Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 18 (132)'10 - Культура и власть
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Елизавета Дмитриевна Лещенко, заведующая информационно-методическим отделом библиотеки имени А. С. Грибоедова, Москва

Просветительская и мемориально-информационная деятельность библиотеки имени А. С. Грибоедова имеет глубокие исторические традиции: библиотеке-культурному центру Мещанского района Москвы исполнилось сто лет, и все эти годы она вела активную социальную работу. 

История библиотеки им. А. С. Грибоедова берёт начало 17 февраля 1904 г. Именно в этот день в Городскую Думу от 12 гласных поступило следующее заявление: «Бессмертное имя Грибоедова составляет предмет славы и гордости всей России, но особенно оно должно быть дорого Москве, в которой он родился и описанию нравов которой он посвятил в свое время лучшее из своих произведений “Горе от ума”. Среди разных способов для достижения этой цели можно было бы наметить или сооружение в Москве памятника А. С. Грибоедову, или устройство в Москве городской бесплатной народной библиотеки-читальни имени покойного поэта».
(Из доклада Комиссии о пользах и нуждах общественных и Городской Управы. По вопросу об увековечении памяти А. С. Грибоедова. 1904 года.)
«Устройством библиотеки-читальни имени А. С. Грибоедова Городское Управление не только почтило бы и увековечило его память, но и удовлетворило бы одной из самых насущных потребностей городского населения. В настоящее время Москва имеет лишь три бесплатных библиотеки-читальни: им. И. С. Тургенева, А. Н. Островского и А. С. Пушкина. При громадном населении Москвы нельзя не признать этого числа библиотек крайне недостаточно. Поэтому устройство ещё одного такого же учреждения сослужило бы населению огромную службу. При этом желательно было бы не делать новые библиотеки, по составу книг приспособленную исключительно для простого народа, но поставить её более широко и самостоятельно по образцу Тургеневской читальни». (Из доклада Комиссии о пользах и нуждах общественных 1905 год).
Библиотека была открыта 19 сентября (2 октября по новому стилю) 1910 года в «обездоленном книгами районе» на границе между Сущевской и Мещанской частями Москвы, в доме Мотова, на углу Самарского и Орловского переулков. Был совершён молебен, после которого заведующий Училищным отделением городской Управы Г. А. Пузыревский объявил новое городское просветительское учреждение открытым. Первое помещение библиотеки было крайне небольшим, здесь располагались абонемент и читальня, а самой первой посетительницей стала маленькая девочка, которой выдали сказки.

Лаборатория
инновационных изысканий
У истоков создания библиотеки имени А. С. Грибоедова стояли две ярких личности, представляющие прогрессивное направление библиотечной мысли России начала ХХ века. Заведующей новой библиотекой стала Анна Константиновна Покровская, супруга известного библиотековеда и библиографа Александра Александровича Покровского. Именно он стоял у истоков создания библиотеки имени А. С. Грибоедова, разработал её каталоги и собрал очень обстоятельно продуманный фонд, который  составляет сегодня ядро Фонда книжных памятников библиотеки.
Анна Констаниновна Покровская была опытным библиотекарем-практиком, работала в библиотеках Петербурга, Сормово, в «Босяцкой библиотеке «На дне» в Нижнем Новгороде, устроенной М. Горьким. Обладая большим опытом социально активной просветительской деятельности, она мечтала создать библиотеку-центр книжной культуры для всего района. В тот период А. А. Покровский разрабатывал методы просветительской работы библиотек, проблемы привлечения читателей к сотрудничеству, организации читательских кружков, приспособления библиотечной деятельности к местным условиям. Все свои разработки и изыскания он воплотил библиотеке имени А. С. Грибоедова, которая стала в итоге образцовой библиотекой-лабораторией.
Население района было весьма пёстрым: мелкое мещанство и служащие, предприниматели, крупные фабриканты и богатое купечество; здесь же находились дома дешёвых квартир московского благотворителя Солодовникова, для рабочих и безработной бедноты. Но немало здесь жило и интеллигенции: на Новой Божедомке, 22, родился Ф. М. Достоевский; в 3-м Троицком переулке, 8, жил В. М. Васнецов; на 1-й Мещанской, 23, жил В. Брюсов. Сестра В. Брюсова Надежда Яковлевна была большим другом Грибоедовки и вела в библиотеке занятия по музыке.
Через год после открытия библиотека имени А. С. Грибоедова переехала в здание Благотворительного общества по адресу Больничный переулок, 7. Новое помещение А. К. Покровская находила очень удобным для работы, в верхнем этаже находилась школа.
Библиотека не испытывала недостатка в читателях, и значительный процент среди них составляли дети. «Неорганизованные дети переворачивали вверх дном все наши порядки, и мы вели ежедневную мучительную борьбу с этой неукротимой лавиной», — вспоминала А. К. Покровская. Сама жизнь диктовала необходимость поиска новых форм работы. Грибоедовская библиотека стала одной из первых в России бесплатных библиотек, где было открыто детское отделение с абонементом и читальным залом. По сути, существовали две читальни — детская и взрослая.
Разработкой методики работы с детьми занимался Александр Устинович Зеленко. Из своей второй поездки в Америку он привёз «технику массовой работы с неорганизованными детьми в американских библиотеках». «Мы первые из русских библиотек усвоили эту методику внешкольной работы, увлекая и другие московские библиотеки», — вспоминала А. К. Покровская. В утренние часы в особом уголке библиотеки возились малыши. Покровскую упрекали в том, что она устроила ясли вместо читальни, но вместе с малышами пришли в библиотеку и стали читать их матери. Перед нами модель одной из первых библиотек семейного чтения. Были специальные кружки для работы с трудными детьми с улицы.
Уже в первый год работы библиотеки А. А. Покровский и А. К. Покровская были командированы от Москвы на
I Всероссийский съезд библиотечных работников в Петербург с докладом о передовом опыте и положении дел в московских библиотеках. На съезде Покровские впервые услышали о международной десятичной библиотечной классификации. По возвращении в Москву, А. А. Покровский применил десятичную классификацию в Грибоедовской библиотеке. Она стала первой среди бесплатных библиотек России, перешедших на эту классификацию. В систематическом каталоге по десятичной классификации наиболее общедоступные книги были отмечены двумя звёздочками, одной звёздочкой — книги средней доступности. Издавался специальный печатный «Рекомендательный каталог художественной литературы библиотеки им. А. С. Грибоедова», который выдавался на дом. Регулярно вывешивались рукописные рекомендательные списки книг по общеобразовательным наукам и на темы дня. Образцово разработанные А. А. Покровским каталоги Грибоедовской библиотеки в дальнейшем служили учебным пособием для учащихся первых в России Библиотечных курсов.
Для открытия I Библиотечных курсов при Народном университете имени А. Л. Шанявского в Москве (1913) очень много сделала Любовь Борисовна Хавкина, известнейший в библиотечном мире деятель, соратник А. А. Покровского. Она добилась открытия курсов на пожертвование московского благотворителя Шахова. На курсы съезжался библиотечный актив всей России, а библиотека имени А. С. Грибоедова была показательным учреждением, лабораторией передового опыта. На Курсах А. А. Покровский читал «Методы просветительной работы библиотек». Он рассматривал вопросы организации различных форм читательских кружков, приспособления деятельности библиотек к местным условиям и характеру местного населения, расширению и углублению культурного влияния библиотек, вопросы комплектования и классификации литературы. В основу всех сообщений А. А. Покровского ложился опыт библиотеки имени А. А. Грибоедова. Библиотека была своего рода моделью, где испытывались изыскания
А. А. Покровского, образцом и практической площадкой его инновационной деятельности. Курсы содействовали распространению методов работы Грибоедовки на всю Россию, а сами сотрудники библиотеки ездили по стране и делились своим новаторским опытом работы.

«Школа рассказывания»
Почти одновременно с библиотекой родился и Грибоедовский Кружок Рассказчиков (ГКР), у истоков которого стоял А. У. Зеленко; это была своеобразная «школа рассказывания». Кружок представлял собой объединение специалистов в различных областях фундаментальных знаний и просто любителей книги, которые выступали с художественными рассказами особой формы на различные темы. Безусловно, это была очень яркая и оригинальная форма общения с читателями. Познавательная информация доступно, в запоминающейся форме доносилась до самой обширной аудитории. ГКР практиковал постоянные выездные лекции в Солодовниковские дома, где в дешёвых квартирах обитала наиболее социально незащищённая категория читателей.
Кружок включал научную, художественную и сказочную секции; имелась музыкальная комиссия, которая отвечала за музыкальную работу Кружка. Лекторы делились на рассказчиков и ассистентов. Существовала практика «пробных выступлений», эти выступления оценивала специальная экзаменационная комиссия.
Одновременно с просветительской деятельностью осуществлялись методические изыскания: обсуждались «Проект инструкции ассистентам», методика использования в ходе лекции теневых картин. Отдельно были выделены такие темы, как «К вопросу об исследовании нашей аудитории», «Об углублении интереса, вызванного рассказом», «О составлении вторичных конспектов взамен неодобренных».
При кружке существовали большой и малый Советы, экзаменационная комиссия для научной экспертизы сообщений. В архиве библиотеки сохранились списки тем рассказов и фамилии рассказчиков кружка; среди прочих часто упоминается фамилия Л. Б. Хавкиной. Тематика сообщений была самой разнообразной: «История Земли», «Поездка в Константинополь. (Личные впечатления)», «Кораллы и люди», и даже «О роли фонаря в наших рассказах». Все прочитанные перед аудиторией сообщения собирались и издавались в виде Сборника. В нашем распоряжении находится схема содержания «Сборника Грибоедовского Кружка Рассказчиков» (орфография первоисточника). Выделены тематические блоки: об естественнонаучных рассказах, об этнографических рассказах, сказки Ю. В. Фомина, об исторических экскурсиях и беседах, о библиотечной работе и т. д.
Кружок Рассказчиков практиковал тематические экскурсии, в том числе в Третьяковскую Галерею и в московские театры на Масленичной неделе. Эти экскурсии предварялись специальными лекциями. В сборник ГКР была включена отдельная глава об исторических экскурсиях и предварительных беседах к ним. Осуществлялся показ картин с фонарём, практиковались разнообразные формы клубной работы, действовали передвижные пункты выдачи книг для жителей «солодовниковских домов».
При кружке ГКР имелась методическая библиотека, книги из которой можно было получать во время всех заседаний и для подготовки к лекциям. ГКР подготовил кадры талантливых преподавателей. Здесь начинал свою работу теоретик художественного рассказывания А. К. Шнейдер. Кружок обслуживал 25 читательских аудиторий, в том числе подростковых; А. У. Зеленко практиковал рассказывание в детской читальне Грибоедовки и способствовал распространению такого опыта в библиотеках Москвы и России.
Общество друзей Грибоедовской библиотеки
Организованное в 1916 году при библиотеке Общество друзей Грибоедовской библиотеки ставило целью помощь библиотеке в осуществлении её культурно-просветительских задач.
Общество насчитывало 70 членов — представителей творческой интеллигенции, просвещённых промышленников и купечества, меценатов. (Так, профессор И. В. Сытин являлся членом этого общества с момента его основания). При Обществе были организованы специальные комиссии: справочная, техническая, художественная, которые выделяли докладчиков и организовывали всевозможные диспуты и лекции. «Общество друзей Грибоедовской библиотеки в Москве имеет целью содействовать Московской Городской библиотеке имени А. С. Грибоедова в осуществлении ея культурных задач. Район деятельности общества — Российская Империя». (Устав Общества). Таким образом, уже в дореволюционное время общественному началу в работе публичной библиотеки придавалось большое значение. Александр Александрович и Анна Константиновна Покровские разработали модель новаторской, социально активной библиотеки, подлинного культурного центра района, и эта модель прошла проверку временем.
В 1915 году к десятилетию деятельности библиотекой была организована выставка «Что у нас в районе есть и чего нам не хватает». Она отразила такие аспекты городской жизни, как народное образование, здравоохранение, санитарное состояние дел в районе. Грибоедовская библиотека занимала активную социальную позицию и стремилась связать свою деятельность с реальными проблемами населения.

Стать соучастником
Сегодня библиотека имени А. С. Грибоедова продолжает богатейшие традиции просветительной и практической деятельности и творчески их развивает.
Комплекс социальных мероприятий для читателей с ограниченными возможностями объединён в многоаспектную тематическую программу «Соучастие», которую библиотека имени А. С. Грибоедова осуществляет совместно с Управой Мещанского района. Цель программы — создание безбарьерной жизненной среды.
Основными задачами этой программы являются:
• вовлечение особых читателей в культурную и духовную жизнь общества;
• оказание читателям с ограниченными возможностями помощи в реализации их внутреннего творческого потенциала, поддержание их личностного достоинства;
• снятие ощущения разобщённости и одиночества;
• помощь в формировании позитивной картины действительности;
• содействие психологической адаптации и социальной активности читателей с ограниченными возможностями в условиях мегаполиса.
В своё время А. К. Покровская мечтала максимально расширить сферу обслуживания всех категорий читателей, «у нас даже была идея обслуживать слепых, — пишет она в своих воспоминаниях, — но, к сожалению, эта идея не осуществилась». Сегодня в читальном зале библиотеки установлено тифлооборудование для слабовидящих читателей. Для слабовидящих читателей оборудованы тифло-информационные рабочие места с русифицированной программой экранного доступа к персональному компьютеру с синтезом речи на русском и английском языках, подъездные пандусы, места обслуживания, специальные туалетные комнаты.
В рамках программы «Соучастие» Центральная библиотека каждый вторник проводит бесплатные уроки компьютерной грамотности для читателей-пенсионеров и социально незащищённых слоев населения.
Программа предполагает работу не только с теми, кто уже стал читателями библиотеки, но и с теми, кто не выходит за пределы своей квартиры. Наша задача — помочь таким людям преодолеть изоляцию, выйти в мир общения. Организовано обслуживание инвалидов на дому, осуществляется доставка литературы на дом библиотекарями-«книгоношами». Проводятся специальные заседания Библиоклуба для читателей с ограниченными возможностями, виртуальные экскурсии по фотовыставкам и виртуальные путешествия по городам и странам.
Библиотека им. А. С. Грибоедова стремится делать досуг читателей с ограниченными возможностями разнообразным и интересным, создать площадку общения для читателей разновозрастных категорий, сделать атмосферу Библиоклуба близкой к семейной.
Ещё один проект библиотеки — альманах для инвалидов «Домосед». Альманах выходит три раза в год. Издание предназначено для людей с ограниченными возможностями, инвалидов, чья жизнь в силу обстоятельств ограничена стенами квартиры.
Журнал публикует новинки прозы и поэзии московских авторов, членов Союза журналистов, Союза писателей Москвы и различных литературных объединений города. Он расширяет картину мира для читателей с ограниченными возможностями, знакомит с обычаями и традициями различных стран и народов; рассказывает о знаменитых и незаслуженно забытых людях России; предлагает уроки здоровья и общение на страницах дискуссионного клуба; открывает неизвестные страницы классики. Издание отличается жанровым разнообразием: здесь и историко-литературные очерки, и путевые заметки, и вернисаж авторских фотографий, и размышления, эссе, дискуссии, и сказки для взрослых. Предусмотрена и обратная связь с читателем.
Журнал помогает формированию позитивной картины мира, снимает ощущение разобщённости и одиночества, способствует психологической адаптации категории читателей с ограниченными возможностями. Не случайно символом журнала является окно в мир. Библиотека вводит читателя-инвалида в большой и яркий мир чтения, информации и общения.
Обязательным условием проекта является адресная доставка альманаха на дом читателям. Это способствует укреплению связей между библиотекой и такой сложной категорией читателей, как инвалиды, позволяет привлекать в библиотеку читателей из числа членов их семей, дать таким семьям ощущение заботы и внимания.

Приблизить эпоху
В лучших традициях работы Грибоедовского Кружка Рассказчиков с детьми библиотека осуществляет информационно-мемориальный проект «Дети и классика». Проект призван содействовать приобщению юных читателей к нашему культурному наследию. В проект включены следующие позиции:
• цикл выездных лекций-рассказов для учащихся 4–10 классов школ ЦАО г. Москвы, в цикле принимают участие юные исполнители музыкальной школы имени Н. Осипова;
• выпуск иллюстрированного издания на темы лекций для разновозрастной читательской аудитории;
• цикл выставок-вернисажей работ учащихся Московской детской художественной школы имени В. А. Ватагина;
• костюмированные инсценировки с участием учащихся школ ЦАО
г. Москвы;
• экскурсии в музеи и музеи-усадьбы для детей-участников конкурсов, викторин и театральных постановок.
Основой программы является яркий зрительный образ, запоминающийся, обязательно связанный с современностью. Сверхзадача — приблизить ушедшую эпоху через визуальные, слуховые, эмоциональные впечатления.
В 2010 году цикл посвящён 215-й годовщине со дня рождения А. С. Грибоедова и 100-летию библиотеки имени
А. С. Грибоедова. Библиотекой проведён цикл лекций-рассказов о детстве и личности А. С. Грибоедова, виртуальные путешествия по Грибоедовской Москве: с демонстрацией презентаций «Хмелита для Грибоедова», «Зимний день рождения в Хмелите», «Виртуальное путешествие в Грибоедовскую Хмелиту», «Московское детство Грибоедова», «Всероссийский Грибоедовский праздник в Хмелите».
Весь фотоматериал подготовлен работниками библиотеки специально для этих показов. Материал для лекций подобран из фондов Государственного центрального театрального музея имени А. Бахрушина и Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита». Библиотека тесно сотрудничает этими с музеями.
В цикле принимают участие юные исполнители музыкальной школы имени Н. Осипова. Имя Грибоедова, блестящего виртуоза-импровизатора неотделимо от музыки, поэтому в зале звучит музыка эпохи и изумительные лёгкие и прозрачные вальсы, сочинённые самим Александром Сергеевичем. Все музыкальные номера исполняются детьми, талантливыми учениками педагога
Е. В. Берёзкиной. В этом и заключается особенность программы «Дети и классика»: дети сами становятся творцами и участниками действа, вместе совершают виртуальное путешествие в страну грибоедовского детства, наслаждаются звучанием дивных вальсов Александра Грибоедова, Шопена, салонной музыки XIX века.
В год 100-летнего юбилея со дня основания библиотека имени А. С. Грибоедова подготовила выпуск иллюстрированного издания «Грибоедовская Москва», адресованного учащимся школ и студентам образовательных учреждений. На страницах книги предпринята попытка представить Москву такой, какой её видел автор «Горя от ума», а также показать Москву современную. В издании использованы исторические документы, изображения предметов быта грибоедовской эпохи, интерьеров, современные фотографии памятных мест Москвы, связанных с именем А. С. Грибоедова, фоторепортажи с театральных премьер «Горя от ума». Большая часть фотоматериала — авторские работы сотрудников библиотеки. Иллюстрации дают максимально ёмкую и наглядную информацию о веке А. Грибоедова, личности писателя и его образе жизни. Иллюстративный ряд дополнен цитатами современников, людьми из близкого окружения Грибоедова, цитатами из его писем. Фактографический материал легко усваивается и запоминается через яркие зрительные образы. Далёкое, ушедшее время связывается в сознании читателя с понятными современными символами, запоминается и понимается по-иному. Библиотека ищет способы сделать интеллектуальные сокровища ХIХ века понятными современному молодому человеку, и такой способ помогает преодолеть «границу времени», создаёт эффект присутствия, облегчает восприятие информации.
К сожалению, современные школьники не всегда любят читать самостоятельно. Нам хотелось подтолкнуть их к этому увлекательному занятию, поэтому мы предложили их вниманию всем доступный визуальный ряд. Цикл выставок-вернисажей на темы произведений писателей-классиков проводится силами юных талантов из Московской детской Художественной школы имени
В. А. Ватагина. Юные художники перед созданием своих работ неоднократно перечитывают классические произведения, стремятся глубже понять и прочувствовать литературный текст. Обращаются к произведениям, лёгшим в основу этих работ, и зрители-дети. Очень ценно, что в этих работах присутствует собственный взгляд на мир писателя, подкупающая искренность и целостность, которая была бы приятна и самому писателю. «Это удивительно счастливый проект, — считает Иван Миляев, директор школы имени В. А. Ватагина, заслуженный художник России, — рисунки получаются просто лучезарными». Вернисажи нынешнего года посвящены творчеству не только А. С. Грибоедова, но и Н. В. Гоголя, К. Коллоди,
А. П. Чехова. Ребёнку-художнику под силу литературный материал, разнообразный и сложный. Выставки получились очень интересными, зрелищными и понятными для школьников. Библиотекой имени А. С. Грибоедова разработан длительный проект сотрудничества с художественной школой имени В. А. Ватагина для школьников Центрального округа Москвы.
Совместно с учениками гимназии №1529 (бывшая школа №29 имени А. С. Грибоедова) библиотека осуществила инсценированное возложение цветов к памятнику автору «Горе от ума» на Чистопрудном бульваре. Учащиеся в костюмах эпохи начала ХIХ века представили вниманию собравшихся созданное на основе писем А. Грибоедова к жене Н. А. Чавчавадзе-Грибоедовой костюмированное действие «Александр и Нина. История любви». Учащиеся, их родители, заново открывали для себя личность А. Грибоедова, исчезала «классическая лакированность» темы, стирались временные границы.
Присутствие подлинного исторического контекста является обязательным условием проекта «Дети и классика». В этом году предусмотрена экскурсия учащихся, победителей различных конкурсов, в родовую усадьбу семьи Грибоедовых. Библиотека тесно сотрудничает с коллективом музея-усадьбы, участвует в проводимых им научных конференциях и юбилейных мероприятиях.



Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы