Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (123)'10 - Библиотеки Орловщины
«Толстые» журналы в библиотеках России


Дорогие коллеги, продолжаем знакомить вас с материалами, подготовленными сотрудниками сектора рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ. В этом выпуске наши коллеги расскажут о литературных премиях, которые присуждались редакционными коллегиями журналов «Москва» и «Нева».


Дорогие коллеги, продолжаем знакомить вас с материалами, подготовленными сотрудниками сектора рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ. В этом выпуске наши коллеги расскажут о литературных премиях, которые присуждались редакционными коллегиями журналов «Москва» и «Нева».
На страницах этих популярных российских журналов на протяжении многих лет читатели могли познакомиться с произведениями не только известнейших отечественных авторов, но и с творчеством тех, кто публиковался впервые. В разные периоды нашей сложной истории безупречный вкус и высокий профессионализм редколлегий позволили читателям познакомиться с такими произведениями, которые стали бестселлерами на долгие годы. Так, например, в журнале «Москва» впервые был напечатан роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Журнал «Нева» подарил читателям «Лезвие бритвы»
И. Ефремова и «Белые одежды» В. Дудинцева.
До сих пор читателям служит ориентиром отбор редколлегий, они доверяют «своим» журналам. Очень важно, с нашей точки зрения, чтобы библиотекари обращали внимание читателей на произведения авторов, получивших премию «Дебют» (в редакциях разных журналов эта премия называется по-разному). Не только нам, но и редколлегиям, было бы интересно узнать, с какими оценками читатели согласны, а что кажется им спорным.
Наши коллеги из РГБ напоминают вам: «Литературные премии — неотъемлемая составная часть современного литературного процесса, находящаяся с творческим процессом в состоянии взаимной зависимости. Литературные премии позволяют высветить наиболее яркие произведения, привлекают внимание читателей и критиков к писателям-лауреатам и их творчеству. Они формируют некую условную “шкалу ценностей”, облегчающую читателям ориентацию в безбрежном море современных изданий.
Сектор рекомендательной библиографии НИО библиографии РГБ постоянно разрабатывает новые формы и способы привлечения населения к чтению. В частности, использует институт литературных премий в качестве инструмента для работы с читателем. В Российской государственной библиотеке уже несколько лет ведется работа над масштабным проектом «Литературные премии России». На сайте РГБ в настоящий момент размещён список из 335 присуждаемых ныне отечественных литературных премий и информация о каждой из них (http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/ s122/s1223629/s12236293630/).
Важную роль в современном премиальном процессе играют “толстые” журналы. Более двадцати литературных премий присуждаются непосредственно редакционными коллегиями журналов или при их участии. Сектор рекомендательной библиографии готовит к публикации справочно-библиографическое издание о лауреатах (авторах и произведениях) ведущих отечественных “толстых” журналов за 1990-2008 годы (“Звезда”, “Знамя”, “Литературная учёба”, “Москва”, “Наш современник”, “Нева”, “Новый мир”, “Октябрь”). Лауреаты каждого из журналов представлены по году присуждения соответствующей премии. Внутри каждого года произведения расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов. Художественные произведения эпических жанров (роман, повесть, рассказ) сопровождаются аннотациями. В указатель входят также сводный список авторов (в алфавите) с указанием всех полученных каждым за данный период журнальных премий, сводный список произведений (в алфавите) с указанием автора и места публикации и общие краткие сведения о каждом из авторов».
Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой фрагменты из будущего указателя, касающегося журнально-премиального процесса XXI столетия.
На страницах «Библиотечного дела» публикуется сокращённый вариант материалов, содержащих информацию о премиях литературно-художественных журналов начиная с 2005 г. и по настоящее время. Полный текст, охватывающий период с 1990 г., представлен на сайте Центра чтения РНБ http://www.nlr.ru/prof/reader/activ/journals/ и странице НИО библиографии РГБ http://www.rsl.ru/ ru/s1/s11/s114375/s1143754378/ .

ИСКРЕННЕ Ваш, Центр чтения РНБ
Контактная информация: e-mail: consult@nlr.ru; тел. (812) 710 57 85.
Координаторы проекта: Людмила Валентиновна Глухова, Ольга Сергеевна Либова


Премии журнала «Москва»
Журнал «Москва» присуждает премии за лучшие публикации года на своих страницах с 1989 года. Премиальный процесс наглядно отражает выбранную в последние годы «Москвой» открытую православно-государственную позицию. Сам­­­ факт присуждения автору премии означает, что произведение-лауреат, помимо высоких художественных достоинств, отличается очевидной, достаточно ярко выраженной направленностью на защиту государственных интересов и пропаганду православных идеалов.
В числе отобранных для награждения произведений как беллетристика (и проза, и поэзия), так и публицистика, которой в журнале уделяется серьёзное внимание. Публицистический раздел журнала ставит своей задачей восполнение недостатков современной русской общественной мысли. Как правило, премии удостаиваются в этом жанре статьи и очерки, отличающиеся подлинной аналитичностью, авторам которых удаётся избежать чрезмерной политизированности.
Кроме ежегодных, журналом периодически присуждаются и «специальные» премии. Так, в 2001 году была присуждена специальная премия «Надежда», предназначенная начинающему автору-непрофессионалу. В 2002 году — специальная премия за активную деятельность в православном просвещении читателей журналов «Москва», «Благодатный огонь» и участников Русского собрания.
По годам премии журнала «Москва» в начале XXI века распределились следующим образом.

2005
Агеев Б. П. Душа населения: роман // №10. — С. 12–82.
«У нас у народном хозяйстве скот по головам щитается, а население по душам. Как ни живи и не мучайся, какая у кого мысля об жизни ни трепещется, а каждый не душа, а душа населения оказывается», — объясняет Дед, главный герой романа, своему любимому собеседнику Алексею Михайловичу.
Долгие годы провёл Дед на Севере, а на старости лет вернулся в родные края. Человек одинокий и неприхотливый, он устроился работать в кочегарку, где в основном и проводит время. Пристально наблюдая за жизнью соседей, Дед с любопытством следит за переменами, происходящими в обществе в российской глубинке конца ХХ века. Выводы, сделанные им из увиденного, весьма печальны, а кончина — трагична.
Витаков А. И. В круге пятого колеса: цикл стихов // №6. — С. 44–48.
Грачёва Т. В. Война против России: фрагменты из книги «Мифы патриотов» // №10. — С. 129–149.
Щепенко М. Г. Гуманизм и христианство // №10. — С. 189–195.

2006
Ивеншев Н. А. Едоки картофеля: повесть // №5. — С. 7–49.
Название произведению дала одноименная картина Ван Гога, где изображено застолье «пасмурных людей», происходящее в подвале при свете керосиновой лампы. Главный герой, врач-психиатр Голубев, — большой поклонник голландского художника. Выходец из деревни, доктор Голубев с раннего детства всей душой возненавидел русский «второй хлеб» как явление социально-экономическое. «Едоки картофеля» для него — тупая серая масса, обыватели в худшем понимании слова. В отличие от другой части человечества — бунтарей, которые всегда стремятся к справедливости. Эти последние и сходят порой с ума, попадают в психиатрические клиники, становясь пациентами Голубева. Они, по сути, гораздо ближе герою, чем так называемые «нормальные» люди. И в конечном итоге Голубев сам оказывается в числе бывших своих больных.
Котова М. А. И что мне тишь медлительная вод: стихи // №12. — С. 3–9.
Морозов Е. Ф. Грузинский вопрос // №3. — С. 142–160.
Суета вокруг Ирана // №4. — С. 161–178.
Геополитика труб // №8. — С. 173–187.
Есть ли будущее у Израиля? // №10. — С. 163–174.
Красников Г. Н. И одна в поле воин… // №6. — С. 194–203.

2007
Попов М. М. Кассандр: повесть // №9. — С. 92–127.
Автор предлагает оригинальную версию происхождения трудов известного средневекового философа Нострадамуса. Принявший это имя Мишель де Нотрдам был учёным, бескорыстно стремящимся помочь людям. В частности, он изобрёл средство борьбы с чумой и успешно применял его. В одном из спасённых им городов он встретил странного юношу, который мог предсказывать будущее. Учёный записал предсказание всей дальнейшей истории человечества. И хотя пророк погиб, а рукопись была уничтожена, Нострадамус многое запомнил и смог со временем составить свои знаменитые предсказания.
Селин Г. В.
Пальмовая ветвь с Афона // №9. — С. 224–240.
«Он верил, что в природе есть общее хозяйство…»: опыт воцерковления писателя Андрея Платонова // №10. — С. 230–234.
Забытый погост // №11. — С. 238–239.
Семенко В. П.
Заметки у Гроба Господня // №2. — С. 190–204.
Проект «посткультура» сквозь призму СМИ // №7. — С. 204–211.
Суворов А. Е. Тьма отзывчива к свету: цикл стихов // №10. — С. 3–7.
Удинцев Г. Б. Подвиг Невельского // №8. — С. 182–203.
Фурсов А. И. Накануне «бури тысячелетия» // №1. — С. 173–202.
Русский успех в ретроспективе // №3. — С. 170–189.
Кошмар «светлого будущего» // №6. — С. 119–124.
Вперед — в построссию?: о возможных последствиях нового закона о мигрантах // №3. — С. 160–164.

2008
Варламов А. Н. Булгаков: роман-биография // №4. — С. 4–69; №5. — С. 74–154; №6. — С. 76–166.
В полном соответствии с заявленным жанром автор излагает конкретные биографические сведения о писателе в живой беллетристической форме. Информация о событиях личной жизни героя тесно переплетается с историей создания его произведений и научно-популярным анализом каждого из них
Володихин Д. М. Христианский реализм // №2. — С. 181–192.
Исторический роман, потерянный и возвращенный // №7. — С. 169–181.
Храмчихин А. А. Вооружённые силы России: цифры и факты // №7. — С. 138–153.
Шемшученко В. И. Родиной пахнет ковыль: стихи // №6. — С. 3–7.
Для читателей, которым близка позиция журнала, произведения-лауреаты, несомненно, представят интерес и могут быть рекомендованы им как заслуживающие особого внимания явления современной литературы и публицистики.

2009
Гречаник И. В. «Я сам иду на твой костёр»: религиозно-философские истоки этнокультурного конфликта начала ХХ века // №2. — С. 203–211.
Святенков П. В. Нефтяное государство // №1. — С. 162–170.
Аристократическая привилегия для всех // №6. — С. 135–141.
Точка уязвимости // №11. — С. 148–155.
Цветков С. Э. На чётках времени: стихи // №2. — С. 3–8.
Яковлев М. Л. В годы отрока Варфоломея: повесть // №9. — С. 11–38.
Русь начала XIV века. Разорительные набеги кочевников, тяжёлая дань, которую приходится платить Орде. Московский князь Иван Калита упорно «собирает земли», не гнушаясь помощью татаро-монгол. Многие русские города и селения разграблены и сожжены, не избежал этой участи и Ростов. Благочестивый ростовский боярин Кирилл со всем своим уцелевшим семейством и горсткой слуг начинает новую жизнь под Москвой, в местности, называемой в народе — Радонеж. Один из сыновей Кирилла — Варфоломей, будущий Сергей Радонежский. В повести воссоздана атмосфера эпохи, показаны повседневный уклад жизни и народные обряды того времени, предметы бытового обихода. Язык стилизован под старорусский. Особое внимание автор уделяет необычным склонностям Варфоломея, с самого рождения отличавшегося скромностью, смирением, религиозностью.

Премии журнала«Нева»
1. Ежегодная премия журнала «Нева». Учреждена в 1982 году. Её особенность и отличие от аналогичных: лауреату за лучшую публикацию, помимо денежной суммы, вручается медаль, отчеканенная на Монетном дворе по макету выпускницы Мухинского училища Галины Дьячковой.
В связи со сложной экономической ситуацией, в которой оказались в новейшее пореформенное время литературные журналы, присуждение премий «Невы» с 1992 года было прервано. В 2002 году традиция возобновилась, однако, в 2005 и 2006 годах премия также не присуждалась.
Решением редколлегии при возобновлении премии были утверждены новые названия трёх номинаций:
«Чистейшей прелести чистейший образец» (проза и поэзия)
«Румяный критик мой...» (критика и публицистика)
«В надежде славы и добра…».
Пушкинские строки призваны подчеркнуть преемственность традиций и ориентацию на классический вкус, что вовсе не исключает мудрой и мягкой иронии.
2. Премия за лучшее дебютное произведение, впервые опубликованное на страницах журнала. Присуждаются как поощрительные (вручается диплом и денежное вознаграждение) премии по итогам прошедшего года при наличии достойных кандидатов. В 2001 и 2009 годах премия за лучший дебют была присуждена в номинации «В надежде славы и добра…»
3. Литературная премия «Невская перспектива». Учреждена в 2005 году. Учредители – редколлегия журнала «Нева», редколлегия газеты «Вечерний Петербург» (при поддержке ЗАО «Управляющая компания «БИЗНЕС-КОНТАКТ»). Присуждалась однократно по итогам конкурса, посвящённого 50-летию журнала «Нева».
Жюри конкурса:
Александр Мелихов — председатель жюри, прозаик, заместитель главного редактора журнала «Нева».
Елена Елагина, поэтесса и литературный критик.
Светлана Друговейко-Должанская, литературовед, руководитель специализации «литературная критика и редактирование» филологического факультета СПбГУ.
Павел Крусанов, прозаик.
Алла Манилова, член Правительства Санкт-Петербурга, председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Елена Майзель, главный редактор редакции общероссийского вещания Радио Россия — Санкт-Петербург.
Валерий Попов, прозаик.
Майя Тульчинская, член совета директоров ЗАО “Ежедневная газета «Вечерний Петербург».
Итоги конкурса опубликованы в газете «Вечерний Петербург» и в журнале «Нева». Присуждены три основные: 1-я, 2-я, и 3-я и специальная премии. Произведение-лауреат основной премии опубликовано в юбилейном номере журнала «Нева» (апрель 2005 года).
Денежный эквивалент: 1-я премия — 15 тысяч рублей; 2-я премия — 10 тысяч рублей; 3-я премия — 5 тысяч рублей. Специальная премия — 3 тысяч и публикация в газете «Вечерний Петербург» — учреждена редакцией газеты за лучшую литературную миниатюру.
В конкурсе приняли участие, как профессиональные авторы, так и любители. Выбор темы — свободный. Возраст авторов на момент представления работы на конкурс — до 30-ти лет.
Каждый автор мог представить одно произведение на основной конкурс, объемом не более одного авторского листа (40 тыс. знаков) и миниатюру (объемом не более 2 тыс. знаков) – с пометкой «в газету».
4. Специальная премия «Александр Невский» Оргкомитета IV Всероссийского конкурса «Патриот России» редколлегии журнала «Нева». Присуждена однократно в 2005 году в честь 60-летия победы в Великой отечественной войне за публикации об истории блокады Ленинграда и героях обороны.

Cпециальная премия «Александр Невский» журнала «Нева»
Кураев М. Н. Блокадные весы: документальное повествование // №5. — С. 4–34.
Ильин И. От блокады до победы // №5. — С. 175–183. Сунягин Г.Ф. Недетская история // №5. — С. 209–219.

Премия «Невская перспектива»
1-я премия: Аршинский А. О. Продолжение жизни: рассказ // №4. — 111–118.
Захаров В. Одиннадцатая заповедь: рассказ // №4. — 107–110.
2-я премия: Кусаинова Ж. Дневник девочки: рассказ №6. – 101–113.
3-я премия: Шаманский Д. В. Рождество: рассказ // №7. —167.
2005–2006 — ежегодная премия не присуждалась.
2007 «Чистейшей прелести чистейший образец…» (поэзия): Ширали В. Г. Разговоры с Соней К.: стихи // №6. —
С. 91–95.
«В надежде славы и добра…»: Кутас А. В. Мы ждём его: рассказы // №10. — С. 7–25.
Короткие реалистические зарисовки интересны, прежде всего, экзотичностью жизненного материала, к которому обращается автор. Его герои участвуют в охоте на хищников, сплавляются на байдарках по реке, преодолевая пороги, проходят срочную службу в вооружённых силах. Особенно необычны описания деятельности российских разведчиков. Писатель показывает и рутинную офисную подготовительную работу, осуществляемую на родине большим коллективом, и непосредственно ход «шпионских операций», в ходе которых каждый действует индивидуально, строго придерживаясь лично для него разработанного сценария.

«Румяный критик мой» (критика и эссеистика) Жуков В. В. Писатель в поисках куска хлеба над головой // №4. — С. 219–228.
(публицистика) Соколов А. В. Демифилогизация русской интеллигенции // №8. — С. 164–189.

Специальная премия
Никольский Б. Н. — за неоценимый вклад в дело сохранения и развития журнала «Нева».

2008
Чистейшей прелести чистейший образец…» (проза) Тадтаев Т. Цхинвальские подствольники: цикл рассказов // №10. — С. 7–27.
Главная тема в прозе сорокалетнего, но только начинающего писать автора — военные конфликты на территории Южной Осетии на рубеже ХХI столетия. Он от первого лица рассказывает о событиях, участником которых был сам, о своих друзьях, о трагедии своего народа. Произошедшее описывается настолько достоверно, что рассказы становятся своего рода историческими хрониками. Это делает произведения Тадтаева особенно ценными, так как в русской литературе тема не получила ещё должного освещения. Название данного цикла глубоко символично. Подствольник — необходимая часть автомата, оружия очень важного для ведения боев. Главным героем всех рассказов является один из молодых бойцов, на которых словно опираются старшие товарищи.

«В надежде славы и добра…»
Степанов А. Д. Сказки не про людей: цикл рассказов / вступ. слово И. Сухих // №6. — С. 113–147.
Вопреки названию, автор пишет как раз про людей и — не совсем сказки. Формально его герои — рыжая горилла по кличке Иван Тургенев, Барсук Митя и даже старинный собор. Писатель создаёт ситуации, типичные для человеческого сообщества. Необычные действующие лица позволяют ярче высветить и чётче обозначить многие недостатки современного социума, а также затронуть ряд общефилософских тем: о бренности бытия, о месте искусства и науки в жизни человека, о любви и ее облагораживающем влиянии.

«Румяный критик мой» (критика и эссеистика) Пономарев Е. Р. Даёшь советскую Европу: «Путешествие на Запад» в советской литературе 1920–1930-х годов: цикл статей // №7. — С. 225–236; №8. — С. 233–246; №9. — 228–244; №10. — С. 219–221; №11. — С. 233–235; №12. — С. 227–229.
(публицистика) Марков Б. В. Образ современности в зеркале философии // №8. — С. 78–100.

2009
«Чистейшей прелести чистейший образец…» (поэзия)
Городницкий А. М. История: стихи // №4. — С. 3–7.
(проза) Лукин Е. В. Танки на Москву: повесть // №2. — С. 8–52.
Вопреки авторскому определению жанра, произведение представляет собой цикл из двенадцати самостоятельных рассказов, которые вместе создают единое и цельное мозаичное полотно. События в Грозном и его окрестностях во время «чеченских войн» 1990-х годов, таким образом, показаны разносторонне и объемно. Основное внимание автор уделяет российскому воинскому контингенту: судьбам солдат и офицеров, их характерам, взаимоотношениям между ними, их размышлениям, мечтам и даже снам. Главный герой — капитан Евгений Трушин — честен, порядочен, смел, но рассудителен, верен в дружбе, добр, великодушен и т. д. При всём этом ему не чужды и маленькие слабости. Трушин выполняет ряд ответственных заданий, ему приходится побывать во многих сложных ситуациях. С большей частью постоянных персонажей произведения его связывает служба и/или личностные отношения. Выразительными штрихами обозначен восточный колорит, затронута тема трагического положения русского местного населения. Жестокость и бессмысленность этой войны, наглядно показанная автором, в то же время является темой постоянных размышлений его главного героя.
«Румяный критик мой»
(публицистика) Травина Е. Ностальгия по настоящему // №11. — С. 155–188.
(критика) Синдаловский Н. А. Фантастический мир гоголевского фольклора, или От носа гоголя к гоголевскому «Носу» // №3. — С. 196–212; Оленинский кружок, или Петербург-Приютино и обратно // №5. — С. 218–227; «Революция 1792 года» и судьбы её участников в городском фольклоре // №6. — С. 210–221; «Дщерь Петрова» – императрица Елизавета // №11. — С. 164–172.

«В надежде славы и добра…» (литературный дебют) Немышев В. Народ в шоке: рассказы // №7. — С. 7-50.
Шесть рассказов цикла объединяет общая тема: события в «горячих точках» в конце ХХ и начале ХХI столетия. Действие происходит в разных местах: в Чечне, в Цхинвале, в Волгограде и в Москве. В прошлом некоторые из персонажей воевали также в Афганистане и в Приднестровье. В центре внимания автора — российские военные, в боях, в тыловом госпитале, на отдыхе в столице. Главный герой, появляющийся почти во всех рассказах — военврач подполковник Томанцев. По долгу службы он причастен к судьбам множества солдат и офицеров. Фраза, вынесенная в заглавие, формально относится к деяниям близкого друга Томанцева по прозванию Вова Триллер. В то же время, такова эмоциональная оценка большей части россиян изображаемых автором кровопролитий и их не менее кровавых и трагических последствий. Особый интерес представляет заключительный рассказ, посвящённый совсем недавнему грузино-осетинскому вооруженному конфликту.
Информация о лауреатах премий журнала «Москва» и «Нева» за 2005-2008 гг., подготовлена кандидатом филологических наук, заведующей сектором рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ Майей Евгеньевной Бабичевой (e-mail: mbabicheva@rsl.ru)


Обзор литературных премий журналов «Москва» и «Нева».
The review of literary prizes magazines "Moscow" and "Neva".
Чтение, современная литература, толстые журналы, современный литературный процесс, литературные премии
Reading, Modern Literature, literary journals, contemporary literary process, literary prizes

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы