Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (141)'11 - Зарубежные библиотеки: стратегия развития
Дотянуться до гениев



Вита Владимировна Перепелица, ведущий библиотекарь ЦГБ г.
Губкина



 Есть ли сегодня книги, которые достойны претендовать на
звание новой литературной классики? Как сказалось вступление в XXI век на творчестве
писателей? Что роднит Рэя Брэдбери и библиотекаря? На эти вопросы искали ответы
участники семинара «Литература и современный литературный процесс».


«Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы только читали! И
романы, самые посредственные, даже без всякого таланта писанные, способствуют
некоторым образом просвещению» — говорил русский историк и писатель Николай
Михайлович Карамзин. Мы с ним спорить не будем. Не потому, что он, как у
Гоголя, — «значительное лицо», а потому, что Н. М. Карамзин прав. Снижение
интереса к чтению — проблема всем известная. Дабы как-то противостать этой
печальной тенденции, сотрудники отдела обслуживания Центральной городской
библиотеки г. Губкина ежегодно проводят для своих коллег литературный семинар.



Тема семинара нынешнего года — «Литература и современный
литературный процесс». Его украшением и эмблемой стало книжное дерево, листья
которого представляли собой самые рейтинговые по популярности книги. Под сенью
этого чуда-дерева и состоялся наш разговор о современной литературе.



В своей вступительной лекции «Литература на современном
этапе» Л. А. Беседина, заведующая отделом обслуживания ЦГБ, проанализировала
состояние современной литературы за последние два десятилетия.



Литература конца ХХ века — явление особое: она более
уравновешенная, спокойная, устоявшаяся. Век XXI потребовал от нашей страны
сделать шаг в неизвестное, в другое временное и политическое измерение,
переориентироваться на рыночные отношения. Это не могло не отразиться на
литературе. В современной отечественной прозе наблюдается разделение на
множество направлений и течений, обилие новых художественных тенденций,
творческих методов, эстетическая многополярность. Неповторимые личности творят
неповторимую литературу — в конечном счёте, именно это всегда было характерно
для живой и свободной русской литературы. И мы, библиотечные специалисты,
обязаны знать об этих изменениях.



«Он совсем не чувствовал возраста. Всё делал легко, играючи.
И всегда говорил, что внутри у него живёт ребенок. Как вы думаете, о ком это
сказано?» — с таким вопросом обратилась к присутствующим ведущая мероприятия



Л. А. Шлеина, предоставив, таким образом, слово следующему
докладчику — С. И. Журавлевой, заведующей юношеским сектором. Её выступление



«С. В. Михалков — символ ХХ столетия» было посвящено
замечательному писателю, ушедшему от нас год назад. Использовав в своём
выступлении фрагменты из мультфильма «Как старик корову продавал» и киножурнала
«Фитиль», Светлана Ивановна раскрыла многогранность творчества Михалкова. Для
многих он прежде всего автор трёх гимнов и «Дяди Стёпы», а вот то, что он был
переводчиком, оставил после себя книги, тиражи которых превышают 300 млн
экземпляров, подарил экранной культуре России более тридцати киносценариев к
детским и взрослым фильмам, сказкам («Новые похождения кота в сапогах»),
знаменитый сатирический журнал «Фитиль» и всеми любимый и по сей день кинофильм
«Три плюс два» с участием гениального Андрея Миронова и одной из красивейших
актрис российского кино Натальей Фатеевой, — об этом знают далеко не все.



Михалкова-человека характеризует его высокая гражданская
позиция. На банкете по случаю своего 95-летнего юбилея писатель в очередной раз
удивил гостей: «Когда меня спрашивают, что я делал эти 95 лет, я отвечаю:
“Служил Отечеству”. А если бы спросили: “Что Вы будете делать после банкета?”,
я бы ответил так: “Буду служить своему Отечеству”. Что это значит? А это
значит, что я с чистой совестью сегодня лягу спать».



Изменилось время. Изменился читатель. На литературном поле —
полная свобода. За всю историю литературного процесса не было такого всплеска
книжного бума, как в XXI веке. Наконец-то пришло время, о котором мечтал В.
Маяковский: «Твори, выдумывай, пробуй». Количество авторов и книг поражает.
Наряду с этим постоянно возобновляются дискуссии о том, есть ли сейчас
достойные, хорошие книги, которые были бы читаемы, обсуждаемы и продаваемы?
Разнообразию читательских вкусов и было посвящено выступление Любовь
Владимировны Шлеиной.



Дебютным и успешным стало выступление Н. Н. Константиновой.
На время превратившись в специального корреспондента, Наталья Николаевна
подготовила библиотечный репортаж «Рэй Брэдбери — поэт космического века» о
самом знаменитом писателе-фантасте планеты. Творчество писателя, 90-летие со
дня рождения которого отмечалось этим летом, мы знаем и любим. Нас,
библиотекарей, кроме того, роднит с ним любовь книге, библиотеке и к нашей
великой русской литературе.



Вот что говорит сам писатель: «Я никогда не учился в
колледже, но меня воспитали библиотеки, благодаря им я получил своеобразное
высшее образование…Я учусь у Толстого, Пушкина, Достоевского» и дальше: «Хотите
научиться писать? Мой вам совет: идите в библиотеку и читайте, читайте,
читайте!» Радует, что в лице Мэтра литературы мы нашли единомышленника,
близкого по духу человека, болеющего за судьбу библиотек. Рэй Брэдбери готов
защищать книги с ничуть не меньшим жаром, чем легендарный пожарный Монтэг, сделавший
писателя знаменитым.



Работники отдела обслуживания много говорили о разнообразии
литературных жанров, обсуждали вопрос и о серьёзной литературе. Так, В. В.
Перепелица представила выдающегося автора, современного классика Б. М. Шишаева.
Он не просто писатель, он мыслитель, философ. Его герои рассуждают о смысле
жизни, а сквозная тема его творчества — отношение человека к жизни. Нужно
всегда быть верным самому себе, слушать голос совести. Не это ли самое важное
сегодня, когда долг, совесть, честность в шкале нравственной иерархии
оказываются в самом низу?



Каковы итоги семинара? Как сказал один мудрец: «Наши знания
ограничены, а незнания безграничны». Нельзя объять необъятное. Главная наша
цель — стремление познать, донести это до своих коллег и читателей. стараться
делать свою работу с желанием, радостью и любовью. Вот тогда и будет достойный
результат.



Однажды К. С. Станиславский заметил: «Актёр должен быть
культурным и уметь дотягиваться до гениев литературы». Я полагаю, что его слова
вполне применимы и к библиотекарям: мы также должны уметь дотягиваться до
гениев литературы и уметь «дотягивать» до них своих читателей. В этом и состоит
наша миссия и суть библиотечной профессии.




Тема номера

№ 11 (485)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы