Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
А что у вас, ребята, в рюкзачках?





Валентина Сергеевна Хижняк, заместитель директора по работе с детьми МУК «ЦБС» г. Армавир, Краснодарский край



 Вся деятельность детских библиотек города Армавира
направлена на приобщение детей к чтению и национальной культуре, на содействие
самопознанию и саморазвитию детей.




В Муниципальную централизованную библиотечную систему города
Армавира входят 3 детские библиотеки и 4 детских отделения при взрослых
библиотеках. Детское население города составляет 32 000 человек. Читателями
детских библиотек и детских отделений являются 17 800 детей разных возрастных
категорий. В течение года детям выдается свыше 331 тысячи книг.



Библиотечное обслуживание детей в Армавирской ЦБС опирается
на сочетание традиционных форм работы и новых информационных технологий,
строится на принципе дифференцированного подхода в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями читателей.



Какими же информационными ресурсами располагают детские
библиотеки? В их фондах свыше 110 500 тыс. экз. книг, более 70 наименований
периодических детских изданий различной тематики. Начата работа по созданию
электронного справочно-библиографического аппарата. В электронную
систематическую картотеку статей введено свыше 2500 источников информации. Уже
решён вопрос доступа к электронным ресурсам ЦГБ: две центральные библиотеки
объединены в локальную сеть, и читатели ЦДБ могут воспользоваться их базами
данных.



Детские библиотеки Армавира стали оснащаться компьютерами
сравнительно недавно. Благодаря городской администрации пополнился их
компьютерный парк, во всех библиотеках установлены рабочие станции для
читателей, а работа по целевым программам позволила оснастить ЦДБ
мультимедийным центром, который используется для показа тематических
презентаций, проведения электронных библиотечных уроков и викторин. ЦДБ имеет
выход в Интернет, с помощью которого создаются интерактивные площадки,
читателей учат навыкам поиска информации в Сети. Приобретаются электронные
издания с материалами в помощь школьной программе, аудиокниги. Новое
оборудование позволило разнообразить формы и методы работы, улучшить
информационно-библиографическое обслуживание.



В детских библиотеках разрабатывают целевые, авторские
программы в помощь патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию,
приобщению нечитающих детей к книге и привлечению их в библиотеки. Так, на базе
ЦДБ сейчас реализуются программы:
«Центральная детская библиотека — центр чтения современного ребёнка», программа
военно-патриотического направления «Шаги Победы», «Окно в мир информации». В
дни летних каникул детские библиотеки работают по целевой программе «Книжные
открытия лета». В рамках этих программ проходят Неделя детской и юношеской
книги, Неделя техники, Неделя в защиту животных, круглые столы по проблемам
детства, бинарные уроки, предполагающие сотворчество ребёнка, библиотекаря и
учителя. На развитие у детей творческого начала направлены выставки творческих
работ, конкурсы и литературные праздники, тематические обзоры книг. Увы, современные
дети утратили навыки вдумчивого чтения, поэтому на помощь приходят проверенные
формы работы — громкие чтения, помогающие детям освоить и понять текст.



Время диктует свои правила, и библиотеки уже не могут
позволить себе замыкаться в своих стенах. Выездные акции на темы «Далёкому
мужеству верность храня», «День городской детской библиотеки в школе», «Книга
едет к тебе» стали уже привычной практикой. Библиотекари проводятся в школе
обзоры литературы, устные журналы, часы информации, организовывают выставки-просмотры
и вручают приглашения в библиотеку. А вот во время акции «Вместе с книгой мы
растём» организуются коллективные посещения библиотеки дошкольниками и
учащимися младших классов. Хорошо себя зарекомендовала в ЦДБ им. З.
Космодемьянской и «Школа информационной культуры “Одуванчик”».



Нестандартным ярким мероприятием стала акция «Рюкзачок
читателя». Её участниками стали дети дошкольники из детского сада №24
«Гнёздышко» и учащиеся ЧОУ-СОШ «Развитие». Для них открылись двери Сказочной
школы. Дошкольники совершили увлекательное путешествие по страницам русских
народных сказок: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок», а затем на уроке
творчества своими руками смастерили тряпичных кукол-пеленашек. Волшебный
сказочный клубок привёл первоклассников в комнату сказок, где они встретились с
Бабой-Ягой и ответили на вопросы волшебной викторины. Мир сказки продолжился
спектаклем «Волшебная шкатулка» детской театральной студии «Арлекин». В
рюкзачки юных читателей библиотекари отобрали лучшие сказки. «Книжный рюкзачок»
четвероклассников наполнили книги



Ж. Верна «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан»,
«Дети капитана Гранта». В течение осенних и зимних каникул дети читают книги, а
после их ждёт цикл уроков «Остров книжных сокровищ Жюля Верна» и мини-конференция
«Наш друг — Жюль Верн», где ребята выступят в роли исследователей и биографов
творчества этого замечательного писателя. С серией книг «Заветная мечта», в
которую вошли произведения для детей современных авторов Л. Саксона, Б. Минаева
и других, знакомились учащиеся 5-го класса. Старшеклассников же на занятии «Код
тинэйджера: твои первые книги по психологии» ждали книги по психологии.



В «Школу информационной культуры» также вошли мастер-класс
«Путешествие в Краскоград, или Как разбудить в ребёнке художника», урок
творческого чтения «Мы читаем Маршака», бинарный урок «Дом, который построил
Маршак», проводящийся совместно с детской театральной студией «Арлекин», День
информации «Кто-то родом из детства, я — из войны».



В продвижении книги к читателю, в развитии творческих
способностей ребёнка применялись такая форма работы, как проект. Цель проектов
— знакомство с лучшими художественными произведениями о войне «Мы вновь
открываем войну для себя» и книгами по краеведению «Мира не узнаешь  не
зная края своего». Проекты включают в себя несколько форм работы — книжная
выставка, день информации, мультимедийные презентации, в которые вошли
рисунки и отзывы о прочитанном
участников проектов, живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны.



Более четверти века назад писатель С. А. Дангулов собрал
уникальную тематическую коллекцию картин



«С мыслью о матерях». Она включает 148 работ известных
отечественных и зарубежных мастеров живописи и графики 2-й половины XX века.
Это бесценное собрание С. А. Дангулов подарил родному городу, ЦДБ им. Зои
Космодемьянской. С тех пор библиотека ведёт большую работу по эстетическому
воспитанию. Выставка этих картин пробуждает самые благородные чувства — любовь
к матери, своему городу, учит доброте и милосердию, умению видеть и ценить
красоту. В течение года в библиотеке проходят около 50 экскурсий, которые
посещают полторы тысячи детей.



В последние годы ведётся углублённая работа с дошкольниками.
Занятия «Школы эстетики» носят комплексный характер и стали настолько
популярными, что их посещают дети подготовительных групп нескольких детских
садов. Ребята расширяют свой кругозор, в «Творческой мастерской» на занятиях
«Живёт повсюду красота, живёт не где-нибудь, а рядом» учатся распознавать
красоту вокруг себя. Занятия носят комплексный характер. В работе используется
не только литература по искусству и экспозиция картин



«С мыслью о матерях», но и произведения детской литературы.
Короткие рассказы В. Коржикова, Э. Шима, Г. Скребицкого, В. Сутеева, В. Катаева
учат ребят сопереживать героям произведений, различать добро и зло, любить
родных, понимать природу. Опыт показал, что «Школа эстетики» оказывает
благотворное воздействие на детские души.



На приобщение детей к миру прекрасного нацелены и
экскурсионные Недели «Галерея — детям!» Они проводятся для учащихся школ,
расположенных вдали от центра города. Дети имеют возможность ознакомиться с
коллекцией картин «С мыслью о матерях», увидеть выставку рисунков учащихся
художественной школы-студии ДДЮТ, узнать много интересного о культурной жизни
Армавира, о писателе С. А. Дангулове. Частыми гостями детских библиотек
являются творческие люди нашего города — артисты армавирского драматического
театра, художники, поэты, музыканты.



Одним из способов привлечения детей к чтению являются клубы
по интересам — творческая студия «Грация», детский краеведческий клуб «Юный
краевед», клуб любителей сказки «Солнечный зайчик», клуб кукольного театра
«Весёлые человечки», летний театрализованный кружок «Радуга», клуб мультфильмов
«Дисней-клуб», «Школа эстетики “Я вхожу в мир искусства”».



Особое место в работе уделяется мероприятиям, рекламирующим
возможности библиотеки. В последнее время библиотеки — постоянные участники
общегородских мероприятий, проходящих на открытых площадках, в городских
парках. Библиотеки готовят театрализованные представления, рекламные материалы,
информационные буклеты.



Деятельность библиотек по привлечению к чтению и в
библиотеки предполагает широкое партнёрство с организациями и учреждениями, и
партнёров у Армавирских детских библиотек немало — школы,
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка», Дворец
детского и юношеского творчества, Центр детского научно-технического
творчества, Центр детского и юношеского туризма, Армавирский педагогический
университет, Совет ветеранов, негосударственная частная организация
«Профессионал».



Библиотека — это место, где ребёнок может чувствовать себя
свободно, спокойно и безопасно, это прежде всего тёплый, уютный дом, в котором
царит атмосфера добра, внимания, уважения к читателю. Здесь всё должно
способствовать общению ребёнка и со сверстниками, и со взрослыми — добрыми,
знающими, желающими помочь и выслушать.






Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы