Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (142)'11 - Русский язык
Аз, Буки, Веди…



 Быкадорова Наталья Кимовна, заместитель директора
Белгородской государственной детской библиотеки им. А. А. Лиханова





 Обращение Ивана Сергеевича Тургенева к будущим поколениям
русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками…. Обращайтесь почтительно с
этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»,
актуально сегодня как никогда.


Родной язык — уникальное средство освоения мира, бесконечно
многообразного и постоянно меняющегося. Что же происходит сегодня с нашим
родным языком, с русским языком? Чаще всего в публичных дискуссиях о языке
затрагиваются такие вопросы, как отношение к заимствованным словам;
проникновение жаргонной, просторечной и ненормативной лексики во все сферы
бытования языка; снижение общего уровня культуры речи. Как преодолеть эти
негативные тенденции? Как помочь детям осознать значение и ценность русского
языка как универсального инструмента самовыражения и передачи многовекового
опыта познания мира? Донести до них важность грамотности, научить их любить и
беречь родной язык? Эти вопросы определили необходимость разработки
библиотечной программы поддержки и распространения русского языка и культуры
«Мы сохраним тебя, русская речь».



Истоки слов



Сейчас, по наблюдениям исследователей, на взрослых и детей
ежедневно обрушивается более пятидесяти новых иноязычных слов. Проблема не в
том, что словарный состав языка вбирает в себя названия новых предметов,
явлений, а в том, что эти названия не осваиваются, остаются непонятными для
читателя, слушателя, так как не имеют внутренней формы, глубины значения,
ассоциативных связей, оценочного компонента, то есть живой жизни. У детей и подростков,
вырастающих в таких условиях, не вызывают каких-либо чувств слова «путана»,
«киллер», «киднеппинг», «коррупция» и т. д., что чревато серьёзными
последствиями — разрушением самосознания русского человека, русской культуры.



«Язык языку знак подаёт», — так давным-давно говорили люди
на Руси. Способность произносить слова — одно из главных отличий человека от
животного. Мы привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим,
но редко задумываемся о том, как появилось то или иное слово, каковы его
история и происхождение. На познавательном часе «Откуда пришли слова»
библиотекарь познакомил ребят с этимологией — наукой, которая исследует
происхождение слов, со словарями, которые есть в нашей библиотеке, а ребята
подготовили сообщение о том, что означает то или иное слово. Например, почему
волк назван волком. Или почему месяц август назван по имени императора Цезаря
Августа (в древнерусском языке этот месяц назывался «серпень», «жнивень»,
«зарев»). Этой же теме было посвящено путешествие по словарю



В. Даля «Вспомним забытые слова». В гости к ребятам
прилетела 300-летняя Баба-Яга, знающая значения таких давно забытых слов, как
«зерцало», «побаска», «варегуй», «коклюха», «меледить», «пестовать».



На празднике «Жизнь замечательных слов» ведущий поведал о
том, как в былые времена люди путешествовали пешком, на лошадях, на кораблях и
как вместе с ними путешествовали из страны в страну слова. Одни из этих слов
оставались гостями, быстро исчезали, другие же приживались. Так, до сих пор на
флоте есть выражение «бить склянки»; произошло оно от английского слова «sland»
— звон, резкий металлический звук. В ходе мероприятия «Люди, ставшие словами»
читатели погрузились в историю. Оказывается, выражение «перейти рубикон»
связано с именем Юлия Цезаря и рекой Рубикон, которую он перешёл вопреки
запрещению Сената. Это послужило началом гражданской войны, и с тех пор
выражение «перейти Рубикон» означает решимость сделать бесповоротный шаг.



Эти и подобные мероприятия помогли понять ребятам, что
русский язык настолько богат, что нет необходимости использовать в речи
иностранные слова, особенно если их смысл не до конца ясен.



В библиотеке работает «Школа информационной культуры». Детей
7–10 лет в ходе библиографической игры «Пять тысяч Где? Семь тысяч как? Сто
тысяч почему?» знакомят со словарями. Один из библиотечных уроков — «С любовью
к русскому, родному» также посвящён знакомству с языком. Ребята 11–14 лет с
удовольствием принимают участие в библиографической игре «Ах, как был прав
Владимир Даль, когда придумал свой словарь». Одно из занятий «Электронные
справочные издания» проходит в форме обзора-презентации. В журнале
«Библиотечное дело» №16 за 2009 год опубликована статья выдающегося филолога М.
Н. Эпштейна с предложением проводить ежегодно 22 ноября Праздник словарей. Нам
понравилось это предложение, и мы включили проведение такого праздника в наши
планы.



 



Проблема языка —



проблема выбора



Тревогу у библиотекарей вызывает и ещё одно явление в
современном русском языке: перемещение периферийных, ненормативных элементов
языка (жаргонных, просторечных) в сферу общеупотребительную, размывание норм,
перегруппировка стилей. Процессы эти затрагивают не только язык, но и связанное
непосредственно с языком мышление, способ видения мира, образ жизни.



Дети в подростковом возрасте систематически сталкиваются с
проблемами нравственного выбора. Именно в этот возрастной период происходит
становление мировоззрения, идёт поиск себя и своего места в обществе. Грамотная
литературная речь помогает выстроить отношения со сверстниками, учителями,
родителями, достичь успехов в желаемой сфере.



Мероприятия «Слово создало мир, слово может его и разрушить»
было призвано дать подросткам представление о богатстве русского языка,
сформировать негативное отношение к использованию в речи нецензурных выражений.
Участники мероприятия размышляли о значимости языка в жизни человека и о
проблеме сквернословия, услышали историю возникновения сквернословия на Руси, о
том, какие наказания существовали за употребление «гнилых слов», высказали свои
мысли по рассматриваемой проблеме. В заключение мероприятия библиотекарь
предложил золотые правила языка, которые подростки приняли и обещали следовать
им: «Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь, не всё, что думаешь,
говори».



На уроке грамотности «К сокровищам родного языка» ребята
познакомились с высказываниями великих русских и зарубежных писателей о русском
языке, с главной функцией языка — служить общению, правилами речевого этикета.
Тест «Умеете ли вы общаться?» помог подросткам узнать о себе больше,
задуматься, усвоить правила речевого этикета. Вместе с библиотекарем ребята
вспомнили русские народные пословицы и поговорки, в которых отразилась
многовековая мудрость правил речевого общения и этикета. На празднике «Глаголь
добро», посвящённом Дню славянской письменности и культуры, читатели узнали о
возникновении алфавита, о славянских просветителях Кирилле и Мефодии,
первопечатнике Иване Фёдорове, о первой «Азбуке» на Руси.



Русский язык богат и выразителен, его словарный запас
огромен и продолжает расти, поэтому библиотекари подготовили
книжно-иллюстративную выставку «Как наше слово отзовётся». На ней представлены
книги, дайджест для читателей 12–14 лет с выдержками из статей о русском языке,
и кроссвордом.



Не упускать возможности



Общий уровень культуры речи волнует многих. Книжная
цивилизация освобождает часть пространства для экранной, мультимедийной. С
самого раннего детства ребёнок окружён множеством привлекательных
интерактивных, движущихся вещей, которые ему много интереснее, чем книга, и которые
легче освоить. Таким образом, книга вытесняется из обихода, причём именно в том
возрасте, когда ребёнку легче всего «врасти» в книжную культуру, когда
закладывается интеллектуальный фундамент. Итог — низкий уровень культуры речи,
упущенные возможности. Специалисты библиотеки считают очень важным «заразить
чтением» юных белгородцев и продолжать работать с ними по мере их взросления.



Сектор внестационарного обслуживания читателей тесно
сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями в деле приобщения к
чтению детей. Так, разработана и реализуется программа «Подрастаю с книжкой я»
с подпрограммами «Такие разные книжки» и «Самоцветное слово».



Цель подпрограммы «Такие разные книжки» — познакомить
ребёнка с книгами, привить ему любовь к чтению, способствовать развитию его
речи. Все занятия проходят в игровой форме. К занятиям ребята готовятся
заранее: вместе с воспитателями, родителями читают книгу, изготавливают
несложные поделки. На занятиях же дошколята перевоплощаются в своих любимых
сказочных персонажей. Особенностью таких занятий является то, что библиотекарь
много читает вслух. В конце занятия малыши получают различные творческие
задания: нарисовать понравившуюся книжку, героя, о котором узнали. Занятие
«Сама мала, а ума придала» — рассказ о книжках-малышках — так увлёк ребят, что
каждую книгу они стремились подержать в руках, потрогать её, поиграть с ней.
Занятие «Мы построим Кошкин дом» проходило в форме творческой мастерской:
малыши познакомились с книгами-паззлами, под громкое чтение книги «Кошкин дом»
самостоятельно собрали картинку. Занятие «Поиграем с цифрами» помогает ребятам
улучшить свои знания по математике.



Подпрограмма «Самоцветное слово» нацелена на ознакомление
детей посредством театрализованных занятий со сказками, народными традициями,
писателями  и художниками. На занятии
«Где волшебники живут?» ребята дают волю фантазии, а на занятии «Поговорим о
нежных чувствах» размышляют о добрых чувствах; на занятии «Сказок мудрые уроки»
находят в русских народных сказках заблудившуюся букву и вспоминают сказочных
героев, которым присущи добрые чувства, подбирают для них русские поговорки.



Дети любят «оживлять» сказки. Они охотно перевоплощаются в
сказочных персонажей, проигрывают описанные в сказке ситуации и придумывают
свои. На занятиях по подпрограмме «Самоцветное слово» ребята вместе с
библиотекарем проигрывают сказку по ролям, обсуждают положительные или
отрицательные качества того или иного героя.



Думать, чувствовать, познавать



Произведения русских и зарубежных классиков постепенно
вытесняются из школьной программы по литературе, а если они в неё и включены,
то на их изучение отводится слишком мало времени. Опыт показывает, что только
литературное произведение способно открыть человеку мир Другого во всей его
полноте — с его переживаниями, раздумьями, тревогами и радостями. На примере
литературных героев ребёнок учится выражать словами свои чувства, делать выбор
и принимать решения.



Специалисты библиотеки разработали программы «Читаем
классику сегодня» и «Литературный Олимп».



В рамках программы развивающего чтения «Литературный Олимп»
сотрудники отдела обслуживания читателей «Детство» приобщают детей младшего
школьного возраста к чтению, занимаются их эстетическим воспитанием. На
постоянно действующей выставке с одноименным названием экспонируются книги
юбиляров текущего года. На часе сочинительства «Мой друг — старик Хоттабыч»
ребята познакомились с творчеством писателя Л. Лагина, а на презентации
белгородского писателя-кравеведа Бориса Осыкова — с новой книгой этого автора
«Города Белгорья». Они принимали участие в литературной викторине «В стране
Вообразилии», брейн-ринге «Затейники и фантазеры» по произведениям Н. Носова,
литературной игре «Миллион приключений» по произведениям К. Булычева, читали по
ролям «Приключения Васи Куролесова», познакомились с творчеством С. Михалкова и
В. Берестова.



В книге «Заветное» Д. Лихачёва есть рассказ «Русский язык».
В нём автор говорит о том, что язык — самая большая ценность народа. Вся
сознательная жизнь человека связана неразрывно с языком. Познакомившись с
рассказом, ребята сделали открытие, что вернейший способ узнать человека —
прислушаться к тому, как он говорит.



Программа «Читаем классику — сегодня» знакомит подростков с
книгами-юбилярами текущего года. В рамках программы проводились
книжно-иллюстративные выставки, беседы, интерактивные игры, брейн-ринги, уроки
нравственности, конкурс сочинений и просмотры фильмов по книгам В. Каверина
«Два капитана» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Антуана де
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Завершилась работа по этим книгам
литературными праздниками.



Наблюдая за детьми во время этих мероприятий, мы заметили,
что у многих из них появились свои собственные суждения о произведениях и
явлениях жизни, отображенных в них. Ребята искренне переживали за полюбившихся
героев — значит, им не безразлично, что писатель хотел донести до юных душ.



Стало традицией проводить в библиотеке посвящение в
читатели. Когда первоклассники заканчивают изучать азбуку, проводится праздник
«Первоклассные читатели». Ребята отправляются в весёлое путешествие по Стране
Знаний и попадают к королеве Грамматике. Там ждёт их Буквоежка, который очень
любит слова с ошибками и «вкусные буквочки» в этих словах. Дети должны
правильно составить слова, чтобы Буквоежка не смог их съесть. Королева Книги
знакомит ребят с новыми интересными книгами, прочитав которые, можно узнать о
заморских странах, диковинных растениях и животных, о звёздах и планетах, о
великих учёных и гениальных изобретателях. С детьми проводятся игры, викторины,
конкурсы, направленные на систематизацию знаний о звуке, слове, предложении. В
заключении каждый получает похвальный лист об успешном прочтении самой главной
книги в их жизни — Азбуке, и все становятся читателями библиотеки.



Специалисты библиотеки регулярно организовывают встречи с
писателями, Традиционными стали встречи, проходящие в рамках Недели детской
книги с приглашением известных писателей:



М. Москвиной, С. Седова, А. Торопцева, С. Георгиева, П.
Синявского. Белгородские писатели В Шаповалов, В. Молчанов, Б. Осыков, В
Черкесов, Ю. Макаров, В. Колесник, Ю.Литвинов, В. Череватенко — частые гости
библиотеки. Нередко эти встречи посвящены выходу в свет новой книги или
знаменательной дате. По мнению детей, общение с умными и начитанными людьми
способствует обогащению словарного запаса, интеллектуальному развитию и
овладению литературным языком.



Ежегодно наши читатели принимают участие в программе летних
чтений «Книжная радуга». В течение лета проводятся различные комментированные
чтения, литературные праздники, игры, викторины. Одно из мероприятий называлось
«Превращения слов». Русский язык скрывает в себе много загадок и волшебных
превращений. Для того чтобы разгадать головоломки, ребусы, кроссворды
участникам пришлось не раз заглянуть в словарь или энциклопедию. В летние
каникулы детям было предложено принять участие в конкурсе «Открой свою
Вообразилию» и совершить путешествие по выдуманным литературным странам и
городам. Помогала им в этом книжная выставка «Остров “Читалия” на планете
“Лето”». При подведении итогов программы летнего чтения на празднике «Летний
марафон книгочея» ребята показали отличное знание и понимание сути слова,
мастерски играли словами, создали русским языком свой мир, превратив свои мечты
в реальность.



Хочется верить, что окунувшись вместе с библиотекарями в мир
русского языка, ребята научились почтительно обращаться с этим могущественным
орудием.



 





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы