Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Портрет читателя детской библиотеки

Ирина Гилмегаяновна Самойлова, главный библиотекарь отдела методической работы ОГУК «Сахалинская областная детская библиотека»



Сегодня без системного анализа ситуации с детским чтением, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям крайне сложно выстроить новую стратегию воспитания у детей высокой культуры чтения.

С целью выявления отношения детей к книге, определения их круга чтения, места библиотеки в жизни юных сахалинцев специалистами Сахалинской областной детской библиотеки совместно с детскими библиотеками области с мая по декабрь 2009 года проводилось исследование «Книга и чтение в жизни детей». Мы хотели понять, насколько ситуация в нашей области близка к общероссийской, попытаться составить читательский портрет юного сахалинца.
Методом исследования было выбрано анкетирование, проводившееся как в школах, так и в библиотеках (участие в исследовании приняли 32 библиотеки из 16 муниципальных образований области), на вопросы анкеты ответили 1374 человека. Наибольшую часть — 424 респондента (32%) составили подростки в возрасте 14 лет; 365 (27%) — 13 лет; 336 (25%) — 12 лет; 161 (12%) — 11 лет; 88 (7%) — 15 лет. Из них девочек — 788 (57%), мальчиков — 586 (43%).

Пять книг на необитаемом острове
В структуре досуга детей области чтение оказалось на II месте. В свободное время они чаще всего гуляют (I место); слушают музыку (III место); смотрят телевизор и занимаются спортом (IV и V места). В перечень досуговых занятий всё прочнее входит компьютер: около 15% детей в свободное время играют на ПК, выходят в Интернет. Также встречались такие ответы, как посещение кружков, походы в гости, на рыбалку, рисование.
Каковы же цели чтения детей и их предпочтения в выборе литературы? Для 60% чтение — способ получения информации; для 43% — необходимая часть учёбы; для 27% — необходимая часть жизни; для 18% — развлечение, приятное времяпрепровождение. И только 5% считают, что чтение — это зря потраченное время. Таким образом, чтение всё чаще воспринимается как средство получения информации.
Посмотрим, каковы жанрово-тематические предпочтения современных детей и подростков.
Приключения — 56%
Фантастика — 48%
Детективы — 33%
Историческая — 20%
Ужастики — 40 %
Поэзия — 9 %
По технике, о компьютерах — 16 %
О природе, животных — 28 %
О жизни сверстников — 22 %
Лидирующие места в читательских предпочтениях занимают приключенческая, детективная литература, фантастика, «ужастики». Не пользуется большим спросом литература исторического, научно-популярного содержания, поэзия.
Посмотрим, каковы мотивы обращения к чтению
чтобы больше узнать – 45%
чтобы  лучше подготовиться – 36%
чтобы получить удовольствие – 32%
от скуки – 16%
чтобы не приставали родители – 15%
чтобы не отставать от друзей – 5%
Можно констатировать, что к чтению обращаются в основном с целью больше узнать, лучше подготовиться к урокам, однако нельзя утверждать, что для значительной части сегодняшних детей чтение — это всего лишь обыденная учебная деятельность, не доставляющая радости и удовольствия.
По результатам опроса, проведённого в 2009 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом, снизилась на 9% (с 31% до 22%). Так, 42% россиян читают книги лишь время от времени (13 лет назад — 49%), 35% (против 20% в 1996 году) вообще никогда не берут их в руки, а 62% после окончания школы ни разу не перечитывали русских классиков.1
В ходе исследования мы поинтересовались, много ли читают наши респонденты. Ответы показали, что 37% читают каждый день; 2 и больше книг в месяц — 33%; 1–2 книги за полгода — 25% и совсем не читают 6%.
Задавая вопрос: «Какие 5 книг ты взял бы с собой на необитаемый остров?», мы хотели выяснить, каким произведениям отдают предпочтение юные сахалинцы и курильчане. Было названо около 250 книг 115 авторов. Следует отметить, что 12% респондентов не дали ответа на данный вопрос. Бесспорным лидером является серия книг английской писательницы Дж. Ролинг о Гарри Поттере, далее в список вошли (по мере убывания): Д. Дефо «Робинзон Крузо», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», стихи
А. Пушкина, М. Твен «Приключения Тома Сойера», Л. Толстой «Война и мир», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Р. Стивенсон «Остров сокровищ», Шекспир «Ромео и Джульетта», А. Грин «Алые паруса», Д. Емец «Мефодий Буслаев», К. Льюис «Хроники Нарнии»,
Д. Толкиен «Властелин колец». Среди современных писателей были названы книги Д. Емеца, Т. Крюковой, сестёр Воробей, Д. Сабитовой, С. Лукьяненко,
Б. Акунина, Ж. Уилсон, Д. Донцовой,
Е. Вильмонт, но они не вышли в лидеры по частоте упоминаний. Можно предположить, что дети плохо знакомы с произведениями современных писателей, ощущается дефицит таких книг в библиотеках области. Были названы книги В. Астафьева, В. Распутина, Б. Васильева, А. Чехова, А. Пушкина, М. Пришвина, М. Достоевского, М. Лермонтова, С. Есенина, С. Аксакова, И. Бунина, В. Осеевой, М. Салтыкова-Щедрина.
В списке названных ребятами книг обращают на себя внимание такие произведения, как «Динка» В. Осеевой, «Два капитана» В. Каверина, «Баранкин, будь человеком» В. Медведева, «Миллион и один день каникул» Е. Велтистова, «Весенние перевертыши» В. Тендрякова. Мало было названо книг многих популярных и любимых ранее детских писателей — А. Волкова, К. Булычёва,
Е. Велтистова, В. Крапивина, Д. Лондона, Р. Киплинга, Э. Успенского, Н. Носова. У многих детей сформировался интерес к литературе жанра фэнтези. Это серия книг Д. Емеца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве, М. Витчер о девочке Нине, К. Льюиса «Хроники Нарнии»,
Д. Толкиена «Властелин колец», романы С. Лукьяненко, М. Семёновой, Н. Перумова.
Чем же объясняется такой устойчивый интерес детей к повествованию о Гарри Поттере? С одной стороны, это результат широкой рекламной кампании, но с другой стороны, свою роль сыграл дефицит книг, предназначенных для детей 11–14 лет. Издаётся, пишется и переводится крайне мало произведений, в которых можно увидеть современных героев-подростков. Больше всего книг издаётся для дошкольников и младших школьников. Сказывается и влияние визуальной культуры. Например, широкий показ фильмов в кинотеатрах, на телевидении («Тарас Бульба», «Мастер и Маргарита», «Властелин колец», «Пираты Карибского моря») объясняет популярность этих произведений. Большинство книг, названных респондентами, — это книги по школьной программе. Это, безусловно, положительное явление, так как программа включает лучшую литературу. Однако можно предположить, что их выбор в определённой степени формален, продиктован впечатлением от недавнего прочтения. По полученным данным можно сделать вывод, что сегодня происходит снижение качества детского чтения и однообразие его репертуара. Многое зависит и от качества комплектования детских библиотек.
На содержание круга чтения детей влияют гендерные различия. Среди девочек в 1,5 раза больше любящих читать книги, чем среди мальчиков. Круг любимых книг девочек намного вариативнее, чем мальчиков. Предпочтения мальчиков и девочек совпадают в ведущих жанрах и темах (приключения, фантастика). Выявляются гендерные предпочтения, свидетельствующие о повышенном интересе девочек к книгам с лирическим и романтическим началом, а мальчиков — к книгам с динамичным, захватывающим сюжетом.
Репертуар книг для детей и их круг чтения в значительной мере определяются местом поселения. Так дети, проживающие в отдалённых районах области (Курилы, г. Оха, пгт. Тымовское, пгт. Смирных, г. Макаров, г. Томари), проявляют несколько больший интерес к чтению книг, чем их сверстники из более крупных городов, приближённых к областному центру (г. Холмск,
г. Анива, г. Корсаков, г. Долинск, г. Невельск). Информацию об интересных книгах они чаще получают от библиотекаря. При позитивном отношении к книге они уступают детям из крупных городов по степени интенсивности и многообразия круга чтения. Совпадение названных книг между ними составляет около 60%. Вместе с тем дети из отдалённых районов области несколько чаще называют произведения отечественных писателей, по школьной программе. Таким образом, при принципиальном сходстве репертуара книг дети, проживающие в отдалённых населённых пунктах, в силу ряда причин (менее развитая информационная инфраструктуры, менее разнообразные фонды библиотек, отсутствие сети книготорговых организаций, недостаточная компетентности родителей) не столь осведомлены и эрудированны в области художественной книги, более традиционны в содержании круга чтения.
Представляют интерес суждения детей о «настоящей книге» (художественной). Заполняя анкету, ребята должны были отметить не более 5 позиций из предложенного списка, которые, по их мнению, соответствуют понятию «настоящая книга». Какую же книгу они считают «настоящей»? Прежде всего, это та книга, которая написана с юмором (54%), познавательна и занимательна (49% и 46%), имеет счастливый конец (47%), поучительна (43%).
Допиши свой вариант "НАСТОЯЩЕЙ КНИГИ" (художественной)
Ставит вопросы — 17 %
Написана живым, разговорным   языком — 28 %
Заставляет много размышлять  —30 %
Такая, где героям хочется сочувствовать  — 34 %
Вызывает сильные переживания — 35 %
Описывает знакомые жизненные  ситуации —  41 %
Поучительна — 43 %
Занимательна — 46 %
Имеет счастливый конец — 47 %
Познавательна — 49 %
Написана с юмором — 54%
Чтение художественной литературы, если оно не связано с учёбой, дети рассматривают как форму проведения досуга, возможность расслабиться. Их мало привлекают книги, которые содержат эмоциональные переживания (только 30% отметили, что «настоящая книга» та, которая заставляет много размышлять; 34% — где героям хочется сочувствовать; 35% — вызывает сильные переживания; 17% — ставит вопросы).
Очень важно кто и как посоветует ребёнку книгу. От этого часто зависит, захочет ли он читать в дальнейшем. Выбор книг для чтения большая часть респондентов (70%) осуществляет самостоятельно, мнению библиотекаря доверяют 29%, учителям и друзьям — 16%. Менее всего они руководствуются советами родителей (15%). При этом большинство из них (60%) делятся впечатлениями о прочитанной книге с друзьями, с родителями (43%). С библиотекарем обсуждают прочитанные книги 14%, вообще ни с кем не обсуждают — 12%. Учителя мало причастны к формированию читательских потребностей детей. В процессе общения с учителями отсутствует обсуждение читательских интересов детей (обсуждают с учителями прочитанные книги только 1,3% опрошенных, пользуются их советами при выборе книг — 16%. В данной группе респондентов (11–15 лет) авторитет взрослых невелик; особенно это касается учителей, родителей, библиотекарей. Соответственно, усиливается ориентация на сверстников.

«В XXI веке стыдно быть
не начитанным»
На вопрос: «Вызывает ли у тебя книга желание помечтать, пофантазировать, сочинить самому?», 61% респондентов ответили — «иногда», 26% — «всегда», 14% — «никогда». Таким образом, можно сказать, что с помощью книги в душе ребёнка рождаются мысли, чувства.
Данные о каналах получения информации о книгах — важная характеристика актуальной читательской культуры, которая связана с общим состоянием социальной жизни, с состоянием культурных и социальных институтов российского общества. В сегодняшнем чтении россиян присутствие таких агентов литературной социализации, приобщения к книжной культуре, как школа, библиотека, а также печатные СМИ, становится минимальным.
Какова же картина в области? В ответах на вопрос об источниках информации о новой литературе большинство респондентов назвали по 2–3 источника. Для них сегодня характерно использование всего спектра каналов и источников информации.
Из каких источников ты узнаёшь о новой литературе?
Книжные магазины — 21 %
Газеты, журналы — 21 %
Друзья, родные  — 31 %
Библиотека — 53 %
Интернет — 42 %
Другой источник — 2,3 %
Относительное большинство респондентов (53%) узнают о новых книгах в библиотеке. Здесь надо учесть такие факторы, как удалённость области от крупных центров России; в некоторых населённых пунктах библиотеки зачастую служат практически единственными источниками получения информации о книгах. Интернет как источник получения информации о книгах видят 42% детей. Таким образом, сегодня детский библиотекарь должен уметь оказывать читателям помощь в выборе как печатных, так и электронных информационных ресурсов.
Существует мнение, что подростки предпочитают чтению просмотр спектаклей, экранизаций литературных произведений. Мы задали такой вопрос. Ответы оказались таковы: 50% предпочитают экранизацию литературных произведений, 25% — просмотр спектаклей.
Ответы на вопрос, заменит ли компьютер книгу, распределились таким образом: 48% респондентов дали отрицательный ответ, 39% отдали первенство компьютеру, 8% затруднились ответить.
Сохраняется ли в современном обществе представление о начитанности как о важной положительной характеристике человека? Мы попытались выяснить это с помощью вопроса: «Как, по-твоему, быть начитанным сегодня — это важно? Почему?» Для большинства юных сахалинцев и курильчан (74%) сохраняется понимание важности этой характеристики. Участники исследования приводили следующие аргументы в пользу начитанности: «Быть начитанным престижно»; «Чтобы быть образованным»; «Пригодится в жизни»; «Чтение — источник информации, знаний»; «Стыдно быть не начитанным в XXI веке»; «Не быть хуже других»; «Расширяет кругозор»; «С начитанным человеком приятно общаться»; «легче учиться».
Анализ собранного материала помог нам составить портрет читателя Сахалинской области.
Мнение о катастрофическом падении интереса к чтению и библиотеке в Сахалинской области не подтверждается. Чтение является одной из преобладающих форм досуга детей области. Преобладает интерес к художественной литературе, особенно к книгам приключенческого жанра, фантастике. Научно-познавательная, историческая литература занимает в чтении детей незначительное место, что в свете общественных ожиданий печально. Литературные вкусы детей, проживающих в разных местах, имеют незначительные различия.
Начитанность представляется респондентам важной положительной характеристикой человека. Главный вывод большинства детей — оно помогает в образовании, расширяет кругозор.
Очень любопытными оказались результаты ответов на вопрос об авторитетах при выборе книг. Авторитетами оказались сами дети. Следует обратить внимание на то, что библиотекари заняли 2-е место, но с большим «отрывом» (70% и 29% соответственно).
Среди мотивов обращения к книге у юных сахалинцев и курильчан лидирует стремление больше узнать и лучше подготовиться к урокам. Отношение к чтению постепенно трансформируется, уходит та часть чтения, которая была «для души». Библиотекари должны способствовать соблюдения баланса между деловым (учебным) и досуговым чтением, так как именно досуговое чтение формирует высокую читательскую компетенцию, аналитические способности человека, помогает в реализации ценностных ориентаций, формирует индивидуальность ребёнка, его культуру.
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют и о недостаточно высоком уровне литературного вкуса детей 11–15 лет. Налицо необходимость разработки комплексных программ по формированию интереса детей к чтению, развитию их литературного вкуса и читательских установок.
На формирование представлений о ценности чтения и сохранение читательских традиций основное влияние оказывает ближайшее окружение человека — родители, друзья, учителя, поэтому необходимо обратить внимание на развитие семейных традиций чтения.
Чтение остаётся для детей области необходимым и привычным занятием. Деловое и развлекательное чтение развиваются по законам модернизирующего общества. Задача библиотекарей — отвечать на все запросы читателей, определять тенденции в развитии информационных потребностей и тем самым предвосхищать их выполнение, влиять на комплектование фонда.
Данные исследования позволяют дать некоторые рекомендации по поддержке и развитию чтения:
• активизировать исследовательскую работу по изучению детского чтения;
• разрабатывать программы по литературному развитию детей;
• разрабатывать проекты в поддержку чтения;
• использовать разнообразные формы вовлечения детей в осознанное чтение книг, газет, журналов, медиатекстов;
• развивать и укреплять партнёрские отношения с государственными и общественными организациями, СМИ.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы