Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
«Зачем мне Онегин и Татьяна»?



Алёна Всеволодовна Седенко, заведующая отделом обслуживания
детей с 11 до 15 лет ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени
братьев Игнатовых», заслуженный работник культуры Кубани



Благодаря чему человек усваивает высокие моральные принципы,
воспринимает высокие идеалы? Что учит его быть отзывчивым и благородным,
ставить перед собой достойные цели и думать о благе других? Для многих,
связанных со словесностью, ответ на этот вопрос очевиден: основу этого
закладывает знакомство с литературной классикой.




«Давайте честно скажем: за последние пятнадцать лет
углубились признаки духовного распада» — под этими словами Эллы Панфиловой
подпишутся многие из нас. Падает интерес к чтению в обществе, ухудшается
ситуация с преподаванием литературы в школе. Те высокие идеалы и вечные
ценности, которые несёт русская классика, вызывают кое у кого агрессивное
неприятие. Журналист



И. Матсыкина на страницах «Недели» гневно пишет: «Что мне
сегодня за дело до проблем позапрошлого века и мумифицированной русской
классики… Что мне до того, что когда-то я зазубривала письмо Татьяны к Онегину?
Ну где сейчас вы видели этакую амёбу, стереотип поведения которой мне
настойчиво навязывали в средней школе, а теперь так же настойчиво отрицается
всем – телевидением, рекламой, гламурно-жизненной гонкой?» 



Однако мы с вами — убеждённые библиотекари, настоящие
учителя словесности и ответственные родители — будем отстаивать русскую
классику и доказывать её ценность и актуальность в любые времена, даже в такие
непростые, как нынешние. Именно в этом видят свою миссию библиотекари отдела
для подростков Краевой детской библиотеки.



Помочь нашим детям прочитать классику, понять, освоить,
написать сочинение — это повседневная работа библиотекарей отдела, и главное в
ней— аналитическое изучение фонда. Детям нужен быстрый и ёмкий ответ на
конкретный запрос, будь то анализ отдельного стихотворения или рассказа, смысл
названия, образ героя. Удовлетворить такие запросы можно с помощью базы данных
«Аналитика художественной литературы» (АХЛ), которую создают библиотекари
отдела. Где бы не находилась информация о произведении — в предисловии к
изданию, в газете, в журнале, в книге о творчестве писателя, в сборнике
литературоведческих материалов, — с помощью картотеки мы легко её находим.



На базе этих материалов мы создаем дайджесты, презентации,
электронные продукты. Материалы, выявленные, систематизированные и описанные в
картотеке АХЛ, послужили основой для создания презентаций, посвящённых русской
классике. К сожалению, современные дети не любят классику, школа формирует,
скорее, неприязнь к ней, нежели любовь. Мы стараемся создать культ классики,
вызвать интерес к ней, и используем для этого все средства и методы:
рекомендуем в личном общении, готовим традиционные библиографические пособия,
книжно-иллюстративные выставки. Наш принцип в работе с подростками —
опосредованная рекомендация лучших книг: подобные советы дают своим сверстникам
лидеры чтения, которых мы растим из наших читателей. Такая рекомендация лежит в
основе выставки «Портрет талантливого читателя», списков «Книги для души»,
размещённых на сайте библиотеки отзывов на произведения классической
литературы, многих литературных игр и викторин в рамках «Декабрьских встреч с классикой»,
конкурса летнего чтения «Золотой формуляр».



Первым таким опытом стала презентация, посвящённая 200-летию
со дня рождения Н. В. Гоголя «Мистический, загадочный, смешной». Она включала
портреты писателя, его семьи, иллюстрации к его произведениям и т. д. Когда я
работала над презентацией, иногда появлялось сомнение: а не забудем ли мы за
электронной мишурой, зачем мы это делаем? В итоге электронная презентация была
совмещена с традиционной викториной, литературно-библиографической игрой, при
ответах на задания которой надо было обратится к книге, к словарю.
Сопровождалось презентация и обсуждением отрывков из рассказов и повестей
мастера. Мы спрашивали детей, кто из героев Гоголя летал на чёрте, заставлял
вареники самим запрыгивать в рот, просили вспомнить, принесли ли червонцы
счастье героям повести «Вечер накануне Ивана Купалы», предлагали закончить
фразу из «Ревизора»: «Мы с Пушкиным… » Вместе с читателями увлечённо выясняли,
что же такое «плахта», «буханец», «кухоль», кто такие «аудитор», «архангел»,
«ритор». Вскоре после того был создан полноценный диск «Н. В. Гоголь», в основу
которого легли материалы АХЛ и фонда отдела.



Следующим нашим шагом в этом направлении стала презентация,
посвящённая А. П. Чехову «В человеке всё должно быть прекрасно». В библиотеке к
тому времени был создан рекламно-издательский отдел, и за дело взялись
профессионалы — нам предложили свою помощь программисты. В этой презентации
представлены фрагменты из фильмов по произведениям Чехова, даны иллюстрации к
темам «Чехов и Чайковский», «Чехов и Левитан». Верные свои принципам, мы
включили в презентацию вопросы викторины, вопросы по произведениям писателя,
импровизационную инсценировку по рассказу «Лошадиная фамилия». Мы старались
обратить внимание наших слушателей-зрителей на те глубокие мысли, которые
заложены в произведениях А. П. Чехова, побудить ребят поразмышлять о его личности и судьбе, ведь
чеховская биография — это образец того, как человек смог сформировать себя,
отстоял свою индивидуальность, неустанно творил добро. В своих лучших
произведениях — «Палата №6», «Дама с собачкой», «Ионыч», «Человек в футляре» —
Чехов обращается к читателю: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой
среды, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в
себе человека!» Чехов верит в человека, несмотря на всё его несовершенство, с
грустной улыбкой смотрит на нас через века, верит, что мы сможем сделать жизнь
гармоничной, разумной, полезной, яркой.



В этом году в нашем отделе был создан полноценный
мультимедийный продукт — диск «Исповедь солдатского сердца». Он был
распространён во всех детских библиотек нашего края, его презентация прошла на
радио. Состоялась презентация для наших читателей и библиотекарей края и в
стенах библиотеки. Идею создания диска подсказали нам запросы наших читателей:
к 9 мая каждый год приходят дети и просят: «Нам нужно подготовить разбор
стихотворения о войне, найдите нам такое». Со стихами проблем нет, но вот
анализ произведения… Изучив материалы картотеки АХЛ и пересмотрев фонд
библиотеки, нам удалось найти нужные литературоведческие работы. На диске содержатся
материалы о 13 поэтах военного поколения. Эти авторы и произведения отобраны с
учётом школьных программ по литературе. На диске представлен текст
стихотворения, фотография поэта, даты его жизни, эпиграф к его творчеству и
судьбе, сведения из его военной биографии, история создания произведения и его
анализ. Тексты также проиллюстрированы картинами художников, писавших на
военную тему (Неменский, Дмитриевский, Самсонов). Стихотворение «Мужество»
читает Анна Ахматова, стихотворение «Жди меня» — Константин Симонов, песня «До
свидания, мальчики» приводится в исполнении Булата Окуджавы. На диске
представлены песни на знаменитые стихи: «В землянке», «Соловьи», «Серёжка с
Малой Бронной». Некоторые из них предложены в двух вариантах исполнения,
историческом и современном. Так, песню на стихи Суркова поют и Л. Утёсов, и Д.
Хворостовский. Есть на диске и фотографии памятников А. Ахматовой,



М. Исаковскому. М. Джалилю, Б. Окуджаве, А. Твардовскому.



Этот мультимедийный альбом помог провести мероприятие о
Великой Отечественной войне более эмоционально, стал детям важным подспорьем
при подготовке к урокам. Он оказался востребован не только библиотекарями, но и
учителями. Понравился он и нашим читателям; дети, заворожённые искренностью
голосов исполнителей песен, трагической судьбой наших любимых поэтов,
задумались об этих трагических страницах истории нашей страны.



Мы планируем и дальше делать всё возможное для продвижения в
подростковой среде книг, которые приносят пользу и сердцу, и разуму.





 

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы