Ирина Павловна Ярославцева, доцент Таганрогского
Технологического института Южного федерального университета, кандидат
философских наук
Любовь начинается с Большого Взрыва в масштабах личности
одного человека. В этом Взрыве сгорает всё наше прошлое, все старые привычки,
привязанности, предпочтения, предубеждения…. И рождается новая личность —
личность любящего человека.
Готовясь к участию в вечере, посвящённом передаче библиотеке
имени А. П. Чехова книжного наследия Г. В. Иванченко, я прилежно перечитывала
её книги. Особо завладела моим вниманием последняя, завещательная её работа —
книга «Забота о себе». В ней автор говорит о тупиках заботы, «субъчеловеческом»
уровне существования, на котором человек вязнет, как муха в меду, в мелких
бытовых хлопотах, наполняет свою жизнь мелочами, заполняет её щели и зазоры
массмедийной жвачкой. Сможем ли мы хоть на один вечер вырваться из этой
субмарины умеренности? Казалось, сама погода провоцировала — нежданная и беспардонная
южная оттепель, бессовестно смешавшая стихии снега и воды в немыслимых
пропорциях, продувающая город самоуверенным, телеологическим, трансцендентным
западным ветром, несущим с собой высокие приливы, подвижки льдов на заливе,
дожди и перемену участи…
Я пришла в выставочно-концертный зал библиотеки заранее, и
сразу же вздохнула с облегчением, услышав, как подростки из детского
театра-студии «Чехонте» под руководством Василия Фёдоровича Егельского читают
вслух стихи Галины Иванченко:
С каждой весной холодней и нежней
И ощутимее — взгляд Твой упорный…
Только не трогай моих чертежей
Замков воздушных и замыслов чёрных.
Это мои любимые строки, и я мысленно повторяла их вслед за
двумя старательно репетировавшими тоненькими девочками — Никой Тарасенко и
Ольгой Терещенко. Владислав Поймалин, ещё один участник этой студии, в
оставшиеся перед началом вечера мгновения продолжал искать золотую середину
между «пеплом» и «огнём», речь о которых шла в горьком и нежном стихотворении
К. Кулиева. Именно это стихотворение выбрал эпиграфом ко всему вечеру отец
Галины — Владимир Петрович Рыжов.
Постепенно зал заполнился. В основном — знакомые всё лица
преподавателей ТТИ ЮФУ, который по традиции мы все продолжаем называть просто
«Радиком» (бывший радиотехнический институт), школьные друзья и учителя Галины,
учёные, музыканты, поэты, артисты:
Вечер начался со слов отца Гали-
ны — трогательный, дрожащий аккорд печали и грусти — и с
передачи творческого наследия Г. Иванченко в дар городской библиотеке.
Потом я (собственно, не имея на это никаких особых прав,
мысленно помолившись и положив перед собой книги Галины, ставшие для меня в
последнее время настольными, «подподушечными», дорогими) напомнила собравшимся
основные вехи её стремительной, яркой и краткой жизни, перечислила лучшие,
ярчайшие из написанных ею книг (хотя они все — лучшие).
Вечер В. П. Рыжов решил посвятить именно научному наследию
Гали, с которым таганрожцы ещё мало знакомы. Многие помнят девочку Галочку, с
которой вместе учились (или которую учили) в школе; девушку Галю, с которой
вместе ходили в горные походы; чудесную, обаятельную женщину Галину. Но учёного
с мировым именем
Г. В. Иванченко, оригинального психолога, культуролога,
философа знают в Таганроге пока лишь немногие. Забегая вперёд, скажу, что после
окончания первой части вечера, старые знакомые Галины подходили к ведущим и
признавались: многие из них впервые узнали Галю с этой новой стороны. Мы с
Владимиром Петровичем этого как раз и хотели — всколыхнуть застоявшийся покой
приморского городка, потревожить «субъчеловеческие субмарины», прочесть строки,
посвящённые истинной задаче, стоящей перед человеком: задаче самореализации,
самоактуализации и самосовершенствования. И это у нас получилось!
Удивительно, с каким вниманием — и пониманием! — люди
слушали рассказ В. П. Рыжова о книге Г. Иванченко «Принцип необходимого
разнообразия в культуре и искусстве», легшей в основу её докторской
диссертации:
Сама Галина Иванченко (для многих она навсегда осталась
Галей Рыжовой) присутствовала на вечере двумя фотографиями. На одной она —
прекрасная, радостная — сидит за роялем. На другой (фотография сделана за месяц
до кончины, в июле 2009 года) запечатлена на презентации последней своей книги
«Забота о себе». Весь вечер демонстрировались слайды, заботливо подобранные родителями
Галины. В финальном слайд-фильме мы увидели Галину и всех членов семьи
Рыжовых-Иванченко.
Затем последовали размышления моего давнего и доброго
знакомого Валерия Васильевича Гуры, кандидата педагогических наук, ныне —
декана факультета социальной педагогики ТГПИ. Когда-то мы с Валерием
Васильевичем работали на одной кафедре в «Радике», всегда симпатизировали друг
другу и много беседовали как психолог с философом.
Валерий Васильевич представил книгу Г. Иванченко
«Совершенство в искусстве и в жизни», развивающую одну из самых принципиальных
идей ее творчества — идею совершенства. Прекрасная и губительная идея,
толкающая человека к вершинным достижениям и к роковому самообману. Недаром
сама Галина считала эту тему амбивалентной: её чуткому воображению поэта
представлялись в самом этом слове и вершины, и свершения, и сверх…. Валерий
Васильевич, молодец, постарался глубоко вникнуть в тему, как дельфийский
ныряльщик. А я вспомнила стихотворное инобытие темы совершенства, отражённое в
тихом и подлинном зеркале одного из стихотворений Г. Иванченко:
Совершенство покоя, покой совершенства...
Отчего же подсвечены тёмной тоской
О покое — мечты? Не мужской и не женской
Эту грёзу я вижу — почти не людской!
В ней божественность жажды — не быть, воплощенья
Растерять, стать прозрачней и призрачней сна,
Но остаться собою — и в слове любом, и в движеньи,
Даже если реальности клетка — тесна.
В совершенстве покоя не место потоку,
Что сверкает, влечет, и нельзя не испить...
Как же мы совершенны — пока одиноки
И пока не желаем, не жаждем — любить.
Рассказы о книгах чередовались с музыкой. В исполнении
Владимира Петровича — талантливого композитора и пианиста — мы услышали
фортепианную пьесу, сочиненную его маленькой Галочкой в далёком 1978 году.
Затем — романсы, один из которых написан самим
В. П. Рыжовым на стихи Гали, а другой («Головокружительные
ночи», принадлежащий харьковскому композитору-любителю Валентину Шустикову)
исполнила Ольга Рябинина. Дети из театра-студии «Чехонте» читали стихи Галины
Иванченко — старательно, искренне, нежно.
Мне выпало рассказывать о последних книгах Г. В. Иванченко
«Логос любви», «Космос любви», «Забота о себе». Тяжкая и сладостная задача,
исполнение которой властно вырвало меня на несколько минут из уютного зала
библиотеки и вытолкнуло в космические просторы, в эпоху, последовавшую сразу же
за Большим Взрывом, когда аннигилировалось почти 100% вещества в нашей
Вселенной, зато из оставшихся сотых долей процента возник новый мир и наша
Земля. По мысли Г. Иванченко, любовь начинается с такого же Большого Взрыва в
масштабах личности одного человека, и в этом Взрыве сгорает всё наше прошлое,
все старые привычки, привязанности, предпочтения, предубеждения…. И рождается
новая личность — личность любящего человека.
В завершение первой части вечера Владислав Поймалин
прочёл-таки стихотворение Кулиева про пепел, который пылает ярче огня, греет
горячее и стучит в наши сердца. А затем я тихонько сидела, умалившись и
притаившись, и слушала тех, кто вспоминал свою родную, единственную Галочку —
подругу и соседку, ученицу, дочку своего друга. О Галине говорили Наташа
Додонова, Владимир Тимошенко, Анатолий Феденко, Галина Ткаченко, Людмила
Малюкова…
Светлые, задумчивые лица людей казались озарёнными отсветом
воспоминаний. Расходиться никому не хотелось; мир идей Г. В. Иванченко, её
уникальная трагическая судьба сплотили всех присутствующих. Какое-то новое
ощущение, какой-то важный неведомый урок вынесла я с этой встречи. Оттепель
смывала с тротуаров снег; точно также под воздействием музыки, сострадания,
эмпатии с души сходит патина повседневности, открываются возможности для
самореализации, самоактуализации, самосовершенствования и любви. Бытийной
любви, на чём особенно настаивала Галина Иванченко в «Космосе любви», столь
отличающейся от Д-любви, то есть ущербной дифицитарной любви).
Будем жить, будем помнить:
Иссякает желанье и близится
пониманье:
(Тем внезапней и ярче, чем призрачней я) —
Я —
За пределами твоего бытия
неумолчное
имени твоего
звучанье.
Если ад есмь другие, и рай многолюден,
Для меня ты — един на бескрайней тверди.
Я –
Гостья
из будущего твоего бессмертья,
Вырастающего из преизобилия буден.
(Г. В. Иванченко).