|
Безграничность творчества
СВЕТЛАНА БОЙЦОВА, заведующая сектором читального зала отдела обслуживания
Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака, г. Сыктывкар
Их называют «детьми с ограниченными возможностями» — однако в творчестве их возможности могут быть безграничны. Творчество даёт силу жить, преображает и дарит радость.
Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака имеет многолетний, плодотворный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Более 10 лет эта работа осуществляется в рамках специальных проектов и творческих программ во взаимодействии со всеми социальными учреждениями детства, в первую очередь с социально-реабилитационными центрами. В 2007 году Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака заняла 1-е место в республиканском конкурсе социальных проектов «Город детства» и была удостоена специального гранта за проект «Добрый островок детства». В рамках библиотерапевтических проектов и программ проведены разнообразные литературные мероприятия, изданы сборники литературного творчества детей с ограниченными возможностями «Под парусом надежды», «Мир за твоим окном». На сайте библиотеки для читателей с ограниченными возможностями открыта страница «Семицветик», где дети-инвалиды представляют своё литературное творчество, знакомятся с творчеством других ребят. В библиотеке работает литературный клуб общения детей с ограниченными возможностями «Мы вместе». С 2009 г. библиотека реализует проект «Свет книги не гаснет в нашем доме», в рамках которого проводится республиканский фестиваль детского литературно-художественного творчества детей-инвалидов. Фестиваль проводился в два этапа. На первом этапе состоялся конкурс художественного чтения стихов С. Я. Маршака «Книга с нами рядышком живёт», в котором приняли участие более 80 детей из районов и городов Республики Коми. На втором этапе библиотекой был проведён республиканский конкурс литературно-художественного детского творчества детей-инвалидов по 2 номинациям: «Читать — значит творить!» (декоративно-прикладное творчество детей-инвалидов: работы из различных материалов, посвящённые любимым литературным героям) и «О ты, кто дружит с книгой…» (литературное творчество: стихи, сказки, литературные отзывы, фантазии). Всего на конкурс поступило 117 детских работ, в том числе 66 работ — из 9 социально-реабилитационных центров Республики Коми (Государственного учреждения Республики Коми «Центр помощи семье и детям “Ассоль”» г. Печора, Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и II вида» г. Сыктывкар, Государственного образовательного учреждения «Специальный коррекционный детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, с ограниченными возможностями развития» с. Усть-Вымь и других). Ещё 41 детская работа поступила из детских муниципальных библиотек республики; 10 творческих работ были присланы на конкурс семьями детей-инвалидов. В жюри конкурса вошли: детская писательница Е. В. Габовая; методист выставочного зала «Школы искусств г. Сыктывкара» Н. М. Ануфриева; заведующая отделом творческой реабилитации Республиканского центра помощи семье и детям Н. В. Сметанина; специалист Коми регионального отделения Всероссийского общества слепых Е. А. Попова; специалист Государственного учреждения «Коми республиканская специальная библиотека для слепых им. Луи Брайля» Л. В. Игонина. Второй этап завершился 14 мая 2010 года торжественным награждением участников республиканского фестиваля по двум номинациям: декоративно-прикладное творчество; литературное творчество детей с ограниченными возможностями. Победителями в номинации «Читать — значить творить!» стали: • Михеева Мария, Махалова Наталья 1995 г.р., «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №41» г. Сыктывкара за работу «Глухарь» (аппликация из ткани по мотивам произведений И.Соколова-Микитова «Весна в лесу») — 1-е место; • Полушин Даниил, 8 лет, Нижнеодесская средняя школа №1 за работы: «Три поросёнка» (композиция из солёного теста по сказке С. Михалкова), витраж «Бармалей» и работу из бисера «Мойдодыр» (по произведениям К. Чуковского) — 2-е место; • Царикевич Константин, 12 лет, СОШ №39 г. Воркута за работу по произведению Пола Галлико «Томасино» — 3-е место.
Специальные призы «Творческая семья» присудили: • Семье Сафроновых — Евгению, ученику спец. (корр.) школа №41, г. Сыктывкара, его маме Наталье Александровне, папе Вадиму Валерьевичу; • Семье Слюсарь — Виталию, СОШ №12, г. Воркута, 5-й класс, старшему брату Саше, маме Ирине Иосиповне; • Семье Чертковых — Виталине, СОШ №40, 6-й класс, г. Сыктывкар, её маме Полине Борисовне.
Победителями в номинации «О ты, кто дружен с книгой…» стали: • Тимохова Ирина, Усть-Куломская СОШ, 4-й класс — 1-е место; • Дащенко Илья, 7-й класс г. Сыктывкар «Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» — 2-е место; • Лихачёв Максим, 4-й класс СОШ с. Объячево Прилузского района — 3-е место. • Специальный приз «За литературное мастерство» получила Турьева Елизавета, 2-й класс, п. Аджером Корткеросского района. Победители номинаций были отмечены ценными подарками: сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, DVD-плеерами, музыкальными центрами. Поощрительными призами были награждены все участники фестиваля. Дети получили развивающие игры, наборы для ручного труда, художественные и научно-познавательные книги, фотоальбомы, мягкие игрушки. Чтобы праздник надолго запомнился всем детям как яркое красочное торжество, библиотекари вручили сувениры с символикой фестиваля всем участникам (папки, ручки, подставки под горячее с эмблемой фестиваля). Лучшие работы будут опубликованы в сборнике детского литературного творчества «Учит книга мечтать и творить!» и выставлены на страничке «Семицветик» сайта библиотеки. С 28 апреля 2010 г. в выставочном зале библиотеки открыта экспозиция конкурсных творческих работ детей-инвалидов «И ожили страницы книг». Фестиваль является продолжением многолетней работы библиотеки, направленной на гармоничное развитие личности ребёнка-инвалида через раскрытие его творческого и интеллектуального потенциала посредством книги и чтения. Проводится он на средства гранта, полученного в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Коми.
|
|