Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Мост доверия и понимания,

Ирина Валерьевна Проскурина, заместитель директора по научно-методической работе Белгородской государственной детской библиотеки А. Лиханова




Проект «Книжный мост», профинансированный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлен на адаптацию и развитие досуговых интересов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Если проанализировать, что помогло взрослым людям состояться и стать успешными в жизни, в пятерке факторов, способствовавших их становлению, окажутся книга и чтение. У каждого взрослого человека есть книги, благодаря которым он состоялся как личность. В наше время чтение утрачивает свои позиции; кризис современного детского чтения представляет опасность для будущего нашей страны. Проект «Книжный мост», разработанный и реализованный Белгородской государственной детской библиотекой А. Лиханова, был призван содействовать приобщению детей к чтению, воспитанию просвещённого, культурного человека. Побудить детей к чтению, подать им пример должны были взрослые. Книги способны стать мостом между миром взрослых и миром детей, помочь детям освоить наше культурное и духовное наследие, узнать простые истины, которые станут опорой во взрослой жизни, помогут преодолеть одиночество, поверить в свои силы.
Особенно пристальное внимание мы обратили на семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды. Мы стараемся внести свою лепту в дело реабилитации детей с ограничениями в жизнедеятельности; Государственная детская библиотека А. Лиханова участвует в реализации областных комплексных программ «Дети Белгородчины» и «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Для семей, в которых есть ребёнок-инвалид, самое главное — социальная интеграция его в среду здоровых сверстников.
В связи с этим были определены задачи проекта:
• обеспечить на межведомственной основе культурно-образовательное сопровождение несовершеннолетних детей–инвалидов;
• выявить круг книг библиотерапевтической направленности для чтения детей-инвалидов;
• упрочить культурные связи между поколениями;
• продолжить работу добровольческого движения по поддержке детей-инвалидов.
Проект широко освещался в средствах массовой информации, в книжных магазинах города были размещены плакаты.
Участниками проекта «Книжный мост» стали 653 ребёнка-инвалида из Белгорода и некоторых районов области.
Юные читатели области смогли поучаствовать в конкурсе «Мой любимый литературный герой на почтовой открытке». На специальной открытке детям-инвалидам предлагалось рассказать о своём любимом литературном герое, на её обратной стороне было оставлено место для рисунка. Все работы получились разнообразными, а рисунки — яркими и запоминающимися. Дети рисовали героев мультфильмов, полюбившихся сказочных персонажей. Были работы и посерьёзнее. Некоторые ребята присылали открытки по почте. Сотрудников библиотеки порадовал тот факт, что работники почты не требовали, чтобы дети наклеивали марки на эксклюзивные открытки.
Передвижная выставка «Книги — верные и добрые друзья» экспонировалась в областном социально-реабилитационном центре, реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центре социальной помощи семье и детям, в специальной коррекционной образовательной школе–интернате №23 и детских библиотеках области. Ребята имели возможность познакомиться с лучшими произведениями, с книгами библиотерапевтического характера, специально закупленными на средства гранта. Ребята с удовольствием слушали обзоры, обсуждали прочитанные и любимые книги. В условиях слабого комплектования библиотечных фондов и изолированности детей-инвалидов передвижная книжная выставка является эффективных эффективной формой работы.
Для того чтобы у детей и подростков появилась мотивация к чтению, нужно поднять ценность этого занятия в глазах ребёнка. Дети и подростки выделяют для себя людей, на которых хотят равняться, которым хотят подражать. Мы постарались найти таких взрослых которые были бы авторитетны и значимы для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и попросить их рассказать о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах. Предварительно среди детей был проведён опрос «На кого хочу равняться?». Затем с вопросом «Книга в моей жизни» мы обратились к взрослым. В результате на средства гранта были приобретены книги, которые необходимо прочитать современным девчонкам и мальчишкам, а знаменитые белгородцы и представители творческая интеллигенции нашей страны стали почётными гостями и участниками литературных праздников «Книги собирают друзей». Среди приглашённых гостей были известные детские писатели Сергей Махотин из Санкт-Петербурга и Игорь Жуков из Москвы. Праздники проходили на лучших площадках Белгорода и области — в государственном Центре народного творчества, Доме офицеров, а также в областном социально-реабилитационном центре, реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центре социальной помощи семье и детям, специально коррекционной образовательной школе–интернате №23, гимназии №22, детских библиотеках Белгородского, Яковлевского, Шебекинского, Корочанского районов.
Каждый ребёнок-инвалид, приглашённый на праздник, получил в подарок книгу с личным напутствием известного человека, а все дети–участники литературных праздников получили на память о проекте специально разработанные закладки и плакаты. Для победителей конкурса рисунков «Мой любимый литературный герой на почтовой открытке» была организована автобусная экскурсия по храмам Белгорода. После проведённых священнослужителями бесед каждый ребёнок получил освящённую икону.
Проект «Книжный мост-2009» дал детям-инвалидам возможность подружиться со своими здоровыми сверстниками, почувствовать уверенность в своих силах, проявить творческие способности. Здоровые же дети смогли проявить свои лучшие человеческие качества – отзывчивость и милосердие. Участие в проекте способствовало формированию читательской культуры и духовно-нравственных качеств.
Проект «Книжный мост» содействовал улучшению социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, преодолению их изолированности, социализации таких детей, подготовке их к самостоятельной жизни, а также формированию мотивации у детей-инвалидов и здоровых детей к взаимодействию и взаимной поддержке.
Символично, что старт проекту был дан в год 20-летия принятия Конвенции о правах ребёнка — первого и основного международного правового документа в защиту детей. Проект стал экспериментальной площадкой, позволяющей искать и апробировать новые идеи и формы работы, и, разумеется, он будет иметь своё продолжение.

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы