Ольга Козлова, старший преподаватель курсов повышения квалификации и переподготовки школьных библиотекарей Москвы, Московский институт открытого образования
В настоящее время форсируется работа по разработке,утверждению и внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, Стандарт начального общего образования был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября2009 г. №373. В соответствии с приказом Минобрнауки он вступил в силу с 1 января 2010 года.
В Стандарте школьная библиотека рассматривается как
важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его
реализации. В соответствии со стандартом осуществляется: «духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей».1
Руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов
среднего образования доктор педагогических наук Александр Кондаков отметил:
«Важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития,
воспитания личности гражданина России. ...А ведь воспитание гражданина — один
из главных результатов любой системы образования».2
Согласно утверждённому стандарту в школах в обязательном
порядке формируется «Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования». Программа должна
работать в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Школьный
библиотекарь всеми формами и методами работы участвует в создании такой
«Программы» общеобразовательного учреждения.
Констатируем: современные установки на модернизацию образования
с существенной воспитательной компонентой пришли в очевидное противоречие с
основными положениями «Кодекса этики», утверждённого в 1999 году. Декларировалась
абсолютизация информационной функции библиотек, как главенствующей
составляющей. Для работы с детьми этого явно недостаточно.
Проект нового «Кодекса профессиональной этики российского
библиотекаря» максимально соответствует современной потребности нашего общества
в поисках точек опоры на наши ценности в виде интернационализма,
ответственности перед обществом за результаты деятельности, воспитание
подрастающего поколения в процессе образования и сохранение многовековых
культурных традиций.
Позволю себе некоторое лирическое дополнение к теме
«Кодекса». В публичных библиотеках Новой Зеландии, чрезвычайно комфортной для
проживания стране, все фонды сканированы, и читатели самостоятельно на свою
читательскую карточку фиксируют отобранные книги, диски, кассеты и т. д. Никто
не руководит чтением, ничего не регулирует и не запрещает. Пользование
обширными фондами бесплатное. Здесь же за символическую плату — два
новозеландских доллара (меньше американского) можно взять напрокат интересующий диск или фильм. Однако если хоть
какая-то часть материалов на диске или фильме касается истории, географии,
экономики, выдающихся людей, быта Новой Зеландии, эти материалы выдаются
бесплатно. Ненавязчиво, поощрительно практикуется излюбленная фраза наших
практиков: «Люби и познавай родной край».
Уверена, просветительские, воспитательные функции библиотек
на новом витке развития нашей страны будут кроиться по современным лекалам и
облачаться в тонкие и изящные материи.