пройдя через выставочную зону, читатель попадёт в читальный зал, где располагается кафедра дежурного библиотекаря и каталожные шкафы, а также столы, рассчитанные на 20 читательских мест. В служебной зоне между пристенными шкафами около окон расположены восемь мест для сотрудников.
Все вновь изготавливаемые предметы мебели и оборудования, необходимые для обеспечения функции Зала эстампов, разрабатываются в строгом соответствии с общей стилистикой исторических интерьеров с учётом имеющихся аналогов. Подобный опыт уже имеет применение в РНБ. Поскольку проектируемое оборудование не является воссоздаваемым, несёт новую, современную функцию, все вновь изготавливаемые предметы выполняются с некоторым отличием от исторических и соответствуют им только по стилю, модульному членению, материалам. При разработке деталей и профилей исторические аналоги использованы как принципиальные.

Центр изучения эпохи Просвещения — Библиотека Вольтера
Именно так создавались новые интерьеры в исторических залах при реализации проекта Центра Вольтера, где разместилась библиотека и коллекция рукописей Вольтера — уникального собрания, насчитывающего 6 814 томов книг с пометами великого французского просветителя и 18 томов рукописей, содержащих практически неизученные материалы по истории Франции и России, его личную переписку.
На начало проектирования Библиотека располагала лишь одним свободным помещением в одном из залов первого этажа корпуса Росси, разделённого в конце 1940-х гг. на три помещения системой временных фанерных перегородок. В одном из этих помещений площадью 120 м2 и было предложено разместить библиотеку Вольтера.
Предстояло решить сложную планировочную задачу, поскольку после полной реконструкции зала библиотека Вольтера должна была войти в общую структуру Отдела редкой книги, расположенного в этих помещениях.
Вторая задача заключалась в поисках подхода к решению художественного, образного решения интерьера, поскольку, по выражению Генриха Гейне, «каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза».4 В данном случае предстояло посмотреть на проблему создания образной среды для размещения библиотеки Вольтера глазами архитектора XVIII века, вспомнив, что библиотека Вольтера была приобретена Екатериной II в 1778 г. после смерти французского просветителя, и предполагалось построить в Царском Селе копию Фернейского замка, в котором Вольтер прожил последние 20 лет жизни. Именно в такую драгоценную оправу императрица хотела поместить приобретённое сокровище. Решиться на стилизацию интерьера помогло существование в этом же отделе «кабинета Фауста» — хранилища инкунабул, оформленного в 1860-е гг. под средневековый скрипторий архитектором И. И. Гор­ностаевым.
Таким образом, в помещении случайной, временной конфигурации предстояло в какой-то степени реализовать намерения Екатерины II о сооружении в Петербурге в честь Вольтера «храма» и «музея». На реализацию данного проекта в связи с празднованием 300-летия Петербурга отводилось около полугода. За это время были проведены общестроительные работы, а также работы по реконструкции инженерных систем. Смонтированная система кондиционирования обеспечила необходимые условия для хранения уникальных материалов. Отремонтированное помещение разделяется шкафами высотой 3,5 м на две зоны: библиотеку Вольтера и помещения для изучения литературного наследия эпохи Просвещения.
Библиотека Вольтера размещается в 22 шкафах, спроектированных на основе эрмитажных аналогов. Стеклянные двери шкафов одновременно являются витринами. Две витрины-стола, в центре которых установлены жирондоли, располагаются симметрично относительно парадного входа в помещение. В них экспонируются рукописи Вольтера.
В центре зала установлена копия скульптуры Вольтера работы Ж. Гудона, которая находилась в Императорской Публичной библиотеке, а в настоящее время хранится в Эрмитаже. Над входным порталом по оси зала размещается портрет Екатерины II в овальной раме. Художественный паркет с рисунком в виде титульного листа книги с монограммой Вольтера, люстра, жирондоли, декоративные металлические жалюзи общим цветовым решением соединены в единую композицию, подчёркивая характер парадного интерьера времен Екатерины II.
Кроме рукописей Вольтера, в экспозиции представлены подлинники планов и фасадов Фернейского замка, выполненные по указанию Екатерины II, копия макета Фернейского замка, а также копии картин художника Ж. Жюбера, посвящённые пребыванию Вольтера в Фернее (оригиналы хранятся в Эрмитаже).
Реализация проекта «Библиотека Вольтера» показала возможность и эффективность совмещения в современной библиотеке двух функций — создания всегда открытого и для всех доступного музея путем раскрытия уникальных фондов, хранящихся в Библиотеке, и обеспечения условий для углублённой научно-исследовательской работы.
Ход проведения ремонтных работ подтвердил сложность процесса воссоздания интерьеров в исторических библиотечных корпусах. Анализ «построенных ошибок» позволяет говорить о том, что они появляются в том случае, когда отсутствует полноценная проектная документация, в том числе научно-исследовательская. Разработка её — кропотливое и сложное дело, требующее участия специалистов в области истории Библиотеки с привлечением реставраторов и историков архитектуры. Только так можно будет решать задачи, связанные с воссозданием историко-культурной среды Библиотеки и успешным созданием и возрождением её неповторимых интерьеров.

1 Грабарь И. Э. О русской архитектуре. — М., 1969. — С. 381.
2 Грабарь И. Э. История русского искусства. — СПб., 1912. Т. 3: История архитектуры. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. — С. 544.
3 Тарановская. М. З. Здание Публичной библиотеки и павильона Аничкова дворца. — Л., 1957. —
С. 25.
4 Танкаян В. Г. Архитектура глазами человечества. — СПб., 2000. — С. 115.

С автором можно связаться:
a.bakusov@nlr.ru


История создания архитектурного комплекса зданий Российской национальной библиотеки и реконструкции исторических интерьеров.
The history of the architectural complex of the Russian National Library and the renovation of historic interiors.
Реконструкция РНБ, Главное здание РНБ, архитектура
Reconstruction of the NLR, NLR Main Building, architecture


Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы