Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 13 (127)'10 - Летнее чтение
Пёстрый мир современной книги

Алёна Леонидовна Шашкина, Главный библиотекарь организационно- методического отдела, МУК «Центральная городская библиотека», г. Нижний Тагил 


 Чтение не только приятное времяпровождение, но и профессиональная составляющая работы библиотекаря. Круг чтения библиотекаря — часть его профессионального статуса, он никогда не читает только для себя, его чтение транслируется и на читательскую аудиторию. Трудно и, наверное, немного страшно представить себе совершенно не читающего библиотекаря.




Для нас достаточно того, чтобы 
у нас было желание. 
А. Тибулл

Сегодня очень редко вспоминают о том, как и что читают сами библиотекари. Исследования, посвящённые данному вопросу, лишь подтверждают общие выводы о падении интереса к книге у тех, от кого в первую очередь и зависит настроение и отношение к книге в обществе.
Мы не станем ни подтверждать, ни опровергать сей прискорбный факт. Мы будем исправлять сложившуюся ситуацию. Мы — это библиотекари Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил. Мы — это «студентки», добровольно поступившие в «Университет ‘‘Библиотекарь читающий’’».
Наверное, в любом коллективе есть те, кто читает много и жадно, стараясь первыми вызнать о книжных новинках. И есть те, кто ограничивается произведениями своего любимого жанра, не выходя за его границы. Мы решили объединить тех, кто любит книгу, и тех, кто давно перестал интересоваться книжными новинками, чтобы доказать, что читающий библиотекарь — это не исчезающий вид профессионалов.
Прекрасно понимая, что не все библиотекари свободно ориентируются в современном литературном процессе, организаторы и задумали создание «Университета ‘‘Библиотекарь читающий’’». «Читающий» для нас значит — думающий, развивающийся, открытый для нового.
Как у каждого учебного проекта, у него есть свои цели: формирование культуры чтения библиотекаря и развитие его личностно-творческих и профессиональных качеств. И задачи: научить библиотекаря (а через него и читателя) искусству выбора книг для делового и развлекательного чтения; научить методам ознакомления с литературой, а затем её рекомендации читателям. «Читающий библиотекарь» — это не клуб по интересам, а учёба. Здесь каждый активно работает, говорит, выступает, а иногда и сам становится «преподавателем». «Университет» стал для нас своеобразным экспериментом, где всем и всему пришлось учиться. На наших ежемесячных встречах для каждого нашлась интересная тема, кроме того, обязательной для всех стала и самостоятельная работа в виде домашнего задания.

Планировать играючи
Первое занятие мы провели в форме организующей игры «Коллективное планирование», целью которой было создание плана работы «Университета» на ближайшее время. Нам хотелось решить два главных вопроса: чего мы ждём от занятий и что мы можем сделать для этого?
Участники разделились на 4 микрогруппы, каждая из которых получила свой персональный вопрос. Ответ на вопрос вписывался в одно из «окон» карточки под номером своей группы. Группа могла дать один ответ или записать предложения каждого члена группы. После этого карточки передавались из одной группы в другую, пока заполненная карточка не возвращалась вновь к той группе, которая начинала с ней работу. Получив карточки, заполненные всеми участниками игры, и прочитав все предложения, группа систематизировала их в 3-5 конкретных рабочих предложений. Затем каждая группа выдвигала спикера, который уже выносил эти предложения на общее голосование. По итогам голосования были выбраны мероприятия, которые решено было провести в первую очередь. Объявленные темы были названы приоритетными, и следующим этапом стало назначение ответственных за их проведение.
Так, играючи, был составлен план работы нашего «Университета». А первым домашним заданием для его участников стала подготовка к читательской конференции.

Составление «золотой полки»
Одной из форм привлечения к чтению считаются читательские конференции. Но как часто проходят такие мероприятия сегодня в библиотеке? Наш коллектив достаточно читающий, но и нам порой не хватает возможности поговорить о прочитанном с коллегами. Второе занятие «Университета» было решено провести в форме читательской конференции. Идею для которой нам подсказала статья Л. Н. Чуносовой.1 Целью конференции стало составление списка книг для чтения библиотекарей на ближайшее время.
Мы разделили аудиторию на несколько групп и раздали примерный план представления книги. Каждый участник представлял какую-либо книгу. Группа слушала и записывала информацию о книге в выданный «читательский дневник», задавала вопросы докладчику. Организаторы записывали названия всех упомянутых книг на доске. Следующим этапом стало обсуждение и выбор от каждой группы книги-лидера, которая затем презентовалась остальной аудитории для так называемой «золотой полки» библиотекаря.
Мы обязательно будем пополнять нашу «полку» и теми книгами, которые заинтересовали большинство слушателей «Университета». 
Среди презентовавшихся книг оказались и последние литературные новинки, и просто любимые книги, список вышел достаточно пёстрым. Вот лишь несколько названий: Я. Л. Вишневский «Одиночество в сети», М. Москвина «Гений безоглядной любви», Ю. Вознесенская «Паломничество Ланселота», 
П. Коэльо «Алхимик», А. Бабченко «Дизелятник» и др.
Наибольший интерес и отклики получили три книги: Михаил Елизаров «Библиотекарь», Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» и Сергей Минаев «Духless». Вот, что говорили о них сами библиотекари:
«“Повесть о ненастоящем человеке” — таков подзаголовок книги Сергея Минаева “Духless”. Автор, современный модный писатель, телеведущий и удачливый бизнесмен, говорит об извечной проблеме русского интеллигента с поправкой на начало XXI века.
Главный герой произведения — современный Евгений Онегин. Среда, в которой обитает этот представитель поколения тридцатилетних, и есть тот самый “офисный планктон”, о котором сейчас, в период наступающего кризиса, так плачут средства массовой информации. Место действия — Москва. Дорогие машины, квартиры, тряпки, жратва, ночные клубы, курорты — вдруг всё стало доступно. Но, имея всё для удовольствия, “золотая молодёжь” не имеет ничего за душой. Здесь нет ни любви, ни истинной дружбы, ни элементарной порядочности. Ложь, надувательство, лицемерие, соперничество царят в этом фальшивом мире. И большинство чувствует себя в этой среде прекрасно. Повесть неслучайно называется “Духless” — без духа. Только у главного героя ещё не совсем убита совесть, но он не видит выхода, да и не ищет его. 
Конец книги удручает полнейшей безысходностью. Нет никакой альтернативы, нет света в конце туннеля. Вот что страшно! И если говорить о художественных особенностях книги, налицо утрата тех традиций, которые выработала великая русская литература. Русская литература всегда давала надежду, подсказывала пути решения проблемы, подводила человека к катарсису, за которым следовало воскресение. В книге всё это отсутствует, потому что прервана преемственность, утрачен опыт предыдущих поколений: прошлого нет, а настоящее ужасно, следовательно, нет будущего. Язык произведения – компьютерный новояз, подкрепленный матерными словами, как будто никогда не знавший ни Пушкина, ни Гоголя, ни Тургенева.
Книга остро современна, ибо русский человек, проблему которого двести лет назад поставил Пушкин в “Евгении Онегине”, подошёл к критической черте, к роковому пределу, за которым не будет ни России, ни русской нации; останется только население, без корней, без традиций, без смысла жизни. 
Советую прочитать эту книг и задуматься — может быть, ещё не всё потеряно. Потому что этот роман, по большому счёту, и про нас».
 «Детство всегда ярко запечатлевается в памяти людей. “Похороните меня за плинтусом” —  книга-воспоминание Павла Санаева. Автор её — член актёрской семьи Санаевых. Его дед — Всеволод Санаев, мать — Елена Санаева, а отчим, которому и посвящена книга, — известный актёр и режиссёр – Ролан Быков.
Так сложилось, что родители Павла часто бывали на съёмках, в поездках по стране, и поэтому его детство прошло у бабушки и дедушки. Казалось бы, ничего плохого. Тысячи внуков проживают у деда с бабкой. Однако сколько существует людей, столько и методов воспитания. Много лет назад бабушка потеряла сына и поэтому всю свою нерастраченную любовь направила на маленького внука. Постоянное хождение по врачам, чрезмерная опека и забота о нём сделали её злобной и ожесточённой. Она стала своеобразным домашним тираном. Бабушка по-своему берегла и воспитывала внука: кутала его в тёплую одежду, давала лекарство, запрещала гулять, заставляла по нескольку раз переписывать домашнее задание и постоянно упрекала его, деда, дочь и проклинала весь белый свет.
Бабушка не одобряла и выбор своей дочери. Лютой ненавистью ненавидела она своего зятя и называла его не иначе как злобный карлик. Дочь свою осуждала и была против встреч Елены с внуком. Постоянно была всем недовольна и враждебна. Вот в такой атмосфере жил маленький Павел. Безусловно, этим самым она разрушала психику мальчика. И, наверное, произошла бы трагедия, если бы мать не выкрала сына и не увезла домой. 
Несмотря на то, что тема воспитания в произведении обнажена, книга написана интересно, доброжелательно, с большим юмором. И в первую очередь тем, что автор прощает своих родных и помнит их».
Следующий отзыв — о романе «Библиотекарь».
 «Чем же цепляет эта книга? Для начала – заголовком, ведь в название автор вынес нашу профессию. Удивительно, но толстенный роман читается легко и очень зримо. Это жёсткая, яркая и неподдающаяся классификации книга. Её нельзя назвать ни фантастической, несмотря на сюжет, ни мистической, это и не боевик, хотя в книге множество сцен кровавых боев. Скорее, это притча, жёстокая и недобрая, но очень мудрая».
Организаторы занятия убедились, что проведение читательских конференций способствует развитию интереса к чтению и создаёт необходимые условия для общения. 
Как показывают исследования, круг интересов россиян вообще достаточно узок, а в последнее время стал ещё ýже. Ведь чем порой нам дорога хорошая литература? Тем, что заставляет думать, воспитывает. А вот попса (в любом проявлении) нужна, чтобы «голова отдыхала». В итоге живопись сменилась инсталляцией, танец — эротическими плясками, театральное искусство вырождается в шоу. 

Книги людей, которые учат нас жить
Такое название носило третье занятие, прошедшее в виде мини-семинара.
За последние несколько лет увеличилась доля небеллетристических книг — полезные советы на все случаи жизни, пособия по кулинарии, энциклопедические словари и т. д. Так кто же эти чудесные люди, говорящие нам, что и как носить, как устроить личную жизнь, как разбогатеть, как обрести гармонию? За два часа занятия мы смогли коснуться лишь верхушки этого айсберга.
Когда-то в советских газетах и журналах публиковались небольшие рубрики советов психолога читателям. Сегодня это стало крупнейшим направлением книготорговли. Царь и бог здесь — Михаил Литвак, член-корреспондент РА естественных наук, психотерапевт европейского реестра. Он написал 24 книги, самые известные из которых — «Если хочешь быть счастливым», «Принцип сперматозоида», «Принцип Айкидо», «Командовать или подчиняться», «Из Ада в Рай». Литвак — создатель КРОССа (клуба решивших овладеть стрессовыми ситуациями), где можно обучиться психологическому грамотному общению и ораторскому искусству. Он — потрясающая личность, график его семинаров и лекций расписан на полгода вперед. Семинары стоят около 6000 руб., и именно за эти деньги (и всего лишь за два дня) Михаил Ефимович обещает уладить вашу семейную проблему, стать счастливым, помочь подняться по служебной лестнице. Кому же не захочется опробовать эту методику? В ходе семинара у нас выявились и активные поклонники Литвака, и те, кто достаточно убедительно опровергал его основные «жизненные принципы».
Очень многие сегодня массово увлечены популярным учением Фэн-Шуй. Практически в каждой российской квартире можно увидеть трёхлапую жабу, денежные монеты, колокольчики счастья и т. д. Порой эти китайские штучки мирно соседствуют со славянскими оберегами и языческими фигурками домовых. 
А сколько литературы о самолечении! И нигде нет информации о том кто эти люди, как они прозрели до того, чтобы учить нас как лечиться. Но, к сожалению, на эту тему никто из сотрудников не решился поговорить.
Нужно признать, что и литература о еде сегодня — животрепещущая тема. Пожалуй, кулинария — едва ли не единственная область современной жизни, имеющая в качестве своей аудитории самую «широкую публику». Книги и издания по кулинарии сегодня на пике: 
Ю. Высоцкая, Д. Донцова со своими нехитрыми рецептами домашнего кулинарного счастья в фаворитах у читателя. Написали книги по кулинарии и романтичная Е. Вильмонт, и детективщица 
Ю. Шилова, и даже А. Заворотнюк.
Но оттого, что мы едим, возникают новые проблемы — вес. Но и здесь находятся люди, которые просто не могут оставить нас в беде. Кто только не советует и не делится рецептами приобретения стройной фигуры! Например, Маргарита Королёва, выпустившая только в этом году уже две книги: «Похудеть навсегда!» и «Лёгкий путь к стройности». Не менее популярна в ряду борющихся с лишним весом и Екатерина Мириманова. Что за фигура, спросите вы? Екатерина, как утверждают редакторы, нашла в себе силы побороть собственную полноту и похудела на 60 килограмм без негативных последствий для здоровья. Издательство «Эксмо» выпустило уже пять книг, посвящённых её похудению и психологии современных женщин, желающих изменить свою жизнь. Вот так легко сегодня можно стать звездой.
Люди, учащие нас жить, разные. Интересным для участников стал рассказ о популярных в Рунете коротеньких новеллах Андрея Ломачинского «Рассказы судмедэксперта». Судмедэкспертиза — наука весьма специфическая, и автор в свою книгу помимо безобидных околомедицинских баек включает и довольно эмоциональные, затрагивающие чрезвычайно неприятные темы (расчленённые трупы, криминальные аборты и т. д.). Автор — врач, по роду профессии много знает о своих пациентах, очень рано приобрёл такое качество, как проницательность. Жизнь человека перед ним как на ладони. И так же, как на ладони, она предстаёт в его рассказах, со всеми её перипетиями. Если у вас крепкие нервы, то добро пожаловать в завораживающий душу мир криминальной медицины.
Но вернёмся к литературе психологического жанра. Её так много, что трудно выбрать: В. Леви, доктор Курпатов и мало нам пока ещё знакомый 
Дж. Кехо, который всего лишь четверть века назад был обычным человеком, каких миллионы, но затем решил начать свою жизнь начала и на другом уровне. Рассказ о Джоне Кехо — канадском писателе и тренере, «сделавшем» буквально с нуля, причём весьма необычным способом, сумел вызвать в нашей аудитории определённый интерес.
Хорошо когда в наши руки попадает книга, написанная профессионалом или хотя бы человеком, знающим об описываемых проблемах не понаслышке. А если нет? И чем платим мы, покупая и прочитывая литературу такого любителя? Вы, наверное, тоже заметили, как легко сегодня стать писателем. Победил наркоманию, похудел, бросил пить — напиши. Поработал в рекламе, стала моделью — напиши и станешь кумиром тысяч людей. Ты — ведущий на телевидении? Тогда сам Бог велел тебе написать о себе. Мы не ставили себе задачей клеймить позором всех этих людей или издательства, выпускающие такие книги. Хотя примеров такого «любительского» писательства можно было найти много. Сегодня пишут все и обо всём. Статус писателя могут получить и бывшая работница рынка, и дама с Рублёвки, журналист и офисный служащий, и даже президент. В наших фондах новинок современной нехудожественной литературы, той, что завалены полки книжных магазинов, немного, но они есть. И нам как профессионалам важно всегда быть в курсе. Иногда мы как тот аптекарь, заменяющий лекарство по рецепту, которого не оказалось в данный момент в наличии, другим, похожим по составу, и все же возможно имеющим свои побочные эффекты…

Кто он, Человек Читающий?
На четвёртом занятии мы дружно задумались на тему «Hомо Legens – какой он?» И начали мы разговор с того, что порой путь читателя к библиотекарю существенно затрудняет сложившийся в обществе стереотип образа самого библиотекаря. К отличительным чертам нашей профессии почему-то относят робость, невысокий интеллект, самоуглублённость, нервозность.
Занятие мы начали с чтения небольшого фрагмента из книги Кати Сергеевой «Утро понедельника, или Феррари в сугробе». Это книга — забавные похождения молодой очаровательной бездельницы, которая, как и положено сегодня столичной красавице, учится в престижном вузе, а значит, как и любой студент, в один прекрасный момент, она просто обязана столкнуться с библиотекой и её сотрудниками. Вот эту встречу, мы и обсудили.
Многие читатели по-прежнему уважительно относятся к библиотеке и библиотекарям, стремятся к установлению с нами более тесных контактов. Но порой они хотят не только получить консультацию о том, какие именно книги есть в библиотеке, но и обсудить с нами прочитанное. Они высоко оценивают библиотекарей, с которыми можно поговорить о новинках литературы, на другие, интересующие их темы. А также благодарны тем, кто лучше помогает разобраться в уже прочитанных книгах.
Какими же качествами должен обладать библиотекарь, ежедневно находящийся в контакте с читателями. Ещё десять-пятнадцать лет назад высоко ценились широкий кругозор, знание литературы; вслед за которыми шли такие качества, как внимательное отношение к читателям, умение установить с ними эмоциональный контакт, любовь и уважение к людям. Абсолютное большинство современных исследований показывает, что читатели отдают предпочтение таким качествам, как вежливость, внимательность, доброжелательность, а затем уже оценивают нашу эрудицию и компетентность.
Исследования лишь подтверждают известную ситуацию: успех или неуспех во взаимоотношениях библиотекаря и читателя непосредственно связан с коммуникативными качествами библиотекаря — его способностью расположить к себе людей, то есть теми качествами, которые сами библиотекари никогда не ставят на первое место. Для того чтобы проверить себя и сломать общепринятые стереотипы, представ перед читателем интересным и умным собеседником, знатоком психологических тонкостей, был проведён игровой тренинг «Иду на контакт».
Так какой он этот homo legens, «человек читающий»? Чем он живёт, что читает? Что мы знаем о своём читателе? Начать было решено с себя. Что каждый из нас ожидает от прочтения выбранной им книги, например, от художественной литературы? Что для нас книга — источник информации, способ развлечься или возможность думать, совершенствовать свои духовные качества? Проверить это, было решено с помощью Анкеты оценки читательской установки2.
Библиотекари давно уже пытаются разложить своих читателей «по полочкам». Например, существует несколько типологий читателей только художественной литературы. Прослушав мини-лекцию на эту тему и ознакомившись с различными вариантами типологий, мы остановились на типологии предложенной Беляевой3, которая выделяет четыре типа читателей по характеру восприятия. Взяв немного упрощённую схему, делящую читателей на романтический, информационный, интеллектуальный и эстетический типы чтения, было решено закрепить полученные знания. Сделали мы это с помощью практической игры «Даёшь аннотацию!». Разделившись на группы, мы сочиняли рекомендации для романтиков, интеллектуалов, эстетов, и тех, кто ищет в художественных книгах только конкретную информацию.
Вот, например, как прозвучали краткие рекомендации по книге И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Для читателей романтиков: «Увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Сюжет, от которого невозможно оторваться»; для «познавателей»: «Эта книга поможет вам управлять людьми, добиваться своей цели любыми, даже самыми невероятными средствами»; для интеллектуалов: «Вы с интересом знакомитесь с чуждым для себя мировоззрением, но критически относитесь к тому, что читаете? Тогда похождения известного авантюриста это то, что вам надо»; для читателей-эстетов: «Для тех, кто ищет радость от “звучащего слова”. Каждая фраза этой книги может стать крылатой». 
Оказывается, и знакомая всем классика может с помощью хорошей профессиональной рекомендации получить новую читательскую жизнь.

Многоликая женская проза
Литературоведы и филологи будущего, которым предстоит изучение литературных процессов нашего с вами времени, без сомнения, сойдутся в одном: конец XX–начало XXI века ознаменовался небывалым расцветом русской женской литературы.
Итак, темой пятого занятия «Университета» стала «Женская литература». А начали мы с традиционного вопроса: «Уважаемые коллеги, как вы считаете, женская проза — это то, что одни женщины пишут, а другие — читают?»
Действительно, давно известно: читатели женской прозы далеко не одни лишь женщины. То же самое касается и авторства: вовсе не все «женские бестселлеры» написаны женщинами.
Пришлось признать, что понятие «женская литература» — субстанция летучая и трудноопределимая. Однако утверждать, что она фантом и в действительности подобного феномена просто не существует, тоже неверно. Женская литература — это, по сути, то, что создано в литературе женщинами. Но постоянно идёт то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества.
Началось занятие с игры-разминки для знатоков женской литературы. Женское литературное творчество в России имеет богатую историческую традицию, связанную с именами Екатерины II, А. Панаевой, Н. Дуровой, Л. Чарской, А. Вербицкой, З. Гиппиус и многих других. 
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» — написала когда-то женщина. Сор? Маловажные мелочи? Просто жизнь. Жизнь, сущностная часть которой почти утратила для многих свою значимость и распознаваемость. В литературе не бывает мелочей. Под пером женщин даже сор стал преображаться. И дальше наш разговор пошёл о том, как развивалась женская литература в 1970-80-е годы, когда творили Г. Щербакова и В. Токарева. Они первыми стали писать о том, что было для них важным: о бытовой стороне жизни, об отношениях в семье и на работе, о детстве и юности, о любви и детях, о знакомых, друзьях и родственниках. На фоне тогдашней прозы — преувеличенно мужской и избыточно политизированной — эти камерные сюжеты казались милыми, но маргинальными и не заслуживающими внимания. Произведения, написанные женщинами не запрещали, но и мало печатали. Однако женская проза продолжала жить и развиваться по своим законам. Существенные изменения произошли в 1990-х, и пиком этого процесса стало присуждение Букеровской премии роману 
Л. Улицкой «Казус Кукоцкого». 
Затем разговор перешёл на обсуждение творчества и чудесной, лиричной С. Шенбрунн, и надрывно-жизненной Н. Горлановой из Перми, и Т. Набатниковой, и Н. Смирновой, и эмигрировавшей в Израиль Д. Рубиной. Отметили мы и тот факт, что из-за плеча этих авторов выглядывает новое поколение писательниц. Среди них — А. Матвеева, чья повесть «Перевал Дятлова» вошла в шорт-лист премии имени Белкина; блестящая М. Рыбакова — её роман «Анна Гром и её призрак» наделал много шума несколько лет назад; А. Гостева, выпустившая весьма своеобразный романы «Travel агнец» и «Дочь самурая»; И. Денежкина, едва не получившая за свои незамысловатые казалось бы рассказы премию «Национальный бестселлер», и в чем-то схожая с нею Д. Симонова, с книгой «Половецкие пляски» и многие-многие другие. Добрые впечатления оставила прослушанная аудиозапись рассказа молодой екатеринбургской писательницы Ирины Денежкиной «Ты и Я» из её сборника «Дай мне!».
Вспомнили мы и молодых описательницах гламурной жизни петербургскую Е. Колину и О. Робски с еёмосковскими новорублевскими страданиями.
Запомнилась слушателям и экскурсия по выставке «Маленький праздник для женской души», посвящённая современному российскому литературному небосклону, где почти все звёды носят женские имена. Здесь вам и огромное созвездие Детектива: Маринина, Дашкова, Донцова, Устинова, Латынина. И ведь все — сплошь звёзды первой величины. Есть тут и планетарная система Большой литературы: Толстая, Петрушевская, Улицкая, Славникова, Рубина. Исходит романтическим сиянием светила Вильмонт, Арсеньевой, Берсеневой. Загадочно мерцает в туманности Литературной Мистификации - то ли Макс Фрай, то ли С. Мартынчик. У каждой из наших знаменитых писательниц своя изюминка.
На сегодня издатели отмечают два основных соперника за читателя: женский детектив и женский роман. Участникам занятия предложили стать свидетелями небольшой словесной дуэли, которая прошла в рамках игры-дискуссии «Любовь или расследование, или Анжелика против Насти Каменской». Организаторы предложили двум оппонентам сразится за читательскую аудиторию «Университета» в жанрах «женский любовный роман» и «женский детектив». Слушателям предоставлялась возможность проголосовать за того из оппонентов, чьё мнение им покажется более убедительным. По окончании дискуссии эксперты высказали своё мнение о том, чьё выступление было более доказательным и аргументированным.
Удивили слушатели «Университета» и своими домашними заданиями. Их задачей было составление рекомендательного списка по теме «Маленький праздник для женской души». Подбор материала и выбранные темы поражали своим разнообразием.
Каждому писателю — по премии?
Рассуждая о роли литературы сегодня, мы отметили для себя и тот факт, что в последнее время вошло в моду пророчить литературе и книге смерть, как чему-то уже допотопному и ушедшему в прошлое. Договорились даже до отсутствия полного читательского интереса к современной литературе. Однако в России появляются всё новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц. Значит, количество писателей не уменьшается? Здесь, кстати, вспомнился и небольшой рассказ Олега Хафизова «Последний читатель», который мы с удовольствием и зачитали.
«Как вы думаете, сколько же литературных премий сегодня в России?» — с этим вопросом мы обратились к слушателям шестого занятия «Университета». Его темой стали «Литературные премии России». Мы насчитали их 335. 
Литературные премии разнообразны и разнонаправлены как в организационном, так и в идеологическом плане. Складывается целый институт литературных премий, отличающихся (во всяком случае, декларативно) коллегиальностью в отборе лауреатов, демократичностью, доступностью быть выдвинутым любому талантливому писателю. 
Все премии условно можно разделить на: международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская; национальный Букер — английский, российский и т.д., Государственная российская и т. д.); отраслевые (в области фантастики, исторического романа и т. д.); именные — премия Астрид Линдгрен – международная премия в области детской литературы и т. д.; неформальные — Антибукер, премия им. Андрея Белого и т. д. 
Из-за ограничения во времени и большого количества различных премий, мы смогли затронуть лишь наиболее интересные, на наш взгляд, литературные премии России. История литературных премий в России насчитывает более 170 лет. Сюрпризом для многих оказался тот факт, что учредителем первой именной премии был потомок основателей наших тагильских заводов Павел Николаевич Демидов. Целью этой премии было содействие преуспеванию наук, словесности и промышленности.
Разговор шёл как о государственных премиях в области литературы и искусства, так и о негосударственных, к которым относятся премии от общественных фондов, частных банков, писательских организаций, региональных властей, редакций журналов, книготорговых организаций, издательств и отдельных людей.
На сегодня одной из престижных премий современной России считается литературная премия «Букер — Открытая Россия», история создания которой сама по себе достойна написания романа. Ещё одной известной премией считается «Национальный бестселлер», учреждённый в 2000 году.
Говоря о премиях, старались упоминать и тех, кто их получает. Так, вспомнили и поговорили о лауреате «Нацбеста» за 2009 г. А. Геласимове с книгой «Степные боги», о книгах-победителях прошлых лет: «Грех» З. Прилепина, «Венерин волос» М. Шишкина и «Борис Пастернак» Д. Быкова.
Делясь впечатлением от прочитанных книг победителей или номинантов тех или иных премий, мы пытались ответить на вопрос, действительно ли играет какую-нибудь роль тот факт, что автор или его книга стали победителями престижной литературной награды, влияет ли получение такой премии на наши читательские предпочтения. Вопрос остался открытым, но тот факт, что о большинстве книг победителей мы всё-таки наслышаны, а кое-что и сумели прочитать, пока что говорит в пользу премий.
Интересной показалась слушателям новая премия «Дебют» для молодых, учреждённая писателем Д. Липскеровым и Международным фондом «Поколение». Организаторы сумели доказать, что лауреаты и финалисты их «Дебюта» действительно становятся известными писателями. Наш земляк Василий Сигарев, открытый «Дебютом», ныне признан зарубежными СМИ самым многообещающим молодым драматургом в мире. Пьесы его переведены на английский, немецкий, польский, французский, датский, шведский, голландский и другие языки. Сигарев также лауреат престижной британской премии Evening Standard Theatre Award. 
Как оказалось, ближе всего нам творчество писателей, выдвигаемых на премию «Большая книга». Главная задача премии — пробудить интерес общества к большой литературе, сделать книгу полноценным участником общественной жизни. Большинство книг её финалистов — Д. Быков («Пастернак»), А. Волос («Аниматор»), А. Кабаков («Всё поправимо», «Московские сказки»), О. Славникова («2017»), Л. Улицкая («Люди нашего царя», «Даниэль Штайн, переводчик»), М. Шишкин («Венерин волос»), Д. Рубина («На солнечной стороне улицы»), В. Маканин («Асан») — любимы и читаемы нами. Как говорят сами создатели «Большой книги», список её номинантов — «это приглашение интеллигенции к чтению современной литературы».
Попытались мы поразмышлять и о том, имеет ли значение получение премии для писателя. На наш взгляд, получение премии должно значить перемену писательской участи, успех у читателя.

Экзамен
На седьмом занятии мы решили проверить знания «студентов». Первый «экзамен» прошёл в форме игры «Самый читающий библиотекарь-2009».
За основу мы взяли игры «Самый умный», оставив три основных этапа. На заключительном этапе тройке финалистов пришлось проверить свои силы, отвечая на вопросы из шести блоков. Темы звучали так: «Современная литература», «Чтиво» «Детская литература», «Премии», «Классика», «Секрет». Если вы думаете, что нашим игрокам было легко, то попробуйте сами ответить на следующие вопросы.
– В каком городе встретятся влюблённые из романа «Одиночество в Сети» Я. Вишневского? 
– Какая писательница назвала собственного ребёнка именем своего любимого героя — Тимофея Кольцова?
– Назовите российского автора, которого по выражению писателя Захара Прилепина, можно отнести к «классике для бедных».
– Кто автор романа «Библиотечная полиция», в котором загадочные призраки выбивают из должников задержанные или утерянные библиотечные книги любым способом?
– Какой художник эпохи Возрождения вдохновил на создание романа Дину Рубину? 
– Назовите гитариста из знаменитых «Битлов», сочинившего сказку о бельчонке Вилке. 
– Вспомните «одно из самых красивых зданий в Москве» на крыше которого произошла встреча Воланда и Левия Матвея.
– Назовите премию для фантастов, название которой состоит из сплава и представителя семейства брюхоногих?
Вы знаете ответы на эти вопросы? Мы — да! 
Вот такие неплохие, на наш взгляд, итоги занятий в «Университете «Библиотекарь читающий» мы можем сегодня подвести. А впереди нас ждут разговор о молодых литераторах и книгах для молодёжи, ток-шоу «Личность в литературе», мини-экскурсия «Интернет для читателя» и ещё множество идей и планов. 
Ежемесячные занятия вдохновляют нас на дальнейшие встречи. Надеемся, что и вам рассказ о нашем «Университете» позволит провести время, потраченное на его прочтение, с пользой. 

1 Чуносова Л. Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению // Школьная библиотека. – 2007. - № 4. – С. 12 – 16.
2 В. А. Бородина Библиотечное обслуживание. – М., 2004. – С. 91.
3 Библиотекарь и читатель: проблемы общения. – С.Пб, 1993. – С. 26.

С автором можно связаться:
tagillib@e-tagil.ru

О созданном в ЦГБ г. Нижний Тагил «Университете « “Библиотекарь читающий”», деятельность которого призвана сориентировать библиотекаря в современном литературном процессе.
This article is about how to guide the librarian in the contemporary literary process.
Чтение,  современная литература, работа с читателями
Reading, modern literature, work with readers


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы