Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Ормко. Предлагаем металлические лигатуры для брекетов купить по доступной цене.
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Маленький кораблик на пути к большой цели

Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург



Символом Форума школьных библиотекарей «Михайловское-2010» стал маленький бумажный кораблик, который мчался по бурным волнам. В этой метафоре кто-то увидел школьного библиотекаря, кто-то — всё наше библиотечное сообщество.

Встречаясь со школьными библиотекарями на съездах, форумах и конференциях, посещая в библиотеках, я вижу, как изменился сегодняшний школьный библиотекарь по сравнению с тем, каким был 10 и более лет назад. Исчез синдром «серой мышки» (так квалифицировал его Е. Н. Кузьмин в 2000 году) — непритязательного «выдавальщика» учебников в школе, человека со слабой рефлексией, с заниженной самооценкой. Возникновению этого синдрома в немалой степени способствовала неразвитая система профессиональной коммуникации, статус технического персонала в школе и соответствующий ему уровень профессионального сознания библиотекари. Сегодня школьный библиотекарь — это человек с высокой самооценкой, фигура, во многом определяющая модернизацию системы образования, специалист, осознанно и органично пользующийся новыми терминами-концептами, отражающими новую идеологию школьной библиотеки — ключевого звена учебно-воспитательной и информационно-образовательной системы современного образования. О профессиональном росте школьных библиотекарей свидетельствуют их хорошая информированность в профессиональной сфере, зрелые проблемные публикации в периодической печати, высокое качество выступлений на конференциях и форумах, способность к анализу собственных результатов труда, активное участие в модернизации образования. Сегодня фигура школьного библиотекаря не только признана де-факто педагогической, но и рассматривается как одно из ведущих звеньев всего образовательного процесса в школе. На форуме «Михайловское 2010» в выступлениях участников прозвучала мысль: не библиотека в школе, а школа в библиотеке, ибо без участия и педагогического сопровождения школьного библиотекари не обходится ни одно школьное мероприятие, как на уровне его разработки, так и проведения. Мало того: деятельность школьного библиотекаря, направленная на развитие Человека, его интеллекта и души, была признана на этом форуме гарантом национальной безопасности страны, что обосновал в своем докладе на пленарном заседании профессор А. В. Соколов.
Эволюционный скачок, произошедший в оценке школьным библиотекарем собственной деятельности, — результат изменений в его профессиональном самосознании, осознания сущности своей профессии, её социальной роли, способности включить свои профессиональные интересы в контекст общественного развития страны. Сегодняшний школьный библиотекарь — активно рефлексирующая личность, способная не только принимать профессиональные нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и возможные пути их решения, но и прогнозировать направление развития профессиональной деятельности, объединяя усилия с представителями профессионального сообщества.

Катализатор
профессионального роста
Такое изменение в профессиональном сознании школьного библиотекаря не мог произойти стихийно. Этому содействовал ряд факторов. Главный из них — создание журнала «Школьная библиотека», который начал выходить в 2000 году. Идея его создания принадлежала Татьяне Дмитриевне Жуковой, тогдашнему генеральному директору НП «БукмаркетингЦентра», специализирующемуся на рынке школьной литературы и выполняющего ряд функций коллектора для библиотек. Цель создания журнала состояла в том, чтобы привлечь внимание общества к проблемам школьных библиотек, кардинально изменить отношение к ним в педагогическом и библиотечном сообществах, пробудить интерес к ним у властных структур. Другой задачей стала переориентация работы школьной библиотеки на встраивание в современный образовательно-воспитательный процесс с учётом его модернизации, повышение профессионализм школьного библиотекаря.
Со второй половины 1999 года проходил подготовительный этап к изданию журнала. Разрабатывалась концепция и макет издания, формировалась редакционная коллегия журнала, привлекались авторы, налаживались связи со специалистами издательского, книжного, полиграфического дела, осуществлялось экономическое и финансовое обоснование проекта, проводились опросы и представление проекта в регионах. (См.: Т. Д. Жукова «Есть такой журнал! // Библиотековедение. — 2000. — №3. — С.46–47.)
Одним из главных положений, заложенных в концепцию журнала, стала направленность на развитие профессионального сознания школьного библиотекаря, его представлений о сути своей профессии. Редакция предполагала, что профессиональное сознание является основой для преобразования профессионального сообщества. В разработке этого направления деятельности журнал опирался на идеи профессора
А. И. Каптерева об уровневом характере рефлективности специалиста. Таких уровня было выделено четыре: технологический, управленческий, теоретический и методологический. Создатели журнала поставили цель обеспечить информацией все четыре уровня рефлексии библиотекаря, ориентировать специалиста на продвижение от узкотехнологического уровня к методологическому, привести профессиональное сознание в соответствие с требованиями времени.
При разработке концепции журнала был учтён и другой подход к понятию «профессиональное сознание»; исследователь Н. В. Збаровский представляет профессиональное сознание в виде трёх компонентов: Я-концепция специалиста, то есть представление о собственных профессиональных качествах; представление о библиотеке как о социальном институте, представление о профессии — её философии, корпоративной культуре библиотечного сообщества, квалификационных требованиях, уровне образования и т. д. (Збаровская Н. В. Интернет в профессиональном сознании библиотекарей // ШБ — 2002. — №7. — С. 27). Также изначально учитывался подход к профессии школьного библиотекаря как профессии двойственной, накладывающий отпечаток на профессиональное сознание специалиста: оставаясь библиотекарем, он одновременно выполняет функции педагога, обучая школьников информационной и читательской культуре, воспитывая и развивая их средствами печатных и электронных ресурсов.
Выполнение сложной по характеру деятельности предполагает соответственный уровень профессионального мастерства школьного библиотекаря, поэтому создатели журнала ставили перед собой задачу повышения квалификации школьного библиотекаря. На базе журнала была совместно с РГБ организована заочная школа библиотекаря, предлагающая «заочные уроки» по отработке механизмов комплектования, информационной культуре библиотекаря с выходом на педагогическую практику (факультативы и семинары по информационной культуре для учащихся и учителей). Эта работа была системно организована редакцией журнала. Предполагалось, что это позволит библиотекарю повысить статус своей профессии в глазах школьной администрации, педагогов и коллег, повлияет на профессиональную идентификацию библиотекаря.
Большое внимание журнал «Школьная библиотека» уделял самообразованию профессионалов. Каждый номер журнала содержал богатый познавательный материал, содействовал повышению квалификации по разным направлениям деятельности. В настоящее время эту функцию журнала поддерживает Портал школьных библиотек, которым могут пользоваться все библиотекари России. Журнал психологически подготовил библиотекарей к осознанию новой роли библиотеки образовательного учреждения как креативно-творческого подразделения школы, инновационной площадки для модернизации отечественной системы образования. Он открыл обществу назначение школьной библиотеки. Он показал, что библиотека общеобразовательного учреждения обеспечивает начальную подготовку ребёнка к жизни в информационном обществе и одновременно развивает учительский потенциал. Вместе с тем она готовит читателей для всех других типов библиотек. Школьная библиотека, располагающая печатными и электронными ресурсами, специалистами по руководству чтением, неотделима от образования и культуры, от развития человеческой индивидуальности. Ей присуща комплексность, то есть сочетание функций учебной, публичной и специальной библиотеки. При этом профессиональное сознание школьного библиотекаря журнал не ограничивал организационно-технической сферой; он содействовал изменению самой философии деятельности, влиял на идеологию работы, определял новый уровень стратегии библиотеки.
В редколлегию журнала вошли работники сферы образования, сотрудники издательств и книготорговых фирм, практикующие школьные библиотекари, методисты и психологи, представители библиотечной науки из разных регионов. Состав редколлегии претерпевал на разных этапах развития журнала определённые изменения, связанные в том числе, с появлением новых задач,  но её ядро остаётся неизменным. Все подготовительные мероприятия, проведённые редакцией журнала, оказались оправданными: на первое полугодие 2000 года был собран тираж 8500 экземпляров. В 2008 году тираж удвоился и достиг 17 000 экземпляров, что свидетельствует о востребованности и популярности журнала. Редакция журнала считает, что ресурсы подписки и тиража журнала «Школьная библиотека» далеко не исчерпаны. В идеале журнал стремится к тому, чтобы его получала каждая школьная библиотека, а их насчитывается сегодня более 60 тысяч.

На связи с читателями
С первых же номеров журнала у редакции установились тесные связи с читательской аудиторией. В каждом номере на первой странице публиковались отклики читателей на опубликованные материалы, шла широкая переписка с подписчиками. Вот характерное письмо в редакцию заведующей СОШ №9 из Тюменской области А. П. Бирюковой:
«С нетерпением жду выхода каждого номера журнала, испытываю чувство гордости и удовлетворения оттого, что он существует, что нас заметили, что с каждым годом поднимается престиж школьной библиотеки и школьного библиотекаря» (Школьная библиотека. — 2002. — №10. — С. 1.) Подобные письма вселяли в сотрудников журнала и его главного редактора Татьяну Дмитриевну Жукову уверенность в правильности выбранного курса.
Важный материал для анализа обратной связи был получен методом анкетирования читателей журнала. За время существования журнала оно было проведено дважды под руководством социолога М. М. Самохиной. Для изучения отзывов читателей на журнальные публикации много дало живое общение членов редакции в ходе встреч, на конференциях, форумах, фестивалях. Анализ результатов обратной связи позволил его создателям надеяться, что журнал «Школьная библиотека» содержит материалы по самым насущным и востребованным специалистами школьных библиотек направлениям работы.
Читательская аудитория быстро расширялась, что потребовало создания вокруг «Школьной библиотеки» серии других журналов для детей, подростков и юношества, для родителей. Появились тематически связанные с основным журналом «Семейное чтение», «Юный краевед», «Читайка», «Крылья». С 2004 года стали издаваться книжные приложения к журналу, а также пользующиеся большим спросом комплекты материалов для книжных выставок. На сегодняшний день издано около 150 приложений. Среди них — монографии В. С. Крейденко «Библиотечные исследования», Н. И. Гендиной «Формирование информационной культуры личности в библиотеках образовательных учреждений», В. А. Бородиной «Читательское развитие в условиях библиотеки», сборник статей «Чтение как увлечение» под ред. О. Л. Кабачек, «Справочник библиотекаря» под. ред. Ю. Н. Столярова, методический словарь-справочник «Психология детского чтения от А до Я» и «Как воспитать талантливого читателя» И. И. Тихомировой, учебное пособие «Библиотечный фонд для детей» под ред. Ю. Н. Столярова. В Год семьи были изданы составленные Т. Д. Жуковой сборники «Семейное чтение в год семьи» и «Родительское собрание по детскому чтению». В целом, на базе журнала «Школьная библиотека» появился большой блок изданий теоретического и практического характера, призванных помочь школьным библиотекам при организации системной работы внутри образовательного процесса по привлечению к чтению, повышению информационной и читательской культуры учащихся и всего педагогического коллектива школы. Широкий фронт издательской деятельности вокруг журнала «Школьная библиотека» не мог не сказаться на росте профессионального сознания подписчиков.

Школьная библиотека и школьный библиотекарь: новый взгляд
Взяв на себя задачу двигателя профессионального сознания библиотекарей путём активного взаимодействия с читательской аудиторией, отражая и генерируя инновационные процессы в библиотечном деле, расширяя информационное поле, журнал консолидировал профессионалов, дал им почувствовать себя частью единого библиотечного пространства. Вместе с тем журнал стал катализатором процессов реформирования профессионального сообщества, инструментом создания Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), превращения её под руководством президента Т. Д. Жуковой в активную общественную силу.
РШБА была организована в 2004 году. В лице этой общественной организации школьные библиотеки получили надёжного защитника, способного вести конструктивный диалог с властью. Начали создаваться представительства РШБА в регионах (на 2010 год их насчитывается 21), прошли съезды школьных библиотекарей в Южном, Центральном, Приволжском, Северо-западном, Уральском федеральных округах. Создана по типу РШБА Уральская Библиотечная ассамблея.
Начался новый этап генерации процессов самоорганизации в школьном библиотечном сообществе, определялись магистральные направления в развитии школьных библиотек, инициировался целый ряд молодёжных проектов, к числу которых относится движение «Молодая Россия читает» (Жукова Т. Д. Новый проект по чтению — организация движения «Молодая Россия читает» как катализатор инновационных процессов и эффективный инструмент межведомственного взаимодействия в области детского и подросткового чтения // Школьная библиотека. — 2006. — №6. — С. 32). Соответственно возрастал престиж школьного библиотекаря, который становился центральной фигуры образовательного процесса в школе. Устанавливались связи школьных библиотек через деятельность РШБА с властными, общественными и коммерческими структурами. Большую поддержку РШБА получило со стороны Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ. Налаживались деловые контакты с учёными-библиотековедами, а также ведущими методистами крупнейших библиотек России. В 2007–2008 годы произошёл рывок в развитии как самого журнала, так и в развитии школьных библиотек России в целом.
В июне 2007 года в Пушкинских горах состоялся Первый всероссийский съезд школьных библиотекарей, на котором приняли участие около 400 человек. Поражает уже сам состав учредителей съезда. В числе их оказались Администрация Президента Российской Федерации, Государственная дума, Минобрнауки России, Рособразовзние, Российский книжный союз. Центр развития русского языка, Мининформсвязи, Российская книжная палата и др. На съезде присутствовал и выступал с докладом Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко. Годом позже там же прошёл Форум школьных библиотек «Михайловское–2008».
Форумы стали проходить ежегодно. Они превратились в масштабную школу не только профессиональной консолидации, но и повышения квалификации школьных библиотекарей, которым была представлена возможность учиться у ведущих учёных разных библиотечных школ — московский, питерской, кемеровской, краснодарской. Назовём несколько фамилий учёных, у которых школьным библиотекарям посчастливилось поучиться на светлой пушкинской земле. Это Ю. Н. Сто­ляров, Н. И. Гендина, Е. Ю. Гениева, А. В. Соколов, Я. Л. Шрайберг, С. А. Басов,
В. А. Бородина, Н. Л. Голувева, Г. А. Ива­нова, В. Я. Аскарова, Н. В. Бубекина и др.
Произошло новое концептуальное осмысление миссии школьной библиотеки в условиях перехода к обществу знаний и новой парадигмы образования. Особая высота взгляда на роль школьной библиотеки была достигнута на Форуме «Михайловское–2010». Здесь формировалось профессиональное сознание библиотекарей как вершителей судьбы страны, её будущего. Школьную библиотеку сравнили с послом русской культуры в образовании. Участники этик событий говорили о гордости за свою профессию и причастность к ней. Так появилась новая генерация библиотечных специалистов. Их деятельность была замечена государством: 1 июня 2009 года состоялись Парламентские слушания в Государственной Думе на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». На них был обнародован общественно-государственный проект «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года (опубликован в «Школьной библиотеке» — 2009. — №6–7. — С. 25–30).
Большое влияние на профессиональный рост школьных библиотекарей оказали ежегодно проводимые журналом «Школьная библиотека» федеральные конкурсы «Школьный библиотекарь года». Их начало было положено в 2003 году, а итоги подведены на фестивале «БиблиОбраз–2003», проходившем в Москве с участием Л. А. Путиной и Центра русского языка и завершившегося в Кремле. Такие фестивали-конкурсы стали проходить каждые два года. Они формировали образ идеального школьного библиотекаря в условиях новых информационных технологий, содействовали стремлению следовать лучшим образцам, повышать свою квалификацию. На них определялись не только лучшие библиотекари, но и лучшие читающие школьники.
Каждый «БиблиОбраз» превращался в парад библиотечных и читательских достижений. Журнал «Школьная библиотека» инициировал и другие конкурсы. В 2010 году были подведены итоги конкурса «100 русских сказок о книге и чтении» (разработчик и руководитель проекта — профессор Ю. Н. Столяров). Этот конкурс оживил работу школьных библиотек России с жанром сказки, определил передовые регионы, выявил лучших читателей и библиотекарей, собрал огромный материал — читательские отзывы,  разнообразные поделоки, созданные руками детей по мотивам русских сказок. Конкурсы организует и журнал «Читайка». Журнал взял пример со шведских коллег и решил привлечь к обустройству пространства школьной библиотеки самих библиотекарей и их читателей. С этой целью в 2009 году был объявлен федеральный конкурс «Дизайн школьной библиотеки». Критериями отбора проектов являются эргономичность, оригинальность и библиотечно-педагогический «смысл» каждого уголка пространства.
По типу федеральных конкурсов стали проводиться профессиональные конкурсы в регионах. Обращает на себя внимание, например, конкурс «Библиотекарь-педагог как специалист по воспитанию», объявленный в 2010 году представительством РШБАв Башкортостане.

Издатель, лидер, идеолог, «русская душой»…
Все перечисленные мероприятия и проекты активно повлияли на рост профессионального сознания школьных библиотекарей, изменили взгляд общества на школьные библиотеки. И за всеми ними стоит президент РШБА и главный редактор издательства РШБА Татьяна Дмитриевна Жукова — лидер и идеолог сообщества школьных библиотекарей России, разработчик всех основных программ по их развитию и продвижению их в общество. Начав свой профессиональный путь как младший библиотекарь вузовской библиотеки, она выросла до начальника Отдела библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования, заняла пост президента Русской школьной библиотечной ассоциации. В настоящее время она является членом российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Она — автор идеи и лидер движения «Молодая Россия читает», эксперт Комитета  по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ.
Демократический опыт РШБА, этой многоплановой системы качественного преобразования библиотечного сообщества, требующей сегодня сложного механизма управления, открыл в ней ещё один талант — талант библиотечного политолога, специалиста по управлению библиотечным социальным институтом. Татьяна Дмитриевна доказала, чтобы система была устойчивой, необходима как поддержка сверху, так и «горение» самого носителя профессии. Идею общественно-государственного управления, переосмысленную применительно к школьным библиотекам в партнёрстве с Министерством образования, Государственной думой, с другими общественными организациями, С. А. Басов и А. В. Соколов признали уникальным вкладом президента РШБА в библиотечную политологию. Эта система управления показала свою эффективность и принесла немалые плоды: общественное признание и авторитет, внимание со стороны государственной власти и местного чиновничества, выпуск профессиональных изданий и инициирование подготовки кадров для библиотек, осмысление научных основ библиотечного дела.
Возглавляя РШБА и издательство, заботясь о повышении статуса школьного библиотекаря, принимая участие в конференциях и форумах, Т. Д. Жукова основное внимание сосредоточила на решении проблемы роста профессионального сознания школьного библиотекаря, полагая, что именно от него зависит преобразование профессионально сообщества, консолидация школьных библиотекарей для защиты своих профессиональных интересов. Оценивая практическое влияние журнала на рост профессионального сознания школьного библиотекаря на основе обратной связи с читательской аудиторией, она пришла к необходимости теоретического осмысления механизмов, обеспечивающих развитие профессионального сознания специалистов в контексте изменений, происходящих в обществе и задач модернизации общего образования. Эта проблема её глубоко заинтересовала в научном и философском плане. Ей она посвятила диссертационное исследование, разрабатываемое в рамках библиотечной профессиологии.
Татьяна Дмитриевна Жукова установила, что понятие «профессиональное сознание школьного библиотекаря» входит в понятийно-терминологический аппарат преимущественно отечественного библиотековедения. Он означает систему профессиональных норм, ценностей, установок и представлений, которые обуславливают отношение школьного библиотекаря к своей профессиональной деятельности» (См. Жукова Т. Д. «Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия // Научные и технические библиотеки. — 2009. — №4. — С. 50-59). На примере журнала «Школьная библиотека» исследователь показала, что периодические библиотечные издания способны формировать профессиональное сознание библиотекарей, выступая в роли информационного, обучающего, координирующего и консолидирующего центра, стимулирующего творческий потенциал специалистов. Всего по теме диссертации, связанной с профессиональными журналами, ею опубликовано 14 работ. На заседании диссертационного совета при МГУКИ Т. Д. Жуковой 28мая 2010 года была присуждена учёная степень кандидата педагогических наук на основании защиты диссертации «Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря». Диссертация выполнена на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ (научный руководитель — проф. Ю. Н. Столяров). В решении Совета записано, что выводы диссертации могут рассматриваться в качестве фундаментальной базы для утверждения нового социального статуса не только школьного библиотекаря, но и библиотечной профессии в целом, могут быть использованы не только в библиотечном деле, но и в государственной и региональной культурной политике.
О значении диссертации говорит тот факт, что её идеи положены в основу новой учебной дисциплины «Библиотечно-педагогическая деятельность» для магистрантов МГУКИ (2009). Этот учебный курс может быть рекомендован для преподавания всем вузам культуры и искусств, а также в системе повышения квалификации библиотекарей. Выводы и рекомендации исследования выходят за рамки журнала «Школьная библиотека» и могут быть использованы редакциями библиотечных периодических изданий для повышения эффективности их влияния на профессиональное сознание специалистов: способствовать профессиональному росту библиотечных работников, поднятию престижа библиотечной профессии в обществе.
Надо быть выдающейся личностью, обладать незаурядной созидательной и духовной энергией, чтобы соединять в одном лице издателя, общественного деятеля, политолога, организатора и учёного, каким является Татьяна Дмитриевна Жукова. Она — человек с позитивным мироощущением, способный держать удар и оперативно реагировать на требования жизни. Характерной чертой, так подкупающей всякого, кто общается с Татьяной Дмитриевной, является её умение говорить на языке пользы, как с рядовым библиотекарем, так и с министром. Её увлечение наукой синергетикой на практике проявилось в умении создавать команду единомышленников и действовать сообща.
Бывая на многих международных конференциях, стажируясь в ведущих европейских издательствах и информационных фирмах, участвуя в заседаниях ИФЛА, Татьяна Дмитриевна отстаивает отечественные библиотечные достижения. Не случайно преданным партнёром РШБА является Фонд «Русский мир». Если школьного библиотекаря на форуме «Михайловское-2010» сравнили с послом русской культуры в образовании, то Татьяну Дмитриевну можно по праву сравнить с послом русской культуры в библиотечном деле зарубежных стран. Возглавляя русскую школьную библиотечную ассоциацию, Татьяна Дмитриевна — «русская душой».
На вопрос, заданный радио «Россия» в рамках общественно-национального проекта «Русские в XXI веке»: «Что значит быть русским сегодня?», я без колебаний отвечу: «Быть таким, как Татьяна Дмитриевна Жукова: думать о судьбе России и, не жалея сил, трудиться на её благо».
Маленький кораблик, невзирая на штормы, преодолевая препятствия, уверенно держит курс к намеченной цели и ведёт за собой все школьное библиотечное сообщество. Пожелаем ему доброго пути!

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы