Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (142)'11 - Русский язык
Конгресс собирателей русской культуры



Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы
СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург



 Идеи о возрождении национального духа, возвращения к корням
носятся в воздухе. Библиотека как социальный институт не может пройти мимо них.
Время активного собирания и продвижения русской культуры в сердце нации, в том
числе и в библиотечное дело, настало.


Во второй половине прошлого года библиотечно-образовательная
сфера Петербурга была насыщена событиями. Назову те из них, на которых мне
довелось присутствовать. Это: Конгресс «Новая народная школа России» (РГПУ им.
А. И. Герцена), Ассамблея пушкинских библиотек (ЦГДБ им. А. С. Пушкина),
«Погодинские чтения» (ЛОДБ), Перспективы развития библиотек ОУ в контексте
реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (АППО).



Попытаюсь осмыслить услышанное и увиденное, уловить
тенденции, расставить события по их общей настроенности и видению перспектив.
На первое место по значимости я ставлю Конгресс «Новая народная школа России».



 



В преддверии катастрофы?



Конгресс собрался для обсуждения самых острых проблем
отечественного образования, для поисков выхода из кризиса, для ответа на
вопрос, какая школа нам нужна. Это был не привычный набор отчётных докладов, а
действительно обсуждение, выдвижение концептуальных предложений, критика
современного состояния нашего образования, поиск главного пути его успешного
развития, а значит, и успешного развития России. В приветственном послании
Конгрессу Председателя Союза писателей России В. Н. Ганичева мы услышали: «На
протяжении уже двух столетий российская школа атакуется со всех сторон с
небывалым ожесточением. Непрекращающимся штурмом подвергается самое главное
наследие советского периода — сложившаяся и доказавшая свою ценность
национальная система образования и воспитания творческой, всесторонне развитой
личности». Эта мысль была поддержана и конкретизирована многими выступающими.
Система образования в СССР — величайшее завоевание педагогики. Она во многом
превзошла западную, сумела сформировать великий народ, победивший фашизм. Она
превратила Россию в сверхдержаву, способную первой выйти в космос, создать
культуру, признанную всем миром. Дети учились светло и радостно и без
репетиторов. Сегодняшние развивающие учебные программы отстают от общих
программ 60-х годов прошлого века.



В 1990-е годы государство бросило проблему образования на
произвол судьбы. Спохватившись и осознав значение образования для судьбы
России, оно в 2000 годах взялась за это дело, но вместо того чтобы сохранить и
укрепить отечественные традиции образования, государство поставило задачу
сломать сложившуюся систему, уничтожить достижения прошлых лет, решить проблему
по западному образцу. Таким горьким выводом в своём приветственном слове
поделился с аудиторией доктор культурологи С. Б. Смирнов, проректор по учебной
и воспитательной работе ведущего научно-методического центра России в сфере
отечественного образования — университета, им. А. И. Герцена. Он прямо сказал:
Год учителя, задуманный с целью формирования позитивного образа учителя,
провалился. Свидетельством провала служит появление фильма «Школа». Министр
образования и науки А. Фурсенко сделал всё, чтобы уничтожить саму профессию «Учитель»,
сократить педагогические вузы, заменить учителей выпускниками университетов.
Так, под предлогом избыточности самой системы образования в стране было
ликвидировано 70% малокомплектных школ, уволено 200 тысяч учителей. Концепция
образования, ориентированного на развитие нанотехнологий, оказалась под угрозой
срыва: нет выпускников, способных взять на себя выполнение этой задачи.
Московский государственный университет им. М. И. Ломоносова не может набрать
абитуриентов на этот факультет из-за их слабой образовательной подготовки,
из-за малограмотности учеников, из-за низкого интеллектуального развития
подрастающего поколения в целом. Нынешняя школа не справилась с творческой
составляющей образования детей. Ориентация на компетентность, а не на глубину знаний
школьников — это ориентация на снижение роли образования в формировании
личности.



Ожидать прорыва, улучшения качества образования не
приходится. С 1 января 2011 года Университет им. А. И. Герцена станет бюджетной
организацией. Бюджет в виде субсидий будет строиться в зависимости от
количества студентов и составит одну треть от сметы на 2009–2010 учебный год.
Государство намерено оплачивать лишь тот объём образовательных услуг, который
вошёл в Стандарт. Где стандарт — там контроль. Из невыполнения Стандартов
вытекают низкие результаты обучения, из них — низкий разряд учителя и,
следовательно, низкая зарплата; 36 часов в неделю вместо нынешних 18 станет
нормой. Кто не справится — уйдёт сам. В новом законе об образовании заложена
идея приватизации педагогических учреждений. Предполагается изъятие
собственности на основе тендера. Профессия педагога дискредитируется.
Лекционные часы на педагогические дисциплины сокращаются. Таковы последствия
нового закона «Об образовании».



Мысль о катастрофическом положении нашего образование была
развёрнута в основном докладе-размышлении И. Ф. Гончарова, директора центра
национального образования РГПУ им. А. И. Герцена, и в докладах других
выступающих. Было отмечено, что вопрос образования — это вопрос сохранения
нации. Время работает против страны и её будущего. Глобализация наступает.
Существует точка невозврата. Если мы сейчас не примем меры к созданию нужной
для страны системы образования, Россию ждёт гибель, признаки которой мы уже
наблюдаем. К ним надо отнести летаргическое состояние самосознания русского
народа, демографическую трагедию, духовное опустошение, экспансию эгоизма и
культа денег, антипатриотизм молодого поколения (по данным исследований 75%
молодёжи готовы покинуть Россию, как только представится возможность),
наркоманию и пьянство, возрастающее количество самоубийств.



Какова исходная причина российской катастрофы? Её И. Ф.
Гончаров видит в свойственном русскому народу комплексе национальной
неполноценности, в потере чувства национального достоинства. Этот комплекс
подтачивает государство и дух народа, веру в себя и в могущество страны,
порождает нигилизм, ведёт Россию к «операционному столу».



 



Утраченные корни



Эту точку зрения разделяет и профессор В. Е. Семёнов,
возглавляющий НИИКСИ СПбГУ. Он подтвердил эти печальные прогнозы данными
исследования о состоянии русского языка в студенческой среде Петербурга. По его
мнению, разрушена корневая система. Молодёжь не знает ни русских сказок, ни
русских народных песен. Её речь наполнена иностранной, жаргонной и уголовной
лексикой. Тенденцию приоритетности английского языка отметил и профессор В. М.
Акимов. Ему режутв глаза названия магазинов на главных улицах Петербурга на
английском языке, он уже нередко слышит от молодых людей вместо слова «улица»
английское «street». Разве это не унижение России?



Многие из выступающих на Конгрессе говорили о
духовно-нравственном кризисе, в котором пребывает Россия. Отмечали разрушение
семейных отношений. (Согласно официальным данным движения «В защиту детства» в
России 700 тысяч детей-сирот, более 2 млн детей и подростков абсолютно
неграмотных, 6,5 млн проживает в социально-неблагополучных семьях). Но
большинство выходивших к микрофону участников Конгресса видели причину
происходящего в крахе системы образования, в умалении роли учителя в
образовательном процессе, в отсутствии воспитательной работы в школе, в
американизации всей сферы досуга молодёжи.



Справедливости ради надо сказать, что критикуя новые
образовательные Стандарты, которые отчасти уже вступили в действие, выступающие
отметили и их положительные стороны, например, признание приоритетной роли
духовно-нравственного развития и воспитания детей. Однако это положение лишь
номинально провозглашается. Уже в начальной школе предполагается развить в
детях готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию,
создать установку поступать согласно совести, добиться понимания ребёнком
значения нравственности, однако нигде не прописано, как поставленную задачу
решать, как за неё взяться. Правила поведения выучить нетрудно, но как в
ребёнка вложить корневую культуру, как сформировать его духовные идеалы и
гражданское самосознание, как привить чувство национального достоинства? Для
ответа на этот главный вопрос и собрался Конгресс.



 



Путь восстановления



От установленного диагноза образовательной и шире —
социальной — болезни специалисты перешли к поискуспособов её лечения.



Одни считали, что спасёт положение инстинкт самосохранения:
пережили татаро-монгольское иго, переживём и это. Другие, особенно
священнослужители, видели спасение в православии и уповали на Бога. Третьи
искали точку опоры в великой русской культуре, в открытии её величия нынешним
детям. В этой связи заслуживает внимания выступление Б. А. Титова, профессора
СПбГУКИ, декана факультета «Семьи и детства». Он отверг концепцию спонтанного
воспитания, схожую с концепцией Руссо, и обосновал задачу целенаправленного
формирования личности, поставив на первое место формирование нравственного
идеала и духовных ценностей. Сегодня идеалом для многих подростков, сказал он,
является Абрамович, Собчак, поп-звезды. Среди идеалов нет ни учителей, ни
родителей. Дети не знают имен людей, прославивших Россию. Прежде всего надо
прививать ребёнку осознание принадлежности к социально-исторической общности: я
— часть семьи, я — часть школы, я часть — Отечества, я — часть планеты Земля, я
— часть природы. Важным является ориентация ребёнка на действия во благо других
людей («Что я сделал полезного для других?»).



Всеми присутствующими была поддержана позиция, выраженная в
решениях Конгресса: необходимо создать в России новую народную школу, где
центральной фигурой должен стать Учитель. Больше 20 лет отдал И. Ф. Гончаров
борьбе за создание Народной русской школы, за которую ратовал ещё



Д. К. Ушинский. Неприятие у нынешних властей вызывало само
слово «русская». Английские, японские, китайские и другие школы открыты, а
русскую — нельзя. И всё же усилия И. Ф. Гончарова не пропали даром. Помогло
открытие Фонда «Русский мир» с его установкой на распространение русской
культуры у себя в стране и в мире. Школы с так называемым «русским
компонентом», восстанавливающие историческую память народа, уже созданы и
входят в лучшую десятку российских школ. Они работают в рамках Всероссийского
общественно-педагогического движения «Русская современная школа». Это школа
нового типа, продуктом которой должны стать просвещённые, широко образованные,
самобытно мыслящие и преданные России люди.



О задачах новой школы как духовного центра окружающего
пространства кроме И. Ф. Гончарова, говорили



А. А. Иваненко, доцент кафедры философии РГПУ им. А. И.
Герцена, и профессор кафедры педагогики этого университета В. Б. Ежеленко. С
опытом работы таких школ познакомили присутствующих директор школы №4 города
Нерехта Костромской обл.



Е. Н. Маурина; заместитель директора по эксперементальной
работе школы №8 города Шадринска В. Н. Поташева; директор Андокской школы
Вологодской области, член Петровской академии наук и искусств Л. А. Савина;
директор Архангельской детской школы народных ремесел заслуженный работник
культуры РФ В. Н. Бурчевский; директор школы №411 г. Петергофа



С. Г. Вишнякова и др.



Очень содержательным и важным для меня как библиотекаря было
выступление директора православной гимназии, духовника кадетского корпуса,
настоятеля Свято-Александровской Пустыни Ярославской епархии иеромонаха Петра
(Василенко). Он один из немногих говорил о роли чтения и роли библиотеки при
гимназии, подчеркнул особое значение классической литературы в воспитании
детей, место Слова в классическом образовании. Он говорил о приобщении детей к
великой русской культуре, от которой существующий школьный Стандарт их отделил.



Специальная секция Конгресса была посвящена Учителю. Её вёл
А. В. Воронцов, заведующий кафедрой истории и теории социологии РГПУ им. А. И.
Гер­цена. Речь шла о месте учителя в учебном процессе. Говорили об утрате его
авторитета, эмоциональном выгорании, об утрате им всех управленческих нитей в
школе. О том, как властвуют над ним ученики, о том, что образ учителя сведён
ныне к образу продавца образовательных услуг. Большим поражением, ударом по
статусу Учителя как созидателя Человека явилось стандартизированное ЕГЭ с его
шаблонной банальностью. В новой школе, которая уже реально существует, Учителю отведено
центральное место. Здесь он выразитель народных дум и чаяний, соединитель душ,
собиратель крупиц национальной культуры, создатель национального идеала и
образец его.



Назвал имена людей, составивших гордость русской нации, Д.
В. Дрёмин, директор школы №536 им. Народного учителя СССР Т. И. Гончаровой. Его
доклад назывался «Изучение светочей России как духовно-нравственное возвышение
учащихся». Слушая его доклад, я невольно переносила роль учителя в деле
собирателя русских великих имён на библиотекаря. Именно у библиотекаря есть для
этого все возможности. Именно его миссию можно сравнить с миссией Ивана Калиты,
собирателя земли Русской. Библиотекарь профессионально подготовлен к сбору
нужной информации, в данном случае информации о великих личностях русской
истории, носителях лучших черт национального характера. Он помощник учителю
предметнику в подборе литературы к уроку или факультативу, на которых речь идёт
о героях России, её символах. Отобрать имена выдающихся людей, раскрыть через
их образы содержание исторического процесса, сделать их путеводителями для
подрастающего поколения — это его задача как библиотекаря и библиографа.
Великие государи, выразители русского духа, святые, воины, гении науки и
литературы, меценаты, деятели культуры, деловые люи, великие умельцы — это наш
национальный пантеон, которым мы можем гордиться. Их объединяет преданность
своей нации, жертвенность, чуткость к голосу совести, любовь к Родине.



Об одном из таких людей говорил



С. Н. Шаров, заведующий отделом по взаимодействию с
внецерковными организациями Александро-Невской Лавры. Он рассказывал о святом
князе Александре Невском. Именно его Россия выбрала своим символом на
общественном проекте «Имя России» в 2008 году. Это востребованный сегодня образ
России. Александр Невский — образованный человек, прославленный полководец,
мудрый политик, правитель, пример служения Отечеству, образец воли и веры.
Говоря современным языком это всестороннее развитая личность. Сегодня России
нужны сотни и тысячи таких людей. Александро-Невская лавра взяла на себя
подготовку национальной элиты по образу Александра Невского. Характерно, что
начала она это дело не с детей, а с учителей.



Нет спору, что знание великих дел наших предков и
современников имеет большое воспитательное значение. Но не меньшее, а может
быть, большее значение для понимания русского национального характера имеет
художественная литература. О роли великих национальных писателей, их
произведений как средстве воспитания у молодёжи любви к Родине, идущей через
чувства, через эмоциональное сопереживание, говорил профессор В. М. Акимов.
Модному сегодня «глянцевому чтиву» он противопоставил произведения таких
выразителей народных чаяний и национального самосознания, как Исаковский, Ф.
Абрамов, Н. Рубцов, А. Твардовский, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В.
Тендряков, А. Платонов. Я бы прибавила к этому перечню имена писателей, пишущих
для детей: В. Астафьев, Р. Погодин, В. Солоухин, К. Паустовский, М. Пришвин, Н.
Сладков, В. Бианки. О чём бы каждый из них ни писал, любовь к Родине пронизывала
всё их творчество, и эта любовь передавалась читателям.



Говоря о Конгрессе, посвящённом русской школе и русской
культуре, нельзя не сказать о журнале «Русская национальная школа»,
возглавляемом И.  Ф. Гончаровым. Журнал
существует два года. Его задача — знакомить учителей с творцами русского
просвещения, с историей русской педагогической мысли, с опытом сегодняшних
русских школ. Среди авторов журнала можно встретить фамилии В. Распутина, А.
Солженицына, В. Крупина, В. Чернушенко,



В. Ганичева и других известных писателей, музыкантов. У меня
в руках второй номер журнала за этот год. Здесь я вижу рубрики:
«Образовательная политика», «Слово главного редактора», « Педагогика русской
школы», «Сыны Отечества», «Золотая библиотека», под которой значится удивительная
статья



К. Паустовского «Язык и природа».



Слово «библиотека» на Конгрессе звучало нечасто, но одно то,
что второй день Конгресса проходил в Библиотеке им. Императрицы Марии
Фёдоровны, подтверждает: педагоги начинают осознавать роль библиотеки в
собирании русской культуры. Это радует. Можно надеяться, что в следующем
заседании Конгресса, которое решено созвать через год, количество библиотекарей
прибавится.



Если соотнести идеи Конгресса с содержанием библиотечной
работы с детьми, то открывается огромное поле педагогической деятельности для
собирания русской культуры и распространения её в детской, учительской,
родительской среде. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс —
универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных
культурных ценностей нации, то актуальными окажутся и народная педагогика,
сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках, и книги
народных ремеслах. Как никогда актуальной становится классическая литература,
раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности русского народа.
Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о её славных победах,
о вкладе России в мировую культуру. На передний план выходят книги о жизни
замечательных людей нашей страны: о полководцах и солдатах, писателях,
музыкантах, художниках. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о
природе России, о красоте родного края. Задача библиотекаря — осмыслить это
духовное богатство и передать его детям.



Конгресс «Новая народная школа России» состоялся 19 октября.
Неделей позже мы имели возможность познакомиться с Манифестом Никиты Михалкова.
Удивительные совпадения. Тут и там — призыв поверить в Россию, укрепить дух
нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всём мире, обрести
достоинство, повернуться к традициям, поставить во главу угла любовь к Родине и
служение Отечеству. Истинную культуру нельзя пассивно «усвоить, перенять,
унаследовать», к ней можно приобщиться только через труд души. Совпадает
понимание и самой русской нации, которая понимается как союз многочисленных
народов и племен. Недавно о доминирующей роли русского языка и русской культуры
мы услышали из уст Президента Д. А. Медведева. Эти совпадения не случайны, они
говорит о том, что подобные настроения в обществе назрели, эти идеи носятся в
воздухе. Библиотека как социальный институт не может пройти мимо них. Время
активного собирания и продвижения русской культуры в сердце нации, в том числе
и в библиотечное дело, настало.



 








Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы