Дорогие коллеги, продолжаем знакомить вас с материалами, подготовленными сотрудниками сектора рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ. В этом выпуске наши коллеги расскажут о литературных премиях, которые присуждались редакционными коллегиями журналов «Москва» и «Нева».
Дорогие коллеги, продолжаем знакомить вас с материалами, подготовленными сотрудниками сектора рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ. В этом выпуске наши коллеги расскажут о литературных премиях, которые присуждались редакционными коллегиями журналов «Москва» и «Нева».
На страницах этих популярных российских журналов на протяжении многих лет читатели могли познакомиться с произведениями не только известнейших отечественных авторов, но и с творчеством тех, кто публиковался впервые. В разные периоды нашей сложной истории безупречный вкус и высокий профессионализм редколлегий позволили читателям познакомиться с такими произведениями, которые стали бестселлерами на долгие годы. Так, например, в журнале «Москва» впервые был напечатан роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Журнал «Нева» подарил читателям «Лезвие бритвы»
И. Ефремова и «Белые одежды» В. Дудинцева.
До сих пор читателям служит ориентиром отбор редколлегий, они доверяют «своим» журналам. Очень важно, с нашей точки зрения, чтобы библиотекари обращали внимание читателей на произведения авторов, получивших премию «Дебют» (в редакциях разных журналов эта премия называется по-разному). Не только нам, но и редколлегиям, было бы интересно узнать, с какими оценками читатели согласны, а что кажется им спорным.
Наши коллеги из РГБ напоминают вам: «Литературные премии — неотъемлемая составная часть современного литературного процесса, находящаяся с творческим процессом в состоянии взаимной зависимости. Литературные премии позволяют высветить наиболее яркие произведения, привлекают внимание читателей и критиков к писателям-лауреатам и их творчеству. Они формируют некую условную “шкалу ценностей”, облегчающую читателям ориентацию в безбрежном море современных изданий.
Сектор рекомендательной библиографии НИО библиографии РГБ постоянно разрабатывает новые формы и способы привлечения населения к чтению. В частности, использует институт литературных премий в качестве инструмента для работы с читателем. В Российской государственной библиотеке уже несколько лет ведется работа над масштабным проектом «Литературные премии России». На сайте РГБ в настоящий момент размещён список из 335 присуждаемых ныне отечественных литературных премий и информация о каждой из них (http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/ s122/s1223629/s12236293630/).
Важную роль в современном премиальном процессе играют “толстые” журналы. Более двадцати литературных премий присуждаются непосредственно редакционными коллегиями журналов или при их участии. Сектор рекомендательной библиографии готовит к публикации справочно-библиографическое издание о лауреатах (авторах и произведениях) ведущих отечественных “толстых” журналов за 1990-2008 годы (“Звезда”, “Знамя”, “Литературная учёба”, “Москва”, “Наш современник”, “Нева”, “Новый мир”, “Октябрь”). Лауреаты каждого из журналов представлены по году присуждения соответствующей премии. Внутри каждого года произведения расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов. Художественные произведения эпических жанров (роман, повесть, рассказ) сопровождаются аннотациями. В указатель входят также сводный список авторов (в алфавите) с указанием всех полученных каждым за данный период журнальных премий, сводный список произведений (в алфавите) с указанием автора и места публикации и общие краткие сведения о каждом из авторов».
Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой фрагменты из будущего указателя, касающегося журнально-премиального процесса XXI столетия.
На страницах «Библиотечного дела» публикуется сокращённый вариант материалов, содержащих информацию о премиях литературно-художественных журналов начиная с 2005 г. и по настоящее время. Полный текст, охватывающий период с 1990 г., представлен на сайте Центра чтения РНБ http://www.nlr.ru/prof/reader/activ/journals/ и странице НИО библиографии РГБ http://www.rsl.ru/ ru/s1/s11/s114375/s1143754378/ .
ИСКРЕННЕ Ваш, Центр чтения РНБ
Контактная информация: e-mail: consult@nlr.ru; тел. (812) 710 57 85.
Координаторы проекта: Людмила Валентиновна Глухова, Ольга Сергеевна Либова
Премии журнала «Москва»
Журнал «Москва» присуждает премии за лучшие публикации года на своих страницах с 1989 года. Премиальный процесс наглядно отражает выбранную в последние годы «Москвой» открытую православно-государственную позицию. Сам факт присуждения автору премии означает, что произведение-лауреат, помимо высоких художественных достоинств, отличается очевидной, достаточно ярко выраженной направленностью на защиту государственных интересов и пропаганду православных идеалов.
В числе отобранных для награждения произведений как беллетристика (и проза, и поэзия), так и публицистика, которой в журнале уделяется серьёзное внимание. Публицистический раздел журнала ставит своей задачей восполнение недостатков современной русской общественной мысли. Как правило, премии удостаиваются в этом жанре статьи и очерки, отличающиеся подлинной аналитичностью, авторам которых удаётся избежать чрезмерной политизированности.
Кроме ежегодных, журналом периодически присуждаются и «специальные» премии. Так, в 2001 году была присуждена специальная премия «Надежда», предназначенная начинающему автору-непрофессионалу. В 2002 году — специальная премия за активную деятельность в православном просвещении читателей журналов «Москва», «Благодатный огонь» и участников Русского собрания.
По годам премии журнала «Москва» в начале XXI века распределились следующим образом.
2005
Агеев Б. П. Душа населения: роман // №10. — С. 12–82.
«У нас у народном хозяйстве скот по головам щитается, а население по душам. Как ни живи и не мучайся, какая у кого мысля об жизни ни трепещется, а каждый не душа, а душа населения оказывается», — объясняет Дед, главный герой романа, своему любимому собеседнику Алексею Михайловичу.
Долгие годы провёл Дед на Севере, а на старости лет вернулся в родные края. Человек одинокий и неприхотливый, он устроился работать в кочегарку, где в основном и проводит время. Пристально наблюдая за жизнью соседей, Дед с любопытством следит за переменами, происходящими в обществе в российской глубинке конца ХХ века. Выводы, сделанные им из увиденного, весьма печальны, а кончина — трагична.
Витаков А. И. В круге пятого колеса: цикл стихов // №6. — С. 44–48.
Грачёва Т. В. Война против России: фрагменты из книги «Мифы патриотов» // №10. — С. 129–149.
Щепенко М. Г. Гуманизм и христианство // №10. — С. 189–195.
2006
Ивеншев Н. А. Едоки картофеля: повесть // №5. — С. 7–49.
Название произведению дала одноименная картина Ван Гога, где изображено застолье «пасмурных людей», происходящее в подвале при свете керосиновой лампы. Главный герой, врач-психиатр Голубев, — большой поклонник голландского художника. Выходец из деревни, доктор Голубев с раннего детства всей душой возненавидел русский «второй хлеб» как явление социально-экономическое. «Едоки картофеля» для него — тупая серая масса, обыватели в худшем понимании слова. В отличие от другой части человечества — бунтарей, которые всегда стремятся к справедливости. Эти последние и сходят порой с ума, попадают в психиатрические клиники, становясь пациентами Голубева. Они, по сути, гораздо ближе герою, чем так называемые «нормальные» люди. И в конечном итоге Голубев сам оказывается в числе бывших своих больных.
Котова М. А. И что мне тишь медлительная вод: стихи // №12. — С. 3–9.
Морозов Е. Ф. Грузинский вопрос // №3. — С. 142–160.
Суета вокруг Ирана // №4. — С. 161–178.
Геополитика труб // №8. — С. 173–187.
Есть ли будущее у Израиля? // №10. — С. 163–174.
Красников Г. Н. И одна в поле воин… // №6. — С. 194–203.
2007
Попов М. М. Кассандр: повесть // №9. — С. 92–127.
Автор предлагает оригинальную версию происхождения трудов известного средневекового философа Нострадамуса. Принявший это имя Мишель де Нотрдам был учёным, бескорыстно стремящимся помочь людям. В частности, он изобрёл средство борьбы с чумой и успешно применял его. В одном из спасённых им городов он встретил странного юношу, который мог предсказывать будущее. Учёный записал предсказание всей дальнейшей истории человечества. И хотя пророк погиб, а рукопись была уничтожена, Нострадамус многое запомнил и смог со временем составить свои знаменитые предсказания.
Селин Г. В.
Пальмовая ветвь с Афона // №9. — С. 224–240.
«Он верил, что в природе есть общее хозяйство…»: опыт воцерковления писателя Андрея Платонова // №10. — С. 230–234.
Забытый погост // №11. — С. 238–239.
Семенко В. П.
Заметки у Гроба Господня // №2. — С. 190–204.
Проект «посткультура» сквозь призму СМИ // №7. — С. 204–211.
Суворов А. Е. Тьма отзывчива к свету: цикл стихов // №10. — С. 3–7.
Удинцев Г. Б. Подвиг Невельского // №8. — С. 182–203.
Фурсов А. И. Накануне «бури тысячелетия» // №1. — С. 173–202.
Русский успех в ретроспективе // №3. — С. 170–189.
Кошмар «светлого будущего» // №6. — С. 119–124.
Вперед — в построссию?: о возможных последствиях нового закона о мигрантах // №3. — С. 160–164.
2008
Варламов А. Н. Булгаков: роман-биография // №4. — С. 4–69; №5. — С. 74–154; №6. — С. 76–166.
В полном соответствии с заявленным жанром автор излагает конкретные биографические сведения о писателе в живой беллетристической форме. Информация о событиях личной жизни героя тесно переплетается с историей создания его произведений и научно-популярным анализом каждого из них
Володихин Д. М. Христианский реализм // №2. — С. 181–192.
Исторический роман, потерянный и возвращенный // №7. — С. 169–181.
Храмчихин А. А. Вооружённые силы России: цифры и факты // №7. — С. 138–153.
Шемшученко В. И. Родиной пахнет ковыль: стихи // №6. — С. 3–7.
Для читателей, которым близка позиция журнала, произведения-лауреаты, несомненно, представят интерес и могут быть рекомендованы им как заслуживающие особого внимания явления современной литературы и публицистики.
2009
Гречаник И. В. «Я сам иду на твой костёр»: религиозно-философские истоки этнокультурного конфликта начала ХХ века // №2. — С. 203–211.
Святенков П. В. Нефтяное государство // №1. — С. 162–170.
Аристократическая привилегия для всех // №6. — С. 135–141.
Точка уязвимости // №11. — С. 148–155.
Цветков С. Э. На чётках времени: стихи // №2. — С. 3–8.
Яковлев М. Л. В годы отрока Варфоломея: повесть // №9. — С. 11–38.
Русь начала XIV века. Разорительные набеги кочевников, тяжёлая дань, которую приходится платить Орде. Московский князь Иван Калита упорно «собирает земли», не гнушаясь помощью татаро-монгол. Многие русские города и селения разграблены и сожжены, не избежал этой участи и Ростов. Благочестивый ростовский боярин Кирилл со всем своим уцелевшим семейством и горсткой слуг начинает новую жизнь под Москвой, в местности, называемой в народе — Радонеж. Один из сыновей Кирилла — Варфоломей, будущий Сергей Радонежский. В повести воссоздана атмосфера эпохи, показаны повседневный уклад жизни и народные обряды того времени, предметы бытового обихода. Язык стилизован под старорусский. Особое внимание автор уделяет необычным склонностям Варфоломея, с самого рождения отличавшегося скромностью, смирением, религиозностью.
Премии журнала«Нева»
1. Ежегодная премия журнала «Нева». Учреждена в 1982 году. Её особенность и отличие от аналогичных: лауреату за лучшую публикацию, помимо денежной суммы, вручается медаль, отчеканенная на Монетном дворе по макету выпускницы Мухинского училища Галины Дьячковой.
В связи со сложной экономической ситуацией, в которой оказались в новейшее пореформенное время литературные журналы, присуждение премий «Невы» с 1992 года было прервано. В 2002 году традиция возобновилась, однако, в 2005 и 2006 годах премия также не присуждалась.
Решением редколлегии при возобновлении премии были утверждены новые названия трёх номинаций:
«Чистейшей прелести чистейший образец» (проза и поэзия)
«Румяный критик мой...» (критика и публицистика)
«В надежде славы и добра…».
Пушкинские строки призваны подчеркнуть преемственность традиций и ориентацию на классический вкус, что вовсе не исключает мудрой и мягкой иронии.
2. Премия за лучшее дебютное произведение, впервые опубликованное на страницах журнала. Присуждаются как поощрительные (вручается диплом и денежное вознаграждение) премии по итогам прошедшего года при наличии достойных кандидатов. В 2001 и 2009 годах премия за лучший дебют была присуждена в номинации «В надежде славы и добра…»
3. Литературная премия «Невская перспектива». Учреждена в 2005 году. Учредители – редколлегия журнала «Нева», редколлегия газеты «Вечерний Петербург» (при поддержке ЗАО «Управляющая компания «БИЗНЕС-КОНТАКТ»). Присуждалась однократно по итогам конкурса, посвящённого 50-летию журнала «Нева».
Жюри конкурса:
Александр Мелихов — председатель жюри, прозаик, заместитель главного редактора журнала «Нева».
Елена Елагина, поэтесса и литературный критик.
Светлана Друговейко-Должанская, литературовед, руководитель специализации «литературная критика и редактирование» филологического факультета СПбГУ.
Павел Крусанов, прозаик.
Алла Манилова, член Правительства Санкт-Петербурга, председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Елена Майзель, главный редактор редакции общероссийского вещания Радио Россия — Санкт-Петербург.
Валерий Попов, прозаик.
Майя Тульчинская, член совета директоров ЗАО “Ежедневная газета «Вечерний Петербург».
Итоги конкурса опубликованы в газете «Вечерний Петербург» и в журнале «Нева». Присуждены три основные: 1-я, 2-я, и 3-я и специальная премии. Произведение-лауреат основной премии опубликовано в юбилейном номере журнала «Нева» (апрель 2005 года).
Денежный эквивалент: 1-я премия — 15 тысяч рублей; 2-я премия — 10 тысяч рублей; 3-я премия — 5 тысяч рублей. Специальная премия — 3 тысяч и публикация в газете «Вечерний Петербург» — учреждена редакцией газеты за лучшую литературную миниатюру.
В конкурсе приняли участие, как профессиональные авторы, так и любители. Выбор темы — свободный. Возраст авторов на момент представления работы на конкурс — до 30-ти лет.
Каждый автор мог представить одно произведение на основной конкурс, объемом не более одного авторского листа (40 тыс. знаков) и миниатюру (объемом не более 2 тыс. знаков) – с пометкой «в газету».
4. Специальная премия «Александр Невский» Оргкомитета IV Всероссийского конкурса «Патриот России» редколлегии журнала «Нева». Присуждена однократно в 2005 году в честь 60-летия победы в Великой отечественной войне за публикации об истории блокады Ленинграда и героях обороны.
Cпециальная премия «Александр Невский» журнала «Нева»
Кураев М. Н. Блокадные весы: документальное повествование // №5. — С. 4–34.
Ильин И. От блокады до победы // №5. — С. 175–183. Сунягин Г.Ф. Недетская история // №5. — С. 209–219.
Премия «Невская перспектива»
1-я премия: Аршинский А. О. Продолжение жизни: рассказ // №4. — 111–118.
Захаров В. Одиннадцатая заповедь: рассказ // №4. — 107–110.
2-я премия: Кусаинова Ж. Дневник девочки: рассказ №6. – 101–113.
3-я премия: Шаманский Д. В. Рождество: рассказ // №7. —167.
2005–2006 — ежегодная премия не присуждалась.
2007 «Чистейшей прелести чистейший образец…» (поэзия): Ширали В. Г. Разговоры с Соней К.: стихи // №6. —
С. 91–95.
«В надежде славы и добра…»: Кутас А. В. Мы ждём его: рассказы // №10. — С. 7–25.
Короткие реалистические зарисовки интересны, прежде всего, экзотичностью жизненного материала, к которому обращается автор. Его герои участвуют в охоте на хищников, сплавляются на байдарках по реке, преодолевая пороги, проходят срочную службу в вооружённых силах. Особенно необычны описания деятельности российских разведчиков. Писатель показывает и рутинную офисную подготовительную работу, осуществляемую на родине большим коллективом, и непосредственно ход «шпионских операций», в ходе которых каждый действует индивидуально, строго придерживаясь лично для него разработанного сценария.
«Румяный критик мой» (критика и эссеистика) Жуков В. В. Писатель в поисках куска хлеба над головой // №4. — С. 219–228.
(публицистика) Соколов А. В. Демифилогизация русской интеллигенции // №8. — С. 164–189.
Специальная премия
Никольский Б. Н. — за неоценимый вклад в дело сохранения и развития журнала «Нева».
2008
Чистейшей прелести чистейший образец…» (проза) Тадтаев Т. Цхинвальские подствольники: цикл рассказов // №10. — С. 7–27.
Главная тема в прозе сорокалетнего, но только начинающего писать автора — военные конфликты на территории Южной Осетии на рубеже ХХI столетия. Он от первого лица рассказывает о событиях, участником которых был сам, о своих друзьях, о трагедии своего народа. Произошедшее описывается настолько достоверно, что рассказы становятся своего рода историческими хрониками. Это делает произведения Тадтаева особенно ценными, так как в русской литературе тема не получила ещё должного освещения. Название данного цикла глубоко символично. Подствольник — необходимая часть автомата, оружия очень важного для ведения боев. Главным героем всех рассказов является один из молодых бойцов, на которых словно опираются старшие товарищи.
«В надежде славы и добра…»
Степанов А. Д. Сказки не про людей: цикл рассказов / вступ. слово И. Сухих // №6. — С. 113–147.
Вопреки названию, автор пишет как раз про людей и — не совсем сказки. Формально его герои — рыжая горилла по кличке Иван Тургенев, Барсук Митя и даже старинный собор. Писатель создаёт ситуации, типичные для человеческого сообщества. Необычные действующие лица позволяют ярче высветить и чётче обозначить многие недостатки современного социума, а также затронуть ряд общефилософских тем: о бренности бытия, о месте искусства и науки в жизни человека, о любви и ее облагораживающем влиянии.
«Румяный критик мой» (критика и эссеистика) Пономарев Е. Р. Даёшь советскую Европу: «Путешествие на Запад» в советской литературе 1920–1930-х годов: цикл статей // №7. — С. 225–236; №8. — С. 233–246; №9. — 228–244; №10. — С. 219–221; №11. — С. 233–235; №12. — С. 227–229.
(публицистика) Марков Б. В. Образ современности в зеркале философии // №8. — С. 78–100.
2009
«Чистейшей прелести чистейший образец…» (поэзия)
Городницкий А. М. История: стихи // №4. — С. 3–7.
(проза) Лукин Е. В. Танки на Москву: повесть // №2. — С. 8–52.
Вопреки авторскому определению жанра, произведение представляет собой цикл из двенадцати самостоятельных рассказов, которые вместе создают единое и цельное мозаичное полотно. События в Грозном и его окрестностях во время «чеченских войн» 1990-х годов, таким образом, показаны разносторонне и объемно. Основное внимание автор уделяет российскому воинскому контингенту: судьбам солдат и офицеров, их характерам, взаимоотношениям между ними, их размышлениям, мечтам и даже снам. Главный герой — капитан Евгений Трушин — честен, порядочен, смел, но рассудителен, верен в дружбе, добр, великодушен и т. д. При всём этом ему не чужды и маленькие слабости. Трушин выполняет ряд ответственных заданий, ему приходится побывать во многих сложных ситуациях. С большей частью постоянных персонажей произведения его связывает служба и/или личностные отношения. Выразительными штрихами обозначен восточный колорит, затронута тема трагического положения русского местного населения. Жестокость и бессмысленность этой войны, наглядно показанная автором, в то же время является темой постоянных размышлений его главного героя.
«Румяный критик мой»
(публицистика) Травина Е. Ностальгия по настоящему // №11. — С. 155–188.
(критика) Синдаловский Н. А. Фантастический мир гоголевского фольклора, или От носа гоголя к гоголевскому «Носу» // №3. — С. 196–212; Оленинский кружок, или Петербург-Приютино и обратно // №5. — С. 218–227; «Революция 1792 года» и судьбы её участников в городском фольклоре // №6. — С. 210–221; «Дщерь Петрова» – императрица Елизавета // №11. — С. 164–172.
«В надежде славы и добра…» (литературный дебют) Немышев В. Народ в шоке: рассказы // №7. — С. 7-50.
Шесть рассказов цикла объединяет общая тема: события в «горячих точках» в конце ХХ и начале ХХI столетия. Действие происходит в разных местах: в Чечне, в Цхинвале, в Волгограде и в Москве. В прошлом некоторые из персонажей воевали также в Афганистане и в Приднестровье. В центре внимания автора — российские военные, в боях, в тыловом госпитале, на отдыхе в столице. Главный герой, появляющийся почти во всех рассказах — военврач подполковник Томанцев. По долгу службы он причастен к судьбам множества солдат и офицеров. Фраза, вынесенная в заглавие, формально относится к деяниям близкого друга Томанцева по прозванию Вова Триллер. В то же время, такова эмоциональная оценка большей части россиян изображаемых автором кровопролитий и их не менее кровавых и трагических последствий. Особый интерес представляет заключительный рассказ, посвящённый совсем недавнему грузино-осетинскому вооруженному конфликту.
Информация о лауреатах премий журнала «Москва» и «Нева» за 2005-2008 гг., подготовлена кандидатом филологических наук, заведующей сектором рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ Майей Евгеньевной Бабичевой (e-mail: mbabicheva@rsl.ru)
Обзор литературных премий журналов «Москва» и «Нева».
The review of literary prizes magazines "Moscow" and "Neva".
Чтение, современная литература, толстые журналы, современный литературный процесс, литературные премии
Reading, Modern Literature, literary journals, contemporary literary process, literary prizes