Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (121)'10 - Весна Победы
Время жить и время читать

Елена Беккер, сотрудница библиотеки Высшей школы государственного управления и полиции земли Мекленбург, г.  Гюстров, Германия

О Великой Отечественной войне создано очень много произведений, написано много воспоминаний, ей посвящено бесчисленное количество исследований. Но вот читают ли о ней в Германии? Читают ли о ней те, кто проиграл в этой войне?


Кажется, у Элиаса Каннети я прочла однажды мысль о том, что только у власти есть право задавать вопросы и получать на них ответы. Действительно, свобода личности в значительной мере состоит в защищённости от вопросов. Возможность не отвечать на вопросы есть тоже возможность сохранения тайны личности. Однако вопрос мне задал не представитель власти, а мой учитель, у которого я в бывшем Советском Союзе училась, получила профессиональное образование и защитила диплом библиотекаря-библиографа. Недавно российский профессор Владислав Оскарович Скитневский, которого я очень уважаю, позвонил и спросил меня о том, что сегодня читает германская читающая публика о Второй мировой войне.
Я очень удивилась вопросу, и даже в какой-то момент хотела сказать, что имею право на молчание. Или, что я теперь подданная другой власти. Но этот вопрос был задан мне как бывшей ученице, и я ответила учителю вот этой статьей, предварительно поздравив его и всех россиян с Днём Победы.
В своём ответе я могу опираться только на собственные (весьма субъективные) наблюдения и сведения, почерпнутые из средств массовой информации и личных бесед с людьми из различных слоев, объединяющая черта которых — особое пристрастие к чтению. Как специалист в области массового чтения, остановлюсь на том, о чём всегда читала и думала о той страшной войне.
Война — это человеческая трагедия, в последнем акте которой играют правнуки тех, кто бился в её первой части. Сегодня мне понятен смысл этих слов. Психология человека такова, что он не может, не в состоянии подойти объективно и без предубеждений к событиям, непосредственно коснувшимся его. Слишком сильна эмоциональная память, настолько сильна, что даже следующее поколение «впитывает» её, что называется, «с молоком матери». И только с рождением тех, чьи родители сами увидели свет уже в мирные времена, появляется реальная возможность окончательно переработать психологическую и историческую травму, имя которой — война. Не последнюю роль в этом процессе играет чтение как один из способов осмысления и освоения прошлого.
Если говорить о том, что читает немецкая публика на тему Второй мировой войны, то следует упомянуть один важный аспект. Для немецкого народа война не завершилась подписанием капитуляции в мае 1945 года. Впервые за всю историю человечества зачинщики самой кровавой бойни двадцатого века предстали перед международным трибуналом, впервые невероятные по своей жестокости преступления не были списаны и оправданы как «неизбежный симптом» войны. Последствия Нюрнбергского процесса для развития немецкого национального самосознания после Второй мировой войны переоценить невозможно, так же как и раскол Германии на два государства, сорок лет развивавшихся в диаметрально противоположных направлениях.
По этим причинам тема войны в литературной жизни Германии была и, остаётся по сей день, весьма болезненной, реакции на выход очередного произведения о второй мировой войне часто весьма неоднозначны и нередко сопровождаются политическими дискуссиями, участники которых большей частью уже немолодые люди. Для большинства читателей, однако, важен не аспект политической корректности литературного (!) произведения, но возможность найти ответ на экзистенцальные вопросы, связанные прежде всего с психологической, ментальной стороной общества и индивидуума.
Как могло случиться, что отдельный народ позволил себя совратить идеей национального превосходства, ослепить себя фальшивым блеском политической демагогии? Почему человек становится приверженцем смертоносной идеологии, фанатиком, способным заразить ею миллионы вполне нормальных, в принципе здравомыслящих людей? И что чувствует каждый из них, вольно или невольно, оказавшись винтиком в безжалостной машине политических игр? Без ответов на эти вопросы, без их психологического и творческого анализа шансы, вернуть немецкому обществу здоровое чувство национального достоинства, невелики.
Чтобы достичь этой цели, важно помнить о прошлом, пытаться понять и постичь его, дабы оно не повторилось в его самой ужасной форме. Как уже было сказано, чтение играет в этом процессе не последнюю роль. И потому литература на тему второй мировой войны не только не канула в забытье, но и по сей день вызывает особый интерес у читателей в Германии.
Наряду с такими немецкими классиками как Генрих Бёлль («Где ты был, Адам?», «Поезд прибывает по расписанию»), Эрих Мария Ремарк («Время жить и время умирать»), Анна Зегерс («Транзитная виза», «Седьмой крест») пользуются популярностью также произведения менее известных за пределами немецкоязычной сферы писателей: Герт Ледиг («Оргáн Сталина“), Лотар-Гюнтер Буххайм («Подлодка»), Гарри Тюрк («Час мертвых глаз»). Общим для этих авторов является взгляд на войну как на противоестественное состояние общества.
Особенно популярны мемуары военных лет, воспоминания известных людей и простых граждан того времени: «Свободная дичь» Ингеборг Якобс, «Дети войны» Хильке Лоренц, «Потерянная честь — проданная верность» Герберта Мегера. Характерно, что интерес читателя адресован прежде всего книгам, базирующимся на оригинальных текстах писем и дневников очевидцев тех лет: «Я, Оскар Шиндлер» (под редакцией Эрики Розенберг), «Женщина в Берлине» (анонимное издание). Дневник Анны Франк, еврейской девочки, погибшей в концентрационном лагере, известен почти каждому в Германии, его чтение входит в обязательную школьную программу.
Тема Холокоста навсегда связана кровавыми узами с темой Второй мировой войны, для сегодняшнего немецкого читателя она является одной из самых важных, если речь идёт о войне. «Якоб-лжец» Юрека Беккера и «Пианист» Владислава Шпильмана — лишь самые известные из целого ряда книг о трагических событиях тех лет.
Интересно, что произведения не немецкоязычных авторов на тему войны читаются чаще и охотней, чем книги других авторов. Здесь популярны Курт Воннегут («Бойня номер пять»), Джозеф Хеллер («Уловка 22»), Михаил Шолохов («Судьба человека»), Анатолий Кузнецов («Бабий Яр»), Александр Солженицын («Швенкиттен 45»); в так называемых «восточных землях» (бывшая ГДР) Константин Симонов («Живые и мертвые»).
Германия читает о войне. Читает про войну. Читает документальные публикации и исторические очерки. Романы и повести. Рассказы очевидцев и письма участников. Для немецкого общества глава из второй мировой войны по-прежнему не закрыта.
Мы читаем дальше.

В статье затрагивается вопрос о востребованности в Германии литературы о Второй мировой войне.
This article is about the relevance of literature in Germany about World War II.
Великая Отечественная война, 65-летие Победы
The Great Patriotic War, the 65-anniversary of the victory


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы