Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 13 (127)'10 - Летнее чтение
Чемоданчик Джеймса Бонда

Гришина Светлана Михайловна, МУК «Березовская централизованная библиотечная система»,
г. Березовский, Свердловская обл.

Что нужно сделать, чтобы взрослый человек пришёл в библиотеку? Не по необходимости, а добровольно и с радостью? И чтобы нашёл там то, что ему действительно интересно?

Откуда берутся нечитающие взрослые? Самый логичный, на первый взгляд ответ — вырастают из нечитающих детей. Но так ли это на самом деле? Не будем далеко ходить, посмотрим на самих себя, библиотекарей. Средний возраст современного библиотекаря — 40–50 лет, что предполагает, что выросли мы в «самой читающей стране». Да и могло бы быть иначе? Скромные развлечения нашего детства не представляли большого выбора: прогулки с друзьями во дворе, два телевизионных канала утром и вечером, репертуар фильмов, меняющийся раз в неделю, и, конечно, книги. Выбор профессии позволяет предположить, что к книгам большинство из нас были неравнодушны. Что мы имеем сегодня?

В режиме экономии
Не секрет, что читаем мы сегодня намного меньше, а некоторые из нас не читают вообще. И не потому, что интересных книг стало меньше (у каждого, наверняка, есть стопка книг, отложенных для прочтения) — просто время изменилось. После тяжёлого рабочего дня гораздо легче включить телевизор и найти среди десяти-восемнадцати и более каналов интересную. Чтение требует совсем других усилий, запуска других психологических и интеллектуальных процессов, более сложных и более затратных. А человеческий организм на уровне подсознания привык себя экономить. Значит ли это, что эту ситуацию невозможно изменить? Наверное, можно, но для этого нужно осознать её и изменить подходы к ней. Чтение, несмотря ни на что, пока ещё остается жизненно важным навыком.
Национальная программа поддержки и развития чтения начинается со слов: «Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни соответствовало общепризнанным мировым стандартам. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем» (выделено мной. —
С. Г.). Программой поставлена и главная задача: вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы его будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет.1
На уровне Национальной программы всё достаточно логично. В поле её действия попадает значительная часть населения России. Если же обратиться к практике работы муниципальных библиотек, то картина будет иной: страницы профессиональных изданий, выступления на конференциях рассказывают об интересном опыте работы с детьми и подростками, но при этом практически нет опыта работы по возвращению к чтению взрослого населения.
Неудобные взрослые
Причин такого положения дел, конечно, много. Школьники лучше организованы, их легко привести в библиотеку, взрослые (в том числе библиотекари) в той или иной мере являются для них авторитетом. Это делает школьников удобной для библиотечных специалистов аудиторией. Кроме того, школьники вынуждены обращаться в библиотеку для информационного обеспечения своего собственного процесса обучения. Взрослое население в этом плане аудитория более сложная. Взрослого человека нужно чем-то «заманить» в библиотеку, сделать что-то, чтобы посещение не стало разовым. Для этого нужны соответствующие информационные и кадровые ресурсы, а у большинства муниципальных библиотек проблемы и с комплектованием фондов, и с квалифицированными кадрами. Внедрение компьютерной техники не решит проблему. Материальные трудности не позволяют обеспечить библиотеки качественными электронными ресурсами, необходимыми для удовлетворения информационных потребностей работающего населения.
Работа с взрослыми не даёт мгновенного эффекта, с ними библиотечный специалист всегда находится в состоянии неопределённости: придут или не придут, понравится или не понравится, сможет ли библиотекарь соответствовать аудитории. Вот и выбирают наши библиотекари путь наименьшего сопротивления: пригласить класс (желательно младшего школьного возраста) и провести для них мероприятие как сможем, придавив авторитетом взрослого. Неудобнее взрослых только непредсказуемые подростки — но ведь их и нет в библиотеках.
Всё это привело к тому, что до 70% пользователей публичных библиотек составляют дети и юношество. В Свердловской области эта цифра по муниципальным библиотекам составляет 68%, с разбросом в разных территориях от 33 % до 90%. При этом речь идёт не о детских библиотеках, а о библиотечных системах в целом. Взрослое население представлено в основном пенсионерами и другими социально незащищёнными группами. В лучшем случае мы обращаемся к взрослому населению как к родителям, используя их, по сути, в качестве манипулятивного средства для привлечения в библиотеки тех же детей.
Значит ли это, что активное взрослое население не нуждается в библиотеках? Или мы его просто не ждём (отчаявшись или с равнодушием), не желая делать что-то более сложное, чем мы привыкли? Или же мы практически ничего не знаем о той части населения, которая не пришла к нам в библиотеку, а следовательно не предлагаем им то, что им действительно необходимо? Между тем каждый человек в возрасте от 30 до 55 лет сталкивается со множеством нерешённых жизненных проблем, помочь в решении которых может библиотека. Но вот хотим ли мы сами этого?
Недавно завершившийся конкурс «Лучшее в библиотеках Свердловской области» представил на суд профессионалов 67 проектов, из них для обычного взрослого населения (то есть не относящихся к группам социального риска) было совсем немного. А проекты для инвалидов и пенсионеров в большинстве своём были посвящены организации только досуга, да и их было немного. Приоритеты деятельности расставлены ясно. И работы со взрослым населением среди них — даже там, где существуют «продвинутые» детские библиотеки или целые системы детских библиотек.
Может быть, мы с радостью и восторгом встречаем тех, кто сам пришёл к нам? Если в детских библиотеках сразу видно, что это детское пространство, то в библиотеках для взрослых вы вряд ли увидите продуманное пространство для мужчин и женщин или для тех же пенсионеров. Наша работа с этой категорией сводится в основном к работе в режиме «запрос—ответ», и если пользователь сам не проявляет инициативы, то этим дело и ограничивается.

Качество жизни — свобода выбора
В Национальной программе чтение, как важнейший способ освоения жизненно важной информации, напрямую связано с качеством жизни. Это значит, что понятием «качество жизни» мы определяем не только количественные показатели уровня потребления человека, но также то, каковы его возможности для реализации своих способностей, намерений, желаний, а в конечном итоге — степень удовлетворённости своей жизнью. В улучшении качества жизни нуждаются все социальные группы.
Деятельность по улучшению качества жизни людей может включать в себя три процедуры.
Во-первых, создание благоприятных условий для расширения возможностей человека, так как в ходе этой реализации и осуществляются жизненные стратегии и жизненные планы. По своему содержанию данный процесс может рассматриваться как процесс увеличения степени свободы, понимаемого нами как расширение возможности выбора. Во-вторых, актуализация человеческих возможностей. Очевидно, что сам по себе процесс увеличения возможностей выбора, расширения степени свободы ещё не означает готовности и способности конкретного человека их использовать. В сознании людей должна формироваться установка на социальную активность и мобильность.
В-третьих, корректировка ценностно-целевых ориентаций человека. Несомненно, что одним из главных оснований формирования ценностей являются потребности. Для улучшения качества жизни необходимо предоставить людям различные альтернативные возможности, в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры. Библиотека как социальный институт может и должна включаться в процесс улучшения качества жизни не только удобных групп пользователей.
Конкретный пример: в наших библиотеках среди пользователей практически не осталось мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. В библиотеках практически нет и опыта работы с этой аудиторией, даже отрицательного. Но ведь практически нет и изучения этой проблемы на теоретическом уровне. Чем и как можно привлечь эту категорию пользователей, какие проблемы их сегодня волнуют? Чем библиотека может помочь в решении этих проблем? На одном из семинаров руководителям муниципальных библиотек Свердловской области было предложено разработать проект привлечения в библиотеку именно этой категории потенциальных пользователей. Продуктивных идей у специалистов достаточно высокой квалификации не возникло. Именно для определения конструктивных путей разрешения сложившейся ситуации был разработан проект «Анатомия мужчин».

О шпионах и деньгах
Целью проекта было привлечь в библиотеку взрослое работающее население, прежде всего мужское, для оказания помощи в решении жизненных проблем библиотечными средствами и ресурсами.
В качестве ведущего метода используется самый простой – организация выставок-просмотров на темы, интересующие данную категорию пользователей, с использованием фондов СОУНБ им. В. Г. Белинского и ресурсов Интернет.
В качестве основных тем были выбраны следующие:
•автомобили,
•радиотехника,
•строительство дома,
•взаимоотношения в семье,
•финансы.
Первая выставка «Разведчики и шпионы» носила экспериментальный характе, на ней были представлены 100 книг из фондов СОУНБ им. В. Г. Белинского, посвящённых различным операциям спецслужб, как в военное, так и в мирное время. Помимо книг было сформировано информационное досье с использованием материалов из Интернета. Все книги были снабжены аннотациями. Для оформления были использованы материальные предметы: шпионский чемоданчик, в котором лежали диктофон, наушники, бинокль, пистолет, зажигалка-фонарик, фотоаппарат. На выставке был представлен гардероб шпиона: длинный плащ, парик, шляпа, тёмные очки. Желающие посетители выставки могли всё это примерить и в таком виде сфотографироваться. Также были представлен «чемоданчик радистки Кэт», пишущая машинка. Всем посетителям выставки было предложено разгадать настоящую шифровку по книге, которую тоже надо было угадать. Расшифровавшим сообщение вручался небольшой приз. Был оформлен раздел «Шпионские страдания» с текстами песен по теме.
С целью привлечения посетителей, была проведена рекламная компания. Объявления о выставке были развешаны во всех городских библиотеках, школах. Информация была опубликована в газете «Берёзовский рабочий». Было подготовлено около 15 специальных приглашений для VIP-персон, в числе которых были глава администрации города и его заместители, начальник управления культуры и спорта, другие значимые лица города.
Выставку за 2 недели посетило около 150 человек. Было проведено 3 обзора книг, представленных на выставке.
Вторая выставка — «Наука управления деньгами» — была посвящена финансам, а именно способам управления деньгами простого человека (во что лучше вложить, как лучше потратить). Были задействованы фонды СОУНБ им. В. Г. Белинского, в том числе и свежая периодика. В процессе поиска партнёров мы обратились к банкам, но не с просьбой помочь нам деньгами, а с предложением разместить на нашей выставке информацию о тех услугах, которые эти банки предоставляют населению. Управляющие банков все без исключения были в шоке и предоставили всю свою рекламную информацию, что заметно повысило информационную ценность выставки. Выставка послужила началом работы по новой программе под названием «Да здравствует финансовая свобода!», Это программа повышения финансовой грамотности населения и реализуется она совместно с местным отделением Сбербанка России, обычными методами лекториями и практикумами. Сегодня, когда вокруг нас — банкоматы, ипотеки, инвестиционные фонды разобраться в этом непросто даже образованному человеку.
Мы стараемся помочь работающему взрослому населению нашего города. Конечно, привлечь работающее население в библиотеку очень сложно. Значение имеет всё — от времени начала мероприятия до предварительной рекламной кампании. Пока есть трудности, но мы помним, что нельзя рассчитывать на мгновенный результат. Работа с взрослыми — непростой и упорный труд.
Нужно менять своё отношение и к той категории, которая хотя и приходит в каждую библиотеку, но как-то не очень желанна — пенсионерам. Те люди, которые к сегодняшнему моменту достигли пенсионного возраста, — это образованные люди, интересные личности. Методы работы с ними, отношение к ним должны измениться. Нельзя ограничиваться чаепитиями в День пожилого человека; с этими читателями необходимо строить полноценное общение.
Библиотеки обладают возможностями по привлечению к чтению взрослых, причём к чтению не только досуговому. Вопрос в том хотим ли мы изменить сегодняшнюю ситуацию или нет. Решение же проблемы упирается в человеческий фактор, а если ещё точнее — в кадровый, а значит, эта проблема может быть решена только изнутри.


1.Национальная программа поддержки и развития чтения. — М., 2007. — С. 8–9.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы