Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (129)'10 - Книга в неволе
Книга в «центре изоляции»

Людмила Дмитриевна Мишина, журналист редакции газеты «Курьер Карелии», сотрудник отдела информатизации ДЮБ РК, г. Петрозаводск

Для того чтобы встретиться с этими подростками, потребовалась предварительная договорённость. Таковы правила: посещение центра для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей представителями «внешних» организаций возможно только по согласованию с руководством учреждения и министерством внутренних дел республики. Это в прямом смысле дом за высоким забором, на его окнах — решётки.


Ещё не так давно в официальном названии учреждения были суровые слова — «центр изоляции». Понятие «изоляция» даже применительно ко взрослым – мера суровая. И получается так, что юные граждане оказываются изолированы не только от дурного, но и от доброго, в частности от контактов, которые несут необходимейшие положительные эмоции, полезные знания.
Непростые пути приводят сюда ребят из самых разных районов Карелии. Многих только возрастной ценз (не исполнилось 18 на момент конфликта с законом) оградил от реального срока лишения свободы. Есть и совершенно другой контингент ребятишек: бродяжки, убежавшие из своих семей из-за скандалов, побоев, голода. Но всех их закон, общество обязаны защитить, создать возможность для их психологической, социальной реабилитации. Всем им необходимо придти в себя, узнать о необходимости дисциплины, учёбы, самоконтроля. Многим — просто отоспаться в чистой постели.
«Мы понимаем, что ребята нуждаются не только в строгости и постоянном контроле. Для них важно общение, без которого тоскует душа подростка, — говорит начальник центра Татьяна Викторовна Оськина. — Наши штатные сотрудники — милицейские работники. Они знают нюансы инструкций, статьи административного и уголовного права. Но есть такие сферы, в которых мы не сильны…»
Что же имеет в виду подполковник милиции Татьяна Оськина?
У центра сложился системная практика партнёрства с государственными, религиозными и общественными организациями Карелии. Подписаны договора о сотрудничестве с республиканским обществом вайнахской культуры, Спасо-Кижским патриаршим подворьем, Духовным управлением мусульман Республики Карелии, Централизованной религиозно организацией христиан веры евангельской, православным приходом в посёлке Соломенном, а также — и об этом хочется сказать особо — с республиканской Детско-юношеской библиотекой.

«Дайте мне Гарри Поттера!»
В центре есть своя небольшая библиотека. Её двери открываются для ребёнка только в присутствии дежурного сотрудника.
Пристрастия к чтению, привычки обращаться к литературе постоянно, у большинства ребят нет. Но они всё же спрашивают фэнтази, приключенческую литературу, сказки. Самый популярный герой — Гарри Поттер. Охотно читают и современные красочные журналы для подростков.
Я познакомилась в центре с девушкой и юношей, которые готовились к сдаче ЕГЭ. Спросила, есть ли необходимые учебники, пособия. Девушка подтвердила: «Есть. Вот, готовлюсь к математике». На мой же вопрос, есть ли у неё любимые писатели, смутилась: «Ой, никого не помню».
Жуткий симптом, закономерность, беда-злосчастье — дети из трудных семей и с трудным поведением, как правило, не знают радости упоения любимой книжкой. Эта часть культуры у них была отнята.
Библиотекарь кафедры чтения для подростков ДЮБ РК Татьяна Ермолина приходит в центр регулярно. В очередной раз вместе с ребятами сижу, смотрю и слушаю её презентацию, посвящённую государственным российским праздникам.
Разговор начинается с простого вопроса: зачем людям нужны праздники?
Ребята не мешкают с ответами: «отметить хорошее событие», «повеселиться», «поздравить друг друга». Вместе делают вывод: праздники — это закрепление в истории значимых событий, фактов. В истории жизни человека — день его рождения, окончания школы, вуза, бракосочетание и так далее. Есть также семейные и религиозные праздники. И во всех странах есть свои государственные даты. Ни в коем случае нельзя ставить этим ребятам в укор, что у них нет более-менее чёткого представления о сути многих дат календаря, деяниях исторических личностей и значении событий, порой веками отделённых от нас. И они, и их сверстники из благополучных семей живут в эпоху великих перемен. Но всё же важно понимать, почему определённые события в нашем государстве отмечены праздниками, осознавать, почему мы можем в этот день гордиться своей страной. Это один из путей воспитания гражданственности, патриотизма.
В ходе презентации ребята увидели российские календари и поздравительные открытки начала века, а затем советской эпохи, фотографии массовых мероприятий и копии документов. Один из подростков, когда речь шла о праздниках первого десятилетия советской власти, спросил: «Почему праздновался День Парижской коммуны? Причём здесь Россия?»
Ответ ищем и формулируем вместе: для молодой страны Советов Парижская коммуна являлась примером революционности, свержения монархизма, установления нового политического режима. Очень хотелось бы надеяться, что однажды кто-либо из этих ребят прочтёт большие интересные книги о Марате, Робеспьере, судьбе французской монархии, сравнит эти события с тем, что произошло в его родной стране в начале и в конце ХХ века.
Двигаясь по праздничным датам современного российского календаря, дошли мы до Дня России. Снова вопрос из аудитории: «Зачем нужен такой праздник? Разве без него нашей страны не будет?»
Ответ кроется в самом вопросе. Конечно же, современная Россия после распада Советского Союза стала новым суверенным государством. Для нас, россиян, это важно. Дорого стоило утверждение этой суверенности.
Самым незнакомым для ребят праздником оказалась новая дата — День народного единства, 4 ноября. Но можно ли назвать этот праздник молодым? Ведь до 1917 года он отмечался почти три столетия. Народ хорошо знал о событиях начала семнадцатого века — польскую интервенцию, формирование народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Тогда слились воедино сила духа, патриотическое движение масс, проявились яркие способности национальных лидеров. Из советских календарей его вычеркнули по понятной причине — духовная, религиозная основа праздника в стране массового атеизма была неприемлема…
Через беседы, рассказы о давних, но важных для страны событиях сотрудник библиотеки стремится доносить идеи российской самобытности, привить ребятам чувство гордости за свою страну и за лучших из наших сограждан.
Сверстники в блокадном Ленинграде
В мае того года ребята в центре для временного содержание несовершеннолетних одними из первых увидели новый документальный фильм. Он создан по инициативе жителей блокадного Ленинграда, которые в силу различных причин в разные годы переехали в Карелию. В фильме использованы материалы фотохроники, личных архивов, отрывки из воспоминаний. Удивительный факт: озвучивала этот фильм… библиотекарь Татьяна Ермолина.
«Я немного тревожилась, смогут ли ребята воспринять такой серьёзный материал, будет ли он им вообще интересен, — делилась она позже своими опасениями. — Когда начался просмотр, всё стало ясно по лицам. А как внимательно слушали! В фильме есть фрагмент из довоенной песни, сопровождающий кадры, сделанные в предвоенном Ленинграде. Один из мальчиков вдруг задаёт вопрос: “Песня не с самого начала звучит. Почему?”  Я удивилась, откуда современный мальчишка эту песенку знает? Оказывается, слышал раньше в музыкальных передачах и запомнил все слова!»
На фоне современных триллеров о Великой Отечественной войне, порой бессовестно искажающих события и факты военной истории, так необходима документалистика, выверенная участниками и свидетелями! И есть глубокий смысл в том, что современные дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях в мирное время, в спецучереждении, узнали о стойкости, проявленной их ровесниками в военное время.

Через символы — к знаниям
и поступкам
Есть у петрозаводского библиотекаря Т. Ю. Ермоловой материал о символах России, их истории и значении, подготовленный специально для детской и подростковой аудитории. Для юных символика всегда притягательна. В последние годы это хорошо видно по тому, в каких масштабах молодые подхватили атрибутику субкультур. Часто это происходит стихийно, без малейшего представления о смысле того или иного символа.
Недавно руководитель крупного петрозаводского колледжа рассказывал мне: «Я не знаю, что в голове у ученика, который весь урок рисует в тетрадке свастику. Спрашиваю его: “Ты понимаешь значение этого знака?”  Отвечает: “А мне нравится. Что, рисовать нельзя?”» Конечно, рисовать можно. Но человек, обделённый знаниями, не вникающий в смысл и значение используемых символов, становиться слепцом, ведомым. Татьяна Юрьевна подготовила специальную презентацию, рассказывающую о гербе, знамени и гимне нашей страны.
…После беседы мы ещё раз зашли в кабинет Татьяны Викторовны Оськиной. По ходу разговора она делится своей мечтой: «Как бы было интересно провести познавательную встречу, в которой на равных участвовали бы ребята, сотрудники центра и наши гости. Нам тоже необходимо получать новые знания, читать, не отставать от времени!»
В разговоре родилась также идея предложить карельским писателям, пишущим для детей и подростков, провести в центре собственные мини-уроки литературы. Может, эти встречи выстроятся в определённый цикл. Важно дать детям шанс пообщаться с настоящими писателями, задать вопросы, обсудить прочитанные рассказы. Пока это только идея. Но когда-то только идеей, странной и малоубедительной, казалась возможность прихода сюда имама Ибрагима из Петрозаводской мечети или православного священника Валерия из Сулажгоры. Сейчас никто не удивляется, что в очередной рейд по месту жительства семей, где у родителей и детей есть проблемы с законом, эти люди выезжают вместе.
Строгий руководитель, подполковник Татьяна Оськина делится: «Матери трудного подростка полезнее встретиться со священником и специалистом по детскому чтению, а не с сотрудником милиции. Детям нужно постоянно напоминать не только о строгости законов, но о том, как прекрасен мир, сколько есть замечательных книг, написанных именно для них».

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы