Юрий Юрьевич Лесневский,член Совета РБА, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
Да простится мне очевидное для многих суждение: сегодня вектор развития любой библиотеки лежит в координатах конкуренции и партнёрства. В условиях непрекращающихся административно-правовых новаций у профессионалов библиотечного дела возникают простые вопросы: «Как меняться самим и что менять вокруг себя в первую очередь?»
Как известно, Российская Библиотечная Ассоциация
представляет профессиональное библиотечное сообщество нашей страны, но не
тождественна ему. Она, если хотите, является его наиболее организованной и
боеспособной частью. Поэтому приоритеты развития РБА не только создают условия
для её статусного и количественного роста, но и являются ориентиром для
устойчивого существования любой библиотеки, даже не входящей в Ассоциацию.
Как специалист, должностное лицо и «отдельный гражданин» я
при обращении к любому документу
акцентирую своё внимание на задаче формирования в нашей стране безбарьерной
информационно-библиотечной среды. В текстовой формулировке «Приоритетов
развития РБА 2011–2015 гг.» в части Первоочередных задач первого
стратегического направления она занимает достойное, но неброское место. Вместе
с тем масштабность и многомерность грядущих преобразований в этом направлении
может впечатлить даже тех, кто уже серьёзно потрудился на этой ниве.
Безусловно, приоритеты РБА — это не план, за который по
определению несут персональную ответственность, стимулирующую его выполнение,
однако не будем забывать, что в нашем Отечестве мы научились жить не только по
законам, но и по сигналам. Конвенция о правах инвалидов, к которой наша страна
присоединилась в 2008 году, привела и продолжает приводить к многочисленным
изменениям в законах и подзаконных актах Российской Федерации. Сегодня уже
приняты государственные стандарты, определяющие условия доступа людей с
различными видами ограничений к объектам социальной инфраструктуры и
информации. Элементы универсального дизайна, специальные технические решения,
регламенты и нормативы обслуживания фокусных групп читателей стали индикаторами
идущих перемен.
Не за горами процедура многоаспектного обследования и
паспортизации доступности всех российских библиотек. Их оснащение и дизайн
должны быть готовы к приходу маломобильного пользователя или пользователя с
сенсорными ограничениями.
Очевидно, что создание безбарьерной среды — прежде всего
функция государства, однако позиция профессионалов — мощный катализатор любых
преобразований. И здесь хочется сказать о характерном, но не всегда учитываемом
аспектом эволюции большинства наших библиотек. Ещё двадцать лет назад они были
идеологическим инструментом ведущей политической силы. По понятным историческим
причинам это качество они в одночасье потеряли. При этом в своем
профессиональном самоопределении многие из них до сих пор остаются в ожидании
нового социального заказа. А этот заказ, по существу, уже сформирован:
государство и общество ожидают от российских библиотек расширения спектра
услуг, соответствующего современным запросам и возможностям разных слоёв
населения.
Один из таких ясных и чётких в постановке заказов —
организация безбарьерного доступа к информации, образованию и ценностям
культуры. Для пользователя с ограниченными возможностями здоровья
беспрепятственный доступ к ресурсам библиотек является не только важным
инструментом социальной интеграции, но и фактором его личностного роста. Не
следует забывать, что таких потенциальных клиентов — одна десятая часть
населения страны. Для каждой библиотеки это по определению социально-значимое,
но достаточно сложное в практической реализации направление. Тем не менее оно
задаёт новые границы профессионального поля для социальной активности
библиотеки, для выстраивания партнёрских связей, создания положительного имиджа
в местном сообществе. Любопытно, что уже здесь появляются субъекты социальной
сферы, соревнующиеся с библиотеками за условия деятельности и продвижения своих
услуг к потребителю. Вспомним, что набирающий силу Закон РФ №83-ФЗ на деле
увлекает часть организаций к правилам ведения малого бизнеса. Как следствие, завершающийся выбор и отнесение
государственных учреждений к одному из трёх типов подводит нас к новому
типологическому образу: «библиотеки разных скоростей». Очевидно, что у
автономного учреждения все ресурсы и сервисы (за вычетом государственного
задания) будут развёрнуты на укрепление его конкурентоспособности.
Соответственно, территориальные границы деятельности в данном диапазоне
сдерживаются лишь технологией доставки информации или услуги. Вспомним,
например, всё более решительно переносимые на российскую почву модели
инклюзивного и дистанционного образования. Они потребовали формирования в
стране принципиально новых информационных и технологических условий для детей,
школьников и студентов, имеющих физические или сенсорные ограничения.
Библиотеки различных видов и типов, обладающие возможностями предоставления
точной, полной, легитимной информации обязательно будут вовлечены в решение
этой важной государственной задачи.
Очевидно,
что ресурсной опорой в сражении за клиента становятся сетевые и корпоративные
связи библиотек различных уровней. Эта потребность учтена и присутствует в
приоритетных задачах развития РБА.
Чрезвычайно
актуальная и даже больная сегодня тема — получение цифровой информации за
стенами библиотек (в том числе аудио) и обеспечение доступности веб-ресурсов
для пользователей, испытывающих трудности при чтении печатных текстов. Если в
первом направлении РБА многократно занимала принципиальную позицию на уровне
законодательных инициатив — обращений к Правительству и Президенту — и оно
остаётся её первоочередным приоритетом, то развитие второго направления лежит в
плоскости профессиональных знаний и компетенций. Существует достаточно
распространённое суждение, что обеспечение доступности веб-ресурса очень
затратно. Это далеко не так. Мировой опыт говорит о том, что при использовании
уже разработанных стандартов и процессов дополнительные расходы минимальны.
Конечно, ассистивные решения, как подтверждают эксперты, эффективнее не
добавлять к уже практически готовому продукту на финальной стадии, а делать
частью замысла с самого начала.
Кстати,
термин «ассистивность», видимо, скоро войдёт в наш профессиональный язык,
поскольку неоднократно используется в Конвенции о правах инвалидов. Ассистивные
средства нацелены на поддержку человека, имеющего ограничения
жизнедеятельности. Термин «адаптивность», наоборот, связан уже с условиями
безопасности и комфорта пребывания этого человека в среде. В другом направлении идёт адаптация
окружающей среды, которая отражает условия безопасности и комфорта нахождения в
этой среде. Миссия РБА — повышать осведомлённость в этих вопросах
профессионального сообщества, местных официальных кругов, общественности.
Применение ассистивных технологий должно учитывать качественные особенности
различных целевых групп пользователей. Характерно, что исследование компании
Microsoft обнаружило: 27% пользователей компьютеров в США имеют нарушения
зрения, которые мешают им в работе с компьютером. Думаю, зрениесберегающие
технологии далеко не узкий интерес специалистов библиотек, адресно
обслуживающих незрячих или слабовидящих читателей. Именно РБА как участник
международного профессионального библиотечного движения может являться — и
является — мощным проводником достижений подобной практики и специальных
знаний.
В
завершение я хочу высказать ещё одно суждение, которое пока основано лишь на
интуитивном ощущении. В ближайший период, видимо, произойдёт заметная
реорганизация количественной базы нашего профессионального сообщества, прежде
всего за счёт уменьшения числа «глубоко средних библиотек». Наверное, в этом
нет ничего катастрофического. Меняется государство, меняемся и мы. Похоже, нам
предстоит поиск нового поколения услуг даже на рынке свободного времени своих
читателей.