Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (129)'10 - Книга в неволе
Феномен чтения в тюремной библиотеке

Михаил Викторович Корякин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научного центра исследований истории книжной культуры при НПО Издательства «Наука» РАН, Москва




Читают ли за колючей проволокой? Вопрос этот не пустой и не праздный, ведь известно, что чтение содействует социализации, духовному развитию личности, является важным инструментом для образования и самообразования.

В тюрьмах мирового сообщества отбывают наказание от 8 до 9 млн граждан. В российских тюрьмах содержатся более 900 тыс. человек. По числу заключённых Россия занимает 3-е место в мире после Китая (1,55 млн) и США (2,09 млн).*
Вопросы чтения среди осуждённых царского, советского и постсоветского периодов отражены в материалах таких авторов, как М. Ю. Ашенбреннер1, Л. С. Бахурина и А. В. Янков2, М. Н. Гернет3, С. Н. Ивашкин 4, Т. Н. Миронова5, П. Н. Обнинский6, М. Г. Потапов7, А. А. Таращенко8, А. Е. Шапошников9, В. Шейпак10 и др. Есть сведения о чтении в тюрьмах зарубежных стран (Л. И. Альперн11,
В. Леманн12, Л. Е. Салливан13). Целостной картины о положении дел и в пенитенциарных учреждениях нет. Объяснить это можно, недостаточным, зачастую фрагментарным и бессистемным подходом к изучению феномена чтения в этой достаточно специфичной сфере. Более того, исследование деятельности тюремных библиотек в России до середины 90-х годов прошлого века было сковано государственными, политическими, идеологическими догматами.
В последние годы средства массовой информации, материалы профессиональной периодической печати, данные опросов, проводимых различными организациями (Центр Левады, ФОМ, ВЦИОМ и др.), а также рядом отдельных российских и зарубежных исследователей, формируют устойчивое мнение о том, что за последние 10–15 лет в стране наблюдается резкий спад чтения. Трудно не признать тот факт, что сегодня плоды научно-технического прогресса изменили направленность и стимуляцию чтения, а также его технологию. Речь идёт не только о приоритетах, ценностной ориентации в чтении, но и о темпах чтения посредством Интернет, электронных книг, читающих устройств и других технических средств. Многие стали читать бегло, поверхностно, «на бегу». Об этом говорят эмпирические наблюдения последнего десятилетия экспертов разных стран мира, в частности, Катрин К. Маршалл из Корпорации Майкрософт, США. Маршалл, исследовавшая чтение с электронных устройств, в своей статье «Чтение и взаимодействие в электронной библиотеке: опыт, опережающий бумагу»14 ссылается на слова Дэвида Леви, который отмечает: «Изменения в технологиях и характере современной жизни могут положить конец глубокому, вдумчивому чтению. Это — опасение, которое, по крайней мере, отражается в некоторых аспектах. При этом это совсем не значит, что книга ушла, скорее, культурные условия для вдумчивого чтения быстро исчезают».15 Таким образом, можно сказать, что изменения в чтении очевидны, особенно, в той части, как и о чём, читают люди, а также какое место на самом деле в их жизни занимает чтение.
Особенно актуально, как и что читают и читают ли сегодня вообще те, кто по тем или иным причинам оказался в местах лишения свободы, в медицинских учреждениях, хосписах, домах престарелых, детдомах. Какую роль в их непростых, порой трагических судьбах, играет книга и чтение. Является ли для них чтение сформированной потребностью, мостом между волей и тюрьмой, исправительно-трудовой колонии? Пока эти вопросы остаются открытыми, в то время как в экономико-социальной сфере России наблюдается нездоровая ситуация, связанная с ростом нищеты, алкоголизма, наркомании, проституции, с кризисом семейных отношений и т. п.
Особенно остро это ощущается сегодня, в период мирового финансового кризиса. Нередко именно из-за психологических стрессов, вызванных неустойчивой жизненной позицией, социальным статусом, слабым мировоззрением, низким интеллектуальным потенциалом, невежеством, заниженной или, напротив, гипертрофированной самооценкой многие наши соотечественники оказываются за колючей проволокой, без крыши над головой, без профессии, без здоровья. Однако в этой среде есть немало людей здравомыслящих, рассуждающих, анализирующих. Для них чтение является важным инструментом для образования и самообразования, совершенствования и самосовершенствования, познания и самопознания. Подтверждением тому служат материалы
О. Н. Бортниковой16, А. Казачинского17, И. Карпова18, В. Л. Львова-Рогачевского19 и др. Вероятно, это происходит потому, что чтение имеет не только информационную и релаксационную, но социализирующую, библиотерапевтическую и образовательную функцию.
В 2003 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз разработали «Национальную программу поддержки и развития чтения»20, рассчитанную на 2007–2020 год. Её мероприятия направлены на консолидацию усилий по популяризации чтения среди всех слоев российского общества. Программа уже прошла «обкатку» во многих регионах РФ, подведены первые итоги21. В 2007 году правительство России на основе данной Программы приступило к разработке более масштабной комплексной программы поддержки и развития чтения, на нужды которой в бюджет 2008 года было запланировано 262 млн рублей22. К сожалению, проблемы чтения в социально-неблагополучной среде она не рассматривает.

1 Ашенбреннер М. Ю. Шлиссельбургская тюрьма. — Берлин, 1906. — 110 с.
2 Бахурина Л. С., Янков А. В. Отношение осужденных, отбывающих наказание в Икшанской мужской воспитательной колонии к книге, чтению и библиотеке // Социолог и психолог в библиотеке. — Вып. 1. — М., 2001. — С. 64–86; //www.library.ru/1/sociology/text/t_02.php.,
3  Гернет М. Н. История царской тюрьмы. — 3-е изд. — Т. 4. — М., 1962. — С. 20–21.
4 Ивашкин С. Н. Кто и что читает в тюрьме? (век XIX и век ХХ) // Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф., Москва, 8–10 июля, М., 1995. — С. 39–40; Ивашкин С. Н. «Осуждённым разрешается…». Книга и чтение в тюрьме // Библиография. — 1994. — №2. — С. 14–21; Ивашкин
С. Н. Тюремные библиотеки в России: Век XIX и век ХХ // Библиотека в контексте истории: Материалы науч.конф., Москва, 8–10 июля. — М., 1997. — С. 187–190.
5 Миронова Т. Н. Роль книги и библиотеки в жизни осужденных исправительных учреждений // Социолог и психолог в дет. и юн. библиотеке. Часть 1. — М., 1999. — С. 87–91.
6 Обнинский П. Н. Библиотеки и чтения в тюрьмах // Юрид. вестник: Изд. Моск. юрид. общества. — М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1890. — №3. —
С. 528–535.
7 Потапов М. Г. Книга в пенитенциарных учреждениях Сибири. 20-е годы ХХ века // Дисс. канд. ист. наук. — Новосибирск, 2003. — 209 с.
8 Таращенко А. А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях. Потребности в чтении у спецконтингента. —2004.
9 Шапошников А. Е. Тюремные библиотеки: история и современность // Книга. Исследования и материалы, Сб.81. — М.: Наука, 2003. — С. 74–86; http://vivovoco.rsl.ru/vv/theme/stop/prlib.htm
10 Шейпак В. Живое слово в казённом доме: История и проблемы библиотечного обслуживания в тюрьмах // Библиотека. — 1996. — №3. — С. 45–48.
11 Альперн Л. И. Сон и явь женской тюрьмы // Спб.: Алетейя, 2004. — 446 с.
12 Lehmann V. Prison Librarians Needed: A challenging Career for those with the Right Professional and Human Skills // IFLA J. — 2000. — Vol. 26. — №2. —
P. 123–128.
13 Салливан Л. Е. Чтение в американских тюрьмах: структура и запреты // Библиотеки и чтение в ситуации культурных изменений: Материалы междунар. конф. — М., 1996. — С. 187–196.
14 Marshall C. C. Reading and Interactivity in the Digital Library: Creating an experience that transcends paper. (Перевод с англ. — М. В. Корякин.)
15 Levy D. M. Scrolling Forward: Making Sense of Documents in the Digital Age. New York: Arcade Publishing (2001). — P. 109. (Перевод с англ. — М. В. Корякин.)
16 Бортникова О. Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801–1917 гг. — Тюмень, 1999. — С. 253–259.
17 Казачинский А. Тюремная пресса // Журналист. — 1925. — №12. — С. 64–67.
18 Карпов И. Творчество заключённых. — М.: Изд. НКВД, 1929. — 30 с.
19 Львов-Рогачевский В. Л. Литературное творчество заключённых // Проблемы преступности. — 1928. — Вып. 1. — С. 60–82.
20 Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества [Электронный ресурс]. — М., cop. 2007–2009. — Режим доступа: www.mcbs.ru/
21 Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: первые итоги, проблемы и перспективы» // Там же.
22 Вторая Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения» // Там же.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы