Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (124)'10 - Поэзия библиотеки
C неба — пепел, под ногами — зола
Андреева Юлия Фёдоровна, главный библиограф Муниципального учреждения «Отрадненская городская библиотека, Ленинградская область, г. Отрадное



Обострённое восприятие абсурдности бытия, глубокое переживание несправедливости и жестокости внешнего мира являются наиболее характерными для представителей поколения NEXT. Неудивительно, что за последнее время значительно возросло число тинэйджеров, причисляющих себя к субкультуре эмо.

Вопреки устоявшемуся мнению, истинный эмо-кид или тру (англ. «true» — правда, настоящее) — это не депрессивный «плакальщик», склонный к суициду, а настоящий романтик, для которого наивысшими ценностями являются чувства, их внешние проявления и разум. На это указывает сама этимология названия данной субкультуры — от латинского «emotion», «волнение».
Отличительными чертами эмо-кидов являются экзальтация и склонность  к творческому самовыражению. К числу наиболее популярных в данной среде видов творчества относится стихосложение. И это неслучайно, ведь поэзия — это один из способов вербализации, то есть точного словесного описания переживаний. Поэты создают формы для репрезентации чувств, а эмо-киды весьма почитают, «культивируют» эту способность. Именно этим обстоятельством обусловлен высокий статус тех членов данной субкультуры, которые пишут стихи и «постят» их на эмо-сайты.
Тематика эмо-произведений может быть охарактеризована, как «корневая», вечная, актуальная для всех времён и народов. Эмо, как и признанные классики литературы, пишут об одиночестве, страдании и смерти. Примером тому может служить сравнение следующих фрагментов стихотворений:
Тема одиночества

Эмо-кид OKI:
Ты слышишь? Там, в холодной мгле
Там кто-то плачет, кто-то шепчет в страхе,
Там кто-то предоставлен сам себе, и плачет он.
Там кто-то есть во мраке…

И. А. Бродский:
Кто там скачет, кто мчится 
под хладною мглой, 
говорю,
Одиноким лицом 
обернувшись 
к лесному царю… 

Тема смерти
Эмо-кид Ehjlrf:
Смерть нас преследует всегда,
Как тень, неведомо куда.
Хоть плачь, хоть прячься, 
хоть смотри — 
Страх ты почувствуешь внутри! 

М. И. Цветаева:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Развёрстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли…

Поэзия помогает эмо-кидам «строить миры, удобные для проживания». Подобно романтику Джорджу Гордону Байрону, они создают стихи, «чтобы обрести мир для своего беспокойного духа». Однако, кроме тайны покоя, который несёт поэтическое творчество, существует ещё одна тайна — тайна наслаждения собственным несчастьем, собственным страданием. Эмо-поэт страдает и вместе с тем наслаждается. Это страдание с наслаждением является целью всей его жизни и вызывает восхищение «соплеменников».
Можно предположить, что эмо-киды, постоянно возвращаясь в своём поэтическом творчестве к теме утрат и горя, тем самым преднамеренно или неосознанно стимулируют у себя регулярный выброс эмоциональной энергии, за которым следует внутреннее потрясение и просветление. Таким образом, ярко выраженная потребность в переживании катарсиса становится причиной высокой продуктивности эмо-поэтов. Например, в одном только информационном интернет-издании «ЭмоФанс» (www.emo.fans.ru) представлено более 1000 стихотворений. Количество просмотров отдельных произведений также исчисляется тысячами. К большинству стихотворений имеются комментарии. И это, заметьте, на фоне тотального снижения читательского интереса к жанру поэзии, которое подтверждается целым рядом социологических исследований. Так, по данным социологического научно-исследовательского центра ЗАО «СНИЦ», в 2007 году только 3,6% регулярно читающих петербуржцев обращались к поэтическим произведениям.
Конечно, художественный уровень отдельных стихотворений, представленных на «ЭмоФансе», далёк от уровня стихов, входящих в официальную литературную иерархию. Наряду с искренностью и подлинным трагизмом для большинства эмо-стихотворений характерна некоторая шаблонность, привязанность к сложившимся образцам. В связи с этим для меня наиболее актуальным является вопрос: способны ли мы, библиотекари, использовать этот исходный интерес эмо-кидов к «внутрикастовой» поэзии как великолепную стартовую площадку для дальнейшего читательского развития представителей данной субкультуры? Можем ли мы, применяя библиотечные методики и средства, расширить репертуар чтения эмо-кидов, обратить их внимание на литературное наследие М. Цветаевой, А. Тарковского, И. Бродского, Н. Рубцова и многих других поэтов, столь близких им по духу? Вопрос этот пока остаётся открытым.
С нашей стороны наивно было бы полагать, что свободолюбивые, безудержно эмоциональные эмо-киды предпочтут своему тусовочному времяпрепровождению традиционные вечера поэзии, проходящие в тихих и чопорных литературных гостиных. Их, неформалов, одно только предложение заполнить формуляр может надолго оттолкнуть от библиотеки. Вряд ли героев этой статьи заинтересуют библиотечные сайты и блоги, ведь пространство для виртуального общения эмо уже сформировано — и, к сожалению, без участия наших коллег.
Из всего вышесказанного не следует делать вывод, что эмо-киды не нуждаются в библиотеках. Безусловно, многие из них пользуются услугами абонементов и читальных залов. Однако необходимо признать, что в большинстве своём мы пока не готовы к культурно-досуговой работе с читателями данной категории. Решение этой проблемы можно назвать программой максимум, наряду с которой уже сегодня должна быть реализована программа минимум — создание в библиотеке толерантной среды для обслуживания эмо и представителей других молодёжных субкультур.

С автором можно связаться:
andreevauliy@mail.ru

В статье ставится вопрос о готовности библиотек работать с представителями такой молодёжной субкультуры, как эмо, используя присущей этой субкультуре интерес к поэзии.
Поэзия, эмо, культурно-досуговая работы, работа с молодежью
The article raises the question of willingness of libraries to work with the youth subculture emo, using the inherent interest in this subculture of poetry.
Poetry, emotional, cultural and recreational work, work with youth

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы