Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (129)'10 - Книга в неволе
Знать. Любить. Беречь.

Максим Сергеевич Линков, заведующий сектором Информационно-консалтингового центр «Библиотека и молодёжь», Российская государственная библиотека для молодёжи, Москва

 В 2009 году состоялся Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек.

Конкурс проводился Министерством культуры Российской Федерации, Российской государственной библиотекой для молодёжи, Российской библиотечной ассоциацией и АНО «Институт информационных инициатив» и выявил большое количество ярких и интересных работ, выполненных на высоком уровне. Материалы поступали по четырём номинациям: «Лучшее печатное издание», «Лучшее электронное издание», «Лучший интернет-проект», «Лучшее массовое мероприятие».
В Конкурсе участвовали различные типы библиотек-субъектов РФ: централизованные библиотечные системы, отдельные муниципальные библиотеки муниципальных образований России; центральные универсальные библиотеки субъектов Российской Федерации; детские, юношеские, детско-юношеские библиотеки субъектов РФ и муниципальных образований России.
Среди участников Конкурса замечена библиотека из Республики Казахстан, приславшая свои работы сразу на 2 номинации. Сам факт участия библиотеки из соседней республики не может не радовать, так как это ещё раз доказывает повышенный интерес библиотек ближнего Зарубежья к подобным мероприятиям.
Победителями Конкурса-фестиваля стали:
1) В номинации «Лучшее печатное издание» — Государственная библиотека Югры (Ханты Мансийский автономный округ — ЮГРА, г. Ханты-Мансийск) за работу «Сборник методических материалов «Знай, люби, береги!»;
2) В номинации «Лучшее электронное издание» — Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена за работу «Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития»;
3) В номинации «Лучший интернет-проект» — Муниципальная информационная библиотечная система, библиотека «Северная», г. Томск за проект: «Томская экологическая страница»;
4) В номинации «Лучшее публичное мероприятие» — Централизованная библиотечная система, филиал №10,
г. Вологда за Общегородскую молодежную экологическую акцию «Эко – Я!».
В данном обзоре речь пойдёт о работах, выдвинутых на номинацию «Лучшее электронное издание».
Всего на Конкурс-фестиваль в данной номинации прислано 35 работ из 32 библиотек. Специальными Дипломами различных библиотечных и общественных организаций отмечены 13 работ из 11 библиотек. Они-то и составят содержание данного обзора.
Первое место присуждено работе «Информационный дайджест “Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития”», представленной ОГУК «Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена». Эта библиотека и раньше участвовала в экологических смотрах-конкурсах работ библиотек по экологическому просвещению населения и занимала почётное первое место. И на этот раз она продемонстрировала свой огромный творческий потенциал.
Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» — это, по сути, большой справочник по экологическому образованию и просвещению. В нём можно найти и определения основных терминов (например, термин «устойчивое развитие», ОУР), и описание важных официальных документов (например, Доклад Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», «Доклад Брундтланд» 1987 г.), и библиографию изданий по ОУР и экологии в целом, на которые стоит обратить внимание при изучении проблемы. Отдельно представлена библиография по устойчивому развитию, экологическому образованию и просвещению.
Ещё две конкурсные работы этой библиотеки были также поощрены специальными Дипломами Жюри фестиваля.
Все работы, представленные по номинации «Лучшее электронное издание», можно условно разделить на пять больших групп.

Воспитание экологической
культуры у населения
Открывают рассматриваемую группу две большие работы Кировской универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, отмеченные Специальным Дипломом Государственной публичной научно-технической библиотеки России «За многолетний вклад в развитие экологического просвещения в библиотеке»:
Первая из них — «Областной смотр-конкурс «Работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения».
В презентации представлены работы всех участников-победителей областного смотра-конкурса библиотек по воспитанию экологической культуры населения. Диск представляет собой своеобразную энциклопедию опыта библиотек по экологическому воспитанию и просвещению. Тут и многочисленные выставки, викторины, и слайд-презентации, и экологический туризм, и массовая работа с читателями, и работа детских экологических клубов, и конкурс детских рисунков и многие другие интересные работы библиотек Кировской области. Богатейший материал об опыте библиотек по воспитанию экологической культуры населения наверняка будет интересен и полезен библиотекарям, а также студентам вузов экологической направленности.
Вторая работа — «Библиотечная экологическая карта Вятского края».
Центром экологической информации и культуры этой библиотеки разработана уникальная электронная экологическая карта Вятской области. Уникальна она тем, что предоставляет обширные сведения обо всех центрах экологической информации и культуры области. Кроме того, можно узнать о библиотечных экологических программах, реализуемых библиотеками области, познакомиться с электронными презентациями и большим количеством сценариев, сборников, указателей, дайджестов, буклетов экологической тематики, созданных в коллективах библиотек.
Такие материалы, безусловно, ценны для библиотек России, которые постоянно держат в поле своего зрения вопросы экологического воспитания и просвещения. Уникальность данного издания ещё и в том, что оно способно стать отправной точкой к возможному созданию подобных электронных справочников библиотек России и дальнейшему объединению их в Библиотечную Экологическую карту России.
Централизованная библиотечная система г. Воркуты прислала на Конкурс-фестиваль диск-презентацию «Земля будет жить» (диплом Российской государственной детской библиотеки «За лучшее электронное издание для детей младшего и среднего возраста»). Присланный материал может служить примером кропотливой и комплексной работы библиотеки с юными читателями по экологическому воспитанию и просвещению. Представленная информация поражает многогранностью и содержательной наполненностью и отражает яркий опыт работы библиотеки. Даётся множество интересных материалов и сценариев к проведению различных мероприятий (эковикторины, экологические уроки, загадки, экологические вечера поэзии, театрализованные представления). Показаны многогранность и разносторонность экологии, её взаимосвязи с другими областями знания: например, мотивы природы в искусстве («Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в скульптуре»), литературе. Здесь можно найти биографии поэтов и писателей, произведения которых были посвящены природе (И. И. Акимушкин, В. В. Бианки, Ю. Д. Дмитриев, О. В. Перовская,
И. С. Соколов-Микитов и др.), ознакомиться с их творчеством, узнать об искусстве составления букетов и мастерстве изготовления украшений из природного материала. К каждой иллюстрации прилагается расширенная аннотация; раздел о декоративно-прикладном искусстве содержит яркий иллюстративный материал с описанием, как самому изготовить ту или иную поделку и т. д. Материал незаменим при первом знакомстве с экологий, в то же время он может служить электронной энциклопедией при подготовке рефератов и курсовых работ. К нему полезно обращаться при подготовке выставок, литературно-музыкальных вечеров, сценариев для театральных постановок и тематических «круглых столов» (например, «Тема природы в картинах русских художников» или «Искусство флористики»).
Интересна работа «Янтарный край России. Экология». Электронная презентация комплексной работы содействия реализации конституционных прав граждан, особенно молодёжи, на свободный доступ к экологической информации, являющейся общественным достоянием» выполненная Информационным Центром МУК Балтийского городского округа «ЦБС». Данная презентация отмечена дипломом Межрегионального библиотечного центра сотрудничества «За лучшее электронное представление комплекса работ по реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к экологической информации». Презентация освещает деятельность ЦБС, все отделы которой участвуют в формировании экологической культуры. Проводятся разнообразные мероприятия — от конференций («Экология города Балтийска и Калининградской области») и тематических выставок («Рябинкины именины») до экологических праздников («День Воды») и театральных постановок (Экотеатр).
Большое внимание в Информационном центре уделяется предоставлению широкого доступа к экологической информации. Показатели запросов свидетельствуют о заинтересованности населения в такого рода знаниях. Центром издаются рекомендательные библиографические пособия по экологии, экологические календари. Помимо традиционных форм предоставления доступа населения к ресурсам экологической проблематики, в Центре используются и становятся уже привычными такие сравнительно новые формы, как Интернет, правовые базы данных по экологии («Гарант», «КонсультантПлюс», «Эталон», «Законодательство России» и др.). Проводятся всевозможные тренинги по справочно-правовым системам среди молодёжи. Обеспечено тесное взаимодействие со школами (тематические выставки, «круглые столы», фотовыставки, беседы со школьниками, Дни информации и т. п.), а также с органами местного самоуправления, общественными организациями, домами детского творчества. Для учеников начальных классов разработаны такие оригинальные формы работы: выставка-витрина, выставка-совет, выставка-вернисаж, выставка-портрет, беседы-практикумы и ряд других.
Многообразные экологические акции и большая эколого-краеведческая работа проводятся совместно с учащимися всеми сотрудниками ЦБС (пешие прогулки, поездки на Куршскую Косу). На Куршской Косе школьники посещают Биологическую станцию, где вместе с орнитологами ведут наблюдения за учётом численности перелётных птиц. Эти мероприятия помогают подрастающему поколению овладевать экологической культурой. Школьники начинают лучше понимать и правильно оценивать значимость проблем экологии: что такое экология, почему важно оберегать её, как могут они сами помочь в её сохранении? Найти ответы на эти и многие другие вопросы позволяют, с одной стороны, теоретические сведения, полученные в библиотеке (конференции, выставки, театрализованные представления и т. д.), и практические знания (возможность поиска экологической информации, экологические акции, экологический туризм и т. д.) — с другой.
Презентация, пожалуй, даже несколько перегружена теоретическими и фактографическими данными, из-за чего, возможно, будет немного трудна для восприятия. Материал стоило бы разделить на две презентации, но в целом проделанная очень большая и многоаспектная работа по праву занимает достойное место среди других работ конкурса. Она будет полезна как школьникам начальных классов, так и студентам вузов.

Экотуризм и экокраеведение
Такая тематика преобладает в большинстве материалов, присланных на конкурс. Это обусловлено, прежде всего, возросшим интересом населения к истории родного края, его географии, природным ресурсам, памятникам природы, которые встречаются в крае, а также, что не менее важно, заботой о его экологии. Постепенно в сознание любого человека приходит мысль о хрупкости и уязвимости окружающего нас мира, о том, что человек должен быть созидателем, а не разрушителем нашей планеты, о том, как важно объединить усилия всех людей по её охране.
Эту группу открывает работа МУК «ЦБС» г. Таганрога «Таганрог. Мой город — капелька России». Данный творческий проект раскрывает всю многогранность и широту деятельности библиотек по экологическому воспитанию и просвещению населения в отдельно взятом городе России. Материал на диске организован в шесть разделов.
1. Экообразование. Здесь даны несколько тематических рекомендательных списков литературы по экологии для детей и юношества с говорящими названиями: «Экология планеты», «Экологический университет», «С любовью к природе», «Сохраним навечно. Природа Ростовской области и её охрана». В этом же разделе можно найти и презентацию «Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации», знакомящую с основными документами по экологии, а также с экологическими организациями г. Таганрога.
2. Экологический календарь — раздел, посвящённый основным экологическим датам. Каждая дата подкрепляется кратким описанием с музыкальным сопровождением. Можно узнать о том, когда впервые стал отмечаться тот или иной праздник, каковы предпосылки для включения его в экокалендарь. К некоторым датам приложена мини-презентация, например, творческая работа «Леса — украшение земли» рассказывает о многообразии лесов России, их большом значении для планеты в целом, о методах их изучения и охраны, о роли человека в жизни леса.
3. Раздел Экокраеведение содержит презентацию-экскурсию «Памятники живой природы Таганрога». Экскурсия начинается с рассказа о Ботаническом национальном парке Ростова-на-Дону, признанным уникальным памятником природы, в котором собрана коллекция из шести с половиной тысяч видов флоры из разных концов света. Центральное место в презентации отведено реликтовым деревьям и кустарникам. Самое реликтовое дерево, произрастающее на территории города Таганрога — это, безусловно, гинкго, оно появилось в те далекие времена, когда на Земле властвовали динозавры. Можно узнать и о других реликтовых деревьях — живых памятниках природы, таких, как Дуб черешчатый, шелковица, которой уже больше 270 лет, и роще «Дубки», посаженной более 40 лет назад и получившей статус природного заказника.
Здесь можно найти интересные сведения ещё об одном памятнике природы — Азовском море. Его происхождению, биоразнообразию, значению в жизни человека, а также экологическим проблемам и способам их решения посвящена отдельная презентация.
В заключение приведена электронная версия Красной Книги Ростовской области, которая объединяет на своих страницах животных и растения, нуждающихся в защите человека, иначе они исчезнут навсегда.
4. Раздел «Наш Таганрог» посвящён городу Таганрогу — городу с богатой 300-летней историей, давшему мировой культуре немало выдающихся имен (среди них — А. П. Чехов, Ф. Г. Раневская, А. К. Куинджи, К. Г. Паустовский, А. А. Дурова, Е. В. Образцова и другие).
Есть сведения о географическом положении Таганрога, происхождении его герба, флага и гимна.
5. Раздел «Экология + дети + библиотека» раскрывает работу библиотек ЦБС г. Таганрога по экологическому воспитанию и просвещению детей и юношества. Средняя общеобразовательная школа №24 («В экологию через книгу и творчество»), приобщая школьников младших классов к экологическим знаниям, разъясняет основные экологические термины, организует вместе с библиотекой в школе экологические мероприятия. К их числу относятся: конкурс поделок из природного материала «Фантазия и природа»; конкурс сочинений «Мой домашний любимец. Я забочусь о нём»; библиотечный актив
«BOOKовая роща», экологический десант и викторина «Крылатые вопросы» по теме «Цветущая Земля — процветающая Россия!», экологическая акция «Сиреневый сад» и ряд других. Здесь в лёгкой и доступной форме повествуется об экологических проблемах города и о том, почему и как необходимо соблюдать чистоту в городе. Школа №24 проводит экологические акции по уборке мусора, оформляет различные выставки поделок из вторсырья (например, «Конкурс поделок под девизом «Отходы — в доходы»), организует регулярные экологические субботники («Черепаха» — это чистая вода) и школьные научно-практические конференции по экологии и экобезопасности (например, «Мусорный ветер: город — цивилизация мусора?»).
В разделе помещены сценарий игры-путешествия «По экологическим тропам парка» и презентация для самых маленьких «В гостях у Дино», подготовленная детским экологическим библиотечно-информационным центром им. И. Д. Василенко филиалом №14 ЦБС г. Таганрога.
6. Раздел «Фотогаллерея» завершает знакомство с данным электронным изданием, представляя природу Таганрога в красочных фотографиях.
Материал диска, безусловно, будет интересен студентам вузов при подготовке рефератов и курсовых работ по экологической тематике, учителям начальных классов, библиотекарям, занимающихся работой по развитию экологической культуры и экологическому воспитанию населения.
Большая работа по природе родного края — электронное издание «Мещерский край в подарок поколеньям» выполнена Центральной городской детской библиотекой им. А. В. Ганзен МУК «ЦБ им. Л. А. Малюгина». Работа библиотеки получила диплом журнала «Хроники краеведа» «За лучшее электронное издание в области экокраеведения и экотуризма».
Работа посвящена не только краеведению родного края, но и деятельности библиотеки в области экологического просвещения и воспитания по работе с детьми. Проект можно условно разделить на два раздела: «Мой любимый город» и «Библиотеки + экология».
Первый раздел рассказывает о возникновении старинного города Касимова — исторического центра Мещерского края, о его историко-культурных памятниках. Особое внимание уделяется окрестностям Касимова: многочисленным речушкам и небольшим водоёмам, богатому животному и растительному миру Оки — главной водной артерии края. Красоты города Касимова и Мещерского края запечатлены на многочисленных фотографиях, дополняющих текст первого раздела.
Однако не обойдены и экологические проблемы города Касимова. Прежде всего, вызывают наибольшее опасение выбросы в атмосферу и в водную среду отходов промышленных предприятий. Неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на ситуации в крае.
Раздел второй раскрывает большой опыт Центральной городской библиотекой им. А. В. Ганзен по развитию экологической культуры и её воспитанию у детей. Первоначальные отдельные мероприятия, циклы мероприятий составили в 2003 г. программу «Живая планета», действующую по настоящее время. Она рассчитана на детей, учителей, воспитателей, родителей и ставит целью способствовать формированию у подрастающего поколения комплексной системы знаний об основах экологии. В библиотеке более 15 лет действует клуб «Юный эколог». Он охватывает детей младшего школьного возраста средних общеобразовательных школ города. К услугам ребят фонд библиотеки, состоящий из книг, периодических изданий, а также аудио-, видеоматериалов по экологии. Клуб участвует в городских экологических акциях, проводит викторины, выставки детских рисунков, конкурсы по экологии и природе родного края
Работа по экологическому просвещению ведут и другие отделы библиотеки. Они организуют общегородские смотры-конкурсы: фотографий, рисунков, поделок, а также «круглые столы», конференции, игры-викторины, экологические аукционы, используют и многие другие формы работы с юными читателями. Всё это наглядно отражают фотографии, зафиксировавшие несколько подобных мероприятия.
Здесь же даны сценарии к ряду мероприятий по экологии: игре-эстафете «В паутинном царстве», познавательной игре «В царстве диких кошек», экологической пресс-конференции «Мы — дети Земли» и других.
Библиотекой выполнена интересная творческая и исследовательская работа. Она, несомненно, вызовет интерес у экологов-краеведов, у библиотекарей, занимающихся экологической проблематикой.
Дипломом Международной академии информатизации «За оригинальное электронное издание в области охраны окружающей среды на примере отдельно взятого региона России» отмечена работа «Экология в цифровом формате: создание электронной продукции для совершенствования информационной деятельности в библиотеке» ЦГБ им. А. С. Пушкина МУК «ЦБС» Балахнинского муниципального района Нижегородской области. Библиотекой разработан большой электронный путеводитель по уникальной природе Балахны и Балахнинского района. Его удачно характеризуют сами составители: «Второе издание мультимедийного диска «Балахна заповедная» объединяет три самостоятельных электронных продукта, связанных эколого-краеведческой темой: 1. Электронный справочник “Красная книга Балахнинского района. Животные”, 2. Электронный справочник “Красная книга Балахнинского района. Растения”, 3. Виртуальный путеводитель “Памятники природы Балахнинского района”. Справочники представляют собой перечень охраняемых видов животных и растений с иллюстрацией и кратким описанием. К каждому справочнику прилагается электронная презентация, сопровождаемая видео и звуковыми фрагментами. Путеводитель — виртуальная экскурсия по охраняемым территориям Балахнинского района с широкими возможностями знакомства с аудиовизуальной и текстовой информацией. Диск “Балахна Заповедная” может быть полезен преподавателям биологии, экологии, географии, краеведения, библиотекарям, учащимся и краеведам».
Не менее интересен проект, получивший диплом Оргкомитета конкурса-фестиваля «За лучшее издание в области экокраеведения и развития патриотического воспитания». Работа «Памятники природы Вышневолоцкого края: электронный путеводитель» выполнена Центром детского и семейного чтения Вышневолоцкой центральной библиотеки. Диск создан в рамках программы «Папа, мама, я и экология», по которой библиотека работает с 2006 г. Среди уникальных памятников природы — озёра и реки (река Белая, древняя долина реки Мсты, озеро Боровно и др.), парки («Рудневка», «Афимьино», «Берёзки» и др.), деревья (Лещиники Войбутские, Сосновый бор «Серебряники» и др.), родники (Мартусский, Глубоковский и Войтбутские родники), болота (Афимьино, Быстрое, Лонница, Ревенка и др.), валуны и горы (валун Глубоковский, Орхидная горка и др.) Каждый природный памятник подробно описан и сфотографирован. В конце приводится библиографический список литературы (38 назв.), охватывающий литературу по основам экологии, экосистемам, геологии, геодезии, экотуризму. Диск позволяет составить разностороннее представление о природном разнообразии Тверской области, её географических и топографических особенностях и представляет огромную ценность при работе с младшими и старшими школьниками по воспитанию у них любви к природе родного края и развитию у них экологической культуры. Он будет полезен при подготовке экоэкскурсий и выездов в природу, поможет организовать экологический маршрут по какому-либо городу или целому региону с остановками у наиболее примечательных природных памятников. По примеру диска легче оформить выставку, ознакомить с различными экосистемами, оттенив тонкие взаимосвязи всех компонентов внутри них, а также хрупкие природные сообщества.

Библиографические базы данных и списки литературы.
Это интересная группа материалов, целью которой является раскрытие экологических фондов библиотек. Особо выделяется работа Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской МУК «ЦБС» г. Тамбова. Она представила на конкурс электронное пособие «Где живём, что пьём, чем дышим» (диплом ГПНТБ России «За лучшее электронно-библиографическое издание по экологической безопасности»), посвящённое актуальным проблемам экологии. Это фактически путеводитель по экологических фондам ЦБС г. Тамбова, охвативший 190 библиографических записей за 2000-2008 гг.
На диске представлена библиография, систематизированная по трём основным разделам («Экология и окружающий мир», «Человек в экосистеме», «Сценарии»), которые, в свою очередь делятся на подразделы. Каждый раздел открывается вступительной статьёй, где поясняются основные термины и принципы отбора литературы.
Первый раздел пособия «Экология и окружающий мир» посвящён раскрытию основных экологических терминов и понятий. Кроме литературы справочного характера, здесь можно найти литературу по озоновым дырам, экологии атмосферы, по климату, по учению В. И. Вернадского, по гидросфере и экологии почв.
Второй раздел «Человек в экосистеме» касается роли каждого из нас в окружающем мире. Литература, представленная тут, охватывает актуальные вопросы: здоровье человека и здоровое питание, город как отдельная экосистема и влияние шума общественного транспорта на экологию, бытовые отходы и устойчивое развитие.
Последний раздел «Сценарии» указывает литературу, связанную с работой по воспитанию экологической культуры и образованию среди детей и подростков. Здесь содержится библиография сценариев к экологическим КВН, часам экологической информации и играм и викторина по экологии.
Данное электронное издание отличается многоаспектностью и многогранностью представленной информации. Каждый, кого интересует экология, и проблемы, связанные с охраной окружающей среды, найдёт для себя много интересного и полезного.
Библиографические списки литературы присутствуют во многих электронных изданиях, присланных на Конкурс-фестиваль (например, в работе «Удивительный мир природы» Инновационно-методического отдела МУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» или в уже упомянутом выше издании «Балахна Заповедная»), поэтому останавливаться подробно на них не имеет смысла, отмечу лишь, что наличие списков литературы в работах — это элемент в помощь самообразованию и более подробному знакомству с заинтересовавшим материалом.

Инновационные формы в подаче традиционных изданий
В связи со стремительным развитием новых электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для исследований и творчества. Стали рождаться новые интерактивные формы работы с читателем, новые виды документов, новые способы передачи и предоставления информации. Всё это расширило арсенал информационных средств.
Ярким примером сказанного может служить непериодическое серийное мультимедийное издание с анимационными фрагментами «Экология. Безопасность. Жизнь» (диплом ГПНТБ России «За лучшее электронно-библиографическое издание по экологической безопасности»), подготовленное библиотекой-филиалом №9 им. Н. Некрасова ЦБС
г. Батайска Ростовской области. Это, своего рода альманах, посвящённый наиболее острым проблемам экологии, таким, как: антропогенное и промышленное загрязнение, экология быта и экология человека. Материал изложен доступно, текст дополняют таблицы, дающее наглядное представление о том или ином загрязнении, как оно действует на человека и окружающую среду и каковы его последствия. В конце альманаха приведён список использованной литературы. Вызывает особый интерес анимационный эффект «перелистывания страниц» с помощью курсора мыши..
Издание может привлечь самую широкую аудиторию — от учителей, которые могут его использовать при подготовке уроков по экобезопасности, до студентов, от библиотекарей, работающих в сфере экологического просвещения и образования до сотрудников НИИ.

Формы работы с читателем.
Сценарии
Конкурс-фестиваль выявил уникальные наработки библиотек по проведению различных мероприятий как в стенах (эколого-литературные вечера, Дни Информации, тематические «круглые столы», фотовыставки» и выставки детских рисунков экологической направленности и др.), так и вне их стен («Марши парков», экологические акции по уборке территории, экологические экскурсии и др.).
Целый диск с такого рода материалами прислал Инновационно-методический отдел МУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» — «Удивительный мир природы». На нём представлены лучшие работы по экологии библиотек Кирово-Чепецкой районной централизованной библиотечной системы. Здесь можно найти описание игровых программ (например, «Нептун приглашает», Звеневская сельская библиотека-клуб), и экологических праздников («Поклонись берёзке русской», Селезенёвская сельская библиотека-клуб), и викторин («Наш дом — планета Земля», Федяковская сельская библиотека), и экологических игр-путешествий («Кто в лесу живёт — что в лесу растёт» (Марковская сельская библиотека) и многое другое. Каждый материал сопровождается детскими рисунками экологической тематики.
Диск отражает богатейший опыт работы библиотек по экологическому просвещению населения.
Ещё один проект, замыкающий данный обзор, относится как раз к новым формам по работе с читателем в области экологического просвещения населения — это работа под названием «Животный мир степей: электронная викторина» (диплом Российской государственной детской библиотеки «За лучшее электронное издание для детей младшего и среднего возраста») присланная Детским отделением МУК «МЦБС» Красносулинского района.
Благодаря этому диску ребёнок сможет узнать много нового, полезного и интересного про животных, населяющих степи (дикобраз, ёж, волк, полевая мышь, ласка и о многие другие): познакомиться с их повадками, образом жизни и рационом, а также сумеет ответить на ряд несложных вопросов и тут же проверить себя. В конце каждого «раздела», посвящённого тому или иному животному, приведён небольшой перечень литературы, обратившись которой, ребёнок углубит свои знания о понравившемся ему животном.
Материал представлен в лёгкой и увлекательной форме, способствующей быстрому запоминанию. Диск, безусловно, будет интересен в первую очередь самим детям из-за своей красочности и наглядности. Он наверняка заинтересует учителей начальных классов школ, а также библиотекарей, работающих по экопросвещению и эковоспитанию маленьких читателей.

***
Данный обзор не претендует на полноту и широту в раскрытии конкурсных материалов, но позволяет выявить ряд тенденций в работе библиотек по экологическому просвещению и воспитанию.
Во-первых, это желание самих библиотек знакомить со своими творческими наработками и научными проектами. Во-вторых, это рост общего уровня владения новыми технологиями. В-третьих, это, безусловно, высокий профессиональный уровень по экологическому просвещению и образованию при работе с читателями различных возрастных групп. В частности, умело раскрывается весь фонд библиотеки и непременно рекомендуется по теме дополнительная литература. В-четвёртых, это осознание важности своего вклада в общее дело экологии.
Если в период первого, второго и третьего Всероссийских смотров-конкурсов использование новых технологий в библиотеках только начиналось и были единичные работы, то IV смотр-конкурс показал «взрыв» общего числа электронных изданий. Завершивший же в конце прошлого года Общероссийский Конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек показал, что электронные материалы заняли прочное место среди печатных изданий и способны конкурировать с ними, открывая всё новые интересные формы работы с читателем.

Тема номера

№ 20 (326)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы