Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
Школа миролюбия.



Алла Владимировна Шалаева, заместитель директора по
библиотечной работе с детьми МУК «Централизованная библиотечная система города
Краснодара»



 Центральная городская детской библиотека им. В. Бакалдина ведёт активную работу по развитию
толерантного мышления у читателей.




В силу благоприятных экономических и социально-политических
условий Кубани численность её населения постоянно пополняется за счёт уроженцев
других регионов. Краснодарский край является зоной контакта цивилизаций, а его
населению свойственны такие черты, как терпимость, адаптивность,
восприимчивость к чужому опыту и национальной культуре.



Геополитический статус Юга России определяется выгодным
расположением, обширностью территории, богатым природно-ресурсным потенциалом,
развитой промышленностью и аграрным комплексом, ролью «стратегического буфера»,
отделяющего Россию от районов политической нестабильности и этнических
конфликтов на Северном Кавказе и Закавказье.



В Краснодарском крае в настоящее время насчитывается около
126 национальностей, здесь компактно проживают более 20 этносов. Глубокая
общность их быта, культуры, исторических судеб способствует стабильности
межнациональных отношений, тем не менее проблема формирования толерантного
сознания в различных слоях общества остаётся актуальной, и искать пути её
решения приходится постоянно.



Политика многокультурности, имеющая своей целью гармонизацию
всего комплекса межэтнических отношений, укрепление межнациональной дружбы и
уважения к культурам всех этнических групп, населяющих наш край, является одним
из приоритетных направлений деятельности местных органов власти и библиотек, в
том числе детских.



Сегодня трудно найти человека, который бы не понимал, что
современная Россия — держава многонациональная, и всем народам, проживающим в
ней, предназначена своя роль в её развитии и обеспечении безопасности.
Состояние национальных отношений является наиболее чувствительным индикатором
состояния общества. Искусству толерантности надо учить с самого раннего
детства. Детская библиотека, как принято сейчас говорить, является «территорией
толерантности». Это справедливо хотя бы потому, что на этой территории
находятся книги — лучшие помощники в деле воспитания терпимости, безусловного
принятия непохожих взглядов и чужих культурных традиций. Все привыкли к тому,
что на библиотечных полках соседствуют Пушкин и Айтматов, Марк Твен и Алан
Милн, Сельма Лагерлёф и Джанни Родари, Чарльз Диккенс и Джек Лондон. Именно
литературные произведения первыми формируют толерантное сознание ребёнка,
делают его открытым к разным культурам.



К примеру, путешествуя на литературном «Экспрессе
толерантности» (так называется цикл мероприятий, знакомящий малышей с
литературными сказками народов разных стран), дети понимают, что люди,
говорящие на разных языках, живущие на разных континентах, могут чем-то
отличаться, но всё же очень похожи, а сказки всех народов говорят об одном — о
Добре и Зле, Смелости и Трусости, о Дружбе и Вражде. Сказки сближают нас и
помогают лучше понимать друг друга, узнать много нового и интересного о чужой
стране, незнакомых нам обычаях и нравах.



Остановки литературного экспресса — «Откуда есть пошла
Русская земля», «По Германии вместе с собирателями сказок», «Остров туманов»,
«Страна, в которой живет Карлсон», «Волшебный зонтик Оле Лукойе»,



«В гости к Коту в сапогах», «Итальянский сапог на карте
Европы», «Страна тысячи озёр» — предусматривают знакомство с детской
литературой зарубежных стран, культурой, обычаями, нравами народов мира. У
ребят формируется чувство уважения, интереса к памятниками литературы, культуры
и искусства других стран, закладываются предпосылки формирования толерантного
сознания.



Развитие принципов толерантности как общечеловеческой
ценности предусматривает последовательное движение на пути к цели. Этим задачам
отвечает программа «Школа миролюбия», разработанная в библиотеке и направленная
на формирование уважительного отношения к правам других людей, их убеждениям,
привычкам, образу жизни. Занятия в Школе миролюбия охватывают все возрастные
категории читателей, темы — самые разнообразные: «Сказки бабушки про чужие
странушки», «Все мы разные, все мы дружные», «Будьте добры и человечны»,
«Доброта зажигает звёзды», «Другой, другие, о других», «В мире жить — с миром
жить». Наиболее эффективны диалоговые формы проведения этих занятий: уроки
нравственности, спор-часы, психологические тренинги, презентации и обсуждения
книг. Таким образом дети приобретают первый опыт социального взаимодействия,
приобретаются навыки толерантного поведения.



Ту же цель преследуют заседания клуба для читателей младшего
школьного возраста «Казачок». Они посвящены изучению истории Кубани, быта и
нравов народов, её населяющих, литературы кубанских авторов.



Особое внимание уделяется народу, сотни лет живущему бок о бок
с кубанцами. Адыгея — дружественная республика, которая многое сделала для
формирования на Северном Кавказе принципов добрососедства и толерантности. Мы
живём совсем рядом с этой республикой, слышим гортанную речь горцев, любуемся
их искромётными танцами, читаем книги знаменитых адыгов, знаем, как выглядят
национальные костюмы этого народа, готовим дома блюда адыгейской кухни, учимся
и работаем бок о бок с адыгами. Для того чтобы дети прониклись уважением к
истории, культуре, обычаям адыгейского народа и других народов Северного
Кавказа, библиотеки города проводят историко-патриотические экскурсы,
видеопутешествия, уроки толерантности «Краснодар — город межнационального
сотрудничества», «Народы Кубани — единая семья», «Кубань — дом для всех
народов», «Под небом Кубани народы живут», «Мы — это Кубань», «Листая книжные
страницы, мы путешествуем с тобой», «У нас единая планета, у нас единая земля».



Политические и экономические реформы, изменения в государственной,
информационной и культурной политике потребовали от библиотек быстрого
реагирования на процессы, происходящие в обществе. Неприятие и злоба ко всему
непохожему, к людям, говорящим на другом языке, исповедующим другую религию,
следующим другим принципам, долго накапливаются в обществе — и время от времени
стремится вырваться наружу. В наше непростое время это происходит всё чаще и
влечёт за собой тяжкие последствия, губящие человеческие жизни, отбрасывая
цивилизованные народы назад к варварству. Положение усугубляет постоянная
героизация насилия в СМИ, которая обрушивается на детей через кино,
мультфильмы, комиксы. Часто ребята используют образы таких «героев» в качестве
моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти — нацизм и фашизм.



Центральная городская детская библиотека им. В. Бакалдина
провела акцию протеста детей под названием «Не воюйте, взрослые!». В витринном
окне библиотеки, выходящем на оживленную улицу Краснодара, была помещена
выставка-призыв «Не воюйте, взрослые!», представившая горожанам литературу о
дружбе народов Северного Кавказа, детскую литературу народов, населяющих Юг
России, плакат с призывом детей остановить кровопролитие на Земле, жить в мире
и дружбе. Волонтёры из числа читателей библиотеки объясняли горожанам свою позицию
по отношению к межнациональным конфликтам. К акции присоединились все детские
библиотеки города, в которых были оформлены одноимённые просмотры литературы и
книжные выставки, проведены циклы информационных обзоров материалов из
периодических изданий.



Общественный резонанс был довольно активным. У окон
Центральной городской детской библиотеки собирались люди, обсуждали материалы,
представленные на выставке. Появилась серия репортажей на радио и телевидении.
Самое главное — у наших читателей появилось чувство сопричастности к благим
делам, укрепилась гражданская позиция.



Толерантность не означает только признание факта
существования «другого», «не похожего на меня». Толерантность даёт возможность
чувствовать себя комфортно рядом с другими. Например, толерантность к инвалидам
— это не только признание их равенства, но и создание комфортных условий для их
существования в среде здоровых людей. Библиотечное обслуживание детей с
ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений работы библиотеки.
Программа «В мир через книгу», разработанная ЦГДБ, имеет своей целью расширить
жизненное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, создать
безбарьерную среду в библиотеке, приобщить детей к сокровищам литературы,
обеспечить условия для последующей интеграции в мир здоровых людей. Решалась
эта задача всеми возможными способами: это и тесное сотрудничество с
Краснодарским детским реабилитационным центром «Сказка», где открыт
внестационарный пункт выдачи литературы, и литературные праздники,
игры-путешествия, викторины, громкие чтения в библиотеке, и «надомный
абонемент» для детей, лишённых мобильности.



Не менее желанными пользователями библиотеки стали дети и
родители, воспитывающие ребёнка с синдромом Дауна. Для них регулярно проводятся
библиовстречи, игровые программы, громкие чтения и рассказывания. Проблемам
этих детей был посвящён круглый стол «Дети солнца», организованный в
Центральной городской детской библиотеке совместно с инициативной группой
родителей.



Информационной поддержке этой группы наших читателей
уделяется большое внимание. Это учитывается и при отборе информации по
проблемам детей-инвалидов в электронную собственную базу данных «Краснодар —
город, доброжелательный к детям», и при организации информационного пространства
в библиотеке, где выделена зона родительского внимания. На книжных выставках и
стендах — «Мир не обойдётся без тебя», «Скорая библиотечная помощь» — размещена
литература, которая помогает родителям детей-инвалидов получить сведения «как
лечить, чему учить», познакомиться с термином «библиотерапия», узнать «какие
книги лечат душу», почему «особому ребёнку» нужна «особая забота». Родители,
воспитывающие ребёнка с синдромом Дауна, получат в библиотеке всю возможную
информацию по проблемам своих детей — правовую, содействующую оздоровлению и
реабилитации, — из информ-дайджеста «Солнечные дети», который подготовлен
Центром информации по проблемам семьи и детства, действующим в библиотеке.



В комплекс мероприятий, касающихся проблем детей с ОВР,
входят и те, которые предназначены для обычных детей с целью воспитания
толерантного сознания в отношении детей и взрослых с ограниченными
возможностями здоровья.



Уроки доброты «Тепло сердец», часы милосердия «Дарю своё
сердце людям», «Для добрых дел я сердце отогрею» говорят о прописных истинах,
которые раньше постигались детьми самостоятельно, в ходе ролевых игр в
«учителя», «воспитателя», в общении со сверстниками на улице, во дворе, в
школе, в чтении художественной литературы. Сейчас в семье чаще всего только один
ребёнок, а общение со сверстниками во дворе и на улице детям заменило «общение»
с компьютером. Детская библиотека должна восполнить и этот пробел, ведь её
предназначение — дать ребёнку книгу, затрагивающую струны его души,
воспитывающую его как личность, как гражданина, как доброго и порядочного
человека, толерантного ко всем.





 




Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы