Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (129)'10 - Книга в неволе
Сдаваться рано!

Ирина Дмитриевна Мухина, обозреватель газеты «Нижегородская правда», лауреат премии г. Нижнего Новгорода.




«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» —это тезис Национальной программы поддержки и развития чтения, разработанной около трёх лет назад Роспечатью и Российским книжным союзом. Доводов для таких устрашающих заявлений у авторов документа предостаточно. Как вам, например, такая цифра, обнародованная социологами «Левада-центра»: 37% наших соотечественников не читают вообще.

Если погрузиться глубже в подобную статистику, то возникает опасение, что мы только начинаем пожинать горькие плоды нигилизма, густо засеянного в умы и души тех, чьё детство пришлось на 1990-е. Сегодня они молоды, завтра станут главной силой общества. А сколько слабостей у этой силы? Разве не применимо к этому поколению, взросшему в духовном хаосе, определение «потерянное»?
Можно возразить: во всём мире стали меньше читать, это характерная особенность современного этапа цивилизации. Но верно и другое: в ряде стран противодействуют (и успешно!) опасной тенденции, возводят такое противодействие в ранг общенациональной и неотложной деятельности. А у нас? Локальные усилия, разрозненные, скромно финансируемые акции и региональные проекты… Национальная программа поддержки чтения так и не стала государственной и воистину общенациональной. Энтузиазм и порыв тех, кто по долгу службы, по призванию занимается пропагандой чтения, радикально переломить ситуацию не в состоянии. Да и признаёмся честно: истинная духовная элита России сейчас в уязвимом состоянии. Хотя бы потому что бедна, а это в глазах хозяев жизни, быстро научившихся считать доллары, делает её презираемой, а не авторитетной.

Звезды на Звездинке
И всё же мой пессимизм сильно убывает, когда я попадаю в библиотеки. Да, они порой неважно укомплектованы и не очень современно оборудованы, обитают не в самых престижных помещениях. Однако их сеть, структура, накопленный опыт, огромный потенциал — это реальный и мощный инструмент взращивания читательской культуры. С его помощью государство (была б на то его твёрдая воля) в состоянии переломить кризис, о котором трубят специалисты. Есть под рукой золотой ключик — бери и отпирай заветную дверь в мир книжной мудрости, в мир интеллектуального и духовного совершенствования новых поколений.
Такого рода надежды просыпаются, когда приходишь в залы Нижегородской государственной областной детской библиотеки. В длинной анфиладе залов дома №5 по Звездинке не просто хранят и выдают книги; коллектив специалистов находит применение самым разным своим способностям от артистических до исследовательских. В этом коллективе бок о бок трудятся знаток литературы — и скрипач, профессионал издательского дела — и ас компьютерных технологий, специалист по фандрайзингу — и поэт, библиограф и композитор. Это даже и не библиотека в привычном, обыденном понимании, скорее, — лаборатория новаций в работе с книгой и юными читателями. Всё, что связано с детским чтением, здесь становится предметом каждодневного труда, анализа, экспериментов. Правда, слово «лаборатория» подразумевает некую эмоциональную стерильность, а в этих стенах, напротив, любой сразу же ощутит благорасположение, приветливую заинтересованность, которые создают неповторимый душевный комфорт. Пожалуй, это достижение коллектива ничуть не меньше прочих.
Современным библиотекарям двигаться черепашьим шагом непозволительно — не поспеешь за прогрессом. Надо мудро приноравливаться к его стремительной поступи. А её признаки в областной детской библиотеке повсюду. Сегодня здесь без малого шесть десятков компьютеров. Они доступны пользователям практически в каждом отделе и в информационно-компьютерном центре «Радуга»
Без компьютерной техники не мыслят свой труд и сотрудники НГОДБ. Так, редакционно-издательский отдел выпускает в год до 36 названий печатной продукции, разработанной сотрудниками библиотеки, — от афиш до солидного журнала «Детское чтение». В таком деле без новейших технологий никуда.
Отдел автоматизации библиотечных процессов — и вовсе авангард цифровых новаций. Руководитель этого подразделения О. Ю. Костецкая демонстрирует диски, которые здесь создали: советы мамам по детскому чтению, материалы о великих земляках — Чкалове, Горьком, Минине. Полным ходом идёт работа над электронным сборником, посвящённым Александру Невскому и его связям с Нижегородской землей, формируются диски о Гоголе, Пушкине в помощь изучающим классику.
У главной детской библиотеки области есть свой сайт, появились виртуальные пользователи, нуждами которых коллектив отнюдь не пренебрегает. Все технические средства хороши, коли служат книге, знаниям, убеждены специалисты. И гордятся тем, что каждая их книжная выставка теперь обязательно сопровождается видеопрезентацией, которая в режиме нон-стоп идёт на мониторе, ставшем обязательной деталью традиционных библиотечных интерьеров.
Таких ноу-хау — технических, методических, творческих — в НГОДБ множество. Слово «впервые» то и дело звучит в разговоре о деятельности каждого отдела.
«Продвинутость» вовсе не разрушает особую душевную атмосферу библиотеки, которую отмечают и юные, и взрослые посетители. В доме на Звездинке происходит не просто встреча ребёнка с нужной книгой; здесь зарождается тёплая дружба с литературой, здесь стремятся и умеют сделать чтение творческой потребностью малыша. Ведь погружение в мир книги, без сомнения, — акт сотворчества. Учителя и родители, которые приводят в областную детскую библиотеку своих питомцев, довольны: Самое приятное здесь то, что тебе всегда рады. Не бывает тут мероприятий «для галочки», во всё вкладывают душу.
Когда библиотекарю удаётся добиться такого результата, его победа ничуть не меньше успеха какой-нибудь инвестиционной операции. Он сделал неоценимый вклад в интеллектуальное будущее страны, вклад, не подверженный инфляции. Как не согласиться с утверждением Н. И. Бочкаревой, директора НГОДБ: «В нашей деятельности кризисов не бывает»!
«Казалось бы, библиотека очень уязвимая структура, — размышляет Наталья Ивановна. — Слишком зависит от поддержки власти, от финансовых возможностей казны. Но давайте вспомним тяжелейший период конца ХХ века, когда с этой самой поддержкой было так плохо. В течение лет пятнадцати многие, особенно сельские, библиотеки не имели возможность пополнять фонды, не ремонтировались. Вроде бы, жалкое существование на грани краха. Но выжили необъяснимым образом. Необъяснимым только для стороннего наблюдателя. Мы-то понимаем, что близость к своему читателю, умение откликаться на его нужды помогли остаться востребованными. У библиотек стали появляться новые функции. Потому-то из периода сложнейших испытаний они не просто выкарабкались — они вышли качественно иными».
Из уст Н. И. Бочкаревой прозвучало ключевое слово —  «востребованные». Падение интереса к чтению в его традиционных формах и сейчас побуждает передовые коллективы искать, если можно так выразиться, окольные пути, приводящие пользователя и в библиотеку, и к книге. Если рассмотреть деятельность самой НГОДБ последнего периода, в ней очень заметно проявляется социализация, чуткий отклик на неотложные нужды нашей непростой жизни. Библиотека не в качестве замкнутого самодостаточного мирка, а как структура с мощными внешними связями, активный общественный, культурный, деловой партнёр разных сил и социальных групп — таким стал образ и суть главного дома детской книги нашей области.
Примеров тому множество, Скажем, нынешней весной в НГОДБ провели курсы компьютерной грамотности для группы молодых инвалидов. Ребята не просто получили современные знания, навыки, они ощутили свою включённость в обширное познавательное пространство с большими творческими возможностями. И горячо просили продолжить летом понравившиеся библиотечные занятия.
Пару десятилетий назад трудно было вообразить, чтобы детский библиотекарь предлагал подростку памятку на случай, если тот попадёт в милицию. Ныне в главной детской библиотеке области работает информационно-правовой центр «Детство», в котором несовершеннолетним разъясняют их права, помогают разобраться в тяжёлых жизненных ситуациях, подсказывают, где искать реальную помощь.
Снабдить пользователя максимумом информации, касается ли дело образования, культурных запросов, юридической осведомлённости, гражданской компетенции, — такова стратегическая задача библиотеки новой формации.

Меняться и менять
Практика этого неустанного движения навстречу разнообразным интересам и потребностям современного социума себя оправдывает. Естественно, при этом библиотекари никогда не забывают о главной своей миссии — служение книге. Для книги и через книгу осуществляются многочисленные акции, мероприятия, экспериментальные программы, выстраиваются партнёрские взаимоотношения с множеством благотворителей. Здесь даже торт, преподносимый победителю конкурса, бывает в виде развёрнутого томика. Профессионал детского чтения знает, какие они талантливые фантазёры наши ребята. Лишний раз убеждают в этом специальные тесты. Например, группе взрослых и группе детей библиотекари задают один вопрос. Дяди и тети в большинстве своём отвечают предсказуемо, стандартно, а юные испытуемые — оригинально. Объясняя, почему крокодил зелёный, легко допускают, что он объелся водорослей или мама помазала зелёнкой из-за ветрянки. Малыши — замечательные творцы и сказочники. Вот почему их дружба с книгой тоже должна начинаться сказочно, убеждены в областной детской библиотеке. Здесь для дошколят есть Зал радостного чтения, где делает остановку паровозик из Ромашкова с грузом ярких книжек.
В отделе литературы для детей до 11 лет осуществляется специальная программа «Сказка мудрая страна».
«Говорят: нынешние дети не читают. А я вижу, с каким энтузиазмом ребята общаются с книгой, — делится с нами своими наблюдениями сотрудник отдела Марина Ростиславовна. — В определённом возрасте каждого можно приохотить к чтению. Этого не происходит лишь из-за нерадивости, непонимания взрослых. Надо обязательно заинтересовать, увлечь. Не ждать, когда кто-то приведёт малыша в библиотеку. Теперь мы устраиваем выездные дни. Комплектуем выставку из 80-100 книг, причём зачастую редких, удивительных, и отправляемся в детские сады, в школы».
Как не согласиться с опытным профессионалом, что пропаганда чтения должна быть ныне по-хорошему напористой, изобретательной! Примеры того и другого находишь, посещая самые разные отделы НГОДБ. Например, хозяйка фонда литературы на иностранных языках Л. В. Просвирнина среди прочего демонстрирует оригинальные работы юных читателей. Им предложили сочинить сказку на новый лад, воплотив свои фантазии в популярном жанре комикса. Родились удивительные и смешные истории. Скажем, о Коте в сапогах, съевшем Золотую рыбку.
Или взять отдел научно-познавательной литературы. Здесь умеют рассказать о планете Земля даже с помощью яблока. Отрежет Н. М. Хапугина от него маленькую дольку и объяснит: такова пропорция почвы от объёма нашего «шарика». Наглядная демонстрация производит большое впечатление, и дети задумываются об уязвимости природы, о своём отношении к ней.
Ещё в этом отделе есть талисман — игрушечная черепаха. Впрочем, здесь её почтительно величают Главным библиотекарем небесного владыки дракона. Ведь в китайской мифологии неторопливое земноводное олицетворяет книжную премудрость и является покровителем служителей книги.
Создание среды для духовного роста ребёнка — вот что называет главной целью деятельности своих высокопрофессиональных коллег Е. П. Котенькова, заместитель директора НГОДБ.
«В фундамент мировоззрения читателя мы закладываем свой кирпичик. А материал его основы, конечно, книжная мудрость, — говорит Елена Петровна. — То, что создали классики литературы, лучшие творцы века двадцатого, должно приходить к новому поколению на очередном витке временной спирали. Вот почему главный девиз нашего творческого коллектива — “Меняться и менять”. Мы постоянно пробуем что-то новое ради того, чтобы лучшее старое — вековая мудрость, нравственность, высота помыслов, готовность учиться — было понято и принято очередным поколением читателей. В 2009 году коллектив осуществлял программу “Многоликая классика”, посвящённую серии юбилеев русских гениев. Нас самих удивило, насколько современных ребят привлек, например, Гоголь. Из анкет мы знали типичные отзывы: “ненавижу классику”, “терпеть не могу Гоголя и Некрасова”, “после книг Достоевского жить не хочется”. Мы попробовали привлечь внимание детей сначала к личности “хрестоматийного” автора. Оказывается, такой подход – через человека, через его судьбу — увлекает ребят, делает ближе, понятнее и творчество заинтересовавшего героя. Не случайно мудрецы говорили: “Что не знаешь, того и не любишь”. Сейчас на очереди разговор со школьниками о Лермонтове. И признаюсь, он загадка не только для них, но и для нас тоже. Будем открывать его тайны вместе».
Вот такие они современные библиотекари — ищут, не сдаются, не удовлетворяются избитыми ответами на детские вопросы, стараются идти в авангарде меняющегося времени. В этом вечном движении — залог их востребованности, ключ к детским сердцам. Их разведка новых рубежей, на которые обязательно придёт книга как вечный источник знаний и духовного опыта, доносит: сдаваться рано!

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы