Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
https://muhomor.pro мухомор лечебные свойства фото королевского мухомора.
Архив журналов - № 18 (132)'10 - Культура и власть
Вопросов больше, чем ответов

Евгения Владимировна Куликова, главный специалист Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, Москва


С момента принятия Федерального Закона №83 в библиотеках не прекращается обсуждение последствий, к которым приведёт применение предусмотренных в законе норм. Каждый день в самом разном контексте слышатся слова «казённые», «бюджетные», «автономные учреждения».


Скоро придётся жить по новым правилам, а информации об условиях перехода на новые формы хозяйствования совсем не так много, как хотелось бы — неудивительно, что практически при каждой встрече библиотекари принимаются обсуждать сценарии функционирования библиотек в следующем году.
Первая открытая городская конференция «Москва-БиблиоГород», которая состоялась 3 сентября 2010 г. в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова, также была посвящена обсуждению этой актуальной темы. Конференция проходила по инициативе Департамента культуры и центральных библиотек города Москвы. В ней участвовали представители Департамента культуры и Департамента финансов города Москвы, Министерства культуры Московской области, управлений культуры столичных округов, библиотек Москвы и регионов, а в рамках онлайн-включения — представители Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Конференция транслировалась в прямом эфире на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru) и веб-сайте ЦУНБ им. Н. А. Некрасова (www.nekrasovka.ru).

Вопросов больше, чем ответов
Основными темами конференции были заявлены: реформа учреждений бюджетной сферы в рамках реализации №83-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; совершенствование форм и видов библиотечно-информационного обслуживания населения; технологическая модернизация библиотечного дела; развитие взаимодействия библиотек различной ведомственной принадлежности.
На конференции говорили о перспективах развития библиотечной сети столицы, о формировании единой системы библиотечно-информационного обслуживания населения «БиблиоГород», о том, как эта система будет существовать в условиях бюджетной реформы. Лейтмотивом разговора о реализации Федерального закона №83 стали слова «вопросов больше, чем ответов». Какую правовую форму предпочесть, как формировать государственный заказ, как библиотекам зарабатывать собственные средства, что будет с социальными программами? Надо сразу отметить, что разговор на конференции получился содержательный, серьёзный и очень заинтересованный. Иначе и не могло быть: в этот день в Некрасовке присутствовали директора центральных московских публичных библиотек, централизованных библиотечных систем, самостоятельных библиотек, гости из регионов Российской Федерации. Выступающие предлагали своё видение ситуации, делились своим опытом работы в сложившихся условиях. Департамент культуры, директора библиотек, финансисты, юристы вместе продолжают работать над сложными вопросами. Конференция помогла участникам подробнее разобраться в сути грядущей реформы, принять активное участие в обсуждении спорных моментов. На ней было много ярких докладов, однако остановимся лишь на некоторых выступлениях.*
Начальник Управления по вопросам культурной политики и координации деятельности учреждений культуры Департамента культуры г. Москвы Евгений Викторович Медведев открыл конференцию докладом «О развитии библиотечной сети города Москвы в соответствии с проектом Городской целевой комплексной программы «Культура Москвы (2011–2013 гг.)». Он изложил первостепенные задачи проекта: реорганизация бюджетных учреждений (в соответствии с №83-ФЗ ); формирование государственного заказа; выполнение государственных услуг, и подчеркнул, что данный проект определяет будущее всей библиотечной системы столицы. В настоящее время проект проходит последнюю стадию доработки, ознакомиться с ним можно на сайте Департамента культуры города Москвы. Также Е. В. Медведев отметил, что все программы и мероприятия Департамента культуры города Москвы и его деятельность в области библиотечного дела, в том числе и в условиях бюджетной реформы, направлены на укрепление и развитие библиотек, совершенствование их предпринимательской и хозяйственной деятельности.
В Департаменте культуры города Москвы разработан план мероприятий по реализации №83-ФЗ. Сегодня проводится работа по формированию и финансовому обеспечению государственных заданий на оказание государственных услуг: «Надо привыкать к жёсткости конструкции «гос. задание – гос. услуги – зарплата». В связи с этим Е. В. Медведев подчеркнул, что сегодня публичным библиотекам и их учредителям необходимо разграничить между собой ответственность за решение ряда задач, таких как: комплексная модернизация библиотечного дела; обеспечение безопасности и формирования фондов; организация новых видов услуг, в том числе социальных; поддержка инновационных проектов системного характера. И, конечно, директорам библиотек нужно учиться, разбираться в экономике.
По мнению Е. В. Медведева, логотип библиотечно-информационной системы «БиблиоГород» должен стать маркой качества, свидетельствовать о высоком уровне оказания библиотечных услуг. В любой библиотеке пользователь должен получить весь перечень необходимых ему услуг.

Тонкости определений
Присутствующие на конференции особенно ждали выступления заместителя руководителя Департамента финансов г. Москвы Галины Алексеевны Артёмовой «О мерах по реализации в городе Москве положений №83-ФЗ 
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Своё выступление Г. А. Артёмова начала с вопроса в зал: «Кто из присутствующих хочет, чтобы его учреждение стало автономным или казённым?» За автономию не проголосовал никто из присутствующих, 5 человек не возражали бы против перехода библиотеки в разряд казённых учреждений. На это Г. А. Артёмова ответила, что Департамент финансов г. Москвы не видит среди казённых таких учреждений, как библиотеки. К казённым учреждениям будут отнесены хосписы, дома-приюты для сирот. Федеральный Закон №83 и был принят для того, чтобы создать конкуренцию за выделяемые субсидии среди бюджетных учреждений, в том числе и среди библиотек. Докладчик заверила, что объёмы финансирования бюджетных учреждений на 2011 г. не сократятся, а наоборот, увеличатся.
Затем Галина Алексеевна привела сравнительную характеристику бюджетных, автономных и казённых учреждений (учёт, контроль, отчётность, открытость). Среди главных отличий бюджетных и казённых учреждений она отметила финансовое обеспечение, а также особенности совершения сделок у учреждений разного статуса. Казённые учреждения не имеют права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Для бюджетных учреждений, которые также не вправе совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах, вводится понятие «крупная сделка», которая совершается лишь с согласия учредителя. И казённые, и бюджетные учреждения имеют право осуществлять приносящую доход деятельность и распоряжаться доходами, полученными от указанной деятельности, если это право предусмотрено в его учредительных документах (уставе). Однако у казённых учреждений средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы, а у бюджетных учреждений доходы или приобретённое имущество поступают в самостоятельное распоряжение.
Участники конференции засыпали
Г. А. Артёмову вопросами, в том числе и такими, на которые пока нет однозначного ответа, так как не все схемы ещё отработаны государством. В заключение она прокомментировала общие вопросы по внедрению новой системы оплаты труда, которая в Москве вводится в действие с 1 января 2011 года.

Платные услуги: что и почём?
Марта Сергеевна Бутковская, директор ЦБС «Кунцево» (г. Москва) в выступлении «Готовность публичных библиотек города Москвы к работе в условиях реформы бюджетных учреждений» прокомментировала суть реформы, отражённой в ФЗ №83, и провела сравнительный анализ показателей финансовой обеспеченности публичных библиотек Москвы по округам в 2009 году. В течение последних лет у библиотек была возможность зарабатывать средства за счёт организации разнообразных платных услуг, однако по ряду причин не все библиотеки смогли воспользоваться этим. В новых условиях дополнительный заработок станет необходим для поддержания полноценного существования библиотек.
Главной целью реформы является повышение качества библиотечных услуг, подчеркнула М. С. Бутковская. По её мнению, это можно сделать, предоставив бюджетным учреждениям больше самостоятельности в управлении собственной деятельностью, финансовыми потоками и имуществом, но парадокс в том, что большую самостоятельность, чем библиотеки имеют сейчас, получить вряд ли будет возможно. Вывод: новый закон, не вносит позитивных изменений в работу государственных учреждений, а наоборот, порождает хаос в их деятельности, лишает государственного субсидирования.
Значительный интерес вызвало выступление Сергея Станиславовича Серейчика, директора СПбГУК «Межрайонная централизованная библиотечная система имени М. Ю. Лермонтова»
(«О разработке государственного задания для публичных библиотек. Опыт Санкт-Петербурга»). Сергей Станиславович продемонстрировал примеры блоков государственных услуг в библиотеках Межрайонной централизованной системы им. М. Ю. Лермонтова. Центральное место в этом перечне заняли следующие виды:
• создание нового продукта;
• сохранение культурных ценностей;
• обслуживание потребителей;
• обслуживание пользователей библиотек и организаций;
• обслуживание библиотек;
• оказание методической помощи филиалам системы.
В завершение выступления С. С. Серейчик пригласил всех участников конференции на открытие постоянно действующей выставки «Уголок современной петербургской книги» в Библиотеке-читальне имени И. С. Тургенева.
Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор ГБУК г. Москвы «Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева», в выступлении «Как заработать публичным библиотекам в новых условиях?» рассмотрела перспективы развития публичных библиотек, избравших правовую форму бюджетного учреждения. Она констатировала, что в правовой форме казённого учреждения публичная библиотека не имеет шансов на развитие, которое возможно при условии хозяйственной самостоятельности, хотя средства, получаемые сегодня библиотеками от внебюджетной деятельности, очень малы. В свете предстоящих событий, по мнению Т. Е. Коробкиной, постоянной задачей библиотечного сообщества является лоббирование изменений в российском законодательстве с тем, чтобы сделать его более «дружественным» по отношению к библиотекам.
Одним из перспективных направлений в развитии деятельности, приносящей доход, по мнению директора «Тургеневки», является организация библиотекой платных услуг в Интернете, являющимся сегодня важной сферой бизнеса, а также перевод на платную основу услуг, которые библиотеки оказывают другим ведомствам (например, органам социального обеспечения, образования). Она предложила организовать службу юридической поддержки приносящей доход деятельности учреждений культуры в Департаменте культуры города Москвы, организовать обучение руководителей и главных бухгалтеров публичных библиотек приносящей доход деятельности, наладить обмен опытом между бюджетными учреждениями.
В пример Т. Е. Коробкина привела опыт зарубежных публичных библиотек, где применяется принцип частичной оплаты библиотечных услуг. Она отметила, что почти нигде в мире контроль за соблюдением авторского права не возлагается на библиотеки, которые лишь обеспечивают своим пользователям доступ к информации и знаниям. В заключение Т. Е. Коробкина предложила в качестве альтернативы множеству платных услуг в публичной библиотеке ввести единую платную услугу: годовую плату за обслуживание (кроме социально незащищённых слоёв населения).

Вместе и сообща
Приоритетные направления библиотечного дела города Москвы в условиях новой стратегии обозначила в своём докладе «БиблиоГород. Развитие публичных библиотек города Москвы» Оксана Александровна Чувильская, генеральный директор ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова». Она отметила, что каждая публичная библиотека Москвы по отдельности решает цикл определённых задач: техническое переоснащение; повышение качества библиотечно-информационного обслуживания; обеспечение доступа пользователей к Интернету; создание информационной распределённой ресурсной базы.
Но в эпоху информационного общества уровень библиотечного сервиса выходит за рамки отдельной библиотеки. Не только в целях экономии финансовых и технических средств, но и в силу необходимости обмена информацией сегодня необходима координация и кооперация деятельности публичных библиотек, результатом чего станет появление библиотечных систем и сетей. Задача создания единой системы библиотечного обслуживания населения столицы поставлена в Законе города Москвы №36 «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы».
Объединение публичных московских библиотек в единую систему, с одной стороны, облегчается тем, что они опираются на территориальную общность, имеют специфические задачи по обслуживанию своих читателей. С другой стороны, достижение этой цели потребует реализации целого комплекса задач:
• повышение качества информационно-библиотечного обслуживания;
• программно-техническое переоснащение публичных библиотек города;
• объединение публичных библиотек в единую общегородскую телекоммуникационную сеть;
• обеспечение доступа в Интернет;
• на основе кооперации и координации создание информационной ресурсной базы;
• создание новых форм и методов информационно-библиотечного обслуживания на основе разработки стандартов и перечней государственных услуг.
Особое внимание присутствующих О. А. Чувильская обратила на то, что система «БиблиоГород» представляет собой открытую информационную систему, интегрируемую с другими информационными ресурсами России и мирового сообщества. В её основе должен лежать принцип виртуального информационного пространства, построенного на открытых стандартах, что означает, что пользователь имеет возможность искать и получать информацию из любых доступных источников. При этом задача сетевого взаимодействия библиотек — предоставление равных возможностей в развитии каждой библиотеки. Крайне важно, чтобы все библиотеки имели равноценный профессиональный уровень, координировали свою деятельность в области внедрения новых технологий, каталогизации, расширения библиографических ресурсов и обеспечения телекоммуникационного доступа к ним, в области сохранности фондов и межбиблиотечного обмена, в области повышения профессиональной квалификации и использования профессиональных библиотечных стандартов.
Также О. А. Чувильская изложила основные цели создания библиотечно-информационного портала «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru). Одна из них — предоставление публичным библиотекам, не имеющим своих сайтов, возможности создания на портале собственных виртуальных страничек.
Резюмируя сказанное, О. А. Чувильская подчеркнула, что в основу структурной реорганизации сети публичных библиотек Москвы должна быть положена такая организационная модель, которая позволит гибко сочетать сложившееся профилирование библиотек и их интеграцию для осуществления единой информационной политики и экономного расходования средств.
Павел Анатольевич Пристенский, заместитель начальника Управления по вопросам культурной политики и координации деятельности учреждений культуры, начальник отдела территориальной и досуговой деятельности Департамента культуры города Москвы, подводя итоги конференции, предложил обсудить проект Решения по итогам работы Первой открытой городской конференции «Москва — БиблиоГород».
Проект
РЕШЕНИЕ
по итогам работы Первой открытой городской Конференции «Москва - БиблиоГород»
В ходе обсуждения участники конференции определили следующее:
1. Департаменту культуры города Москвы совместно со специалистами городских библиотек разработать пакет нормативно-правовых документов, необходимых для реализации №83-ФЗ
 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
2. Провести совещание Департамента культуры города Москвы по вопросам юридической поддержки деятельности публичных библиотек г. Москвы и определению их правового положения.
3. Разработать стандарт предоставления услуг публичными библиотеками, перечень государственных услуг публичных библиотек, включая платные услуги.
4. Разработать механизмы финансирования публичных библиотек.
5. Упорядочить штатное расписание публичных библиотек, включив в их состав межотраслевых специалистов.
6. Просить Российскую библиотечную ассоциацию разработать методические рекомендации для библиотек относительно внедрения №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».



Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы