Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (119)'10 - Обновлённая библиотека
Читаем литературно-художественные журналы
Дорогие коллеги, мы подготовили для вас информацию о литературных премиях, которые присуждаются непосредственно редакционными коллегиями журналов.

Нам кажется, что знакомство с произведениями, которые сами редакции считают наиболее интересными, поможет вам в работе. Эта информация может быть использована работниками абонемента и читального зала в индивидуальном и групповом обслуживании читателей; при подготовке обзоров, тематических выставок, обсуждений и т. д. Сегодня, с одной стороны, посетители библиотек редко обращаются к чтению современных авторов, не «раскрученных» СМИ. С другой стороны, писатели, публикующие свои произведения в журналах, могли бы найти своего читателя, если бы мы, работники библиотек, проявляли большую активность, рекомендуя романы, повести, рассказы наших современников.
В этом выпуске предлагаем вам познакомиться с информацией о лауреатах премий журнала «Звезда» за 2005-2008 гг., подготовленной кандидатом филологических наук, заведующей сектором рекомендательной библиографии НИО библиографии РГБ Майей Евгеньевной Бабичевой. 
На страницах «Библиотечного дела» публикуется сокращённый вариант материала, в котором содержится информацию о премиях, которые вручал журнал «Звезда» начиная с 2005 г. и по настоящее время. Полный текст, охватывающий период с 1994 г., представлен на сайте Центра чтения РНБ 
(http://www.nlr.ru/prof/reader/activ/
journals/) и странице НИО библиографии РГБ (http://www.rsl.ru/ru/s1/s11/ s114375/ s1143754378/).

Премии журнала «Звезда» 
Журнал «Звезда» активно участвует в отечественном премиальном процессе с середины 1990-х годов. С 1994 года присуждается ежегодная премия «Звезды» за лучшие журнальные публикации года, а также несколько специальных премий этого журнала. За лучшие публикации года на страницах журнала, как правило, награждаются четыре автора: по одному за прозаическое художественное произведение и за цикл стихотворений, ещё двое — за статьи историко-культурного, литературоведческого, философского, реже — социально экономического плана и произведения других жанров. Среди специальных премий наиболее устойчивой является номинация: «За лучший дебют», она присуждается почти ежегодно, чаще одному, иногда двум авторам. По одной, изредка по две премии в год, нерегулярно присуждаются премии в различных номинациях: «За расширение интеллектуальных горизонтов гуманитарной мысли», «За перевод», «Автор года» и др.
С 1995 года редакция журнала «Звезда» совместно с Довлатовским фондом учредила премию им. Сергея Довлатова. Согласно Положению об этой премии, она присуждается ежегодно за лучший рассказ года петербургского автора или напечатанный в Санкт-Петербурге, однако в 2001 и 2004, 2006-2008 годах премия не присуждалась.
Премия журнала «Звезда» — это, в первую очередь, подтверждение высоких художественных достоинств произведения. Комментируя вручение премий «Звезды» за 2007 год, критик Алексей Михайлович отметил, что многим лауреатам подошла бы номинация «За верность высоким традициям» (КоммерсантЪ Санкт-Петербург № 93 от 31.05.2007).

2005 г.
Бич Е. Н. Блики // №11. — С. 7–76.
В год своего семидесятилетия автор публикует произведение, жанр которого можно условно обозначить «размышления о жизни». Сам он отмечает, что написал это сочинение под влиянием 
В. В. Розанова, которого «открыл для себя с большим опозданием». В написанном Бичем отсутствуют не только сквозной сюжет, но и относительно целостные реалистические эпизоды. Это именно «блики», прозрения зрелого уже человека, вызванные различными воспоминаниями и размышлениями. Автор обобщает свой жизненный опыт, и ему открываются крупицы Истины с большой буквы. Свои откровения он пытается соотнести с реальностью, как современной, так и той, которую ему пришлось пережить.
Каспер К. Уроки Германии: неполиткорректные беседы с женой / пер. с эст. Г. Г. Маркосян-Каспер // №3. — 
С. 144–176.
Лурье С. А. Ужасная пора: Петербургская повесть в цитатах // №1. — 
С. 214–221.
Архипелаг гуляк // №3. — С. 182–194.
Злоба дня // №10. — С. 190–193.
Ушакова Е.: Стихи // №8. — С. 43–46.
За лучший дебют в «Звезде»
Бобров Г. Л. Чужие Фермопилы: Рассказ / вступительная заметка к публикации Я. Гордина // №12. — С. 98–116. 
Это художественное произведение редакция журнала поместила в публицистической рубрике «Армия: война и мир». Действие в рассказе происходит в реабилитационном центре Азадбаш формировочной дивизии под Ташкентом в разгар войны в Афганистане, в начале 1980-х годов. Все происходящее увидено глазами восемнадцатилетнего новобранца. 
Две основных проблемы, которые акцентирует автор: беспредельная жестокость нравов и острота межэтнических конфликтов. Пафос рассказа в призыве — от противного — к сохранению гуманистических ценностей.

Премия им. Сергея Довлатова-2005
Крыщук Н. П. Дневник отца: рассказ // №9. — С. 84–98.
Немолодой писатель, похоронивший отца-фронтовика, изучает записки покойного. Это дневниковые записи военной поры, искренние, правдивые и простосердечные. Факты там тесно сплетены с эмоциями автора, крестьянского сына, выросшего на Украине и ставшего советским офицером. Сын пытается не только увидеть нарисованную отцом картину действительности, но и понять душу, «реконструировать» личность самого отца, с которым при жизни последнего не сумел обсудить многих важных вопросов.

2006 г.
Гампер Г. С. «И конь споткнулся, и уснули львы…»: Стихи // №7. — С. 55–57.
Дышленко Б. И. Из цикла «Жернов и общественные процессы» // №8. — С. 6–56.
Три новеллы цикла воспроизводят жизнь некоего условного общества, имеющего, однако, общие черты с российским обществом времен «застоя». Главный герой, Жернов, возглавляет деятельность так называемой «конторы», сотрудники которой проводят в жизнь идеологические установки, получаемые из «управления». Сложно построенный текст наполнен многочисленными отсылками к советским реалиям. Основная направленность цикла — обличение идеологии, господствующей в эпоху «застоя» и сатирическое изображение её носителей.
Лосев Л. В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии // №8. — 
С. 172–207; №9. — С. 168–212.
Радыгин А. В. Послания на волю…: письма из Мордовских лагерей и Владимирской тюрьмы (1964–1971) / публ., вступ. замет. и примеч. С. Радыгина // №3. — С. 109–158.

За лучший дебют в «Звезде»
Тахо-Годи Е. А. «У мирного порога моего…» // №3. — С. 6–57; №7. — С. 8–54.
Произведение состоит из трёх новелл: «Слепые», «Дурак» и «Васильки». Сюжетно они связаны между собой только личностью главной, автобиографической героини. По объёму текста каждая следующая новелла значительно превосходит предыдущую. Предметом осмысления героини-рассказчицы становится собственный жизненный опыт и история родительской семьи: расстрелянный дедушка, репрессированная бабушка, выросшая у родственников мать… Отдельные конкретные эпизоды детства и юности переплетаются с абстрактными размышлениями о жизни и обобщающими выводами.

За лучшую первую публикацию
Березин А. Б. Бугор и его слово // №9. — С. 3–21.
Цикл автобиографических рассказов петербургского учёного-физика, состоящий из шести произведений. Все они написаны от первого лица и связаны между собой личностью рассказчика. Каждый посвящён какому-либо значимому для автора жизненному эпизоду. Рассказ, давший название циклу, посвящён работе автора на закрытом военном заводе, бок о бок с заключёнными.

Лучшему молодому автору
Вергелис А. П. Впечатления «пиджака» // №12. — С. 53–68.
Петербургский поэт, историк по образованию, на основе собственного опыта написал документально-публицистические заметки о службе в российской армии так называемых «пиджаков», выпускников военных кафедр гражданских вузов. Автор сосредоточен в основном на отрицательных сторонах современной армейской повседневности: дедовщине, бюрократизме, «низком качестве» призывного контингента. Правда, в самом конце повествования, идущего от первого лица, Вергелис признаёт, что на ту же тему хорошо бы написать произведение художественное: повесть или киносценарий, где в основу сюжета должно лечь главное и, возможно, единственное положительное явление в этой сфере — «солдатское братство».
«Наконец-то вернулся…»: стихи // №6. — С. 88–90.
2007 г.
Петрова-Водкина Е. К. Прикосновение к душе: фрагменты из книги воспоминаний // №9. — С. 102–139.
Шаманаева И. Н. Улица пирамидальных тополей: цикл рассказов // №12. — 
С. 4–72.
Классическая семейная сага, написанная от первого лица и имеющая автобиографический характер. Автор рассказывает о нескольких поколениях семьи, из которой происходит. Начало повествования восходит к Первой мировой войне, в результате которой в маленьком уральском городке обосновался пленный австриец Франц Гартунг. Судьбы его многочисленных потомков прослеживаются до начала третьего тысячелетия. В произведении отражены характерные приметы идеологии и быта России за почти столетие.

Яржембовский С. Ю. 
Может ли человек мыслить: апология очевидного // №2. — С. 209–216. 
Отчего или зачем?: Ренессанс телеологии // №4. — С. 212–223. 
Выхожу один я на подмостки… «Гамлет» Б. Пастернака // №6. — С. 219–223.
Меандры реки времени: Юнг и неоплатоники // №8. — С. 223–230. 
Засохшая смоковница: фрактальность древа познания // №10. — 
С. 215–222. 
«Зерцалом в гадании»: вера и знание: этимологический этюд // №12. — 
С. 200–206.
Яснов М. Д. Отрочество. Осень: Стихи // №9. — С. 3–5. 

За лучший дебют в «Звезде»
Трофимов В. Н. «Снег — это символ забвения…»: Стихи // №9. — С. 6–7.

За лучшую первую публикацию
Андреев В. П. Паэлья: Повесть // №10. — С. 3–61.
Повествование ведется от имени сорокалетнего филолога-испаниста, преподающего русский язык иностранцам. Жизненные обстоятельства вынудили его пуститься в феерическое, авантюрное путешествие по южно-европейским странам. В заглавие автор выносит название национального испанского блюда, которое любит готовить герой. По-видимому, текст произведения строится примерно по тому же рецепту: сюжет состоит из отдельных кусочков биографии рассказчика, расположенных вне хронологии и связанных между собой, главным образом, при помощи его ассоциаций.

Автор года
Шенталинский В. А. Преступление без наказания: документальные повести // 2007. — №3. — С. 59–109; №4. — С. 91–123; №5. — С. 67–102; №6. — С. 71–103. 
Книга посвящена трагическим страницам русской литературы. В ней рассказывается о писателях, погубленных или гонимых тоталитарной властью.  В основе каждого из составляющих её самостоятельных произведенияний — подлинные документы, новые материалы и рукописи, которые автор обнаружил и исследовал, работая в архивах КГБ и прокуратуры. Среди персонажей книги — и такие всемирно знаменитые сейчас поэты, как Николай Гумилев и Анна Ахматова, и почти неизвестные, но яркие литературные таланты, казнённые или сгинувшие на островах ГУЛАГа. Таков, например, герой повести «Поэт-террорист» Леонид Каннегисер, из идейных соображений публично застреливший Урицкого и заплативший за это жизнью.

2008 г. 
Евса И. А. «Что тут скажешь — такие теперь времена…»: Стихи // №5. — 
С. 57–59.
Менакер Л. И. Калейдоскоп // №11. — С. 20–101. 
Автор не определяет жанра этого мемуарного-биографического произведения. Сюжет составляют «осколки» встреч, происшествий, курьёзных и печальных событий, участником или свидетелем которых немолодой уже повествователь являлся. Среди персонажей — близкие ему люди и те, с кем встретился случайно, был знаком «шапочно». Обрывки, клочки, кусочки воспоминаний сталкиваются в тексте, словно в калейдоскопе. Чтобы привести это хаотическое движение в относительную стройность, выделены достаточно условно объединённые по времени и темам части: «Эхо», «Коридоры «Ленфильма», «Репинские этюды», «За бугром», «Телефонные книжки», «Дом, который построил дед», «Ленинградские вечера».
Петров Ю. П. Уроки катастрофы самолета ТУ-154 22. 08. 2006 г. над Донецком // №11. — С. 189–197.
Сурат И. З. Поэт и город: петербургский сюжет Мандельштама // №5. — С. 176–203.

За лучший дебют в «Звезде»
Червинская Н. Свалка истории // №7. — С. 18–50.
Три главы повести показывают одну и ту же историю эмиграции небольшой семьи с точки зрения каждого из её членов. Властная Рита Александровна, её безвольная дочь Анюта и муж Анюты, диссидент Валера жили в Москве в одной квартире. В Нью-Йорке «молодые» отделились, но, вопреки ожиданию, это привело к резкому отчуждению между ними. Валера единственный из семьи вступил в эмоциональный контакт с этим городом, ощутил его, адекватно оценил и … отверг, определив как «свалку истории, склад потерянного». Первое поколение эмигрантов становится почвой, на которой должно расцвести благополучие их потомков. Бездетная семья самого Валеры, таким образом, оказалась в жизненном тупике.

За лучшую первую публикацию
Лазарева Н. М. Последнее место ссылки: Повесть // №5. — С. 6–56.
В заглавие вынесена народная расшифровка аббревиатуры «ПМС», что в действительности означает «путевая машинная станция». Рабочие с семьями десятилетиями обитали в теплушках, оборудованных под убогое передвижное жилье. Кочуя по Ленинградской области, бригада чинила пути в различных местах, тяжёлым трудом добывая пропитание и зарабатывая квартиры (чаще — комнаты в коммунальных квартирах). Жилую площадь в северной столице таким путём можно было получить лет через двадцать. В этом своеобразном микромире происходит личностное становление героини, от имени которой ведётся повествование. 
Текст разбит на главы, названиями которых стало обозначение календарного года, в котором происходят события: от 1961 (год рождения героини) до 1976 (когда, окончив восьмой класс, девушка окончательно «осела» в Гатчине).

Автор года
Гранин Д. А. Листопад // №1. — 
С. 51–86; №2. — С. 8–107. 
Автор не определяет жанра этого произведения. Это книга-размышление, написанная в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени от конца 1930-х до наших дней. В книжном издании произведение получило название «Причуды моей памяти». В изящных новеллах передаётся гнетущая атмосфера послевоенных 1940-х годов и её воздействие на человеческие судьбы. Важные вещи перемежаются заметками из записных книжек об увиденном и услышанном лично автором – нелепом, смешном, анекдотичном. Герои книги — соотечественники писателя: от высшего руководства страны, знаменитых писателей до «рядовых» фронтовиков, обычных людей послевоенной поры, времен «застоя» и «перестройки». Он пишет и о тех, с кем был близко знаком, и о людях, прошедших «по касательной» в его судьбе. Среди первых — и всемирно известный академик Лихачёв, и университетский друг автора, сгинувший в самом начале войны. Каждая из новелл имеет собственное название: «Летний сад», «Разведчик», «1941 год» и т. д.

2009 г.
Лауреаты премии журнала «Звезда» за лучшие публикации 2009 г. были определены после того, как данный материал был подготовлен к печати. Они были присуждены следующим авторам: 
Архипов И. Л. «Патриотизм в период кризиса 1914–1917 годов»; «М. В. Родзянко: Второй человек “думской монархии”» // №9; №11.
Невзглядова Е. В. «Три поэта»; «Мозаика жизни» // №1; №12. 
Парамонов Б. М. Цикл стихов // №5.
Толстая Н. Н. «Семинар в Финляндии» // №1. 

За лучший дебют в «Звезде»
Дервиз Т. Е. «Рядом с большой историей» // 2008. — №9–12; 2009. — №2–5.
Кантов Д. В. Цикл стихов // №12.


Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы