Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (126)'10 - Библиотечное общение
Осознать себя сибиряком


Елена Анатольевна Монахова, главный библиотекарь отдела организационно-методической работы Центральной городской библиотеки г. Омска



«У каждого из нас, кроме большой Родины, Отечества, есть свой родной край, место, где ты родился, впервые увидел солнце, впервые открыл для себя мир», — вслед за многими повторяла омская писательница Мария Юрасова. Для юных читателей нашего города таким уникальным местом является Сибирь.


Образовательные учреждения Омска в последние годы уделяют повышенное внимание литературному краеведению; разработана и внедряется в практику школ программа изучения литературного краеведения в рамках курса литературного чтения (1–4 класс) и курса «Литература с основами краеведения» (5–11 класс). Муниципальные библиотеки отмечают, что заметно возросла потребность юных читателей в литературно-краеведческой информации. Однако ресурсы библиотек не позволяют качественно удовлетворять запросы читателей: в библиотечных фондах недостаточно представлены книги омских авторов последних лет издания, в частности книги для детей; отсутствуют источники литературоведческой информации, адаптированной к восприятию детей младшего и среднего возраста.
Вместе с тем современная библиотека способна разрабатывать новые стратегии использования и формирования библиотечных ресурсов, внедрять новые подходы к предоставлению литературно-краеведческой информации, и таким образом корректировать сложную ситуацию. Это доказывает успешная деятельность муниципальной библиотеки имени Белозерова, на базе которой в 2007 году открыт Детский центр литературного краеведения.

Осознать себя сибиряком
Имя Тимофея Белозёрова, замечательного детского поэта, — знаковое для нашего города, для всей омской культуры, и недаром специализированный центр поддержки детского чтения создан в библиотеке, носящей его имя.
Цель Детского центра литературного краеведения — ориентирование юных пользователей на ценности региональной культуры, аккумуляция и трансляция духовного опыта региона в детскую среду. Мы надеемся, что литература родного края поможет ребёнку осознать себя сибиряком, ощутить острое чувство принадлежности к сибирской культуре, ведь «в каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины» (В. Распутин).
При разработке проекта Центра литературного краеведения понятие «литература родного края» рассматривалось в достаточно широком аспекте, так как творчество детских писателей Омска и Омской области — лишь малая часть богатой и разнообразной детской литературы Сибири, представленной такими известными именами, как П. Ершов и В. Астафьев, В. Распутин и
Г. Машкин, М. Сергеев, Г. Граубин,
Ю. Могутин. Подобный подход к вопросу позволяет активнее использовать существующие библиотечные ресурсы и глубокий педагогический потенциал региональной детской литературы.
Оценка потенциала сибирской детской литературы 1960–90-х годов и её актуальности в свете современных задач просветительской библиотечной деятельности осуществлялась путём анализа публикаций в журнале «Детская литература», которые содержат высказывания детских писателей Сибири о миссии литературного творчества и его влиянии на личность читателя. К основным факторам влияния региональной литературы на читателя можно отнести:
• содействие этнической и культурной самоидентификации личности и её развитию с учётом местных особенностей;
• историческое просвещение читателей, приобщение их к истории малой Родины; – воспитание в единстве с природой, формирование природосообразного и природосохраняющего поведения;
• поликультурное воспитание личности в духе толерантности, что чрезвычайно актуально для региона, населённого различными народностями со своими традициями и культурой.
В основу проекта библиотеки имени Белозерова легла идея аккумуляции (сосредоточения) информации о детской литературе Сибири и Омской области в едином муниципальном информационно-методическом центре. Главной задачей Детского центра литературного краеведения на первом этапе реализации проекта являлось формирование специальных библиотечных ресурсов для эффективной поддержки литературного краеведения как регионального компонента образования.
В библиотеке организуется фонд по литературному краеведению расширенной типо-видовой структуры. Целенаправленно комплектуется подфонд произведений печати (коллекция «Детская литература Сибири и Дальнего Востока»), который включает в себя сегодня более 2000 книг центральных и региональных издательств, в том числе произведения малых народов Сибири. Полнота и представительность книжной коллекции достигается за счёт внутрисистемного обмена, и серьёзной поддержки крупнейшей в городе Омске детской библиотеки имени Пушкина, из которой были переданы дублетные экземпляры необходимой литературы. Специалисты библиотеки имени Белозёрова занимаются углублённым изучением своего литературно-краеведческого фонда, начиная с анализа авторского и национального состава изданий и заканчивая непосредственным знакомством с художественными текстами, с тематическими и стилистическими особенностями творчества отдельных авторов.

О волшебнике из страны детства
Заинтересованность в содержательной и доступной для детей информации о детских писателях города Омска и Омской области вынуждает сотрудников Центра активно внедрять в библиотечную практику музейные методы её сбора и предоставления. Большое внимание уделяется Центром формированию подфонда вспомогательных материалов, поиску документов и фотографий из архивов омских писателей, изо-, аудио- и видеоматериалов по их творчеству. Благодаря поддержке Веры Ильиничны Белозёровой, вдовы Тимофея Белозёрова, в библиотеке собрана богатая коллекция экспонатов об известнейшем детском поэте нашего края, которая включает: более 100 его прижизненных фотографий, рукописи и машинописные тексты произведений с авторской правкой, переписку с издательствами, договоры и внутренние издательские рецензии, письма известных детских писателей, телеграммы с откликами на смерть поэта, книги и журналы из домашней библиотеки Т. М. Белозёрова, его личные вещи.
Детский центр литературного краеведения широко применяет в своей выставочной деятельности приём наглядного развёртывания информации. Библиотечная экспозиция — главное средство получения информации для юных посетителей Центра, этим и определяются особенности организации внутренней среды в библиотеке имени Белозерова. Помимо выставок здесь активно используются стендовые и предметные экспозиции.
В фойе библиотеки юных читателей встречает «Литературная карта Сибири» и фотопутеводитель по библиотечным экспозиционным зонам. В читальном зале для учащихся средних классов организована стендовая экспозиция «Тебе, Сибирь, себя мы посвятили» об известных детских писателях Сибири и Омской области. Персональный стенд знакомит с фотоматериалами о детстве и юности патриарха сибирской литературы Виктора Астафьева и его малой родине — деревне Овсянка Красноярского края. С Тюменской областью связано детство популярного писателя Владислава Крапивина и омской поэтессы Нины Саранчи, о чём также рассказывают отдельные фотостенды. Детские писатели города Омска Л. Трутнев и В. Новиков, В. Макаров и Т. Четверикова, Н. Башкатов, И. Егоров становятся ближе к своим читателям, когда те видят рядом с их «взрослыми» фотографиями снимки из далёкого послевоенного детства.
Тимофею Максимовичу Белозёрову библиотека его имени посвящает развёрнутую музейную экспозицию «Волшебник из страны детства», которая впервые открылась для читателей ещё в 1999 году, к 70-летию поэта. В 2007 году, при подготовке к презентации Детского центра литературного краеведения, осуществлена реорганизация музейной зоны и обновление экспозиции.
При формировании библиотечной экспозиции в первую очередь учитывались особенности исходного литературного материала, в данном случае — поэтического. Для большинства традиционных музеев характерен эпический тип интерпретации собраний, с такими его чертами, как повествовательность и объективизм. В библиотеке имени Белозёрова использован лирический подхо. Мы попытались с помощью дизайна экспозиции найти образные эквиваленты основным мотивам белозёровской лирики, погрузить юного читателя в атмосферу его стиха, поэтому центром экспозиции является диорама, наглядно воссоздающая уголок Омского Прииртышья.
Благодаря яркой детали первого, предметного плана диорамы — подвешенному над костром котелку — у зрителя возникает ощущение близкого присутствия поэта. Предметный план, в создании которого использовались природные материалы и приёмы фитодизайна, плавно переходит в дальний, живописный. Посетители видят на нём стог сена, которое «дождями оглажено» и маленькую «безымянную речку»…
Тимофей Максимович Белозёров закончил Омское речное училище, поэтому первый раздел музейной экспозиции называется «Река его жизни» и рассказывает о детстве и юности Тимофея Максимовича, его семье, первой книге, о вечной любви поэта к родной реке.
Главная задача второго раздела — «Путь к книге» — познакомить читателей с процессом поэтического творчества, раскрыть для них особенности писательского труда. Этот раздел включает в себя мемориальный уголок Т. М. Белозёрова и фотостенд «Кабинет поэта».
Вдова Тимофея Максимовича подарила библиотеке уникальные вещи из кабинета писателя: настольную лампу, светильник, письменные принадлежности. Музыкальность белозеровской лирики подчёркивается в экспозиции интересным собранием личных грампластинок Т. М. Белозёрова, которые можно прослушать на его проигрывателе.
Контрастный ряд фотографий на стенде «Кабинет поэта» демонстрирует юным посетителям, что Т. М. Белозёров творил не только за письменным столом — кабинетом для него были поле, лес, луг, и он собирал поэтические впечатления от каждой своей встречи с природой. Образным воплощением этого творческого поиска становится для детей берестяная записная книжка поэта, сделанная им собственноручно и выставленная в музейной витрине.
Экспонаты в витринах позволяют проследить весь сложный путь автора к книге: рукопись—авторская правка—деловая переписка с издательствами. Организаторы экспозиции тонко учитывают особенности детского восприятия литературоведческого материала, используя особые приёмы наглядного развертывания информации, которые помогают обеспечить её доступность для юного читателя. Например, рядом с письмами известных детских писателей Ирины Токмаковой и Сергея Баруздина к вдове Т. М. Белозёрова юные читатели видят обложки их книг, таким образом, применяется приём «овеществления» письменных источников. Рядом — договора поэта с издательствами Москвы, Урала и Сибири (приём «массированного показа»).
Путь писателя к книге завершается его встречей со своим Читателем. Раздел музейной экспозиции «Поэт и дети» является своеобразной фотохроникой многочисленных встреч Т. М. Белозёрова с юными читателями 1970-80-х годов прошлого столетия в различных населённых пунктах Омской области.
Сойди с обложки, мальчик большеглазый,
Присядь к столу, со мной поговори,
Моим стихам и будущим рассказам
Заветную калитку отвори…
Город Омск хранит память о Тимофее Белозёрове: его именем названы улица и танкер Иртышского пароходства; на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, на Аллее омских литераторов — памятный знак. Об этом рассказывает последний раздел экспозиции.
В 2009 году, к юбилею Т. М. Белозёрова, библиотечный музей пополнился новой стендовой фотоэкспозицией
«В родной моей сторонушке». Для её создания коллектив библиотеки совершил литературную экспедицию в Большереченский район Омской области. Там, в двухстах километрах от г. Омска, в деревеньке Черново прошло трудное военное детство Тимофея Белозёрова. Документальных свидетельств того времени почти не сохранилось, фотоматериалы библиотечной экспедиции рассказывают омичам о малой родине поэта.
На музейной полянке
Общение с самыми маленькими читателями Т. Белозёрова — дошкольниками — нуждается во внедрении особых форм музейной коммуникации. О них специалисты Детского центра литературного краеведения задумались, изучая современные концепции детских музеев, для которых главными являются не столько мемориальная и научно-исследовательская функции, сколько образовательная и развивающая. Пространство детского музея организуется как особое интерактивное пространство познания, игры и творчества.
Для дошкольников и младших школьников в библиотеке имени Белозерова создана отдельная экспозиционная зона — «Белозёровская полянка», где для детей оживает мир стихов и сказок омского поэта.
Музейная диорама в этой зоне решена дизайнером экспозиции в ярких, насыщенных тонах, с использованием более условных, «детских» форм рисунка. На предметном плане взгляд ребёнка скользит от сосны, что «стоит за оврагом», к «смородиновому кусту» и ниже — к ромашкам, жукам, стрекозам и другим «персонажам» белозеровской лирики. Так и хочется вместе с поэтом «утонуть в душистых травах, раскинув руки в тишине», «среди жуков, среди козявок» лежать «на сумеречном дне…». Каждая деталь экспозиции находит свои поэтические аналоги в его творчестве. На «полянке» дети встречаются и со сказочными героями Т. Белозёрова Букой и Лесным Плакунчиком.
Диорама «Белозеровская полянка» позволяет специалистам Детского центра литературного краеведения гибко использовать в своей работе метод пристального, медленного чтения, в частности, всматриваясь в мельчайшие детали предметного плана, прочитать детям знаменитое стихотворение о сосне:
Стоит за оврагом такая сосна:
Под нижними ветками ночь, тишина,
В норе барсучата чуть слышно храпят,
Сердитые ёжики, съёжившись, спят.
Лишь старые чуткие совы,
Заснув, просыпаются снова…
Вместе с библиотекарями-экскурсоводами Ниной Николаевной Седых и Еленой Анатольевной Ушаковой дети находят под сосной ёжика, а на её ветвях — белку и сову. Подобные приёмы умело применяются опытными специалистами Центра в театрализованных экскурсиях «Сюрпризы лесной полянки», которые пользуются особой популярностью у самых маленьких читателей библиотеки.
Методики «медленного» чтения лежат в основе работы библиотечной Школы пристального чтения «Круглый год с Тимофеем Белозёровым», созданной для читателей младшего возраста. Замысел Школы возник при сопряжении двух актуальных для библиотечной практики тем — «экологии природы» и «экологии культуры». Ведь вся поэзия
Т. М. Белозёрова пронизана естественными ритмами человеческой жизни (в смене основных периодов — детства, зрелости и старости) и естественными ритмами природы, а для современного ребёнка, живущего в крупном индустриальном городе, важно каждое соприкосновение с природой. Руководит Школой пристального чтения ведущий методист Центра Ирина Иосифовна Комарова. Ею разработаны оригинальные мероприятия, посвящённые различным временам года в лирике Белозёрова. На «Белозёровской полянке» для детей проводятся поэтические концерты, «прогулки», «мозаики» с лирическими названиями «Дарит песенки весна», «Я утонул в душистых травах», «Летнее путешествие с дождиком».
Особая музейная среда «полянки» погружает ребёнка в атмосферу читательского сотворчества. Методист привлекает детей к составлению музыкально-поэтической икебаны «Я собираю глазами букет», организует поэтические вернисажи «Летит неторопливо задумчивый снежок», «Последний лист с рябины сдуло». Стены помещения украшает красочная галерея детских иллюстраций к произведениям Т. М. Белозёрова. В творческих конкурсах, проводящихся библиотекой, активное участие принимают также учащиеся детских художественных школ и школ искусств города Омска.
Создание музейных экспозиций потребовало от коллектива библиотеки имени Белозёрова и её заведующей
М. Ф. Бородиной особой инициативы в привлечении спонсорской помощи и решении таких нетрадиционных для библиотечной практики организационных вопросов, как изготовление музейной мебели и оборудования. Серьёзную поддержку библиотеке оказали предприятия города Омска «Мебель-Колорит» и «Агростройкомплект», которые обеспечили её необходимыми отделочными и пиломатериалами. Но труд по оформлению музейной зоны лёг на плечи сотрудников библиотеки, а также специалистов отдела дизайна и отдела технического обеспечения Центральной городской библиотеки.
Музейная деятельность библиотеки имени Белозерова характеризуется глубиной и разнообразием используемых методов и приёмов. В марте 2005 года её опыт был представлен на Всероссийском семинаре «Публичная библиотека и культурное наследие» (Москва).
Поиск новых форм
Детский центр литературного краеведения находится в поиске наиболее эффективных форм сбора и предоставления информации. Для пользователей библиотеки создаётся информационно-методический банк «Литературное краеведение», который включает в себя библиографическую картотеку «Детская литература Сибири», информационные досье «Детская литература народов Сибири», «Детская литература города Омска», персональные досье о детских писателях Сибири.
Особый интерес юных читателей вызывают электронные средства предоставления информации. Поэтому для них в сотрудничестве со специалистами Центральной городской библиотеки и писательскими организациями города разработано и издано первое электронное пособие Детского центра литературного краеведения — справочник «Детские писатели г. Омска». В этом издании впервые собрана и систематизирована информация о 28 омских литераторах, пишущих для детей: Т. Белозёрове, Н. Башкатове, В. Бердичевском и
Т. Мокроусовой, И. Егорове, Ж. Земкаюс, А. Кузнецовой, Н. Морохове,
В. Новикове, А. Распопине, Н. Саранче, Л. Трутневе, Р. Удалове, Т. Четвериковой, В. Шелленберг и других. В организации пособия последовательно реализуется принцип наглядности: включён богатый фотоматериал из личных архивов писателей, в иллюстрированных библиографических списках предусмотрен вариант выбора книги по обложке. Собраны и уточнены биографии писателей, читателям предлагается также полнотекстовая библиотечка их произведений. Можно сказать, что музейная деятельность Центра получила в этом электронном справочнике своё достойное продолжение.
Интернет стимулирует специалистов Детского центра литературного краеведения к поиску новых форм коммуникации со своими реальными и потенциальными пользователями. С 2006 года библиотека им. Белозерова выступает соучредителем и консультантом ряда сетевых литературно-краеведческих проектов школ г. Омска. А в 2009 году ею проведён первый городской интернет-конкурс под названием «Литературное лукошко», задания которого размещались на сайте муниципальных библиотек. Юным читателям предлагалось отгадать кроссворд «Омские загадки», развести по вольерам зверей в «Лесном заповеднике Т. Белозёрова», определить, кто из художников нарисовал иллюстрации к стихам омского поэта о лисице и Огородном Подрастае.
Новые электронные ресурсы были разработаны и к Городскому литературному празднику «Детства ослепительный миг», посвящённому 80-летию
Т. Белозёрова. Вместе с его любимыми сказочными героями — Илюшкой и Букой — зрители впервые поиграли в «белозеровские паззлы», «полистали» красочную электронную книжку «На нашей реке» со стихами поэта.
В 2010 году Детский центр литературного краеведения приступил к созданию своего веб-представительства на сайте Централизованной системы муниципальных библиотек г. Омска. Электронные пособия и интерактивные электронные ресурсы Центра станут доступны не только детям и педагогам г. Омска, но и всей Сибири.
Создание специализированного центра поддержки детского чтения на базе библиотеки им. Белозерова значительно расширило рамки её просветительской работы. Уже сегодня библиотека приглашает школы г. Омска к сотрудничеству по таким программам, как «Литературная тропинка», «Литературная капель» (для 2–4-х классов), «Фольклор Сибири», «Детская литература Сибири». Стали традиционными ежегодный конкурс чтецов белозеровской поэзии «Столько чудес ожидает меня!» и окружной конкурс детско-юношеского литературного творчества «В каждом из вас — продолженье поэта!» (проводится с 2000 года).
В творческих контактах с Детским центром литературного краеведения заинтересованы даже такие представительные культурные учреждения, как Омский театр куклы, актёра и маски «Арлекин». В 2007 году библиотекой и театром реализован совместный проект «Литературные встречи в «Арлекине». Специалисты Центра проводили в малой гостиной театра литературные представления и игры по творчеству детских писателей Сибири и г. Омска, в которых принимали участие и профессиональные актёры-кукольники. Одна из встреч в «Арлекине» была посвящена 50-летию выхода в свет первой книги Т. М. Белозёрова «На нашей реке». На другой встрече библиотекари приоткрыли зрителям и сотрудникам театра неизвестную страницу его истории: познакомили с творчеством сибирского писателя Ивана Ермакова, который в 1930-е годы был, оказывается, одним из первых актёров омского театра кукол.
Детский центр литературного краеведения — новый объект на культурной карте Омска. Надеемся, что его деятельность будет содействовать читательскому и личностному развитию наших юных пользователей как патриотов родного края.

С автором можно связаться:
ea_monahova@mail.ru
Рассказ о деятельности Детского центра литературного краеведения в городе Омске.
The story is about the Children’s Center of literary local studies in Omsk.
Краеведение, детская библиотека, детская литература, детское чтение
Local history, children’s library, children’s literature, children’s reading

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы