Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (123)'10 - Библиотеки Орловщины
Творчество жизни


Размышляя о сущности человеческой жизни и жизни природного мира, М. М. Пришвин говорил о том, что объединяет человека и природу и в то же время выделяет его. Это творчество жизни. Именно так мы решили назвать II литературно-педагогические Пришвинские чтения, прошедшие недавно в областной детской библиотеке, носящей имя писателя-земляка.



Размышляя о сущности человеческой жизни и жизни природного мира, М. М. Пришвин говорил о том, что объединяет человека и природу и в то же время выделяет его. Это творчество жизни. Именно так мы решили назвать II литературно-педагогические Пришвинские чтения, прошедшие недавно в областной детской библиотеке, носящей имя писателя-земляка.

Организаторами чтений стали областная детская библиотека им. М. М. Пришвина, областной институт усовершенствования учителей, Музей писателей-орловцев. На Пришвинских чтениях были обсуждены проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализирован практический опыт в работе с детьми по изучению творчества М. М. Пришвина и других писателей-орловцев, определивших в значительной степени лицо русской литературы.
Для обсуждения участникам чтений были предложены такие вопросы, как «Искусство наше словесное — свет большого единого духа (Уроки словесности: вопросы, проблемы, находки)», «Достоверность сердца в словах разума (Секреты мастерства писателя — филологический подход)», «Родная земля — источник мудрости, кладовая солнца (Материалы краеведения, биографические исследования)», «Родственное внимание к жизни (Философские аспекты восприятия мира)».
В работе чтений приняли участие детские библиотекари, учителя русского языка и литературы школ области, сотрудники Музея писателей-орловцев, ведущие библиотекари из Ельца и Липецка. Состоялось пленарное заседание, успешно прошла педагогическая секция «Учительский труд и творчество».
Пленарное заседание открыла Л. Р. До­марацкая, член Союза фотохудожников России, преподаватель областного колледжа культуры и искусств. Обратившись к книге М. М. Пришвина «Дорогу к другу» и фотографиям, сделанным писателем, она рассказала о М. М. Пришвине-фотографе, познакомила с его сводом правил создания хорошей фотографии. Её повествование было очень увлекательным, слушатели смогли погрузиться в особый пришвинский мир, полный света и солнца. Такое вдохновенное начало стало своеобразным камертоном для последующих выступлений.
«Нет лучшего материала для изучения великого русского языка, чем русская словесность. Нам только необходимо устроить нашим детям встречу с родным языком, чтобы это была школа настоящей жизни, настоящей правды о времени, о природе, о человеке», — так начала своё выступление Н. Н. Кульчицкая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой развития образования Орловского института усовершенствования учителей. Её выступление было посвящено проблеме творческого освоения родного языка.
«Понимаю ли я то, что сказано или написано на моём языке? Как я это понимаю? Так же, как мой одноклассник, или известный критик, или учитель словесности? Будет ли моё высказывание интересно мне самому, моим товарищам и учителям? Что мне необходимо сделать, чтобы другие люди с интересом меня слушали, а я с таким же интересом слушал их и читал их работы? Что мне необходимо узнать о языке, понять в нём и в себе, чтобы почувствовать себя причастным к русскому языку, русской истории, к народу, к Родине?» — эти вопросы, считает Н. Н. Кульчицкая, учащийся может ставить перед собой, и задача учителя — помочь ему их сформулировать, а затем — помочь найти на них ответы.
Далее вместе со слушателями она проанализировала миниатюру М. М. Пришвина «Держава ствола».
Увлекательным был рассказ А. И. Тамбовской, заведующей сектором рекламно-издательского отдела Липецкой областной детской библиотеки, члена Союза писателей России. Интересно было услышать её повествование об отношении
М. М. Пришвина к писательскому труду и к его специфике.
В выступлении В. Я. Гуровой, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой методики преподавания языков и литературы Орловского института усовершенствования учителей, были озвучены проблемы, связанные с восприятием учащимися философских взглядов М. М. Пришвина. Докладчик подчеркнула, что, к сожалению, современная программа по литературе ограничивает знакомство учащихся с М. М. Пришвиным только изучением сказки-были «Кладовая солнца». Однако использование регионального компонента базисного учебного плана в 8 классе позволяет расширить представления школьников о творческом наследии писателя. Способствуют этому программы, составленные М. Е. Цыганковой, заведующей кабинетом русского языка и литературы ИУУ, учителями-словесниками гимназии №16 Н. И. Колосовской и И. Б. Снурницыной.
Доктор филологических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, первый проректор Орловского государственного института искусств и культуры, профессор Н. А. Куделько обратилась к творчеству Б. К. Зайцева, к взглядам писателя на проблему «Человек и природа». Она особо отметила, что на протяжении всего своего творчества писатель придерживался единой линии в изображении природы — линии гармонического единения с нею.
Участниками чтений было высоко оценено выступление Н. Н. Смоголь кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы XX-XXI вв. и истории зарубежной литературы Орловского государственного университета. Она рассказала о творчестве известного орловского поэта Вадима Ерёмина. Обращаясь к его стихам, Н. Н. Смоголь показала, что детская поэзия может быть интересной, яркой, мудрой, нужной и злободневной, если у автора есть особый дар — дар говорить детям и о детях.
Обстоятельное выступление Г. Н. Шеламовой, методиста по работе с детьми из Ельца Липецкой области, раскрыло разнообразный опыт работы библиотек города с детьми по популяризации творчества М. М. Пришвина.
Слушатели смогли познакомиться и с опытом Орловской областной детской библиотеки. Главный библиотекарь
Т. Н. Трунова представила проекты библиотеки по литературному краеведению.
Уникальным опытом сотрудничества библиотеки и Дома-музея Л. Н. Андреева поделилась Е. В. Горькова, ведущий библиотекарь филиала №5 г. Орла.
Старший научный сотрудник Музея писателей-орловцев Г. О. Терехова рассказала присутствующим о загорском периоде в жизни М.М. Пришвина, опираясь на воспоминания невестки писателя.
Слушатели чтений также смогли познакомиться с прижизненными изданиями М. М. Пришвина. О них рассказала
Л. П. Хоменкова, главный библиограф Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина.
Пленарное заседание закончилось выступлением Н. В. Бердниковой, зам. директора областной детской библиотеки. Свой рассказ она посвятила художникам-иллюстраторам книг писателя. Творчество художников, помогающее увидеть в тексте Пришвина нечто своё, вселяет уверенность, что каждый имеет возможность творить — создавать свой мир, постигая законы той разнообразной природы, в которой живет человечество.
Педагогическую секцию «Учительский труд и творчество» провела наша коллега из Москвы д.ф.н., профессор
И. А. Бирич (МГПУ). В её сообщении «Литература как вид искусства» были озвучены важнейшие положения работы педагога-словесника как творческой деятельности, воплощающей в себе самую сущность природы человека. Именно природа человека, напоминающая нам о великом Первообразе, соратником которого мы являемся на земле, заставляет нас не только выживать, но и искать Смысл нашей жизни, заставляет быть Творцом.
В свободную дискуссию «Воспитание — это сотворчество учителя и ученика», которую начала своим выступлением
Л. И. Беляева, старший преподаватель кафедры развития образования Орловского института усовершенствования учителей, включились почти все присутствующие на конференции. Кто-то с благодарностью, кто-то с грустью вспоминал свой школьный опыт взаимодействия с учителем; во многих выступления затрагивалась проблема отказа современных родителей заниматься воспитанием своих детей. Но всем было понятно, что односторонними обвинениями или оправданиями любой из сторон образовательного процесса проблему современной школы решить невозможно. Необходим профессиональный и честный анализ ситуации и работа по преодолению стереотипов, и учительских, и родительских.
Сердцевину педагогической секции литературно-педагогических Пришвинских чтений составили выступления учителей-словесников, работающих над разработкой и апробацией новых подходов к проблеме преподавания родного языка, русской словесности в современной школе. Преподаватель русского языка и литературы лицея города Мценска Орловской области Л. Ю. Ефремова рассказала коллегам из Орла и Орловской области о той удивительной атмосфере, которая создается совместными усилиями учителя и учеников при работе над языковым материалом в рамках экспериментального курса «Родной язык — живоносный источник добра и любви».
Детскими творческими работами и собственными размышлениями учитель иллюстрировала, насколько изменяется самоощущение человека, когда он начинает изучать русский язык не как средство коммуникации, а как пространство своей духовной жизни. Именно в этом пространстве человек, любой ученик или учитель, может найти самого себя, нарисовать свой собственный портрет, знакомясь со своими предками, со своим народом, выбирая из всех богатств русского языка своё родное слово.
Учитель Болховского лицея Раиса Петровна Калмыкова просто потрясла всех присутствующих на Пришвинской конференции. Её рассказ был посвящён тому, как учителю во время бесконечных реформ сохранять Школу, Образование, и при этом самому оставаться Человеком.
Когда учитель рассказывает о своей работе в современной школе не в терминах современных технологий и инноваций, а характеризуя своё состояние как счастье от соприкосновения со знакомыми, как казалось, словами, возникает надежда на возрождение великой педагогической традиции.
Той традиции, которая связана с осознанием того, где искать опору для работы с детьми. Всё зависит от того, где мы ищем Идеал, ту недостижимую цель, свет которой будет нас звать за собой и вести бесконечно. И родной русский язык нам дан в помощь на нашем жизненном пути.

С автором можно связаться:
detbiblioteka@ yandex. ru


Краткий рассказ о II литературно-педагогических Пришвинский чтениях, прошедших в областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина.
A brief story about the literary and pedagogical II Prishvin readings held in the Regional Children's Library named after M. Prishvin.
Библиотеки Орла, русская словесность в современной школе
Libraries of Oryol, Russian literature in the modern school

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы