Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
Добро пожаловать в «Комнату сказок».



Людмила Константиновна Муковозова, заведующая отделом для
детей до 11 лет ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев
Игнатовых», заслуженный работник культуры Кубани









 Помочь развитию воображения, творческих способностей,
логического мышления ребёнка, научить его самостоятельно ориентироваться в
огромном книжном пространстве — такова задача отдела для детей до 11 лет Краснодарской краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых.




Вряд ли сегодня стоит говорить о том, как важно поддерживать
и развивать интерес ребёнка к книге. Настало время задуматься: почему у детей
снижается интерес к книге, почему они утрачивают навыки чтения?



Думается, основной проблемой современности является
экспансия взрослых в мир детской субкультуры. Современные дети чаще выбирают
для чтения комиксы, яркие красочные буклеты о школьной жизни, книжки, созданные
по зарубежным или отечественным мультфильмам и (в лучшем случае) адаптированные
художественные произведения по школьной программе. Что надо сделать для
преодоления этих негативных тенденций? Как увлечь детей чтением и продвигать в
детском сообществе, «подсаженном» на телевизионную визуальность, идеи о пользе
чтения?



Прежде всего необходимо показать потенциальному читателю те
возможности, которые открывает перед ним книга, чтение, библиотека. Многие
традиционные формы приобщения к чтению перестают соответствовать сегодняшним
реалиям. Специалисты отдела обслуживания детей до 11 лет Краевой детской
библиотеки имени братьев Игнатовых стремятся переосмысливать основные принципы
приобщения к чтению дошкольников и младших школьников, найти новые методы и
формы этой работы.



К нам приходят как дошкольники, так и дети постарше, их
родители, учителя, студенты педагогических заведений — ежегодно в отдел
обращаются более 6 тысяч читателей. Фонд отдела насчитывает более 31 тысячи
экземпляров. Для того чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужную ему книгу,
каждый из семи разделов фонда обозначен своим цветом, так что на схеме
структура фонда напоминает «цветик-семицветик».



Визитной карточкой каждого отдела обслуживания являются
книжные выставки — выставки-размышления, выставки-игры, выставки-диалоги,
выставки-праздники, например, «Добро пожаловать в сказку»; «С днём рождения,
любимая книга!»; «Хит-парад лучших книг детства»; «Заходи в зелёный дом»;
«Загадки звёздного неба»; «Фантазия + творчество = читатель» и многие другие.
Особой популярностью у читателей пользуется выставка «Нас уже читали, и мы
понравились». На ней представлены книги, которые мы советуем детям прочитать.
Она состоит из разделов «Я лучше всех», «Я самая интересная», «Выбери меня»,
«Со мной не соскучишься». Каждому разделу соответствует специальный кармашек, в
который вложен листок с краткими увлекательными аннотациями на рекомендуемые
книги. Дети, прочитав рекомендованное произведение, высказывают своё мнение о
нём, делятся впечатлениями и мыслями, которые возникли во время чтения.



Нередко на наших выставках книги или книжные герои сами рассказывают
о себе. Например, на выставке, посвящённой жанру фэнтези, присутствует
небольшая тематическая картотека «Мистеру Незнакомцу и мисс Незнакомке лично в
руки из страны Фэнтези».



Отделом накоплен богатый опыт работы с семьей. Воспитание
грамотного читателя возможно только в союзе библиотекарей с родителями, причём
обе стороны должны быть одинаково заинтересованы в результате. Для этого в
отделе создана авторская программа для дошкольников и младших школьников «Мир
детской библиотеки для детей и их родителей». Она состоит из пяти направлений
или блоков:



– «Вместе с книгой и игрушкой» — знакомство с игрушками, в
том числе произведениями декоративно-прикладного искусства (народных
промыслов), детского фольклора;



– «Я весь в плену у сказки той…» — путешествие в мир русских
народных и литературных сказок;



– «Каков я и мир вокруг меня» — открываем и удивляемся
красоте мира;



– «Полное собрание тайн и приключений» — занимательное
чтение;



– «Детям и взрослым, малым и рослым» — организация семейных
конкурсов, игр, праздников, бесед в библиотеке.



По мере взросления меняются и способы работы ребёнка с
книгой. Маленькие читатели охотно слушают библиотекаря, вместе с ним
рассматривают яркие иллюстрации, играют. Ребята постарше с удовольствием
участвуют в викторинах, конкурсах, литературных играх, выполняют творческие
задания (нарисовать полюбившегося героя, придумать окончание неизвестной сказки
или сочинить свою собственную).



Постоянный поиск приёмов, которые позволяют нетрадиционно и
ярко раскрыть книгу детям, закономерно привёл нас к использованию
мультимедийных технологий. В массовой работе появились интерактивные
развивающие игры и викторины, тематические презентации, мы научились создавать
мультимедийные продукты.



В отделе регулярно дополняются уже существующие и создаются
новые рекомендательные списки литературы, в которых учитываются изменения,
произошедшие в школьных программах, отражаются новинки детской литературы.
Среди них — рекомендательный список лучшей литературы для учащихся начальных
классов «Радостное чтение»; обзор современной детской литературы «Весёлые
истории весёлых писателей»; цикл методических рекомендаций по приобщению к
чтению детей-дошкольников «Осчастливить малыша чтением»; рекомендательный
список литературы для летнего чтения «Это классное внеклассное чтение».



Мы считаем, что новые формы работы с маленькими читателями и
их родителями должны гармонично сочетаться с традиционными средствами
приобщения к чтению, стремимся к созданию в отделе развивающей среды, так чтобы
каждый её компонент стимулировал ребёнка
к саморазвитию, способствовал расширению его познавательных интересов,
стимулировал инициативность, целеустремлённость и самостоятельность. Находясь в
библиотеке, ребёнок постоянно вступает в общение со взрослыми и сверстниками,
проявляет интеллектуальную и эмоциональную активность, что способствует
расширению его представлений о себе и об окружающем мире.



Постоянное совершенствование интерьера и дизайна — ещё одно
немаловажное условие для создания благоприятного впечатления об отделе.
Необычная, по-настоящему «детская» мебель, большие мягкие игрушки в «Комнате
сказок», логотип, визитные карточки, закладки, буклеты, рассказывающие о работе
отдела, новая аппаратура для просмотра экранизаций литературных произведений и
мультфильмов для малышей — всё это делает наш отдел привлекательным для детей и
их родителей.



В дни каникул, Недели детской книги, в Международный день
защиты детей и День семьи, в неделю традиционных Декабрьских встреч с русской
классикой читателей ждут в библиотеке конкурсы и подарки. В день нашего
профессионального праздника библиотека проводит День открытых дверей. В
«Комнате сказок» проходит семейный праздник самого маленького читателя (до 3-х
лет).



Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по
формированию общественного мнения, как сотрудничество со средствами массовой
информации. Мы убедились, что для формирования привлекательного образа
библиотеки, роста её авторитета и социальной востребованности много делают
передачи на телевидении и радио, рассказывающие о мероприятиях, проходящих в
отделе и библиотеке. Репортажи о событиях в библиотеке появляются и на
страницах кубанских газет и журналов.



О достижениях говорить всегда приятно, но мы понимаем, что
сейчас, когда идёт процесс осознания значимости детских библиотек в развитии и
формировании ребёнка, особенно важно видеть её будущее, формировать её новый
образ, искать новые идеи.



 






Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы