Владимир Руфинович Фирсов, и.о. президента РБА
В соответствии с решением Совета РБА, в настоящее время ведётся подготовка двух доку-ментов во многом определяющих перспективы развития Ассоциации на ближайшие годы.Это «Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг.» и «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря». В соот-ветствии с рекомендациями ИФЛА «Разработка политики и процедур для ассоциации» эти документы являются обязательными для каждой успешно функционирующей ассоциации библиотекарей.
Решением Совета РБА сформированы две рабочие группы. Работа
над «Кодексом» началась в мае 2009 г., работа над «Приоритетами» — в мае 2010
г. Над «Приоритетами» в составе группы работают: Елена Борисовна Артемьева,
Сергей Александрович Басов, Татьяна Дмитриевна Жукова, Юрий Юрьевич Лесневский,
Светлана Анатольевна Мамаева, Юлия Петровна Мелентьева, Марина Николаевна
Осипова, Галина Анатольевна Райкова, Ольга Геннадьевна Степина, Елена
Валерьевна Тихонова, Ирина Александровна Трушина, Владимир Руфинович Фирсов,
Майкл Хини и Яков Леонидович Шрайберг.1
Очевидно, что документы, институирующие деятельность
общественно-профессиональной организации, не могут готовиться изолированным
авторским коллективом, а уж тем более быть навязанными сверху чьими-либо
решениями. Сам дух общественной организации предполагает, что её программные
документы отображают консолидированное представление всех думающих и активно
работающих членов организации. Именно поэтому процедура подготовки предполагает
обязательную организацию многоуровневых обсуждений. Одно из них — прошедший
29–30 ноября в Санкт-Петербурге Международный семинар-практикум «Стратегия
развития РБА». Данное мероприятие собрало лидеров — директоров, учёных, руководителей
из различных регионов России для практической работы над документами. Семинар был поддержан в рамках
нового проекта ИФЛА «Строим сильную библиотечную ассоциацию» (BSLA2), в нём
принял участие член правления ИФЛА М. Хини. Своё заключение на проекты документов
прислал профессор П. Старжес.
«Приоритеты
развития» будут опубликованы в большинстве наших ведущих профессиональных
журналов, представлены на сайте РБА. Очередной этап работы над документом — в
апреле 2011 г., а до 1 апреля вам, дорогие коллеги, предоставляется возможность
высказать свои предложения и пожелания.
Каковы
причины подготовки новых «Приоритетов»? Их несколько.
Прежде
всего, в 2010 г. истёк срок действия аналогичного документа на 2005–2010 гг.3
Как отмечают специалисты, в целом этот документ был реализован примерно на
семьдесят процентов.
Не менее
важной причиной являются произошедшие общественные изменения. Темпы развития в
современной России очень высоки. Хотя, если быть точным, то это касается не
столько экономики и других базисных процессов, сколько мира идей, слоганов, да
и в целом идеологии. И тут изменения последних пяти лет очень велики. У всех на
слуху словосочетания «инновационный путь развития», «модернизация экономики и
всего общественного устройства», «преемственность традиций патриотизма» и др.
Очевидно, что необходимость «вписанности» РБА в социальный контекст, требует
учесть эти тенденции.
Серьёзные
изменения произошли в профессиональной сфере. Они связаны как с продолжающимся
расширением использования преимуществ ИКТ и, прежде всего, сетевого
взаимодействия в работе библиотек, так и с изменениями в нашей профессиональной
ментальности. Происходят они достаточно быстрыми темпами и, как и в начале
1990-х годов, вызывают определённое чувство профессионального дискомфорта и фрустрации.
Вновь задаются риторические вопросы о выживаемости библиотек в современном
мире, о судьбе книги и библиотекаря, которые мы задаём себе раз в 20 лет.
Интересно, что данная черта профессионального мироощущения носит глобальный
характер и свидетельство тому — ИФЛА. Первое десятилетие XXI века оказалось
уникальным для ИФЛА в плане принятия различных документов, призванных
определить смысл существования этой организации. («Три столпа ИФЛА» 2004 г.,
«Кодекс этики для членов правления ИФЛА» 2006 г., «Стратегический план ИФЛА
2006–2009», «Стратегические приоритеты Правления ИФЛА 2009-2010»,
«Стратегический план ИФЛА на 2010–2015 гг.»). Эти примеры свидетельствуют о
том, что в начале XXI века вопросы о смысле существования библиотечной
профессии вновь актуальны.
Значимой
причиной нашего обращения к стратегическому планированию является и уход из
жизни президента РБА В. Н.Зайцева, бесспорного лидера, организатора,
определявшего основные черты развития нашей Ассоциации за предшествующий
период. Фактор субъективный, но, как известно, и он очень важен в истории.
Итак,
«Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг.». Каково реальное значение данного
документа для нашего сообщества? Тут можно выделить три фактора.
1. Прежде
всего это, конечно, наше декларирование своей значимости перед социумом. Это
манифестация собственных намерений и своей полезности.
2. Документ
стратегического характера — это всегда форма идейной консолидации. И именно
поэтому принципиально важно его широчайшее обсуждение. Такой документ не должен
носить дискуссионного характера. Партийный принцип подчинения большинству тут
неприемлем.
3. И,
конечно, стратегический документ — это прежде всего основа для планирования
текущей деятельности. Принципиально важно привлечение к его обсуждению
руководителей секций и круглых столов РБА, которые в дальнейшем будут учитывать
его положения в организации собственной работы.
Остановлюсь
на некоторых ключевых характеристиках проекта.
Основной
подход, который мы сформулировали, на заседании авторского коллектива — это
отражение в документе стабильного и поступательного характера развития
Российской библиотечной ассоциации. Позитивное и неуклонное развитие ассоциации
за последние годы убеждает, что нам революционные порывы не нужны.
Предшествующие годы показали, что основной механизм развития Ассоциации — это
поддерживаемая и в малой степени направляемая профессиональная самоорганизация.
В этом смысле РБА — подлинно демократическая организация. Действующие лидеры
направлений и секций — это профессионалы-энтузиасты, которым Ассоциация
предоставляет дополнительные возможности для реализации своих инициатив. Основа
РБА — это люди, которые хотят делать больше, чем от них формально требуется.
Для руководителей, Совета РБА — главное определить, какова должна быть мера
централизации в развитии нашей демократической организации. Именно эта черта
определяет характер «Приоритетов развития РБА на 2011–2015 гг.».
Уже
преамбула документа отражает серьёзные изменения, в системе профессиональных
ценностей. В течение последних двадцати лет для российских библиотекарей была
характерна определённая абсолютизация информационной функции библиотеки. Подобный
подход не только ограничивает её сущностное предназначение, но и во многом
противоречит российской традиции. Именно поэтому в разделе документа «ценности»
отмечено, что библиотека «это важнейший социальный институт, полифункциональный
центр культуры, информации, просвещения и образования», а в условиях
современной России, в качестве одной из основных задач выделяется «участие в
формировании и сохранении базовых ценностей национальной и мировой культур,
приобщение к культурам народов, населяющих Россию, поддержка культурного и
языкового разнообразия».
На практике
это означает, что РБА в своей работе не должна ограничиваться современными
ИКТ-проектами. Просветительная, образовательная роль библиотек также значима,
особенно для большинства муниципальных общедоступных библиотек России.
Одна из
основных целей нашего профессионального сообщества — участие в формировании и
реализации национальной библиотечной политики. В соответствии с «Приоритетами
развития» РБА участвует в определении «социальной роли, цели и задач
библиотечного дела», активно заявляет себя в качестве субъекта «части
управленческих полномочий». Мне кажется, что реальная практика подтверждает
стабильность данной тенденции.
Так, РБА
активно участвует в обсуждении и подготовке всех основных государственных
нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность библиотек. Эта
постоянная работа в различных экспертных коллективах, с различными органами
государственной власти в большинстве случаев не имеет характера прямого
воздействия на содержание готовящегося документа. Но то, что позиция РБА
определяет один из векторов, результирующий содержание государственной
политики, — очевидно и признано.
На
сегодняшний день в библиотечном деле, как и в сфере культуры в целом, всё
большее значение приобретают механизмы саморегулирования. В течение последних
20 лет государство добровольно сузило свои полномочия в сфере культуры, что
нашло отражение и в Конституции РФ, и в произошедшей в 2000-х гг.
реструктуризации бюджетной сферы. Многие нормативные акты, столь необходимые
библиотечному работнику, уже не могут приниматься на государственном уровне.
Роль РБА в добровольном общественно-профессиональном регулировании развития
библиотечной сферы становится все более значимой. Практикам хорошо известно,
насколько полезным оказался принятый РБА «Модельный стандарт деятельности
публичной библиотеки». Данный документ не только оказывает помощь в организации
работы оптимально функционирующей библиотеки, но и служит основой для
подготовки и принятия большого количества нормативных актов на уровне как
субъектов РФ, так и муниципалитетов. Только за период действия предшествующих
«Приоритетов», РБА были приняты: «Базовые нормы организации сети и ресурсного
обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований», «Руководство
для детских библиотек России», «Модельный стандарт деятельности специальной
библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации».
Данное
направление — одно из ключевых в дальнейшем развитии РБА.
«Приоритеты»
учитывают, что большинство решений, рекомендаций, а главное — проектов РБА,
имеют межведомственный характер. Среди лидеров национальной ассоциации есть
представители крупнейших библиотек различных ведомств и типов. И подобное
взаимодействие также необходимо развивать.
Очевидно,
что в условиях современной государственности существует (или должна
существовать) взаимная заинтересованность в сотрудничестве и социальном
партнёрстве между различными сегментами государственного устройства и именно
поэтому одним из организационных приоритетов РБА является «взаимодействие и
сотрудничество с Министерством культуры РФ, Общественным комитетом содействия
развитию библиотек, с Государственной Думой, с Советом Федерации, другими
государственными органами власти и управления, а так же с органами самоуправления».
Пока данное направление развивалось в основном за счёт инициативы одного из
партнёров взаимодействия — РБА. Мы надеемся, что новое законодательство о
социально ориентированных некоммерческих организациях позволит активизировать
этот процесс.
Представленные
к обсуждению «Приоритеты» имеют двухуровневую структуру: собственно приоритеты
и первоочередные задачи по их достижению. При этом предполагается, что
первоочередные задачи могут корректироваться раз в год по решению Совета РБА.
В 2003 г.
РБА было принято «Положение о порядке принятия заявительных,
нормативно-рекомендательных и регулирующих актов РБА».4 Данное Положение
прописывает регламент предварительных обсуждений и экспертиз, которые должны
пройти документы до их принятия на Пленарном заседании Ежегодной конференции
РБА. Надеюсь на общую заинтересованную активность. Подробная информация — на сайте РБА.5