Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (124)'10 - Поэзия библиотеки
Библиотекарь пишущий, или Проект длиной в восемь лет
Нина Евгеньевна Колоскова, заведующая сектором методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва

В далёком 2001 году сотрудники методического отдела московской Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара начали реализовывать творческий проект «Библиотекарь пишущий». Идея заключалась в том, чтобы подготовить и издать сборник прозаических и поэтических произведений, которые вышли из-под пера сотрудников детских библиотек Москвы.

Идея была подхвачена моментально и весьма активно: нам стали приносить стихи, эпиграммы, рассказы (в том числе фантастические и юмористические), лирические зарисовки (в том числе литературные портреты), публицистику. Детские библиотекари раскрылись ещё с одной из своих многогранных сторон, в очередной раз доказав, что являются личностями творческими, неравнодушными, тонко чувствующими, умеющими не только талантливо читать, но и писать. Среди авторов оказались и профессионалы, уже имеющие публикации в различных изданиях, и даже член Московского союза писателей.
В процессе работы каждый участник проекта неоднократно сталкивался с необходимостью отвечать на вопросы: 
«А зачем вам это нужно?», « Вас кто-то за это отметит?», «Вам за это заплатят?», « Вам не кажется, что это так непрофессионально?», «Зачем это братское кладбище графоманов?», «Изживаете комплекс скромного тихого библиотекаря?»
Каждый отвечал, как мог. Татьяна Рудишина, например, искала ответы, привычно беседуя с Поэтами:
«Моим стихам, как драгоценным винам, / Наступит свой черед» (нет, это мания величия в чистом виде);
«Ведь, если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?» (со звёздами, конечно, перебор, а в остальном  близко к истине);
«Давай, брат, отрешимся. Давай, брат, воспарим» (вот это — в точку!)
К оформлению и иллюстрированию Альманаха был привлечён профессиональный художник. Тоже библиотечный. Анатолий Семёнович Никитин уже много лет работает в нашей библиотеке и прекрасно знает, чем дышит детский библиотекарь, поэтому и рисунки получились соответствующие: чёрно-белая графика; лёгкое, быстрое перо; лирические и ироничные одновременно.

Смахнуть пыль с творчества
Первый итоговый продукт не заставил себя долго ждать и явился на свет в виде самиздатского литературного Альманаха. Назвали его «Санитарный день». Тем, кто хотя бы немного поработал в библиотеке, что такое санитарный день объяснять не надо — это то время, когда коллективно наводится порядок не только в помещениях и фондах, но и в душах. Можно неторопливо пообщаться, поговорить «за жизнь» и в процессе работы, и за чашкой чая.
Чтобы разделить груз ответственности за содеянное и настроить читателей и авторов Альманаха на адекватное восприятие, к Альманаху было написано не одно предисловие, как принято, а целых четыре. По числу участников реализации проекта.
Из предисловия Марии Московской (одного из авторов Альманаха): «В библиотеках Москвы “Санитарный день”! Мы смахнём пыль со стопок бумаги, исписанной строчками нашего творчества – чем мы развлекаемся в свободное от работы, хозяйства и новокапиталистической жизни время – в лёгкие, радостные минуты пребывания на дружеской ноге с Музами. В этот “Санитарный день” мы постарались самовыразиться – кто во что горазд. По-моему, получилось очень мило». Из предисловия составителя и автора Альманаха Нины Колосковой: «Хочется надеяться, что присущее всем нам чувство юмора, поможет правильно отреагировать на это “историческое событие”.
Об авторах Альманах, на мой взгляд, лучше всех написала в своём публицистическом материале Антонина Тарарина (на тот момент — зам. директора ЦДБ №49 ЦБС№2 СВАО) «Даруй мне тишь твоих библиотек…»: «Какой же он, современный библиотекарь? Многие думают, что это человек скучный, отставший от жизни. Нет, читатели не дадут отстать от жизни. Современный библиотекарь должен быть высокопрофессиональным специалистом — профессия обязывает обладать большим запасом знаний, чтобы помочь читателю разобраться в море информации. Современный библиотекарь живёт напряжённой и очень сложной жизнью. Библиотекарь — это больше, чем профессия. Ведь достоинствам её нет числа».
Альманах «Санитарный день» включил около 50 произведений 13 авторов из восьми детских библиотек города. Но поток не иссякал. Библиотекари творили. Очень скоро стало понятно, что пишущие библиотекари уже сплотились в некий жизнеспособный организм и ждут «продолжения банкета». 
Таким продолжением стал ещё один Альманах. Он получил название «Семейный альбом» и увидел свет в 2002 году, в том же самиздатском варианте. От своего предшественника он отличался и своим альбомным форматом, и кокетливым шёлковым бантиком, который скреплял его страницы, и внутренней структурой. В отличие от первого Альманаха, где авторы были представлены просто в алфавитном порядке, во втором стихи были систематизированы в разделы: «Дочки-матери», «Погода в доме», «У природы нет плохой погоды», «Городской пейзаж», «Невыносимая легкость бытия», «Коварство и любовь», «О своём, библиотечном», «В плену у музы». Названия разделов в полной мере передают тематику стихотворных и прозаических произведений. На этот раз вниманию читателей было представлено около 100 стихотворений 14 авторов. В предисловии к Альманаху были закреплены достигнутые позиции и ещё раз предпринята попытка откорректировать отношение к данному изданию у тех, в чьи руки оно может попасть (растиражирован каждый выпуск Альманаха был в 30 экземплярах и далее допечатывался по требованию). 
Из предисловия: «Что за странный самиздат Вы держите в руках? Это - своеобразная антология творчества детских библиотекарей Москвы. В том, что детские библиотекари пишут, ничего странного нет. Люди они думающие, творческие, эмоциональные, деятельные. Вот и пишут стихи и прозу для себя и своих родных, любимых, друзей, коллег. К чему не надо относиться серьёзно? Разумеется, авторы Альманаха не являются профессиональными писателями и поэтами (за небольшим исключением). Поэтому ни на что, кроме читательских симпатий, они не претендуют. 
К чему надо отнестись серьёзно? К иллюстративному материалу и оформлению Альманаха в целом. Этим занимался профессиональный художник Никитин Анатолий Семёнович». Кроме того, читателям Альманаха — нашим коллегам предлагалось подумать, а не стать ли и им авторами подобного сборника и рассказывалось, как можно это желание реализовать, если оно возникнет.

На поэтической кухне
Отклик не заставил себя долго ждать: в 2003 году вышел третий выпуск Альманаха со странным, на первый взгляд, названием «Кухня»…
Из предисловия: «“Кухня’’ – странновато смотрится в качестве названия литературного альманаха, не правда ли? Но, уверяем вас, это лишь на первый взгляд. Попробуем убедить…
Слово “кухня” — одно из тех, что никого не оставляет равнодушным. Сразу возникают ассоциации. Разные, но у всех: у мужа, детей, домашних животных, гостей. Это во-первых. Во-вторых, для среднестатистической женщины в её нормальном рабочем состоянии, кухня — это естественная среда обитания. Когда любимая, когда ненавистная. Зависит от обстоятельств и состояния души. Но, в любом случае, кухня – самое подходящее место для дамской скорби: чтобы довести ситуацию до точки кипения, надо нацепить фартук, заткнуть за пояс кухонное полотенце (желательно, не первой свежести) и остервенело терзать, к примеру, курицу — основу будущего обеда, параллельно пытаясь причесать свои лохматые мысли. В-третьих, кухня — это место, где всегда что-то происходит:
– просеивается (информация, события минувшего дня);
– переливается (часто из пустого в порожнее);
– отстаивается (по принципу “я подумаю об этом завтра”);
– смешивается (сладкое, горькое, кислое и пр., и — уже можно употреблять);
– растворяется (плохое в хорошем, и получается, вроде, ничего себе);
– доводится до кипения (страсти);
– экспериментируется (интересно, а что будет, если…) и т. д.
И в процессе приобретаются умения, навыки и опыт. А ими, как известно, хочется и надо делиться. Вот, мы с вами и получили такую возможность на страницах нашего альманаха. Ведь в этой жизни надо уметь всё: любить и ненавидеть, грустить и веселиться, испечь пирог и сочинить стишок к семейному торжеству. Перечень бесконечен. Для одних “кухня” — это раздражающий фактор, для других — возможность временно уйти от действительности, погрузившись в любимые дела в любимом месте. Она (кухня) занимает определённое место в жизни каждой из нас. У одних большее, у других меньшее. Она как погода: хорошая или плохая, но она есть всегда. Словом, “кухня” — это наше всё… И отговорка: весь вечер, (день, ночь, жизнь) провела на кухне; и предмет гордости: кухня – это моя стихия! “Кухня” – это не просто слово. Это понятие. Многогранное, многоаспектное и всеобъемлющее. И, не будем упрощать, – это вся наша жизнь, вернее ее закулисье. Итак, вы держите в руках не “Книгу о вкусной и здоровой пище”, а книгу о жизни во всех её проявлениях…»
Ещё одна отличительная особенность Альманаха «Кухня»: мы становимся по-хорошему самодостаточными. Теперь мы не только пишем, но и сами себя иллюстрируем. Гордостью данного издания (опять-таки самиздатского) стали иллюстрации Татьяны Лопыревой, (тогда заведующей детской библиотекой №67 ЦБС «Измайлово» ВАО). 
И это сделало наш Альманах совсем уж особенным. 
У «Кухни» появился подзаголовок: «Советы непостороннего, или Рецепты на каждый день». Советы изумляют своим разнообразием — житейские, методические, умные, навязчивые, бесполезные… Чаще всего «статус» совета определяется его авторством. Для некоторых «давание» советов — это профессия… В наш альманах вошли советы исключительно от профессионалов, работающих в детских библиотеках: «… мы имеем это право — право давать советы. Хотя бы друг другу. Потому что мы «одной крови». Потому, что библиотекарь — это звучит. Хотя и ни с чем не рифмуется (почти)».
Как вам, например «Диета по-японски» или «Рецепт выходного дня» в стихах? Или совсем уж экзотическое блюдо  — «Душа в сметане»? Справедливости ради надо отметить: оказывается детский библиотекарь… Как бы это сказать помягче? Он больше о душе думает. Во всяком случае, кулинарные рецепты были предоставлены в весьма скромном объёме. А вот душа… Вот и само понятие «кухня» по отношению к библиотекарям оказалось не гастрономическим. Ведь ключевым для любой женщины является понятие «любит—не любит». И в этом смысле все женщины одинаковы — они питаются любовью…
Альманах «Кухня» включил около 60 произведений 14 авторов. В нашем проекте он должен был стать завершающим, о чем и было прописано в послесловии: «Вот и закончилась наша игра в прозаиков, поэтов и художников… 
А что такого? Сейчас все во что-нибудь играют. В конце концов с классиком не поспоришь: “Что наша жизнь? Игра…” Результат: три литературных Альманаха: “Санитарный день”, “Семейный альбом”, “Кухня”. Два первых в 2002 году стали победителями на городском конкурсе профессионального мастерства библиотекарей “Золотой формуляр” в номинации “Лучший проект года – творческая лаборатория”. Зачем всё это нужно? А чтобы было. Литературное творчество для одних – средство самопознания и самовыражения, для других – игра ума, для третьих – своего рода психотерапия. Но, так или иначе, литературные упражнения раскрепощают, дают возможность выплеснуть эмоции, позволяют посмотреть на привычные вещи с непривычной стороны, что и с профессиональной, и с человеческой точки зрения не бесполезно».
Если провести анализ содержания всех трёх альманахов, то выяснится следующее. Во-первых, детские библиотекари Москвы — народ жизнерадостный и оптимистичный. Во-вторых, они умеют не только смотреть, но и видеть. В-третьих, они — ярко выраженные лирики (ах, как красиво они умеют печалиться!). Ну, и наконец, они — люди творческие 

На сладкое
Наверное, именно поэтому, точку все же поставить удалось, но значительно позже… в 2008 году свет увидел сборник стихов «Рафинад» (Рафинад / Сост. Н. Е. Колоскова; консультант 
М. Я. Бородицкая; худож. А. С. Никитин. - М.: «Издательство Фаир», 2008. — 64 с. ил.). Очень скромная, изящного карманного формата книжечка: белоснежная обложка, белоснежная бумага, изящные графические иллюстрации.
В издательской аннотации к сборнику написано: «Изданием данного сборника Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара завершает свой проект, посвящённый творчеству библиотекарей. Авторы стихов – работники детских библиотек Москвы адресуют его своим коллегам-библиотекарям и всем неравнодушным читателям».
На это раз работа велась с участием специалистов. Отбор стихов и их редактирование провели поэт Марина Бородицкая и литературный редактор Жанна Переляева. И это является предметом нашей особой гордости.
Этот небольшой сборник — своеобразная антология поэтического творчества детских библиотекарей Москвы. Создан он на основе трёх литературных альманахов: «Санитарный день» (2001), «Семейный альбом» (2002), «Кухня» (2003).
Почему «Рафинад»?: «Стихи — это всегда немножко баловство, десерт, сладкое… И название у нашего сборника тоже сладкое: “Рафинад”. Рафинад — потому что так никому не придёт в голову назвать поэтические вирши. Рафинад — потому что это не все стихи, а лишь те, что выдержали редакторскую обработку, “очистку” временем, отстоялись, спрессовались, а теперь - улеглись ровненькими белоснежными кубиками и ждут, когда ими кто-нибудь полакомится…»
Произведения 15 авторов из 10 московских детских библиотек прошли профессиональный отбор и проверку временем. Уже привычно иронизируя над собой, мы выбрали в качестве эпиграфа к сборнику строку Валентина Берестова: «Ни Мартынов, ни Дантес не страшны для поэтесс».
Если вы хотите радоваться творчеству друг друга, не надо ждать богатого издателя. Всё в наших силах. Даже если их хватает пока только на один экземпляр…
P.S. Хочется отметить, что выпуск каждого Альманаха был приурочен к нашему профессиональному празднику – Общероссийскому дню библиотек и являлся своеобразным подарком-поздравлением всему библиотечному сообществу.

С автором можно связаться:
nkoloskova@gaidarovka.ru

Рассказ о творческом проекте «Библиотекарь пишущий», в рамках которого вышли несколько альманахов произведений, созданных сотрудниками детских библиотек Москвы.
Поэзия, профессиональное творчество, библитекарь
A story about a creative project "The Librarian writes", which came out several anthologies of works created by employees of children's libraries in Moscow.
Poetry, creative professional, the librarian



Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы