Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 17 (131)'10 - Культура повседневности
«Толстые» журналы в библиотеках России

Дорогие коллеги!
В июльском номере «Литературной газеты» (Литературная газета. — 2010. —№27 (7–13 июля). — С. 15–16) была опубликована статья Ларисы Васильевой «Судьбина Сергея Поликарпова. Взгляд из XXI века». Автор рассматривает её в контексте литературной жизни конца ХХ века и особое внимание уделяет судьбе литературно-художественных журналов. Со многим из сказанного мы полностью соглашаемся, но с рядом предложений автора мы не согласны категорически.
Так, Л. Н. Васильева делает вывод: «…единодушные призывы-просьбы к руководителю правительства материально поддержать “толстые” журналы, в подавляющем большинстве умирающие … их не спасут. Ненадолго продлят агонию». Библиотекам «нужны для подписки издания, имеющие спрос: “Наука и религия”, “Караван истории”, “Вокруг света”, “Фома”, “ЗОЖ”. К этому списку почему-то добавлен и “Наш современник». По мнению автора, этот «пёстрый список» красноречив (?) и «даёт повод задуматься, почему он такой, а не навязывать библиотекам отживший ассортимент». С точки зрения автора, «единственно, что могло бы сегодня спасти “толстые” журналы, — это решительная их переориентировка»…Это возможно «путём создания “толстого” журнала нового современного типа (допустим, на базе многоопытной “Дружбы народов”), … объединяющего творчество поэтов, прозаиков и авторов».
Наша позиция читателям журнала «Библиотечное дело» известна. Уже более года мы пытаемся привлечь внимание библиотечной общественности к этой совсем не простой проблеме.
В России роль литературно-художественных журналов уникальна. Именно «толстые» журналы являлись и до сих пор являются главным источником распространения отечественной и зарубежной литературы, формируют художественные вкусы, дают оценку многим явлениям культуры. Их редколлегии продолжают знакомить своих читателей с новинками отечественной и зарубежной литературы, с мнениями критиков о том, на что следует обратить внимание. Каждый из этих журналов старается высоко держать профессиональную планку, не допуская проходных и низкопробных публикаций.
Да, сегодня читательская аудитория литературно-художественных журналов невелика, но это не значит, что этих людей кто-то имеет право лишить возможности быть в курсе литературной жизни России. Как известно, в XIX веке в библиотеках русской провинции было совсем немного любителей серьёзной литературы, однако в библиотеках уездных городов широкий репертуар ежемесячных литературно-художественных и литературно-политических журналов был представлен достойно. Причина тому: «всего интереснее произведения изящной словесности, особенно произведения, помещенные в журналах… [это] лучшие проводники образования и они тем полезнее, что приучают к чтению не только лёгких произведений, потому что многие лица после прочтения повести или романа, располагая свободным временем, которого у каждого весьма достаточно, принимаются за чтение научных статей, из которых почерпают полезные сведения и таким образом создается незаметный переход к чтению серьезных сочинений, что делает некоторых из них замечательно развитыми личностями».1
Да, сегодня российский читатель во многом утратил интерес к художественной публицистике и «проблемной» литературе, однако именно библиотекарь может и должен стать посредником в продвижении литературы, которую редколлегии наших традиционных, «не успевших переориентироваться» журналов считают наиболее достойной.
В этом выпуске проекта «Читаем литературно-художественные журналы» вы сможете познакомиться с именами авторов и названиями произведений, которые были удостоены литературных премий, присуждаемых редколлегией журнала «Знамя».
Уважаемые коллеги! Нам интересно узнать ваше мнение: нужны ли сегодня литературно-художественные журналы нашим читателям или, как предлагает Л. Н. Васильева, достаточно будет создать один «толстый» журнал «нового современного типа»?
Искренне ваш, Центр чтения РНБ
Контактная информация:
Е-mail: consult@nlr.ru; тел.: (812) 710 57 85.

Координаторы проекта: Людмила Валентиновна Глухова, Ольга Сергеевна Либова


На страницах «Библиотечного Дела» публикуется сокращённый вариант материалов, содержащих информацию о премиях литературно-художественных журналов начиная с 2005 г. и по настоящее время. Полный текст, охватывающий период с 1990 г., представлен на сайте Центра чтения РНБ (http://www.nlr.ru/ prof/reader/activ/journals/) и странице НИО библиографии РГБ (http://www.rsl. ru/ru/s1/s11/s114375/s1143754378/).

Премии журнала «Знамя»
Ежегодная премия журнала «Знамя»
Ежегодная премия журнала «Знамя» учреждена в 1993 году, присуждается за лучшие журнальные публикации года по ряду меняющихся номинаций, а так же за произведение как таковое.
Среди наиболее постоянных номинаций:
• «За артистизм».
• «За произведение, утверждающее либеральные ценности».
• «За произведение, утверждающее идеалы патриотизма».
• «За глубокий анализ современной действительности».
• «За произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес».
• «За приоритет художественности в литературе».
В 2005 году премия не присуждалась.
Специальные премии журнала «Знамя»
• «Дебют в «Знамени». Присуждается ежегодно за лучшее произведение года, опубликованное на страницах журнала «Знамя».
• Специальная премия «Глобус». Учреждена ВГБИЛ им. М. И. Рудомино. Присуждается ежегодно за произведение, способствующее сближению народов и культур, опубликованное на страницах журнала «Знамя».
• Литературная премия Ивана Петровича Белкина, «автора» знаменитых пушкинских повестей. Учреждена в 2001 году. Присуждается ежегодно за повесть на русском языке, впервые напечатанную в текущем году.
Ежегодная премия журнала «Знамя»
2005 — премия не присуждалась.
2006
Лиснянская И. Л. Хвастунья: монороман // №1. — С. 4–71; №2. — С. 8–72. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
Автобиографическое повествование известной российской поэтессы, жены поэта С. Липкина. Инна Львовна мастерски воссоздаёт колорит Баку своего детства, умело фиксирует интереснейшие детали жизни московского писательского сообщества во второй половине прошедшего века. Она рассказывает о выдающихся деятелях отечественной литературы, с которыми была лично знакома: о Светлове, Твардовском, Войновиче и многих других. Особое внимание автор уделяет влиянию государственной идеологии на повседневную жизнь человека.
Чудакова М. О. Был Август или только ещё будет? // №8. — С. 151–162. — (премия за произведение, утверждающее либеральные ценности).
Шварц Е. А. Китайская игрушка: цикл стихотворений // №6. — С. 19–27. — (премия за артистизм).
2007
Гандлевский С. М. Четыре стихотворения // №1. — С. 3–5. «Ни сика, ни бура, ни сочинская пуля…»: стихотворение // №5. — С. 3. «О-да-се-вич?» — переспросил привратник…»: стихотворение // №7. — С. 48. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
Дмитриев А. В. Бухта Радости: роман // №4. — С. 6–112. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
На Московском море, недалеко от столицы расположена зона отдыха с романтичным названием. Очень разные люди проводят здесь время. Сюда же стекается криминальный элемент. Стремухин, «редактор на свободе», в этом чудесном месте едва не стал жертвой преступников, оказался свидетелем произошедших во время его пребывания там «крутой разборки» и убийства на национальной почве. Пережитое потрясение помогло герою выйти из того состояния, в котором он пребывал после смерти матери, дало толчок для дальнейшей жизни и анализа сложных отношений между его родителями.
Карякин Ю. Ф. Перемена убеждений: из «Дневника русского читателя»: главы из книги // №11. — С. 4–55. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
Осипов М. А. В родном краю: очерк // №5. — С. 183–189. Грех жаловаться: очерк // №12 — С. 152–158. — (премия по итогам конкурса «Нестоличная Россия»).
Шишкова-Шипунова С. Е. Югославская тетрадь // №2. — С. 186–193; Философия негативизма // №4. — С. 192–200; Код Даниэля Штайна, или Добрый человек из Хайфы // №9. — С. 193–197.
2008
Киреев Р. Т. Пятьдесят лет в раю: избранные годы // 2006. — №3. — С. 83–126; №10. — С. 104–154; 2007. — №5. — С. 115–153; №6. — 136–171; 2008. — №3. — С. 105–143. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
С пребыванием в раю сравнивает автор творческую жизнь писателя. Он рассказывает, как создавались его произведения, какие события происходили в это время в жизни страны и в его личной жизни, каким образом отражалось всё это в его творчестве. Большое внимание уделяется в этой книге выдающимся людям эпохи, с которыми автора сводила судьба.
Кузнецова А. Три взгляда на русскую литературу // №3. — С. 169–180.
Фанайлова Е. Н. Поэтический цикл «Балтийский дневник» // №7. — С. 103–112 и за переводы Жадан С. В. Новые стихи // №9. — С. 120–124.
Шаров В. А. Будьте как дети: роман // №1. — С. 5–96; №2. — С. 44–132. — (премия им. Уильяма С. Хэтчера, назначенная Аугусто и Миртой Лопес-Карлос).
В заглавие вынесены слова евангелиста Матвея, утверждавшего, что только дети, не потерявшие ещё наивной веры в чудо, способны увидеть Царствие Небесное. В детской чистоте и непосредственности видят главные герои единственный способ противостоять мировому злу. Реальные события Октябрьской революции и Гражданской войны сочетаются с весьма причудливым вымыслом. Умирающий Ленин приходит к христианству и осознаёт, каким в действительности должен быть путь человечества к счастью. Надо организовать своего рода крестовый поход детей в Иерусалим, чтобы они могли напрямую поговорить с Богом. Помочь детям сможет малый северный народ «энцы», который, по существу, тоже не вышел ещё из детского состояния. Исторический план повествования тесно связан с современностью. И давний ленинский проект, и эпос энцев являются предметом научного исследования героя-рассказчика. Он вырос в Москве второй половины ХХ столетия в интеллигентной православной семье. Положение этой группы людей в застойные годы также описано в романе. Характерная особенность формы этого сложного, многопланового произведения — полное отсутствие диалогов.
Редакцией учреждён орден «Знамени» за постоянное и плодотворное сотрудничество с журналом. Первыми кавалерами ордена стали Леонид Зорин и Владимир Маканин.
2009
Гер Э. Э. Кома: повесть // №9. — С. 7–50. — (премия Совета по внешней и оборонной политике).
Судьба Комэры Протасовой типична для её поколения. Способная и трудолюбивая Кома полностью разделяла общепринятые этические нормы и всегда следовала им. Она сумела полностью приспособиться к жизни в родной стране, но перестройка разрушила налаженный быт её семьи. В поисках выхода Кома оказалась в тоталитарной секте, что погубило их с сыном. В повести пунктиром прочерчен жизненный путь русского интеллигента в ХХ столетии и подробно показаны проблемы, с которыми эта социальная группа столкнулась в перестройку. Даётся также яркая картина жизни тоталитарной секты.
Найдин В. Л. « П-т-т, санагория, чать!»: семейная сага // №6. — С. 39–133.
Набор слов, вынесенный в заглавие, — аббревиатура Парижского телеграфа и телефона (PTT), испанское название морковки и укороченное слово «молчать» — не имеет определённого смысла.. Но для автора это семейная «кричалка» его детства, символизирующая атмосферу душевного тепла, сплочённости, взаимной привязанности. Пожилой московский врач рассказывает о нескольких поколениях большой и дружной еврейской семьи. Среди родственников рассказчика много ярких, интересных личностей, людей с необычными судьбами. Сложное переплетение жизненных историй отражает характерные особенности общественного устройства, психологии и взаимоотношений людей, бытовые реалии в нашей стране в ХХ столетии.
Павлов О. О. Асистолия: роман // №11. — С. 28-112; №12. — С. 7–88.
В заглавие вынесен медицинский термин, означающий серьёзную болезнь сердца. Главный герой — Художник с большой буквы, действительно, страдает тяжёлым сердечным недугом, но не в прямом смысле слова, а эмоционально-мировоззренчески. Этот молодой человек рубежа ХХ и ХХI веков живёт в полном соответствии с античным заветом постоянно помнить о смерти. Более того, всю свою жизнь он превращает в подготовку к этому неизбежному рубежу. Сюжет, соответственно, двупланов. На внешнем, событийном уровне это история нашего современника: детство, учёба в институте, личное и творческое становление, отношения с родственниками, женитьба и т. д. Глубинный внутренний пласт составляют его специфические переживания, которые, в конечном итоге, определяют и неповторимую творческую манеру этого художника, и саму линию его судьбы.
Тучков В. Я. Русский И Цзин: четвёртый слой // №6. — С. 7–43.
Стилизация великой китайской «Книги перемен», созданная на русском материале. Автор называет своё произведение статичной «периодической таблицей судеб», из элементов которой, взятых в различных пропорциях, слагается всё разнообразие русской действительности. Текст состоит из шестидесяти с лишним отрывков, сюжетно между собой не связанных, объёмом от двух строчек до нескольких журнальных страниц. Каждый отрывок имеет шестизначный порядковый номер, состоящий из единиц и нулей, а также заглавие из одного-двух слов: «Бегство», «Великая мощь», «Восход», «Поражение света» и т. д..

Премия «Дебют в «Знамени»
2005 — премия не присуждалась
2006
Маркова Д. Царство Азефа // №3. — С. 182–190; Новый-преновый реализм, или Опять двадцать пять // №6. — С. 169–177.
2007 — премия не присуждалась
2008
Бенигсен В. ГенАцид: роман // №7. — С. 7–102.
В заглавие вынесено сокращенное название масштабного историко-культурного проекта — «Национальная генеральная идея». Суть этой идеи в том, чтобы каждый россиянин выучил наизусть и хранил в памяти одну единицу отечественной словесности. Такой эксперимент был проведён в маленькой глухой деревне на юге России — Больших Ущерах. Местные жители поначалу искренне поверили, что подобное мероприятие может иметь важное государственное значение. Узнав же, что их сделали «подопытными кроликами», устроили самый настоящий русский бунт: с человеческими жертвами и разрушением памятника культуры. Насильственное и бессистемное приобщение к литературным шедеврам не сделало людей ни образованнее, ни гуманнее. Символично, что было сожжено именно здание библиотеки, а одним из двух убитых (наряду с единственным в деревне гастарбайтером Мансуром) стал её заведующий 34-летний Антон Пахомов. Урождённый москвич и бывший аспирант-историк, Антон пришёл к горькому выводу, что сплотить русских могут только страх, беда и необходимость бороться за выживание.
2009
Гришаев А. Р. Порядок вещей: стихи // №9. — С. 76–81. — (премия Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ).
Специальная премия «Глобус» (ВГБИЛ им. М. И. Рудомино).
2006
Архангельский А. 1962. Послание к Тимофею: повествование // №2. — С. 71–142.
2007
Славникова О. А. Басилевс: рассказ // №1. — С. 6–34.
Породистый, но старый и облезлый кот Басилевс формально был главным поводом общения своей хозяйки Елизаветы Ракитиной с таксидермистом Павлом Эртелем. Эртель «на паях» с ещё несколькими мужчинами фактически содержал Ракитину, причём совершенно бескорыстно и довольно щедро. Елизавета имела уникальный талант: она умела выглядеть настолько беспомощной и слабой, что некоторые мужчины просто не могли устоять перед искушением оказать ей помощь. Такое умение позволило этой молодой ещё женщине, ничего не делая, в самый разгар перестройки избегать материальных проблем.
Хемлин М. М. Про Берту: повесть // №1. — С. 70–93; Про Иосифа: повесть // №10. — С. 4–37.
Центральные персонажи повестей Хемлин по национальности — евреи. Это обстоятельство определяет судьбу каждого из них. Автор хорошо знает те особые обстоятельства, в которых формируются и живут её герои, умеет подчеркнуть неповторимую индивидуальность каждого. Писательница верит не в мифологию крови, а в праведников, без которых не может продолжаться человеческое бытие. В повестях блестяще передаётся стилистика специфического русского языка, характерного для «местечек», а сам «еврейский вопрос» ставится в полном объёме, но очень тактично.
2008
Рыбакова М. А. Острый нож для мягкого сердца: роман // №4. — С. 8–90.
История ребёнка от «межконтинентального» брака. Отец Тихона Теодора индеец из Южной Америки, мать — русская. Рано оставшийся без родителей мальчик рос у бабушки по материнской линии в маленьком южнорусском приморском городке. Получилось никчёмное, не нашедшее себя в жизни, всем приносящее только невзгоды существо. Текст произведения построен в клиповой манере. Это более полусотни коротких сценок-зарисовок «с натуры». Роман включает также элемент мистической символики.
2009
Улицкая Л. Е., Ходарковский М. Б. Диалоги: [переписка с 15.10.08 по 08.07.09] / предисл. Л. Улицкой // №10. — С. 123–142.
Подборка из 11 писем. Писательница искренне интересуется личностью опального олигарха и его взглядами на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Во многом она не соглашается со своим корреспондентом, но главной своей задачей считает предоставить ему возможность поделиться с потенциальными читателями тем, что он обдумал за шесть лет заключения.
«Премия Ивана Петровича Белкина»
2008
Жюри:
Председатель жюри: Игорь Виноградов — главный редактор журнала «Континент».
Члены жюри: Александр Гаврилов — главный редактор еженедельника «Книжное обозрение».
Борис Н. Пастернак — генеральный директор издательства «Время».
Елена Фанайлова — поэт, обозреватель радио «Свобода».
Владимир Шаров — прозаик.
Лауреат
Зорин Л. Г. Медный закат: прощальный монолог // №2. — С. 6–41.
Жанровую серию завершает пятое, сугубо автобиографическое произведение: герой-рассказчик в нем полностью идентичен автору. Основная эмоция здесь — тоска по прошедшей молодости, ощущение того, что жизнь преходяща и очень недолговечна. Герой видит два основных способа противостоять надвигающемуся небытию: воспоминания и творчество. Видное место в сюжете занимает воспоминание автора о посещении Латинской Америки. Непривычный для россиянина закат довелось ему наблюдать в Коста-Рике. Буро-медный оттенок солнечного диска и ощущение близости его сияния пугают и подавляют, напоминают о бренности жизни. Это завораживающее зрелище становится фоном и, отчасти, причиной платонического чувства, возникшего у рассказчика к молодой чилийке Патрисии. Поздняя любовь словно высвечивает некоторые события биографии писателя, побуждает его по-новому взглянуть на них. Характерно, что зримыми и значимыми вехами в воспоминаниях героя становятся его произведения.
В короткий список (шорт-лист) вошли также:
Марьина Т. Н. Надежда умирает последней: повесть // Дети общежития: сб. повестей и рассказов. — Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2008. — С. 3–114.
Палей М. А. РАЯ & ААД // Зарубежные записки. — 2008. — №3. — С. 108–154.
Фролов И. А. Ничья: повесть // Бельские просторы. — 2008. — №1. — С. 4–31.
Хемлин М. М. Про Иону: повесть // Знамя. — 2008. — №7. — С. 113–146.
Юрский С. С. Выскочивший из круга: повесть (правдивая) // Знамя. — 2008. — № 3. — С. 5–51.
2009
Гамаюн У. Безмолвная жизнь со старым ботинком // Новый мир. — 2009. — № 9. — С. 8–39.
В заглавие вынесено название картины, принадлежащей кисти одного из центральных персонажей. Художник воплотил на холсте своё специфическое мировидение и подарил картину старухе, спасшей ему жизнь. В маленьком южном городке, где художник снимал мансарду, и он сам, и его спасительница были явлениями экзотическими и чуждыми. Только трое местных ребятишек, среди которых — герой-рассказчик, очень интересовались личностью художника, интуитивно ощущая глубину его внутренней жизни и силу таланта. Для всех троих знакомство с художником имело судьбоносное значение.
Ряд критиков оценил это произведение крайне отрицательно. Автор отказалась от присуждённой ей премии. Повесть опубликована под псевдонимом, своего настоящего имени автор не раскрывает.
В короткий список (шорт-лист) вошли также:
Гер Э. Э. Кома: повесть // Знамя. — 2009. — №9. — С. 7-50. — (См. «Знамя» 2009.)
Левитес И. Д. Боричев ток, 10. — Ю.-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2009.
Нагим Ф. Теория падений: (Записки зонального менеджера) // Дружба народов. — 2009. — №10. — С. 71–128.
Ушаров А. В. Мясо // Зарубежные записки. — 2009. — №1 (17). — С. 67–116.
Диплом «Станционный смотритель»
Ермолин Е., критик, обозреватель журнала «Контитнет»
Диплом «Дистанционный смотритель»
Данилкин Л., обозреватель «Афиши»

Информация о лауреатах премий журнала «Знамя» и 2006-2009 гг., подготовлена кандидатом филологических наук, заведующей сектором рекомендательной библиографии научно-исследовательского отдела библиографии РГБ Майей Евгеньевной Бабичевой (e-mail: mbabicheva@rsl.ru)

1 Цит. по: Громова А. А. Публичные библиотеки при уездных училищах (1857-1867): Глава из диссертации «Очерки по истории русских провинциальных библиотек» (XIX века), защищённая автором 13 мая 1941 года при Педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. Архив РНБ. ОАД. Ф. 10/1 (!940-1944). Л. 22.






Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы