Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Дети ждать не могут

Галина Александровна Кисловская, директор Российской государственной детской библиотеки, Москва
 Наталья Владимировна Бубекина, главный библиотекарь научно-методического отдела Российской Государственной детской библиотеки, Москва


Дети — это самая большая ценность. Вместе с тем эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями.

Основным принципом социокультурной политики в отношении детей и их библиотечного обслуживания является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей.
В нашей стране библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 47 тыс. публичных, 4,1 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует масштабная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий — 63 тыс. Читатели-дети составляют 33–35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом, вносит весомый вклад в социализацию личности ребёнка, в его инкультурацию (термин Н. Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.
Анализ эффективности работы этих библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничают со многими государственными и общественными организациями.
Как же возникли детские библиотеки? Каково их место в общей системе библиотек России?
История вопроса
Библиотечные модели каждой отдельной страны — это часто результат долгого исторического развития. Это в полной мере относится к истории создания и развития самостоятельных детских библиотек в России.
Детские библиотеки начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А. Д. Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. В резолюции «О работе детских библиотек» Первого Всероссийского библиотечного съезда (1911) подчёркивалась важность «привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг... Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными».1
Возникновение самостоятельных детских библиотек было связано с общекультурными и просветительскими традициями России. В начале XX века феномен детства стал предметом широкого научного интереса. Появляется большое количество статей, книг известных педагогов, психологов, писателей о необходимости изучения души ребёнка, поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания сообразно с законами развития детства, а не представлениями о них взрослых. Чётко обозначилось и самостоятельное направление в литературе — издание книг для детей, появилось большое количество журналов для детского и семейного чтения.
Детская литература сложилась из трёх составляющих:
• книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
• адаптированные издания;
• книги, специально написанные для детей и детского чтения.
С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять всё большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребёнка.
Детские библиотеки стали выделяться из публичных, формирование их как специфического детского учреждения шло путём приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.
Таким образом, самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более углублённой просветительской деятельности по отношению к детям.
После 1917 года развиваются оба типа библиотек — детская и школьная, причём в начале советского периода библиотечного строительства было очень чётко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребёнка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось «за страницами учебника».2
К сожалению, в конце ХХ–начале ХХI века произошел серьёзный перекос в распределении функций между школьных и детских библиотек. Из-за слабости материального и финансового обеспечения школьных библиотек в детские библиотеки был перенаправлен поток запросов по школьной программе. Более 80% всех запросов школьников связаны со школьными заданиями. Если вся так называемая массовая работа детских библиотек имеет целью приобщение к свободному чтению, чтению для ума и души, что и является основной задачей детской библиотеки, то объективные причины современного образования и нехватка свободного времени из-за большой загруженности школьной программой заставляют детей пользоваться детской библиотекой в узкоутилитарных целях. Как справедливо пишет Л. Н. Фомина, «Если бы деятельность библиотек была ориентирована на читателя и его потребности, то детская и школьная библиотеки давно бы сконцентрировались на выполнении своих непосредственных функциональных задач, соответствующих их типологии».3

Детские библиотеки:
попытки определения
За всё время существования детских библиотек мало кто всерьёз занимался вопросами теоретического обоснования деятельности детских библиотек и особенно определения их места в общей типологии. Большой вклад в изучение детских библиотек своими статьями и  книгой «Детская библиотека: современные проблемы развития»4 внесла Н. Л. Голубева. Какие-то попытки определения детских библиотек предпринимались в Концепции библиотечного обслуживания детей.5 Однако этого всё-таки недостаточно для определения места детских библиотек в типологии библиотек страны. Одна из причин в том, что библиотековедение почти не воспринимает нового знания, вырабатываемого детской психологией, социологией, педагогикой, социальной психологией, культурологией. Недостаточно проработанными остаются проблемы общей типологии библиотек, несмотря на то, что в 1990-е годы  по этому вопросу разводилась бурная полемика.
Основными типообразующими признаками являются, по мнению, библиотековедов, структура фондов, читательский контингент, статус библиотеки, её роль в системе библиотек и т. д.
Согласно Е. Н. Гусевой6, которая свела многие теории типологии библиотек в единую таблицу, большинство исследователей выделяют детские библиотеки или как самостоятельный вид библиотек (К. Коновалова, М. А. Потапов, И. М. Фрумин, А. И. Литинский, Л. З. Амлинский, С. А. Трубников, А. В. Соколов и др.) или как подвид массовой (публичной) библиотеки (И. М. Фрумин, Н. К. Коссаковская, Н. С. Карташов и др.). Все детские библиотеки можно классифицировать прежде всего по читательскому контингенту — дети до 14 лет (включительно), специфике фонда (документы, предназначенные детям как основное ядро), по уровню подчинения — федеральная, библиотеки субъектов РФ, муниципальные, по роли в системе библиотек — центральные (библиотеки субъектов РФ), самостоятельные, централизованные детские библиотечные системы, детские филиалы, отделы публичных библиотек. Детские библиотеки отмечены даже в типологиях, основным признаком которых является автоматизация библиотек (А. В. Соколов, Л. И. Алёшин).
Таким образом, детские библиотеки вполне вписываются в имеющиеся схемы типологизации библиотек. Однако в современном библиотековедении доминирует отнесение детских библиотек к публичным. И вот здесь возникают вопросы. Если обратиться к классическому определению публичной библиотеки как к библиотеки, которая «… в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования»7, то сразу становится очевидным, что детская библиотека по своему основному контингенту, направленности фонда не может быть интересна всему обществу, тем самым отличаясь от общедоступной библиотеки достаточно важными типологическими признаками. Именно поэтому в текст 8-й статьи Федерального закона №78 от 1994 года «О библиотечном деле» был внесён термин «специализированные детские и юношеские библиотеки». Теоретическую основу появления такого термина составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.
Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это серьёзно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания.
Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, — создание культурной среды развития личности ребёнка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребёнка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – «специализированное обслуживание». На такое обслуживание дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.

В центре внимания — ребёнок
Итак, детская библиотека — это специализированное библиотечное учреждение или его структурная часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки — быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.
Миссия библиотек, обслуживающих детей, заключается в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребёнка, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек — удовлетворение явных и скрытых потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
Основные задачи детских библиотек:
• развитие и саморазвитие ребёнка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
• пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;
• гармоническое сочетание социализации (освоения ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка);
• воспитание творческих способностей;
• пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
• обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
•обеспечение доступа пользователя-ребёнка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
• взаимообогащение традиционной книжной и новой «электронной» культур;
• осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
• развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
• развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.
Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей в культуру (инкультурация) — это важнейшие направления социокультурной политики, которые должны иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксированы в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание — часть этой политики.8
Современную специализированную детскую библиотеку в том виде, в котором она существует — самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки — можно рассматривать как подвид публичной библиотеки, тяготеющий к самостоятельному типу библиотек.
Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе — модернизация и, как следствие, повышение качества работы с учётом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остаётся, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего для Читателя. В центре внимания детской библиотеки — читатель-ребёнок со всеми его психологическими, возрастными и иными особенностями развития. С ребёнком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами её преподнесения детям.
«Опытным путём детские библиотеки нащупывали способы приблизиться к восприятию своих пользователей, к уровню их читательской культуры, стараясь приспособиться к особенностям читательской группы и развивать специализацию обслуживания. После централизация этот процесс пошёл вспять. В централизованных системах требования к взрослым и детским библиотекам унифицировались. Через систему административного и методического руководства шла нивелировка деятельности взрослой и детской библиотек, специфика последней стиралась.
В деятельность детской библиотеки систематично насаждались методические установки, разрушительно повлиявшие на организацию открытого доступа и СБА (по схеме и формулировкам ББК), тематику, содержание и оформление выставок, состав фонда по отраслям знания и процент выдачи литературы — всё постепенно подтягивалось к норме работы взрослой массовой библиотеки»).9
В настоящее время многие детские библиотеки создали свою, отличную от взрослой, среду развития и общения детей, применяют новые способы расстановки и раскрытия фондов, отвечающих возрастным особенностям разных групп детских читателей, проводят эффективные акции-мероприятия по продвижению чтения, создают программы и проекты работы по различным направлениям деятельности библиотек, значительно расширили партнёрство с другими учреждениями и организациями.
Современная детская библиотека, если она является самостоятельным учреждением, имеющим статус юридического лица, все средства, которые ей выделяют по бюджету, и те, что она зарабатывает сама, направляет только на благо детей. Поэтому-то в этих библиотеках и комплектование документов гораздо лучше, чем в филиалах ЦБС, и информатизация, хоть и идёт тяжело, но, тем не менее, библиотеки предоставляют пользователям информационные технологии. Главное же, что детская библиотека всё своё пространство, каким бы оно ни было, предоставляет детям. А это очень важно, поскольку для детей библиотека — это не только читальный зал и абонемент, но и место общения и досуга. Это положение особо выделено в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей», подготовленном Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений: «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё собственное детское, даже если они приглашают взрослых разделить его с ними…».10

Опасная тенденция
Опыт существования детских филиалов в смешанных ЦБС, к сожалению, показывает, что библиотечное обслуживание детей воспринимается как вторичное, полностью отсутствует приоритет интересов детей, о котором говорится в нормативных документах типа Конвенции ООН о правах ребёнка, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и т. п. Более того, в некоторых ЦБС проблемы помещений, комплектования фондов, других материальных ресурсов решаются за счёт именно детских библиотек. Объединение детских и взрослых библиотек в одном помещении приводит к лишению детей своего пространства. Пока в стране не изменится отношение к детям, пока в библиотечной политике дети как наименее защищённая категория населения не будут рассматриваться хотя бы как равноправная группа, говорить об объединении детских и взрослых библиотек преждевременно.
Тем не менее в настоящее время в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. библиотечная сеть претерпела значительные изменения в худшую сторону. В первую очередь пострадали детские библиотеки. Их общее количество уменьшилось с 4,5 тыс. в 2003 году до 4,1 тыс. в 2009 году. По всем регионам количество детских библиотек неуклонно сокращается. Например, в Чувашии вместо 43 детских библиотек осталось 33, в Татарстане 113 и 103 соответственно, в Ленинградской и Воронежской областях число детских библиотек сократилось на 15 ед., в Пермском крае — на 7 ед. и т. д.
Многие детские библиотеки либо закрывают совсем, либо перепрофилируют, объединяя со взрослыми, школьными. Большинство библиотек потеряло свой статус. Так, в 2003 году в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами, были центральные детские библиотеки, которые выполняли функции оказания методической помощи, квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек своего города или района, включая сельские библиотеки. Сейчас же эти библиотеки либо переведены в разряд библиотек-филиалов, либо существуют на положении детских отделов и отделений взрослых библиотек, что ведёт к сокращению опытных кадров, ухудшению всего библиотечного обслуживания детей, потере активных читателей. Имеет место и перевод библиотек-филиалов, имеющих своё обособленное помещение, на которое имеют право по всем международным конвенциям дети, в положение отделов взрослых библиотек с отчуждением ранее занимаемых помещений.
Вызывает настороженность и нарастающая тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ. Так, если в 2003 году было только три детски-юношеских библиотеки, то к 2010 году их стало уже 17. Предпринимать такие шаги нецелесообразно, так как их объединение, как показывает практика, не способствует эффективной организации библиотечно–информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и во многом ущемляет и права детей, и права юношества. Если же учесть, что с 2009 года набирает силу тенденция превращения юношеских библиотек в молодёжные, то есть угроза полного растворения детей в общей массе практически уже взрослых пользователей библиотек. Теряют свои особенности организаторов библиотечного обслуживания детей в регионе и те библиотеки, которые объединяются с национальными (Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Саха) или универсальными научными (Хабаровск).
Эти объединения связаны со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания. Результатом этого является нарушение прав ребёнка, поскольку сокращаются возможности пользователей на получение информации в соответствии с их возрастными потребностями. Всё то, что было достигнуто Россией в области развития детских библиотек в ХХ веке.
В развитых странах понимают, что детские библиотеки и библиотеки для юношества нужны для создания условий, отвечающих потребностям этих групп населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Дети и юношество имеют право на собственный выбор учреждений, которые нужны им для развития и социализации. Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало усиление библиотечной работы с детьми.
Это проявляется в следующем:
• в некоторых странах были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея).
• появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «паранациональные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);
• стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Великобритания, Франция, Италия, Китай, Сингапур, Нидерланды);
• открываются также небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Бенине);
• стали строиться новые, хорошо оснащённые библиотеки для детей и подростков (нередко по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.).11
Очень бы хотелось надеется, что и в России здравый смысл возьмет верх над сиюминутными решениями, и нам не придётся через некоторое время возрождать детские библиотеки, равняясь на зарубежные страны.
Непродуманная политика в отношении детей и детских библиотек может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовывать свой досуг. К чему это может привести, наглядно показано в статье «Необъявленная война: дети мстят за экономию на них».12 Недаром кто-то из мыслителей прошлого говорил о том, что, закрывая библиотеки сегодня, завтра мы будем вынуждены строить новые тюрьмы.
Мы совсем не хотим какой-то сегрегации детей, наоборот, как написано в Концепции библиотечного обслуживания детей13, главное сейчас — встроенность системы обслуживания детей в общее библиотечное пространство, но без ущемления прав детей, без лишения их права выбора той библиотеки, где им комфортнее, удобнее, лучше. Дети сами проголосуют, своими ногами, в какую библиотеку они пойдут и как будут ею пользоваться. Прежде чем экспериментировать и разрушать всё «до основанья», давайте прислушиваться к нашему главному судье — пользователю.

С авторами можно связаться:
rgdb@rgdb.ru
metod@rgdb.ru

1 Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. — М.: Книга, 1980. —С. 107.
2 Там же.
3 Фомина Л. Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная? // От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). — М., 1993. — С. 4.
4 Голубева Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. — М.: Литера, 2009. — 160 с.
5 Концепция библиотечного обслуживания детей. — М.: РГДБ. — 2004. — 31 с.
6 Гусева Е. Н. Типология библиотек. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 42–48; 59–72.
7 Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. — СПб, 2002. — С. 13.
8 Концепция библиотечного обслуживания детей. — М.: РГДБ. — 2004. — С. 2–6.
9 Фомина Л. Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная? // От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). — М., 1993. — С. 5.
10 Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю. В. Просалковой. — М., 1994. — Вып. 7. — С. 61. Информационные материалы.
11 Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при МК РФ. — М.: РГДБ. — С. 28–29.
12 Необъявленная война: дети мстят за экономию на них // Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. — М.: МИРОС, 1995. —
С. 38–41.
13 Концепция библиотечного обслуживания детей. — М.: РГДБ. — 2004. — 31 с.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы