Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (119)'10 - Обновлённая библиотека
Учиться уважать права Другого

Светлана Андреевна Езова, профессор ВСГАКИ, член Рабочей группы по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», кандидат педагогических наук, г. Улан-Удэ

Появление «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» породило активную профессиональную рефлексию. Ломались копья, но конструктивных предложений по совершенствованию документа было привнесено немного. Реалии прошедшего десятилетия убеждают, что необходимо гуманизировать человеческие отношения, ибо они определяют уровень экономического, политического, социального развития общества.


Реалии прошедшего десятилетия убеждают, что необходимо гуманизировать человеческие отношения, ибо они определяют уровень экономического, политического, социального развития общества, являются важнейшим показателем в мироощущении человеком счастья.
Дав согласие о включении меня в Рабочую группу РБА по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря»1, я попыталась провести обсуждение среди студентов и очного, заочного и ускоренного обучения. Были заданы вопросы о том, каким должен быть Кодекс (декларативным, рекомендательным, регламентирующим), на каких принципах следует акцентировать внимание, какие этические проблемы в библиотечной сфере ждут своего разрешения и т. д. (Различными видами диалоговых форм было охвачено в целом более 150 человек.)
Ежегодный опрос студентов заочного и ускоренного обучения, работающих в библиотеках, свидетельствует, что многие впервые слышат о Кодексе именно в рамках курса «Библиотечная этика». Какой можно сделать из этого вывод? С этим документом не работают руководители, методисты библиотек, он не является инструментом регулирования системы заложенных в нём отношений. Можно разработать «золотой» или «бриллиантовый» Кодекс, а результат, вернее, отсутствие такого, останется прежним.
Следовательно, нужно продумывать механизм не только доведения Кодекса до каждого сотрудника библиотеки, но и сделать его исполнение стимулирующим показателем в деятельности и рядового библиотекаря и директора библиотеки.
Если студенты заочного и ускоренного обучения (большинство) сочли, что Кодекс должен обрести статус регламентирующего документа, то мнения очников разделились: более половины считают, что он не должен навязывать к исполнению этические требования; единицы высказались за сохранение как прежнего статуса, так и его содержания. Выступающие за регламентирующий характер Кодекса считают, что дисциплинарные взыскания, санкции разного рода повысят ответственность библиотекарей за его исполнение.
Какие же принципы Кодекса чаще всего нарушаются библиотекарями?
• приоритет интересов пользователя;
• равенства прав пользователей, принцип справедливости, объективности;
• свобода доступа к информации, особенно слабо защищённых групп населения. (Студенты рекомендуют взять все ценное из Кодекса социального работника);
• пользователь не рассматривается как личность, не учитываются его физические, национальные, семейные и др. особенности.
Что необходимо внести в новую редакцию Кодекса?
• в системе отношений Библиотекарь и Социум (эта система отношений в Кодексе менее разработана) прописать отношения с социальными партнёрами;
• детализировать многие принципы, в частности раскрыть основные параметры качества обслуживания и комфортности услуг;
• акцентировать внимание на принципах: активности, инициативности, энергичности в повышении статуса профессии; самоуважения библиотекаря.
Ахиллесовой пятой остаются отношения между библиотекарем и читателем, причём наиболее драматичный характер они носят в вузовских библиотеках. В публичных библиотеках (поселенческих, районных, городских) каждый читатель — это важнейший количественный показатель деятельности библиотеки. В вузовских же библиотеках иная ситуация, поэтому нередко с читателями не церемонятся, а те платят библиотекарям той же монетой.
Высказывалось мнение, что нужно детализировать различные виды отношений между читателями и библиотекарями, в частности обратить более пристальное внимание на те моменты, которые особенно раздражают читателя (отсутствие библиотекаря на рабочем месте, разговоры по телефону или с коллегой на личные темы в присутствии читателя и др.); прописать в Кодексе этикетные нормы (приветствие, обращение), которые чаще всего библиотекарями игнорируются.
Хотя об уважении в «Кодексе» сказано в нескольких пунктах, однако нужно чётко осознавать: уважение — это соблюдение прав Другого. Если библиотекарь уважает общество, читателя, коллег, самого себя, то он соблюдает всё, прописанное в Кодексе.
Студенты считают, что библиотекари должны не только являть собой образец этической культуры, но и пропагандировать кодексы профессиональной этики специалистов разных профессий, этикетные нормы в традиционном общении, а также этикет в Сети. Кстати, вот результаты исследования, проводившегося в течение последних трёх лет в вузовских библиотеках Республики Бурятия (всего было опрошено 408 студентов): 42% респондентов, по их собственному признанию, не соблюдают в Сети правила поведения и хороших манер. Причина тому — анонимность, ощущение безнаказанности; 23% используют бранные слова, 20% не уважают чужое время, столько же пренебрегают в онлайновой среде правилами вежливости; не было случаев бессылочного присвоения информации в Интернете только у 20% опрошенных студентов и т. д.
На мой взгляд, обсуждение новой редакции «Кодекса» обострит восприятие библиотекарями этических проблем в библиотечном деле, поспособствует их осознанию специалистами в режиме здесь и сейчас, активизирует «моральный закон внутри каждого из нас».
К обсуждению нужно привлечь читателей, так как они более всего заинтересованы в том, чтобы соблюдались их читательские права.

1 Рабочая группа была создана РБА 19 мая 2009 г. на Ежегодной конференции РБА в Вологде. Подробнее см. на сайте РБА: http://www.rba.ru/or/comitet/10/grup.html

С автором можно связаться:
svetlana.ezova@yandex.ru



В статье дается характеристика отношения студентов библиотечно-информационных специальностей  к кодексу профессиональной этики библиотекаря. The article describes the attitude of students of library and information professions to the Code of Professional Ethics.
Библиотечная этика, Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря
Library Ethics, Code of Professional Ethics of the Russian librarian



Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы